Скачать 162.91 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2008 г. ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛИСТИКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы: ___________________________/Комаров С. А. / «______»___________2008 г. Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы от «__»_____2008 г., протокол №____. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой _____________________________/Эртнер Е. Н./ «______»___________ 2008 г. Рассмотрено на заседании УМК Института филологии и журналистики 23 сентября 2008 г., протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ИФиЖ __________________ /Рацен Т.Н./ «23» сентября 2008 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ________________________/Федорова Н. А./ «_____»_____________ 2008 г. Комаров С.А. ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛИСТИКИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень, 2008. 12 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студента, список контрольных вопросов к зачету, список рекомендуемой литературы. Соответствует ГОС ВПО. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Литература и критика в аспекте регионалистики [электронный вариант]\ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой русской литературы и Учебно-методической комиссией филологического факультета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., доктор филол.наук, профессор, завкафедрой русской литературы © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. © Комаров С.А., 2008.
Цели и задачи дисциплины. Цель курса – дать студентам основы профессионального виденья развития отечественной литературы как литературы, создающейся в конкретных регионах страны и имеющей многоуровневую и многорядную структуру. Задачи курса: 1) познакомить студентов с направлениями и проблематикой изучения региональных культурных центров, с понятийно-терминологическим аппаратом исследований данной профильности; 2) закрепить и расширить знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «История русской литературы», «Введение в литературоведение», «Литературное краеведение». Эти цель и задачи определяют место дисциплины в учебном процессе. Дидактические единицы: Локальные культуры; роль литературной критики; национально-региональный (вузовский) компонент. Требования ГОС ВПО: литературный процесс, система основных понятий науки о литературе, приемы анализа литературного произведения. Количество учебных часов по дисциплине -
Тема 1 Региональность литературы как теоретическая и историко-литературная проблема Мировая литература и проблема ее региональности. Континентальная литература и проблема ее региональности. Роль регионов в становлении национальной литературы. Роль регионов в развитии национальной литературы. Соотношение социально-географических и культурных классификаций региональности. Понятия «культурного региона», «культурного гнезда», «культурного центра». Проблема «столица-провинция» в аспекте региональной проблематики. Опорные понятия темы: региональность литературы, культурное гнездо, культурный центр. Тема 2 Литература и критика Сибири как модель культурного региона Сибирь как феномен и понятие. Структурные элементы «литературной Сибири», периодизация ее развития. Понятия «литературная традиция Сибири», «сибирский текст», «сибирский писатель», «мифологемы образа Сибири». «Литературная Сибирь» и сопредельные территории, борьба за символический капитал, стратегия и формы этой борьбы. Роль Екатеринбурга (Свердловска) в данном процессе. Категории «свой» - «чужой» как методологический инструментарий. Опорные понятия темы: литературная традиция Сибири, сибирский текст. Тема 3 Тюмень в аспекте региональности литературы Понятия «литература Тюменского края», «тюменский текст». Треугольник «Тобольск – Омск – Тюмень» в аспекте самоопределения художественной словесности Тюмени. Роль и история форм организации литературного процесса в Тюмени. Русская литература Тюмени и ее соотношение с литературами народов Тюменской области. Понятия «русскоязычная литература» и «русскоязычный писатель». Опорные понятия темы: литература Тюменского края, тюменский текст, русскоязычная литература. Тема 4 Региональный субъект художественного словесного творчества Личностные стратегии творческого поведения писателей Сибири (Ершов, Милькеев, Залыгин, Распутин, Вампилов, Лагунов, Шесталов, Неркаги, Айпин, Белов, Строгальщиков), историческая динамика и типология личностных стратегий. Фазы творческой биографии субъектов профессиональной деятельности. Региональный литературный критик: эстетическая платформа, формы и жанры деятельности, ориентация на национальные образцы, статус и место в истории региональной критики. Периодизация истории литературной критики Тюменской области. Индивидуальный портрет критика. Опорные понятия темы: стратегия творческого поведения, творческая биография, региональная литературная критика. Тема 5 Культурно-национальный фактор в формировании регионального субъекта художественной словесной деятельности Ненецкая и хантыйская культуры и судьбы русскоязычных писателей послевоенного поколения (Айпин, Вэлла, Неркаги). Традиционная культура (миф и фольклор) как фундамент творчества. Посвященность художника как фактор его жизнеповедения и этнопоэтики. Универсализирующая и феноменолизирующая парадигмы осмысления опыта мастеров многонациональной литературы России. Интуициосфера художественного опыта мастеров послевоенного поколения хантов и ненцев. Онтологичность их художественных исканий и динамика эстетических форм. Опорные понятия темы: традиционная культура, парадигма, интуициосфера, онтологичность. Тема 6 Анализ художественного целого регионального писателя Анализ стихотворного текста («Чолпон» Н.