Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа





Скачать 91.05 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Дата публикации08.12.2014
Размер91.05 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

Русского языка

_______________(Ерофеева Е.А.)
Решение заседания кафедры

Протокол № 1_

«_30_» _августа___2013 г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

Б1.Б4 «Педагогическая риторика»
Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: 050100 Русский язык и литература

Квалификация:бакалавр педагогического образования


Составитель: Барышева С.Ф., к.ф.н., доцент


Москва -2013


Пояснительная записка
Цель:  Формирование теоретических знаний и практических умений в области речевой коммуникации, видов педагогического общения (монологическая публичная речь различных жанров, диалогическая речь, профессиональная речь учителя)
Задачи:

  • Формирование представлений о риторике как искусстве публичной речи, о специфике педагогической речи

  • Формирование коммуникативной компетентности учащихся, улучшение собственной речи учащихся как средства и способа выражения личности, как средства оптимального общения и воздействия

  • Формирование навыков профессионального педагогического общения


Объем в ЗЕ: _2___

Время изучения: курс 1 очное отделение (набор 2013)
Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Современный русский язык, Русский язык в межкультурной коммуникации, Культура речи. Культура делового общения
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий кластер
Модуль направлен на формирование следующих компетенций

ОК ПедБ-10-И03 (Способен логически верно строить устную и письменную речь)

ОК ПеДБ-10-И12 (Способен использовать навыки публичной речи, ведения лискуссии и полемики)
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Задача Ф06ПедБ10/21 Использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в профессиональной деятельности
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, тесты идентификации, опрос, тесты на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями установления последовательности, тесты на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, тесты перекрестного выбора, классификация, ранжирование

2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы, анализ различных типов данных, конспектирование, реферат, слуховой анализ

3 уровень сложности: эссе, курсовая работа, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер

Содержание курса
1. Предмет и задачи риторики. Общая и частная риторика. Основные этапы развития риторики. История развития педагогической риторики.

Возникновение риторики, факторы ее возникновения. Античная риторика и педагогико-риторическая культура античности. Риторика Средних веков и эпох Возрождения и Просвещения. Западноевропейский педагогико-риторический идеал. Становление отечественного педагогико-риторического идеала. Основы гомилетики. История русской риторики. Современные направления риторики: опыт зарубежных школ речевого мастерства, современные речевые технологии.
2. Понятие общения и коммуникации. Понятие речевой деятельности. Риторическая компетенция. Коммуникативные нормы и коммуникативная компетенция.

Общение: понятие, виды и стили общения. Правила, стратегии и тактики общения. Невербальные средства общения. Социальная и коммуникативная ситуация, компоненты коммуникативной ситуации и ее фазы. Коммуникативные намерения. Речевая ситуация. Речевые стратегии и тактики. Речевой жанр. Коммуникативные качества речи. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Текст как продукт речевой деятельности. Речевой жанр. Риторическая компетенция (эвристичность, логичность, эстетичность, динамичность). Коммуникативные нормы как соответствие речи ситуации общения и ценностям и стандартам данной культуры.
3. Публичная монологическая речь. Риторический канон. Структура публичного выступления. Общие принципы управления вниманием аудитории.
4. Педагогическая риторика. Место и роль риторики в педагогическом процессе. Специфика педагогического общения. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности. Межличностное педагогическое речевое общение. Дидактическая беседа. Специфика проблемного обучения.
5. Педагогическая речевая техника

Способы вербального и невербального воздействия. Концепция гармонизирующего педагогического диалога. Закон эффективной коммуникации и построение урока на коммуникативной основе.
6. Риторический идеал. Речевой этикет учителя.

Понятие риторического идеала. Основные черты христианского педагогико-риторического идеала. Виды ораторской компетенции. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета. Культура речи учителя.
Основные понятия:
 Античная риторика, русская риторика, западноевропейская риторика, неориторика. Риторический канон: inventio, compositio, ornamenta, preparatio (memoria et exercitum). Топика и топы. Законы логики. Аргумент, силлогизм, энтимема. Рациональные и психологические аргументы. Риторический прием, разновидности приемов. Средства изобразительности речи. Невербальная риторика. Риторические качества речи и голоса. Вид и жанр речи. Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Эристика. Постулаты общения. Педагогическая риторика. Жанры педагогической речи. Речевой этикет учителя. Риторическая компетенция.
Тематика рефератов
1. Оратор Древней Греции/ Древнего Рима/ России: биографические данные и риторические заслуги

2. Информационная речь. Структура и правила подготовки.

3. Способы воздействия в современной публичной речи

4. Речевая манипуляция

5. Академическая речь. Речь учителя как разновидность академической речи.

6. Педагогическая речевая техника

7. Педагогический речевой идеал

8. Речевое взаимодействие

9. Коммуникативная компетентность педагога

10. Способы речевого воздействия учителя-словесника

11. Тропы как выразительное средство в современной педагогической речи

12. Фигуры речи как выразительное средство в современной педагогической речи.

13. Универсальные постулаты эффективного речевого общения.

14. Способы установления и поддержания речевого контакта в педагогической ситуации

15. Барьеры и конфликты в педагогическом речевом общении и способы их устранения.

