Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.





НазваниеРабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
страница1/6
Дата публикации06.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка

Рассмотрено на заседании ШМО П р. № 1 от 28.08.2013 г. Руководитель ШМО:

______________

(А. А. Столярова )

Согласовано: зам. дир. по УВР

____________

Н.А. Горбачёва

28.08.2013 г.

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

____________

И.В. Глушаков

Пр. № 106 б

от 02.09.2013 г.

Рабочая программа

по литературе

в 11 классе
Составила: Столярова А.А.

Учитель

I категории

2013 год

Общие положения

11 класс


Количество часов

102 (3 часа в неделю)

Программа

Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 379 « Об утверждении Федерального компонента образовательного стандарта»

Учебник

В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 11 класс. М., «Русское слово», 2008.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего пользования, на 2013 – 2014 учебный год»


Ступень образования

Среднее (полное) общее образование

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Авторская программа взята без изменений, так как полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, образовательной программе школы и психо-возрастным особенностям учащихся.

В построении учебного процесса используется линейный подход изучения материала.

В структуру и содержание авторской программы изменений внесено не было.

Предусмотрен текущий мониторинг знаний в форме различных типов чтения ( в том числе наизусть, чтение по ролям); письменного ответа на вопрос, письменного и устного анализа стихотворений, сочинения, индивидуальных заданий и т.д.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г) и авторской программе по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Программа рассчитана на 102 часа, в неделю 3 часа.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественно и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально – культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культуры), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, к окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, её религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связанного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литература должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать её, оценивая её критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературе и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями другими видами искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 11 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико-литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия».

Основной формой организации образовательного процесса остаётся классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям умениям и навыкам обучающихся 11 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать / понимать

- образную природу словестного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX веков;

- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;
уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительное средство языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
применять

приобретённые знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Перечень учебно-методического обеспечения
В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам / УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». / Москва, «Русское слово». 2006 год.
Учебник «Литература». 11 класс. В 2-х частях. Авторы-составители: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин / Москва, «Русское слово», 2008 год» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.

Для учащихся

Учебник «Литература». 11 класс. В 2-х частях. Авторы-составители: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин / Москва, «Русское слово», 2008 год».
Для учителя

  1. Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. 5-е издание, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 год.

  2. Учебник «Литература». 11 класс. В 2-х частях. Авторы-составители: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин / Москва, «Русское слово», 2008 год».

  3. Журнал «Литература в школе».

  4. И.В. Золотарева, Н.В. Егорова, Т.И. Михайлова. Универсальные поурочные разработки по литературе.- М.: Вако, 2011 год.

  5. И.Е. Каплан. Анализ лирики в старших классах: 10-11 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2005 год.

  6. Олимпиады по русскому языку и литературе. 9-11 классы.- М.: «Вако», 2010 год.

Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс.



урока


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconЛитература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования...
Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconТематическое планирование по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева....
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 5-11...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconРабочая программа по литературе
Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconЛитература для 6 класса основное общее образование
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, программой...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального...
Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconКалендарно-тематическое планирование Классы 9 Количество часов Всего...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. С. Меркина (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. С. Меркина (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. С. Меркина (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconПояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010.(5-11 кл) Учебник «Литература.» 9кл. Авторы: С. А. Зинин, В....
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный...
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск