ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ОСИПОВИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
ГУО «СВИСЛОЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ОСИПОВИЧСКОГО РАЙОНА»
Роль педагогического совета в профессиональном и личностном росте педагога Заместитель директора по учебной работе
ГУО «Свислочская средняя школа
Осиповичского района»
Антонина Викторовна Фролова
педагогический стаж – 29 лет,
стаж в должности – 12 лет
Свислочь, 2012
Цель: выявление влияния профессионального и личностного роста педагога на повышение качества образования.
Задачи:
1. Проанализировать адекватность созданных в школе условий для профессионального и личностного роста педагога.
2. Определить пути для более эффективной реализации цели и задач, стоящих перед участниками педагогического процесса в школе.
3. Оценить актуальность работы по самообразованию для школьного коллектива.
Подготовка к педсовету:
1) заседание творческой группы по подготовке к педсовету на тему «Профессиональный и личностный рост педагога – решающий фактор повышения качества образования»;
2) посещение уроков учителей;
3) взаимопосещение уроков педагогов;
4) анкетирование членов педколлектива;
5) разработка предварительного плана проведения педагогического совета;
6) разработка предварительных рекомендаций;
7) создание презентации к педсовету. Работа педсовета по этапам:
-Выступление директора учреждения Семашко И.В. о выполнении решений предыдущего педсовета.
-Вводно-теоретическая часть педсовета:
«Профессиональный и личностный рост педагога – решающий фактор повышения качества образования»
Доклад заместителя директора по учебной работе Фроловой А.В. Выступления по теме педсовета: 1. Самообразовательная работа учителей как главный фактор повышения качества образования.
Сообщение учителя русского языка и литературы Данильчик А.С.
2. Портфолио учителя как возможность творчества и обобщение опыта работы учителя.
Выступление учителя математики и информатики Чайка Т.Ф.
3. Образовательный проект как научное исследование в практике педагога.
Выступление учителя белорусского языка и литературы Жук О.А.
«Профессиональный и личностный рост педагога – решающий фактор повышения качества образования»
Заместитель директора по учебной работе
А.В.Фролова
Актуальность профессионального и личностного роста педагога является очевидной. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы правильно планировать свою деятельность и деятельность учащихся? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Как сделать обучение детей интересным? Как совершенствоваться и не терять своё педагогическое «я»?
Уважаемые коллеги! Давайте определимся с правилами работы:
• Правило времени, т. е. мы не будем зря тратить свое и чужое время, работая рационально и эффективно.
• Правило общей активности, т. е. результат работы будет зависеть от активности каждого участника.
• Правило разделения мыслей и чувств, т. е. если нужно поделиться мыслями - делимся своими размышлениями, идеями, умозаключениями. Если нужно поделиться чувствами - сообщаем о том, что ощущаем, переживаем, чувствуем. Оценочные суждения запрещены.
• Правило единовременности, т. е. в обсуждении участвуют все в порядке очередности.
Профессиональный и личностный рост педагога, в конечном счёте, определяется как компетентность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определённого типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться своих результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые
стало употребляться в образования в США в 60-е годы, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентного специалиста с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».
Уважаемые коллеги!
Перед Вами несколько определений понятия профессиональной компетентности
Глоссарий понятий
1) Компетентность-это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
2) Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой стороны.
3)Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
4) Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения образовательного процесса.
5) Компетентность - это совокупность профессионально-педагогических компетенций.
1. Какое из представленных определений наиболее полно, на Ваш взгляд, отражает суть понятия с практической точки зрения? Обсудите вопрос в группе. Время для обсуждения 5 минут. Обоснуйте Ваш выбор (обсуждение).
2. Как вы думаете, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать современный учитель? Ваши ассоциации? (обсуждение).
3 . Каждому участнику предстоит выполнить следующее задание: разделите лист на две колонки и напишите пять самых сильных сторон (т. е. достоинств) своей учительской деятельности (1-я колонка) и пять самых слабых ее сторон (2-я колонка);
- составьте в группе общие списки достоинств и недостатков в работе учителя;
- выделите пять основных качеств в списке слабых сторон. Составьте программу устранения этих слабых сторон (обсуждение).
4. Давайте направим нашу энергию в сферу «представление о будущем». Сейчас мы будем писать коллективное сочинение о том, каким мы видим современного учителя.
Вопросы:
Современная школа – это… (1 лист)
Учительская компетенция – это…(2лист)
Профессионализм учителя = повышение качества знаний учащихся?
(3 лист)
Работа по самообразованию – это…(3 лист)
Каждая группа начинает работу на своем листе по своему вопросу (главное, не повторять мыслей предыдущей группы), но, написав первый абзац, вы передаёте лист другой группе справа. Потом лист отправляется в следующую группу. Так продолжайте до тех пор, пока ваш лист не вернется к вам.
(Написанные сочинения вывешиваются на демонстрационной доске и зачитываются.)
Вряд ли кто из нас признается в профессиональной непригодности, потому что у каждого есть профессиональный успех. Давайте поговорим о том, в чем вы ощущаете свой успех. Каждый участник будет по очереди говорить о том, что у него хорошо получается, что он делает на работе с удовольствием (от 3 до 5 действий); другие участники будут добавлять: «еще я знаю, что вы...», проговаривая другие умения, способности и профессиональные особенности выступающего (обсуждение).
Выступления по теме педсовета:
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Один из методов подготовки – самообразования педагогов.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность учителя, которое является одним из главных факторов повышения качества образования
Самообразовательная работа учителей – главный фактор повышения качества образования. Порассуждаем об этом более подробно.
Сообщение учителя русского языка и литературы Данильчик А.С. "Активизация мыслительной
деятельности учащихся в процессе развития
речи на уроках русского языка и литературы"
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности.
Д.С.Лихачёв
Можно ли стать хорошим учителем? Этот вопрос снова и снова задаю себе. Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к детям.
За плечами более двадцати лет работы с детьми. Много это или мало? Думаю, для педагога не бывает много или мало. Естественно, оглядываешься назад; конечно, с годами приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки в работе педагога – это судьбы детей, которые верят в нас, которые не делят нас на педагогов высшей, первой и второй квалификационной категории, принимают нас, чаще всего, как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. В связи с этим учителя-словесника всё более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. В.А.Сухомлинский говорил: «Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования, что я и делаю как учитель - предметник и классный руководитель.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы
и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,
сколько бы вы ни знали,
знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Рубакин Н.А.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Если процесс образования …:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
В нашей школе ведётся научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива. Учителя интенсивно занимаются самообразованием.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учителю нужно учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие
к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества.
Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
Процесс самообразования предполагает самостоятельно добывать знания из различных источников, использовать эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Приходится использовать свои источники знаний:
• Телевидение
• Газеты, журналы
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Если представить мою деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту :
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий. Рекомендую всем сайт творческих учителей и фестиваль педагогических идей.
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег на районном уровне
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
• Организация факультативной и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
|