Государственное бюджетное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 485
Юго-Восточного округа г. Москвы
Тематическое планирование
по учебному курсу
«Литература»
для 7 «А»класса
основного общего образования
на 2013-2014 уч.год
Учитель: Блинова Наталья Борисовна Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса. Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-тематический план.
| СОДЕРЖАНИЕ
| Количество часов
| 1.
| Литература как искусство слова.
| 1
| 2.
| Устное народное творчество
| 5
| 3.
| Древнерусская литература.
| 1
| 4.
| Литература 18 века.
| 2
| 5.
| Литература первой половины 19 века. Творчество А.С.Пушкина ,М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
| 20
| 6.
| Литература второй половины 19 века.
| 17
| 7.
| Литература 20 века.
| 15
| 8.
| Зарубежная литература.
| 3
| 9.
| Итоговый тест
| 1
|
|
| 64 часа- + 4 резерв
|
Тематическое планирование
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС
п/п
| Система уроков
(тема и цель урока)
| Дидактическая модель обучения
| Тип урока
| Вид деятельности учащихся. Творческие и индивидуальные задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Литература как искусство слова.
Введение.
| Объяснительно-иллюстративная Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции.
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная.
Групповая.
| 2
| Предания как поэтическая биография народа
| Объяснительно-иллюстративная
с элементами исследования
| Беседа, работа с книгой, демонстрация.,
| Коллективная, индивидуальная
| 3-4.
| Былины как героические песни эпического характера. Былина
«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.
Былина «Садко»
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, тест.
| Коллективная.
Групповая.
| 5.
| Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец»
|
|
|
| 6.
| Пословицы и поговорки.
Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, работа с книгой,
| Коллективная.
Групповая
| 7.
| «Поучения Влалимира Мономаха» (отрывок).
Нравственные заветы Древней Руси.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа
| Групповая, коллективная, индивидуальная
| 8.
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.
|
| Беседа, работа с книгой
| Групповая, коллективная, индивидуальная
| 9.
| Урок развития речи.
Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».
|
|
|
| 10.
| М.В.Ломоносов. Личность и судьба. Литературное творчество М.В.Ломоносова.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэтов.
| Объяснительно-иллюстративная
| Аналитическая беседа
| Групповая. Индивидуальная
| 11.
| Г.Р. Державина. Личность и судьба. Литературное творчество Г.Р.Державина.
| Объяснительно-иллюстративная
| Аналитическая беседа
| Групповая, коллективная, индивидуальная
| 12.
| В.А.Жуковский. Личность и судьба. Литературное творчество Жуковского.
|
|
|
| 13.
| А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Цель: раскрыть нравственную проблематику стихотворения: тема судьбы и пророчества
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы , тест
| Групповая. Индивидуальная
| 14.
| Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».
Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы
| Коллективная.
Групповая.
| 15.
| Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.
Цель: раскрыть содержание образа повествователя
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы
| Коллективная.
Групповая.
| 16.
| М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта.
|
|
|
| 17.
| М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев поэмы.,
проблематикой поэмы.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, проблемные задания, тест
| Коллективная. Групповая
| 18.
| Нравственный поединок героев поэмы.
|
|
|
| 19.
| Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…»
|
|
|
| 20.
| Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
|
|
|
| 21.
| Тарас Бульба и его сыновья
|
|
|
| 22.
| Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи.
|
|
|
| 23.
| Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.
|
|
|
| 24.
| Урок развития речи.
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
|
|
|
| 25.
| С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
«Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, проблемные задания.
| Коллективная. Групповая
| 26.
| И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
| Объяснительно-иллюстративная
| беседа
| Коллективная. Групповая
| 27-28.
| Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, проблемные задания, тест.
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная
| 29.
| Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезд». Боль поэта за судьбу поэта.
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, проблемные задания
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова
| 30.
| А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин».
|
|
|
| 31.
| Урок внеклассного чтения.
А.К.Толстой «Князь Серебряный».
|
|
|
| 32.
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» .
| Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования
| Лекция, беседа, проблемные задания, тест.
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина
| 33.
| М.Е.Салтыков –Щедрин. «Дикий помещик».
Обличение нравственных пороков общества.
|
|
|
| 41-42.
| Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.
Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести
| Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого
| 43-45.
| А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.
Цели: раскрыть особенности авторской позиции в рассказе.
| Частично-поисковый
| проблемные задания, индивидуальные задания
| Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества А. П, Чехова
1
| 46-47.
| Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
| Объяснительно-иллюстративная.
| беседа, работа с книгой
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная
| 48-50.
| И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Цели: раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина-прозаика.
| Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы
| Коллективная. Групповая
|
51-54.
| М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.
«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.
Цели: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести.
| Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы, иллюстрации
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Горького. Сообщение «Традиции Л. Н. Толстого, их переосмысление Горьким»
| 55-56.
| 8. В, Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни». Цели: раскрыть особенности поэтического языка Маяковского, представления поэта о сущности творчества
| Исследовательская, частично-поисковая
| Аналитическая беседа, проблемные вопросы
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение «Мещанство как социальная опасность»
| 57-59.
| Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 60
| Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая. Индивидуальная
|
61
| Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 62.
| Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 63.
| Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 64.
| На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 65.
| «Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе
| Объяснительно-иллюстративная.
| Лекция, б еседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 66.
| Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
| Объяснительно-иллюстративная.
Частично-поисковая.
| Лекция, беседа, работа с книгой.
| Коллективная. Групповая.
| 67.
| Зарубежная литература. Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
* Японские хокку. Особенности жанра.
* Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.
* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
* Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.
| Объяснительно-иллюстративная
| Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация
| Коллективная.
| 68.
| Обобщающий урок по курсу 7 класса. Рекомендация книг на лето.
|
| Презентации.
| Групповая. Индивидуальная
| |