Скачать 177.68 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).В.6.1 ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050300.62 Филологическое образование профиль «Русский язык и литература» (код и наименование направления/ний) Утверждено на заседании кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 8 от 20.01.2012 г.) Зав. кафедрой ______________________________ С.А. Антошина Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Иванова Л.Л., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ. 1.2 Рецензенты: Пожидаева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ; Макаров А.В., заведующий литературной частью театра КСФ. 1.3 Пояснительная записка: Курс «Литература и театр» предназначен для студентов – бакалавров 3 курса ФФЖиМК. Он посвящен соотношению театрального искусства и литературы. Курс расширяет представление студентов о природе искусства как такового, поясняет взаимосвязь литературного первоисточника (драматургии) и сценического воплощения (театральной интерпретации). В изучении курса соблюден принцип историзма. Много внимания уделено ознакомлению студентов с театральной ситуацией Москвы, С. – Петербурга, северо-западного региона России, Мурманска. УМК предполагает ознакомление студентов с основами актерского мастерства, режиссуры. Практические навыки, приобретенные в ходе изучения курса – написание театральной рецензии, инсценирование. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. Дисциплина в ГОС ВПО не представлена. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. История зарубежной и отечественной драматургии. 8 часов лекций. 4 часа практических занятий. От античного театра – к театру современному. Античная драматургия. Трагедия и комедия. Театр эпохи Средних Веков и Возрождения. Театр Шекспира. Театр эпохи Просвещения. Сентиментальная «мещанская» драма. Русская драматургия 18-19 вв. Своеобразие театра Чехова. Советская драматургия. Творческий портрет Александра Вампилова. Современная мировая и отечественная драматургия. Раздел 2. Театральная ситуация в России. 10 часов лекций 2 часа практических занятий. Основные театры Москвы. Малый театр (Дом Островского). МХАТ (традиции и современность). Театр им. Вахтангова. Театры С. – Петербурга. Малый драматический театр. Театр им. Комиссаржевской, Театр им. Пушкина, Театр Комедии. Режиссеры. Актеры. Художники. История мурманских театров. МДТ. Театр СФ. Кукольный театр. Раздел 3. Основы театральной критики. 2 часа лекций. 4 часа практических занятий. Роль критики в театральном искусстве. Интерпретация пьесы театром. Интерпретация спектакля критиком. Театральная рецензия. Творческий портрет. Историко-театральный очерк. Раздел 4. Основы театрального искусства. 6 часов практических занятий. Система Станиславского. Система Михаила Чехова. Упражнение. Этюд. Инсценировка. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Театр Древнего Рима. Театр Средних веков. Театральная «провинция». Театральная рецензия. Инсценировка. Портал ТЕАТР http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB:%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие №1 Театр Шекспира.
Проблемный вопрос : в чем сложность воплощения театра Шекспира на современной сцене ? Рекомендованная литература :
Практическое занятие №2 Театр Вампилова.
Проблемный вопрос : Актуален ли театр Вампилова сегодня ? Рекомендованная литература : Л. Иванова «Вампилов : творческая индивидуальность», Мурманск, МГГУ, 2010. Практическое занятие №3
Проблемный вопрос : Какой театр представляется Вам необходимым сегодня для молодежной аудитории ? Рекомендованная литература : Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г. Практическое занятие № 4. Основы театральной критики.
Проблемный вопрос: В чем заключается искусство театральной критики? Рекомендованная литература: Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г. Практическое занятие №5. Интерпретация спектакля.
Проблемный вопрос: В чем и как выражается авторская позиция критика – рецензента? Рекомендованная литература: Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г. Практическое занятии № 6. Основы системы Станиславского.
Проблемный вопрос: Какими свойствами должен обладать человек, чтобы постичь основы театрального мастерства по системе Станиславского? Рекомендуемая литература: К. С. Станиславский СС в 8 томах ГИ Искусство, М., 1954. К.С. Станиславский Из записных книжек (в 2-х т.) – М.: Всерос. Театр. О-во, 1986. Практическое занятие № 7. Основы системы Михаила Чехова.
Проблемный вопрос: Какими свойствами необходимо обладать, чтобы усвоить азы системы Михаила Чехова? Рекомендованная литература: 1. М.Чехов. Литературное на наследие. В 2-х т. – М.: Искусство, 1986 . 2. К.С. Станиславский СС в 8 томах ГИ Искусство, М., 1954. 3. К.С. Станиславский Из записных книжек (в 2-х т.) – М.: Всерос. Театр. О-во, 1986. 4. Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография? Мурманск, МГГУ, 2009 г. Практическое занятие № 8. Анализ сценического действия. Основы инсценирования.
Проблемный вопрос : изменится ли смысл повести при инсценировании ? Рекомендованная литература : Ершов П.М. Искусство толкования . В двух частях. – Дубна. Изд. Центр «Феникс, 1997 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8. Рекомендуемая литература: ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЬЕСЫ Фонвизин Д. Недоросль. Грибоедов А. Горе от ума. Пушкин. А. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Гоголь Н. Ревизор. Женидьба. Лермонтов М. Маскарад. Тургенев И. Месяц в деревне. Нахлебник. Островский А. Свои люди - сочтемся. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Бесприданница. Таланты поклонники. Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина. Толстой А. Царь Федор Иоанович. Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. Толстой Л. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп. Горький М. Мещане. На дне. Маяковский В. Клоп. Булгаков М. Дни Трубиных. Мольер. Арбузов А. Таня. Розов В. Вечно живые. Володин А. Пять вечеров. Вампилов А. Утиная охота. Софокл. Царь Эдип. Лопе де Вега. Собака на сене. Шекспир В. Гамлет. Отелло. Ромео и Джульетта. Король Лир. Укрощение строптивой. Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан. Бомарше П. Женидьба Фигаро. Шиллер Ф. Коварство и любовь. Мария стюард. Ибсен Г. Кукольный дом. Шоу Б. Пигмалион. Метерлинк М. Слепые. Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети. Улиьямс Т. Стеклянный зверинец. Ионеско Э. Носорог. Беккет С. В ожидании Годо. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Очерки истории русской театральной критики. Т. 1,2,3. М., 1987 История советского театроведения. М., 1981. Кугель Р. Театральные портреты. Л., 1967. Щепкин М. Записки актера Щепкина. В кн.: М.С. Щепкин: 2-х т. М., 1984. Т. 1. Соловьева И. Немирович-Данченко. М., 1979 (Серия "Жизнь в искусстве") Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981 (Серия "Жизнь в искусстве") Туровская М. Бабанова. Легенда и биография. М., 1981. Зингерман Б. Очерки драмы ХХ века. М., 1977. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985. Смелянский А. наши современники. М., 1981. Чехов М. Литературное наследие: В 2-х т. М., 1970. Брук П. Пустое пространство. М., 1976. Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984. Швыдкой М. Секреты странствующих комедиантов. М., 1992. 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств. А) телевизор и видеомагнитофон, Б) аудиопроигрыватель, В) мультимедийный видеопроектор, Г) ноутбук. 1.9.2 Перечень используемых пособий. Иванова Л. Л. Мурманские подмостки (очерки и рецензии). Монография: Мурманск, МГГУ, 2009 г. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Тестовые задания по курсу «Литература и театр».
А) род литературы Б) жанр литературы В) метод художественного анализа текста Ответ – А, 3 балла
А) авторских ремарок Б) драматургического конфликта В) хронотопа Ответ – Б, 3 балла
А) инсценирует пьесу Б) интерпретирует сюжет В) разыгрывает текст пьесы по ролям Ответ – Б, 5 баллов
А) высказать свою точку зрения на спектакль Б) понять и оценить интерпретацию пьесы режиссером В) пересказать содержание спектакля и отметить лучшие актерские работы Ответ – Б, 5 баллов
А) катарсис Б) перипетию В) иронию Ответ – А, 3 балла
А) многожанровостью пьес Б) эстетической монолитностью В) приемом «айсберга» Ответ – А, 4 балла
А) элемент абсурда Б) лирическое начало В) героический пафос Ответ – А, 4 балла
А) бытовыми реалиями Замоскворечья Б) психологизмом В) стихотворными репликами Ответ – Б, 4 балла
А) Сухово-Кобылин Б) Коляда В) Петрушевская Ответ – А, 3 балла
А) Иркутская история Б) В добрый час! В) Прощание в июне Ответ – В, 3 балла
А) принцип физического действия Б) эмоциональность актера В) разумность Ответ – А, 5 баллов
А) трудолюбие Б) внешнюю привлекательность В) развитое воображение Ответ – В, 5 баллов
А) сохранить дух произведения Б) привнести идеологические «поправки» В) выдержать объем произведения Ответ – А , 4 балла
А) А. Вампилов «Старший сын» Б) Ю. Поляков «Одноклассники» В) Л. Петрушевская «Квартира Коломбины». Ответ – Б, 3 балла
А) С. Абдиев Б) Ю. Фекета В) Н. Ковалев Ответ – Б, 3 балла
А) МХАТ Б) Табакерка В) Театр им. В. Комиссаржевской Ответ – В, 3 балла Всего баллов – 60. От 55 – 60 – ОТЛИЧНО От 45 до 55 – Хорошо Ниже 20 баллов – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету. 1.Античный театр 2. Театр Средних веков. 3. Театр эпохи Возрождения. 4. Театр Шекспира. 5.Театр эпохи Просвещения 6.Театральная ситуация Москвы (театр на выбор студента) 7. Театральная ситуация С. – Петербурга (театр на выбор студента) 8. Театральная ситуация Мурманска. Репертуарная политика. 9.История отечественной драматургии 19 века. 10. История отечественной драматургии ХХ века. 11. Театр А.П. Чехова. 12. Театр А.В. Вампилова. 13. Современная драматургия. 14. Основы театрального мастерства. Система Станиславского. 15. Основы театрального мастерства. Система Михаила Чехова. 16. Театральная рецензия. 17. Спектакль как интерпретация пьесы. Рецензия как интерпретация спектакля. 18. Творческий портрет режиссера (актера). 19. Основная литература по театральному искусству. 20. Литература и театр. Основные положения курса. 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет 1.13 Примерная тематика рефератов.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Дисциплина для студентов заочной формы обучения не читается. РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала. Теоретический материал курса базируется на содержании пособий:
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий): http://www.glossary.ru/cgibin/gl_find.cgi?ph=%F2%E5%E0%F2%F0&action=%CF%EE%E8%F1%EA театр, интерпретация, сценарий, инсценировка, драматургия, пьеса, комедия, трагедия, репертуар, труппа, мелодрама, актер, режиссер, рецензия. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Творческие задачи по темам лекции подробно разбираются на практических занятиях. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300.... Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического... | Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование» ... | ||
Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области | Учебно-методический комплекс дисциплины Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование» Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр... |