Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/6
Дата публикации04.11.2014
Размер0.75 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Русская литература
Модуль 3:

Русская литература ХХ века (1 часть)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление: 050300.62 Филологическое образование

профиль: Русский язык и литература

степень: бакалавр филологического образования


КРАСНОЯРСК 2012

УМКД составлен к.ф.н., доцентом Е.Б. Гайдуковой

Обсужден на заседании кафедры русской литературы

« 07 »_сентября_2011 г.
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В.
Одобрено научно-методическим советом филологического факультета
« 18 » октября 2012 г.

Председатель НМСС к.ф.н., доцент Гайдукова Е.Б.
Протокол согласования рабочей программы дисциплины

«РУсскАЯ литературА. Модуль 3: русская литература ХХ века (1 часть)»

с другими дисциплинами ООП направления 050300.62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Русская поэзия второй половины ХХ века (курс по выбору);

Русская литература. Модуль: Русская литература ХХ века (2 часть)

Русской литературы

Творчество писателей, чье наследие изучается и в последующих курсах (А. Ахматова, И. Бунин), рассматриваются в конце курса.

Протокол заседания кафедры русской литературы № 1 от 05.09.2012 г.

Зарубежная литература. Модуль: Зарубежная литература начала ХХ века (изучение материала идет параллельно)

Зарубежной литературы

Произвести перегруппировку материала, русскую реалистическую прозу рассматривать в первую очередь; русская модернистская поэзия изучается с порой на европейскую традицию.

Протокол заседания кафедры русской литературы № 1 от 05.09.2012 г.

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012 /2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Произведена перегруппировка материала, русскую реалистическую прозу следует рассматривать в первую очередь; русская модернистская поэзия изучается с порой на европейскую традицию.

2. Сокращен список текстов для обязательного чтения, сокращен список вопросов к зачету.

3. Изменена тематика рефератов.

4. Изменен план практического занятия по творчеству В. Маяковского.

5. Отменено конспектирование монографий Долгополова и Ермиловой.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры русской литературы "05" сентября 2012г.

Внесенные изменения утверждаю:
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уминова Н.В.

И.о. декана филологического факультета к.ф.н., доцент Кипчатова А.В.
«18» октября 2012 г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 17 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 18 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 25 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 28 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 30 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 32 стр.

  5. Вопросы к экзамену 45 стр.

  6. Тематика рефератов 48 стр.

  7. Тематика курсовых работ 50 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Русская литература. Модуль 3: Русская литература ХХ века (1 часть)» для студентов очной формы обучения направления 050300.62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Русская литература. Модуль 3: Русская литература ХХ века (1 часть)».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Русская литература. Модуль 3: Русская литература ХХ века (1 часть)», который представлен различными тестами и контрольными вопросами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области истории русской литературы рубежа XIX-X веков.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы истории русской литературы начала ХХ века литературы и культуры, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  5. Тематики курсовых работ по данной дисциплине, позволяющей ряду студентов провести самостоятельное литературоведческое исследование по заинтересовавшей их проблематике.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся только у студентов очной формы обучения, поэтому рабочая тетрадь необходимая в обязательном порядке только для заочной формы обучения, также отсутствует.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русская литература

Модуль 3: Русская литература ХХ века

(1 часть)

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования

НАПРАВЛЕНИЕ 050300.62

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Степень (квалификация) — бакалавр

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО образования
утвержден 31 января 2005 года


СД(M).Ф.3


Русская литература

Русская литература и культура ХХ века. Серебряный век русской литературы. Творчество русских писателей и поэтов в контексте начала века и последующих десятилетий.


Введение
Содержание курса русской литературы ХХ века (1 часть) имеет принципиально значение для студента-филолога, которому предстоит столкнуться с одним из беспрецедентных в развитии русской словесности культурно-исторических периодов. Рубеж XIX-XX веков в истории русской культуры мы вправе расценивать не просто как очередной этап поступательного развития, а как резкий слом, «культурный взрыв», по терминологии Ю.М. Лотмана. Именно поэтому и создается у любого изучающего литературу так называемого «серебряного века» ощущение, что в два десятилетия уместилось столько, сколько при «нормальном» ритме литературной эволюции умещается в целое столетие.

Цель дисциплины «Русская литература. Модуль 3: Русская литература ХХ века (1 часть)» - ознакомить бакалавров-четверокурсников с жанровым многообразием, поэтическими особенностями основных произведений литературы указанного периода (конец XIX – начало XX вв.). Литература изучаемой эпохи вступает в иную фазу развития, качественно отличную от своих истоков. Но творчество писателей и поэтов, сложившихся в границах этого периода, будет продолжаться и в последующие десятилетия, образуя особый контекст, не сливающийся с литературными установками советского периода.

Изучение данной дисциплины в вузе реализуется в системе ряда форм учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа (самоподготовка) студентов.

Лекции закладывают основы научных знаний дисциплины. Они позволяют студентам усвоить характеристику жанровой системы русской литературы рубежа XIX-XX веков, историко-литературных периодов изучаемой эпохи, а также анализ важнейших произведений в первую очередь – с точки зрения поэтики. Логическим продолжением и развитием содержания лекций выступают семинарские занятия, на которых студенты конкретизируют и углубляют знания, полученные в лекционном курсе.

Задачи курса:

  1. Формирование у студентов необходимых знаний в области истории русской литературы начала ХХ века.

  2. Воспитание серьезного, вдумчивого и почтительного отношения к русской культуре и литературе начала ХХ века.

  3. Изучение основных категорий русской литературы рубежа веков в их динамике и развитии.

  4. Овладение знаниями в области преемственности литературы рубежа XIX-XX вв. идеям, образам и идеалам русской классической литературы XVIII и XIX вв.

  5. Формирование филологической культуры будущего учителя-филолога, выработка навыков, необходимых для анализа неоднозначных художественных явлений.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) Знать:

  • специфику поэтического развития России на рубеже веков;

  • особенности отношения к литературным и, шире, культурным традициям словесности начала ХХ века, а также масштаб и аспекты влияния литературы изучаемого периода на развитие русской литературы последующих эпох;

  • основные направления, течения и школы литературы русского «серебряного века»;

  • основные понятия, термины, теории и принципы русской культуры и литературы начала ХХ века;

  • основные этапы творческой биографии крупнейших писателей и поэтов изучаемого периода;

  • структурные, поэтологические и идейно-содержательные аспекты программных произведений выдающихся деятелей литературы рубежа веков;

  • наизусть достаточное количество стихотворных текстов, что обеспечит адекватную оценку поэтического развития России в изучаемый период;

  • о существовании проблем, стоящих перед современной филологической наукой в области изучения русской литературы начала ХХ века.

б) Уметь:

  • ориентироваться в культурно-историческом процессе изучаемого периода, выявлять черты, присущие произведениям каждого художника, анализировать произведения русской литературы «серебряного века», используя соответствующие методики;

  • определять размер поэтического текста, способ рифмовки;

  • производить атрибуцию представленного для анализа фрагмент художественного текста;

  • проводить типологические связи между произведениями разных культурно-исторических эпох, включать рассматриваемое произведение в литературный контекст, указывая нескольких писателей, в творчестве которых находит отражение рассматриваемая проблема, мотив или художественный прием;

  • видеть следы влияния произведений литературы предыдущих культурно-исторических эпох на тексты деятелей «серебряного века»;

  • устанавливать параметры влияния произведений русской литературы начала ХХ века на произведения последующих культурно-исторических периодов.

Курс предназначен для студентов филологического факультета (напрвление 050300.62 – «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»), проводится во I-м семестре 4 курса. На изучение выделено 40 часов: 30 - лекционных, 10 - семинарских. Форма отчета - зачет.
Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Русская проза рубежа XIX-XX веков.
1. Русская литература на рубеже XIX-XX веков (2 часа).

Хронологические границы курса, его внутренняя структура. Ведущие тенденции общественного и художественного развития. Соотнесенность классических традиций и модернистских течений. Понятие «серебряного века», декаданса, художественного авангарда, ангажированного искусства.

Основные черты литературы рубежа XIX-XX веков: философская основа, модернистская картина мира, ключевая категория жизнестроительства, течения и школы, жанры, тематика, тип героя.

Серебряный век в современном прочтении. Учебники, учебные пособия, монографии.

Понятие символа. Соотнесенность с символом как художественным приемом предшествующего искусства. Новизна истолкования. Социальные, философские, художественные истоки русского символизма. Связь с европейским движением.

Статья Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Определение задач. Литературные программы «старших символистов».
2. Проза А.И. Куприна (2 часа).
Популярность творчества А. Куприна. А. Куприн как социальный описатель. Близость к философской антитезе природы и цивилизации. Система характеров его прозы.

Периодизация творчества. Ранний период: «Молох» (1896) и «Олеся» (1898). «Естественный человек» в повести «Олеся».

«Поединок» (1904) - биографические истоки тематики. Отношение к армии и ее официальной структуре. Время создания повести, актуальность, общественный резонанс. Вопрос армейского поединка – моральный и гуманистический аспект. Юрий Ромашов: тип героя, соотнесенность с реалистической традицией, психологизм. Любовная коллизия. Женские характеры и типы в армейском гарнизоне. Шурочка в контрастном сопоставлении с «полковыми дамами» и одновременно – в соотнесенности с правдой обстоятельств. Армейская среда – сосредоточие болезней общества. Офицеры – галерея нравственно больных людей. Обреченность Ромашова как романтика.

Межревволюционные годы: «Листригоны» (очерки 1907-1911), «Гамбринус» (1907) – гуманистический пафос рассказа, «Суламифь» (1908) – мифологизация любви, «Гранатовый браслет» (1911), работа над повестью «Яма».

Вторая половина 1910-х гг., эмигрантские годы: «Юнкера» (1928-1932), ряд произведений на «армейскую» тему.

Мелодраматическая основа сюжетов повестей А. Куприна, острота коллизий, динамика, сочность повествования. Сквозной в творчестве мотив самоубийства. Анализ социально-исторической проблематики в творчестве А. Куприна.

Рассказ «Гранатовый браслет» - вершина творчества А. Куприна. Разработка оригинальной версии традиционного образа «маленького человека», его амбивалентность.
3. Творчество Леонида Андреева (2 часа).
Творчество Леонида Андреева представляет собой образец интеллектуального сочинительства, находящегося на пересечении традиций реализма и модернизма. Своеобразие занимаемой позиции.

Основополагающий момент творчества писателя – проблема атеистического сознания. Связь с философией Ф. Ницше, переживание героями Андреева идеи безбожия. Экспрессионизм Л. Андреева.

Основа коллизии художественного мира Л. Андреева: мотивы самоубийства, помешательства и бунта. Ранняя проза: рассказы «Баргамот и Гараська» (1898) – принцип построения, возможности «пасхального сюжета», «Петька на даче» (1899), «Большой шлем» (1899) – диагностика основной проблемы современной писателю жизни: одиночество человека, его социальная, семейная отверженность.

«Жизнь Василия Фивейского» (1903) – первое обширное произведение. Библейская аналогия. Поиск бытийного символа, неразрешимость противоречий.

Рассказ «Красный смех» (1905) - проблема богооставленности мира и человека решается на «военном» материале. Гротескный образ смеха. Дневниковая форма повествования, фрагментарная композиция как воплощение дискретности мировосприятия.

Концепция гуманизма в рассказе «Губернатор» и «Рассказе о семи повешенных». Драма «Савва». Неразрешимость конфликта. Крайние формы изображения революции. Драма «Жизнь человека» - воссоздание единого принципа бытия в границах театральной условности. Абстракции Л. Андреева.
4. Драма М. Горького «На дне». (2 часа).

Драма М. Горького «На дне» как своеобразный эпиграф к миру советской литературы. Система воззрений автора. Связь драмы с поэмой «Человек» (1903 г.).

Место действия, функция пространных ремарок, система говорящих имен.

Сюжетный уровень структуры драмы. Значение интриги в сюжете. «Говорящие» и «действующие» герои драмы. Лука как главный двигатель сюжета. Судьба Васьки Пепла – в центре драматического конфликта.

Лука и Костылев – герои-антагонисты. Их противостояние в битве за душу Пепла. Роль в конфликте героя-идеолога Сатина. Сатин как философский двойник Луки. Диалоге о правде, лжи и человеке. Участие в структуре конфликта прочих персонажей.

Проблема интерпретации пьесы.
Модуль 2. Русская поэзия «серебряного века».
5. Поэтика русского декаданса. Константин Бальмонт и Валерий Брюсов (2 часа).

