Скачать 212.7 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой Русского языка _______________(Ерофеева Е.А.) Решение заседания кафедры Протокол № 1_ «_30_» _августа___2013 г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля Б3.В2. «Современный русский язык с основами языкознания» Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль: 050110 Русский язык и литература Квалификация: бакалавр педагогического образования Составители: к.ф.н., доц. Барышева С.Ф., к.ф.н., доц. Волков О.В., к.ф.н., доц. Давыдова О.А., д.ф.н., доц. Ковалева Н.А., к.ф.н., доц. Ерофеева Е.А. Москва -2013 Пояснительная записка Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современного русского литературного языка. Задачи: Дать учащимся научные знания о всех уровнях современной системы языка, о языковых нормах и тенденциях развития. Координировать современные научные взгляды по вопросам, связанным с трактовкой языковых явлений в лингвистической традиции и в учебных изданиях для высшей и средней школы, что обусловлено профессиональной направленностью курса. Закрепить теоретические знания и выработать навыки и умения анализа всех языковых единиц. Закрепить нормы владения устной и письменной речью, в частности орфографическими и пунктуационными нормами. Объем в ЗЕ: _31___ Время изучения: курс______I, II, III, IV______семестр_______1, 2, 3, 4, 5__________ Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: материал программы по русскому языку в средней школе Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: История языка, старославянский язык, ФАТ, курсов по выбору Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: - Владеет основными понятиями и терминами филологической науки (ПК ПедБ 10 И 01); Имеет представление об основных школах и направлениях отечественного и зарубежного языкознания и литературоведения (ПК ПедБ 10 И 02); Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (ПК ПедБ 10 И 03); Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций(ПК ПедБ 10 И 04); Имеет представление о современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей(ПК ПедБ 10 И 05); Способен анализировать на основе существующих научных концепций различные типы и виды текстов (ПК ПедБ 10 И 06); Имеет представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка (ПК ПедБ 10 И 07); Владеет основами технологий работы с различными типами справочной и учебно-справочной литературы (учебно-справочные издания) и разнообразной электронно-справочной литературой(ПК ПедБ 10 И 08); Владеет основами устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления собственных методических и научных материалов (ПК ПедБ 10 И 11); Владеть основными навыками литературоведческого и лингвистического анализа художественного текста (ПК ПедБ 10 И 12); Владеет методами и приемами создания и редактирования разных типов и видов текстов (ПК ПедБ 10 И 13). Владеет нормами письменной и устной речи (ПК ПедБ 10 И 15) Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ: Использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания, тесты идентификации, опрос, тесты на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями установления последовательности, тесты на дополнение, тесты с заданиями на исключение лишнего, тесты перекрестного выбора, классификация, ранжирование 2 уровень сложности: реферат, структурирование проблемы 3 уровень сложности: эссе, курсовая работа, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - инструментальный кластер Содержание курса Понятие о современном русском литературном языке. Современный русский язык как этап исторического развития русского языка. Нормы и некодифицированная речь. Понятие литературной нормы, ее стабильность и историческая изменчивость. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные направления в современной русистике. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Фонетика современного русского литературного языка. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Гласные и согласные звуки. Русский слог. Ударение. Интонация. Фонология. Фонема. Определение фонемы. Состав гласных и согласных фонем. Синтагматика и парадигматика фонем. Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Тенденции развития современных произносительных норм. Графика. Графема и буква. Принципы русской графики. Орфография. Принципы русской орфографии. Современные орфографические словари и справочники. Лексикология и фразеология современного русского литературного языка. Лексика как особым образом организованная система. Эпидигматические, парадигматические, синтагматические и деривационные отношения в лексике. Слово как основная номинативная единица. Семасиология и ономасиология как разделы лексической семантики. Аспекты лексического значения слова. Виды лексического значения. Структура лексического значения. Семный анализ значения слова. Семантическая структура слова. Омонимическая, синонимическая, антонимическая парадигмы. Паронимия и парономазия. Гиперо-гипонимическая парадигма и другие объединения лексики. Семантическое поле. Ономастика как раздел лексикологии. Функционально-стилевая характеристика русского языка. Эмоционально-экспрессивная характеристика русской лексики. Генетическая характеристика лексики. Лексика активного и пассивного запаса. Социально-функциональная характеристика лексики. Фразеологизм как особая косвенно-номинативная единица языка. Семантические типы фразеологизмов. Семантическая структура фразеологизма. Форма фразеологической