16. Технологии речевого воздействия.
Список вопросов к зачету
1. Предмет риторики. Общая риторика. Ее разделы. Виды частных риторик..

2. Узкое и широкое понимание риторики

3. Предпосылки и условия возникновения риторики. Античная риторика. . Временные рамки и периоды античной риторики. Временные рамки и периоды древнегреческой риторики.

4. Софисты и их вклад в развитие риторики

5. Риторика в поздней античности и христианской средневековой культуре.

6. Риторика в контексте Возрождения и новоевропейской культуры.

7. Западноевропейский средневековый период развития риторики: временные рамки, виды риторик.

8.Развитие риторических традиций в России. «Риторика» М.В. Ломоносова.

9. Древнерусский период развития риторики: временные рамки и виды риторик

10. Риторика в России в средние века.

11. Риторика в России в 19-21 веках

12. Риторика в ХХ столетии.

13. Риорика в системе коммуникации.

14. Риторический идеал.

15 Общие требования к речи.

16 Ораторика как риторический жанр. Виды публичных выступлений по цели и форме.

17. Подготовка публичного выступления. Тема и тезис. Риторический канон. Пять частей классического риторического канона

17. . Вступление в речи. Типы вступлений. Концовка речи. Ее типы. Ее функция.

19. Смысловые модели (топы). Древние авторы о способах нахождения (изобретения) материала для речей

20 Структура доказательства. Способы доказательства. Виды аргументов. Ошибки в доказательстве.

21. Риторика и технологии коммуникативного воздействия. Приемы и уловки против тезиса оппонента и в защиту своего тезиса.

22 Эристика. Правила организация продуктивной дискуссии: ее участники, этапы развития.

23. Правила продуктивного спора.

24. Современная деловая беседа. Правила проведения.

25. Межличностное общение: понятие и виды. Основные тактики и виды общения

26. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

27. Невербальные средства общения.

28. Речевой этикет и его изменения в начале 21 века.

29 Педагогическая риторика: понятие и прдемет.

30 Функции педагогического общения.

31 Специфика педагогического общения.

32. Жанры педагогического общения.

33Структура убеждающей монологической речи.

34. Невербальные средства воздействия

35 Понятие уловки и их виды

36. Виды и способы речевой манипуляции
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
Основная литература

Ипполитова Г.А. Педагогическая риторика. – М., 2010.

Ладохина О.Ф. Педагогическая риторика [Текст] : пособие для студентов-филологов / О.Ф. Ладохина. – М. : Московский гуманитарный педагогический институт, 2012.

Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2012
Дополнительная литература

Словари-справочники:

Антология русской риторики. М., 1997.

Кохтев Н.Н Риторика. М., 1996.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.

Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.

Богданова Н.В. Словарь основных понятий и терминов риторики. М., 2001

Риторика. Словарь-справочник. Тамбов, 1999

Учебные пособия теоретического характера:

Александров Д.Н. Риторика. М., 2002.

Аннушкин В.И. Русская риторика. Исторический аспект. М., 2003.

Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика». М., 1989.

Античная риторика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1072.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.

Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

Вомперский В.П. Риторики в России 17-18 вв. М., 1989.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Гурвич С.С. и др. Основы риторики. Киев, 1998

Деловая риторика. М., 2010.

Дунаевская О.В. О стилях русского языка. М., 2010

Зарецкая Е.Н. Риторика и правила речевой коммуникации. М.. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на Дону, 2000.

Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. И., 1986.

Копнина Г.А. Риторические приемы современного русского литературного языка. М., 2009.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.

Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие. – М. - Издательский центр «Академия», 1998.

Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов М., 2008

Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М., Институт практической психологии, 1996.

Неориторика: история, проблемы, перспективы. М., 1987.

Риторика. Культура речи учителя : (Пед. риторика) : Сб. прогр. учеб. курсов. – М. : Флинта: Наука, 1998.

Ораторы Греции. М., 1985

Словарь русского речевого этикета. М., 2005

Усанова О.Г. Обобщающая речь учителя на этапе подведения стогов урока как педагогический речевой жанр. КД. М., 1997.

Хазагеров Г.Г., И.Б. Лобанов Риторика. Ростов-на-Дону, 2008

Хрестоматия по риторике. Античность – 18 век. Чебоксары, 1999.

Шевцов Е.В. Риторика: наука и искусство. М., 2008

Юнина Е.А. Педагогическая риторика. Учебное пособие. – Пермь 6 Изд-во ПОИПКРО, 1995.

Учебные пособия практического характера:

Анисимова Т.В. Практикум по риторике [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Анисимова - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. М., Издательский центр АЗ, 1995

Ваганова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. – 3-е изд. – М. 6 Флинта : Наука, 2004.

Рева Г.П. Практикум по риторике: учеб.-метод. пособие / Г.П. Рева. – М. : Компания Спутник, 2007.

Соснова М.Л. Тренинг коммуникативного мастерства. М., 2010.

Тимошенко Т.Е. Риторика. Практикум. М., 2009.

Шешунова С.В. Практикум по риторике: Учеб. пособие. Ч.2. – Дубна : Междунар. Ун-т природы, общества и человека., 2005.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.gramoty.ru,

http://www.philology.ru,

http://www.linguistlist.org и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск