Скачать 55.06 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой Русского языка _______________(Ерофеева Е.А.) Решение заседания кафедры Протокол № 1_ «_30_» _августа___2013 г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Синкретизм в системе частей речи» Направление: 050100 Педагогическое образование Профиль: 050100 Русский язык и литература Квалификация: бакалавр педагогического образования Набор 2013-2014 года Составитель: Семенова Н.А. , к.ф.н., доцент Москва -2013 Пояснительная записка Цель: исследование актуальных проблем морфологии (на материале именных частей речи). Задачи: - углубление знаний, полученных в основном курсе современного русского языка об именных частях речи; - формирование умений выявлять различия между лексическим и грамматическим значением слова; - приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, посвященной изучению грамматических категорий именного слова в современном русском языке; - овладение нормами устной и письменной речи, изучение особенностей формообразования именных частей речи. Объем в ЗЕ: 4 Время изучения: курс IV семестр 8 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык, Фонетика) Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Современный русский язык, Типология членов предложения в современном русском языке, Структура и семантика многочленного сложного предложения. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): - Имеет представление об истории, современном состоянии и тенденциях развития русского языка, его родственных связей и типологических особенностей Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос, тесты с заданиями на исключение лишнего, классификация, ранжирование 2 уровень сложности: конспектирование, реферат, анализ различных типов данных 3 уровень сложности: эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировоззренческий кластер Краткое содержание курса Общие сведения. Оппозиции внутри самостоятельных частей речи. Противопоставление имен и глаголов. Противопоставление местоименных и неместоименных слов. Противопоставление имени существительного как имени предмета и всех остальных признаковых частей речи. Синкретичные явления в системе частей речи. Причины синкретизма. Теория полевой структуры частей речи. Теория поля в грамматике (В.Г. Адмони). Ядро и периферия именных частей речи. Теория трех рангов Отто Есперсена. Объем именных частей речи. Морфологические разряды и их отношение к частям речи. Имя существительное. Продуктивные тенденции в развитии категории рода. Продуктивные тенденции в развитии категории числа. Синтаксические (грамматические) и семантические падежи (Е. Курилович), восполняющие падежи (Н.Ю. Шведова). Имя прилагательное. Отличие грамматических категорий имени прилагательного от имени существительного. Имя числительное. Своеобразие значения имени числительного. Специфика морфологического оформления числительного. Вопрос о неопределенно-количественных словах русского языка в современной грамматике. Местоимение. Традиционный и современный подход к словарному составу местоимения как части речи. Склонение именных частей речи. Теория русского именного словоизменения А.А. Зализняка. Классификация по типам склонения в зависимости от набора падежных флексий. Основные типы парадигм. Нестандартные и вариантные окончания. Современные тенденции в области склонения существительных. Дефектные парадигмы. Современные тенденции в области склонения числительных. Несклоняемые именные части речи. Продуктивные типы образования аналитических признаковых наименований. Тематика рефератов
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Основная литература: Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. М., 2011. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 2005. Дополнительная литература:
|
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013г. Программа модуля «Психология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа модуля «Лексикология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 28 августа 2013 г. Аннотированная... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г. Программа... ... |