Тип поэта-кумира. Яркая и недолгая слава. Этап расцвета: сборники «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь». Поэтические принципы «стихийного гения». Безрелигиозность раннего символизма.

Символы-парадоксы, аморфность символической системы. Образы времени и пространства в поэзии К. Бальмонта. Неопределенность и неконкретность, экзотика, символы земель и стран. Центральный образ пустыни. Доминирующая концепция мгновения. Селенологическая и солярная символика.

Концепция лирического героя и человека в творчестве Бальмонта. Одиночество, замкнутость, дезориентированность. Кризисное мироощущение.

Образный спектр, стилевая окраска стихотворений.

Поэтические сборники Брюсова: Juvenilia (стихи 1893-1895); Chefs D’Œuvre (1895), Me Eum Esse (1896), Tertia Vigilia (1900), Urbi Et Orbi (1903), Stephanos (1906). Эпатаж лирики В. Брюсова – «стихийного гения», резонанс, отзывы в критике.

Концепция поэта в творчестве В. Брюсова. Эгоцентрический идеал стихотворца-модерниста представления о фрагментарности и бессистемности мира. Абсолютизация искусства, приоритет формы над содержанием.

Историческая концепция В. Брюсова. Географическая экзотика. Экскурсы в разные эпохи. Сквозные мотивы и темы. Цикл «Любимцы веков». Имена-символы. Образ «грядущих гуннов». Вопрос исторических подобий и параллелей. Космическая тема. Селенологическая образность в его стихотворениях.

Эротика у Брюсова. Концепция «роковой» любви, связь темы любви с темой смерти. Система лейтмотивов брюсовской эротической лирики. Образ «роковой» женщины и слабого, подвластного ей мужчины.

Брюсов и революция. Антитеза «ломать- строить». Мотивы принятия революции. Сборник «Девятая камена». Осмысление революции как обновляющего катаклизма.
6. Поэзия Александра Блока (4 часа).

Корни, истоки, культурная и семенная традиция. Бекетовы.

Философская ориентация и поэтическая система лирики раннего А. Блока. Отличие от структуры художественного мира старших символистов. Ориентация на философию Вл. Соловьева. Категории «софийности», историчности, антитеза души и тела как основные категории поэзии А. Блока. «Открытие» А. Блоком специфики национальной истории, воспринимаемой как цикл. Сочетание национального начала с этическим.

Проблема целостности поэтического мира А. Блока. Ранние циклы Блока “Ante Lucem” и «Стихи о Прекрасной Даме». Концепция женственности, адресаты лирики А. Блока. Мотив ожидаемого откровения, его ипостаси. Цветопись. Эсхатологические мотивы. Цикл «Распутья» как преодоление отвлеченности. Цикл «Снежная маска» - трансформация лейтмотивов первых сборников, темы маскарада, трагического раздвоения, иллюзорности и хаоса. Цикл «Кармен»: развитие излюбленных блоковских тем. Национальная тема в лирике А. Блока: «На поле Куликовом». Трансформации образа Светлой Жены.

Поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Контекст произведений: статьи «Интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма», доклад «Владимир Соловьев и наши дни». Связь с работами О. Шпенглера, Ф. Ницше и Вл. Соловьева. Лейтмотивы музыки, стихии; столкновении цивилизации и культуры.

Поэма «Двенадцать» - культурный контекст и подтекст. Структурные особенности произведения. Образ двенадцати – варианты интерпретации. Традиции изображения и толкования образа метели. вьюги и снежного хаоса (А. Пушкин, Ф. Достоевский). Персонифицированные образы поэмы: Петька, Катька. Иисус Христос. Символика имен и деяний.

«Скифы» - вариация проблематики «Двенадцати». От ситуации внутринационального стихийного бунта – к катастрофе всемирно-исторического масштаба.
7. Акмеизм. Творчество Н. Гумилева и О. Мандельштама. (2 часа).

Кризис символизма. Причины, формы. «Цех поэтов» в противопоставлении «Академии стиха». Адамизм, акмеизм. Группа молодых поэтов: Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова. Принципы, ориентация. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Отказ от «неизъяснимости» образа и творчества. Поэзия живых очертаний. Целостность и «материальность» слова. Задача поэзии – открывать живой мир во всем богатстве красок и очертаний. Связь с традициями европейской и русской поэзии.

Статья О. Мандельштама «Утро акмеизма». Принцип «высокой плотности текста», четкой архитектуры стиха, внешнего лаконизма при глубине поэтического смысла. Статьи» «Слово и культура» и «О природе слова» как итог развития акмеистической теории. Залог единства русской литературы в языке народа.

Поэтика акмеизма. Творчество Н. Гумилева. Мотивы раннего творчества, неоромантический колорит первых сборников, влияние символизма: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910). Четкая, непротиворечивая концепция лирического героя.

«Романтические цветы» (1908) увлечение географической экзотикой. Африканские экспедиции, отзвук в поэзии. Сюжетность. Лейтмотивы дороги, испытаний, открытий.

Гумилев в годы войны. Личное мужество, поэтическое воплощение воинского долга, реалистические зарисовки военных эпизодов. «Колчан».

Увлечение архитектурной тематикой: «Венеция» (1913), «Фра Беато Анджелико», (1912), «Рим» (1912), «Пиза» (1912), «Падуанский собор» (1916), «Генуя» (1912), «Неаполь» (1913).

Возвращение в Россию после войны. Культурно-просветительская деятельность. Возрождение «Цеха поэтов». Сборник «огненный столп» - осуществление поэтической программы, высшая точка подъема. Самосознание поэта в стихотворении «Память», назначение поэзии («Слово»), трагическая фантасмагория и реальность («Заблудившийся трамвай»).
8. Поэзия О.Э. Мандельштама. (2 часа)

Гумилев и Мандельштам – сближения и различия. Противоречия творчества О. Мандельштама, периодизация.

Сборник «Камень». Семантика названия, состав, лейтмотивы. Мир близких и живых очертаний: «светлый циферблат», дом, ласточка. Тематический диапазон. Соотнесенность сборника со статьей «Утро акмеизма». Ориентация на классическую поэзию, античные темы и образы.

Расширение диапазона в сборнике “Tristia” («Скорбные песни»). Мотив времени как исторической и вечной категории. Попытка осмыслить революционные события в общем контексте истории и образной системе античности. Стремление преодолеть хаос средствами «архитектуры». Самосознание поэта и императивы революции. Лирические мотивы, посвящения, «домашняя античность», ирония.

Углубление противоречий после революции. Ощущение ненужности, невозможности примирения. Поэт и «век-волкодав». Первый арест – последний поэтический взлет. «Воронежские тетради». Возвращение к античности, попытка примирения с современностью. Второй арест, «этап», пересыльный лагерь на Дальнем Востоке. Общая интонация поздней лирики.

О. Мандельштам в контексте поэзии ХХ века.
9. Поэзия А. Ахматовой (2 часа).

Личность А. Ахматовой и «миф» об Ахматовой. Эволюция поэзии – от камерной лирики к гражданским и общечеловеческим мотивам. Первые сборники: «Вечер», «Четки», «Белая стая». Эволюция лирической темы. Дуализм художественного мира поэтессы.

Ведущие поэтические приемы: художественная деталь, сюжетность и бытописание ранней лирики, психологизм и прозаизм. Обращение к прошлому. Сборник «Белая стая» - основные темы и система лейтмотивов. Специфика восприятия исторического процесса и концепция поэта-пророка. Ахматова в годы революции. Осознание трагедии, жизнь на высотах духа. Сборники «Подорожник». «Anno Domini…». Диалог с эмиграцией, невозможность собственно отъезда.

Тенденция возвращения к русской классической литературе. Тема Пушкина в лирике А. Ахматовой как своеобразный ориентир ее собственной поэтики.
10. Русский футуризм. Поэзия В.В. Маяковского. (2 часа).

Термин, смысловая окраска, отличие от европейского (итальянского) футуризма. Связь с символизмом. Футуризм в оценках А. Блока: статья «Без божества, без вдохновенья» 1921 г. Преемственность футуризма и символизма на уровне поэтики и авторского мировоззрения.

Истоки и начало движения. Массовость русского футуризма. Отрицание канона, традиций, авторитетов. Множественность центров и деклараций. Эгофутуризм Игоря Северянина. Формирование ведущего течения кубофутуристов: Е. Гуро, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Д. Бурлюк, А. Крученых. Группа «Центрифуга».

Литературные манифесты русского футуризма.