М. Шамсутдинова, «Письмо» Ю.К. Вэллы, «Вечереет» Н.В. Денисова, «Люблю неторопливые слова» А.И. Васильева). Анализ прозаического текста («Русский Лекарь» Е.Д. Айпина, «Молчащий» А.П. Неркаги). Анализ книги как художественного целого («Триптихи (Три по семь)» Ю.К. Вэллы, «Время дождей» Е.Д. Айпина). Опорные понятия темы: анализ текста, книга, художественное целое. Тема 7 Жанровая специфика регионального литературного текста Анализ литературной сказки («Конек-Горбунок» П.П. Ершова). Анализ сказа («Солдатские сказы» И.М. Ермакова). Анализ повести («Илир» А.П. Неркаги). Анализ романа («Божья матерь в кровавых снегах» Е.Д. Айпина). Анализ драмы и комедии («Прошлым летом в Чулимске» и «Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова). Анализ элегии (тексты В.И. Белова). Анализ поэмы («Сузге» П.П. Ершова). Опорные понятия темы: анализ текста, жанровая специфика текста. Тема 8 Научная и справочная литература уральского и сибирского регионов о художественной словесности и критике Академические издания текстов. Литературные серии и собрания сочинений. Региональные энциклопедии, справочники. Антологии и хрестоматии, комментарии. Биобиблиографические указатели. Коллективные монографии, монографии, сборники научных работ. Учебно-методические издания. Принципы работы читателя с разного типа источниками. Опорные понятия темы: источник, научная литература, справочная литература. Тема 9: Сибирский интертекст русской литературы Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
Тема 10: Литература в борьбе за символический капитал территории Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
Тема 11: Тюменский текст Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
Тема 12: Личностная стратегия творческого поведения писателя и критика Сибири Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
Тема 13: Анализ стихотворного текста регионального поэта Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
Тема 14: Знаки региональности в драматургическом тексте Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
Тема 15: Типы научной и справочной литературы Вопросы для обсуждения:
Задания для выполнения на семинарском занятии:
А) Контрольная письменная работа по анализу одного художественного текста. Предполагается два типа тем: 1) «Вечереет» Н.В. Денисова как идиллия; 2) «Вечереет» Н.В. Денисова как явление «тихой лирики». Иначе говоря, текст в аспекте жанровой специфики или текст в аспекте связи с надрегиональным жанрово-стилевым течением. Объем – 2–3 страницы формата А 4. Текст для анализа согласовывается с преподавателем курса. Б) Письменная характеристика научных или справочных источников одного типа (не менее трех единиц источников). Объем – 2 страницы формата А 4. В) Личностный портрет регионального писателя или критика. Объем – 3–4 страницы формата А 4. Структурные элементы и понятия должны быть графически выделены в работе. Тематика рефератов
Требования к выполнению и оформлению реферата: а) объем 4–5 страниц формат А 4; б) наличие списка использованной литературы; в) наличие в тексте постраничных сносок на использованную литературу; г) творческий характер текста; д) наличие понятийно-терминологического аппарата, графически выделенного в тексте.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература:
Дополнительная литература:
7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Альбом портретов писателей сибирского региона, видеофильмы о писателях Тюменского края. Комаров С.А. ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА В АСПЕКТЕ РЕГИОНАЛИСТИКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031001.... Рассмотрено на заседании умк филологического факультета 23. 09. 2008 г., протокол №1 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная | ||
Литература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая... «Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения) | Учебно-методический комплекс заочная и для студентов направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26. 03. 2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26. 03. 2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры Истории и теории журналистики, 26. 03. 2008 №6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Пояснительная записка к дисциплине «Техника речи» Гаврикова Э. О. Техника речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология. Форма... | ||
Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | Пояснительная записка Цели и задачи. Основной целью дисциплины «Иностранный язык (Английский)» Иностранный язык (Английский язык). Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 «Филология».... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Рацен Т. Н. Культура речи в аспекте рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700. 68 Филология.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | ||
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» Специальность: 031001.... Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... |