единицы. Функционально - стилевая характеристика русской фразеологии. Стилистическая дифференциация русской фразеологии. Активная и пассивная фразеология. Историческое формирование русской фразеологии. Лексикография. Типы словарей. Основные толковые словари русского языка ХIХ – ХХI вв. Морфология современного русского литературного языка. Основные понятия морфемики. Морфема и морф. Морфонология. Алломорфы и варианты морфемы. Морфемная структура русских слов. Морфонологические явления на стыке морфем. Исторические изменения в морфемной структуре слов. Задачи и методика морфемного анализа. Словообразование. Синхрония и диахрония в словообразовании. Словообразовательный анализ слова в синхронном плане. Понятие словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательной парадигмы, словообразовательного гнезда. Типология русского словообразования. Понятие словообразовательного типа, словообразовательной модели и словообразовательного способа. Основные способы русского словообразования. Активные процессы в современном русском словообразовании. Морфология. Система морфологических категорий. Типы грамматических категорий. Выражение грамматического значения. Формообразование. Морфологическая парадигма. Функционирование морфологических форм. Система частей речи. Учение о частях речи. Современная классификация частей речи. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категории рода, числа, падежа имен существительных. Типы склонения существительных по школьной и вузовской программам. Морфологический анализ имени существительного. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Значение, изменение, употребление прилагательных. Склонение имен прилагательных. Разновидности склонения прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное. Разряды числительных, морфологические категории, особенности склонения. Местоимение как часть речи. Разряды по семантике. Возможные классификации местоимений в русском языке. Глагол как часть речи. Объем глагольной лексемы. Основы глагола. Грамматические признаки глагола. Инфинитив как форма глагола. Его значение, образование, синтаксические функции. Категория вида глагола. Способы глагольного действия. Связь категории вида с категориями времени и наклонения. Понятие о залоге как словоизменительной категории глагола морфолого-синтаксического типа. Современные концепции русского залога. Способы выражения залоговых значений. Состав категории наклонения в русском языке. Категория времени глагола. Система времен русского глагола: образование и основные значения временных форм. Категория лица и числа глагола. Связь категорий лица и числа в глаголе. Спряжение глаголов. Классы глаголов. Причастие в системе глагольных форм. Проявление глагольных категорий и именных признаков в причастных формах. Деепричастие в системе глагольных форм. Проявление глагольных категорий в деепричастиях и наречных признаков. Семантика, морфологические особенности, синтаксические функции наречий. Возможные классификации наречий. Категория состояния как особая часть речи. Неполнознаменательные части речи. Общая характеристика служебных частей речи. Союз как служебная часть речи. Союзные слова в русском языке. Предлоги как служебная часть речи. Возможные классификации предлогов. Частицы, возможные классификации русских частиц: по значению, функции, составу, формо- и словообразовательным свойствам и происхождению. Модальные слова, их возможные классификации. Междометия и звукоподражания как особые классы слов. Понятие функциональной и лексической омонимии. Диахронные и синхронные явления переходности в грамматическом строе языка. Синтаксис современного русского литературного языка. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложения, сложное синтаксическое целое и текст. Основные виды синтаксической связи, их реализация в различных синтаксических единицах. Синтаксис слова и словосочетания. Различные аспекты характеристики словосочетания. Виды синтаксической связи и ее зависимость от характера синтаксических отношений между компонентами словосочетания. Трансформация присловных связей между компонентами словосочетания в предложении. Синтаксис простого предложения. Различные подходы к определению предложения. Структура простого предложения в трактовке авторов «Русской грамматики». Структурной схема предложения и ее составляющие. Классификация предложения по разным основаниям. Семантика и способы выражения главных и второстепенных членов предложения. Осложнение простого предложения. Коммуникативная организация простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Разграничение простого и сложного предложения. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Типология сложного предложения. Сложносочиненное предложение и его типология, базирующаяся на синтаксических отношениях между предикативными конструкциями. Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации СПП в отечественной лингвистике. Структурно-семантическая классификация СПП. СПП нерасчлененной и расчлененной структуры. СПП контаминированной структуры. Бессоюзное сложное предложение: средства связи предикативных конструкций. Типология БСП: БСП открытой и закрытой структуры. Многочленные сложные предложения. Уровни членения многочленных сложных предложений. Чужая речь. Основные понятия синтаксиса текста. Текст в формальном, семантическом и коммуникативном аспектах. Монологические и диалогические формы речи. Принципы русской пунктуации. Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке. Основные понятия: Фонетика, звук, гласные и согласные звуки, тоны и шумы, место и способ образования, звонкость/глухость, твердость/мягкость, ряд, подъем, лабиализованность, слог, слоговые и неслоговые звуки, слогораздел, открытые и закрытые слоги, прикрытые и неприкрытые слоги, ударение, клитики, проклитики, энклитики, речевой такт, фраза, фразовое, тактовое и логическое ударение, интонация, фонема, нейтрализация фонем, сильные и слабые позиции фонем, гиперфонема, фонематическая транскрипция, интегральные и дифференциальные признаки фонем, позиционные фонетические чередования, ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, оглушение, орфоэпия, произносительная норма, графема, фонематический и позиционный принципы русской графики, орфограмма. Лексикология, слово; лексема и семема; значение слова, лексико-семантический вариант; сема, вида сем: гиперсема, гипосемы; денотативные семы, коннатативные семы; моносемичные и полисемичные лексемы; прямое и переносное значение слова; метафора, метонимия, функциональный перенос, синекдоха; граф; эпидигматические, парадигматические, синтагматические, деривационные отношения в лексике; омонимическая парадигма, лексические омонимы и явления, сходные с омонимией: омоформы, омофоны, омографы; синонимическая парадигма, синонимические ряд, доминанта синонимического ряда, виды синонимов: идеографические, стилевые, стилистические; антонимическая парадигма, виды антонимов: полные и неполные, контрарные, контрадикторные, векторные; конверсивы; паронимы, парономазия; гиперо-гипонимическая парадигма; лексико-грамматическая группа; семантическое поле; исконная лексика и заимствованная, освоенная и неосвоенная, славянизмы; межстилевая и стилистические окрашенная лексика; нейтральная и эмоционально-экспрессивная лексика; лексика неограниченного употребления и диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы; лексика активного запаса и пассивного; историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы; лексикография, толковый словарь, лексикографические пометы; фразеология, фразеологизм, фразеологическая единица; фразеологические сращения, единства, идиомы, сочетания, выражения. Морфология, морфемика, морфема, морф, алломорф, корень, аффикс, суффикс, префикс, постфикс, интерфикс, флексия, основа слова, основа словоформы, опрощение, переразложение, производное слово, производящее слово, словообразовательная пара, формант, словообразовательный тип, словообразовательная парадигма, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, лексическая и синтаксическая деривация; морфология, словоформа, форма слова, грамматическое значение, выражение грамматического значения, грамматическая категория, содержательный компонент грамматических категорий, система грамматических категорий, морфологическая парадигма; классифицирующие и словоизменительные категории имени, типы склонения, родовые различия, категория одушевленности/неодушевленности, именные и атрибутивные функции прилагательных, местоимение, числительное, спрягаемые и именные формы глагола, классы глаголов, глагольные и именные категории глагола, причастие и деепричастие; наречие, категория состояния, служебные части речи, функциональная и лексическая омонимия, явление синкретизма, диахрония, синхрония, многоступенчатость морфологического анализа. Синтаксис, словосочетание, сочинение, подчинение, координация, предсказуемость / непредсказуемость связи, обязательность / необязательность связи, детерминант, предикативность, структурная схема, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные / невосклицательные предложения, отрицательные и утвердительные предложения, подлежащее, простое глагольное, составные именное, глагольное, наречное, трехчленное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, односоставные предложения, полнота / неполнота простого предложения, незамещённая синтаксическая позиция, актуальное членение предложения, тема, рема; сложное предложение, сочинение, подчинение, сочинительный союз, конкретизатор, подчинительный союз, союзное слово, опорное слово, коррелят, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, бессоюзное сложное предложение, ССП открытой структуры, ССП закрытой структуры, ССП однородного состава, ССП неоднородного состава, СПП расчлененной структуры, СПП нерасчлененной структуры, СПП контаминированной структуры, БСП открытой структуры, БСП закрытой структуры, дифференцированные отношения, недифференцированные отношения, многочленное сложное предложение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, последовательное подчинение, сгруппированная структура, несгруппированная структура, уровень членения МСП, чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, сложное синтаксическое целое, абзац.1п Национальный язык, государственный язык, язык международного общения, языковые тенденции, современная литературная норма. Тематика рефератов
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Основной учебник по всем разделам курса: Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. Часть II. Морфология. Синтаксис. – М., 2011. Дополнительная литература
II. Лексикология и фразеология современного русского литературного языка Дополнительная литература
Словари
III. Морфология современного русского литературного языка Дополнительная литература
IV. Синтаксис современного русского литературного языка Дополнительная литература
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа... ... |