«Пощечина общественному вкусу» (1912). Состав участников, декларация футуризма, первая публикация Маяковского. Эпатаж, успех с окраской скандала. Поэтика острого динамизма, экстравагантной метафоры и словесной игры, перечень поэтических инноваций.

Предисловие ко второму выпуску «Садка судей» (1913). Эволюция футуристских теорий – от скандала к теории версификации. Космополитический пафос и парадоксальная провинциальность футуризма. Полемика с символистами.

«Декларация слова как такового» А. Крученых (19 апр. 1913) и совместная статья А. Крученых и В. Хлебникова «Слово как таковое» (1913) – пафос «разрезанных» слов, теория словотворчества. Понятие «зауми».

Техницизм и утопизм в программе футуристов. Театральный характер выступлений футуристов.
11. Поэзия В.В. Маяковского (2 часа).

Противоречия творческого наследия В. Маяковского. Маяковский как мифотворец русской действительности 20-х гг. ХХ века. Максимализм его позиции.

Новаторство Маяковского. Акцентный стих, реализованная метафора как основа структуры художественного образа.

Ранние поэмы В. Маяковского. Любовная тема: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Конфликт между личностью и обществом. Личный характер произведений. Эволюция любовной тематика после победы революции 1917 г. Поэма «Про это»: лейтмотив Рождества, отрицание старого быта и конструкция нового мира. Поэма «150 000 000». Эсхатологическая основа произведения. Поэма «Владимир Ильич Ленин». Создание первого революционного святого. Трансформация жанра жития в поэме.
12. Поэмы С.А. Есенина (2 часа).

Уникальность поэтической системы С. Есенина, его антиномичность творчеству В. Маяковского. Декларация свободы художника, идея неподконтрольности творчества, неповторимый жизнетворческий сценарий. Обращение к традиционной версификационной системе. Фольклорные мотивы в лирике, психологизм лирического героя произведений.

Поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек». Ориентация на пушкинское творчество. «Анная Снегина». Любовная и социальная линии в структуре сюжета. приоритет любовного аспекта. Система лейтмотивов. «Черный человек». Мотив двойничества как основа сюжетной и семантической организации поэмы. Замысел произведения, автобиографизм.
Модуль 3. Творчество И.А. Бунина.
14. Проза И. Бунина (4 часа).

Место И. Бунина в литературном процессе рубежа веков. Резонанс, Нобелевская премия, судьба литературного наследия. Близость с русской классической литературой XIX века, неприятие модернистских традиций. Отличия на уровнях философии, мировоззрения и поэтики. Мастерство и новаторство писательской манеры И. Бунина. Тематика произведений.

Ведущие мотивы лирики И. Бунина. Поэзия и природа – убежище от житейской пошлости, обретение полноты бытия.

Россия Бунина. Бессюжетная зарисовка «Антоновские яблоки». Темы прошлого, угасания природы и дворянских гнезд, мотивы воспоминания, остановившегося времени и единения помещиков и мужиков. Близость к поэзии, своеобразие лирической прозы И. Бунина, основные художественные приемы.

Эволюция темы России. Повесть «Деревня» - программное произведение И. Бунина. Идеологический и мировоззренческий конфликты. Традиционная структура конфликта. Связь с творчеством И. Тургенева и полемика с ним. Братья Красовы. Лейтмотив их существования. Идея мировоззренческого тупика.

Мотив бездетности. Образ Молодой как антитеза страшному миру Дурновки. Роль художественной детали для раскрытия глубинного смысла повести.

Повесть «Суходол». Проблематика произведения - национальная судьба, трагическая логика русской истории и природа национального характера. Приметы летописного жанра. Судьба дворовой девки Натальи в центре произведения.

Сюжетообразующие мотивы сумасшествия от любви и убийства. Соотнесенность героев повести со знаковыми понятиями древнерусской истории.

Идея Божьего суда в финале повести. Апокалиптический прогноз будущей России.

Эротическая тема в творчестве И. Бунина. Эволюция темы. Сборник «Темные аллеи» как вершина любовной тематики и своеобразное литературное завещание писателя. Образ «роковой женщины» в любовных рассказах Бунина. Конструирование сюжетного инварианта. «Легкое дыхание», «Дело корнета Елагина», «Чистый понедельник» - шедевры любовной прозы И. Бунина.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск