Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.»





НазваниеРабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.»
страница1/4
Дата публикации01.08.2014
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35 города Тюмени

Рассмотрено Согласовано Ут верждаю

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МАОУ СОШ №35

« 3 » __09__2013 г. _________М.П.Морозова ________Т.П.Суслова

Протокол№ 1 «__»_______2013г. «___»________2013г.

Рабочая программа




для 10 класса

по литературе

на основе учебника- хрестоматии «Литература.

10 класс в 2 ч. », авторы- составители С.А.Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев.



Учителя Датцевой Н.П.

2013

Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа отражает подходы, имеющиеся в последних изданиях учебника-хрестоматии «Литература. 19 век. 10 класс. 1,2 части.» авторов-составителей В.И. Сахарова, С.А.Зинина и составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе», базовый уровень, согласно учебному плану МАОУ СОШ 35 города Тюмени на 2013-2014 учебный год.


Предлагается распределение учебного материала по урокам в последовательности изучения тем программы. Дается планирование уроков развития речи, внеклассного чтения, уроков контроля.

Предлагаемый вариант программы обусловлен со­зданием Государственного образовательного стандар­та, изменением учебного плана и переходом на про­фильное обучение в средней (полной) школе.

Одна из важнейших задач модернизации российско­го образования — воспитание самостоятельно, творче­ски мыслящей личности. На уровне профильного гума­нитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направле­ний, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.


Общая характеристика учебного предмета.



Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром ху­дожественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры

Цели и задачи программы
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Изучение литературы на ступени среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Основное содержание программы


  1. Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем.

  2. Выяснение своеобразия личности писателя.

  3. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество – государство».

  4. Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса.


Цели литературного образования в средней (полной) школе на базовом уровне определены образова­тельным стандартом:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; фор­мирование гуманистического мировоззрения, нацио­нального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского воспри­ятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литератур­ных сведений и теоретико-литературных понятий; со­здание общего представления об историко-литератур­ном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

-совершенствование умений анализа и интерпре­тации литературного произведения как художествен­ного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование уме­ний сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написа­ние сочинений различных типов; определение и исполь­зование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;

  • научиться анализу художественного произведения;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.



Календарно-тематическое планирование по литературе

для 10 класса по программе С.А. Зинина, В.А. Чалмаева


№ п/п

Дата

Тип урока

Тема урока

Цели и задачи

Основные понятия

Развитие речи

Домашнее задание



3.09




Лекция

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века

Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм




Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14.










Из литературы 1-й половины XIX века















3.09




Комбинированный урок

А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».

Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина

Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия

Выразительное чтение

Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском»



4.09




Урок-практикум

Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др.

Формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста

Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма

Выразительное чтение

С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения



09.09




Урок-практикум

«Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.).

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

Философская тема в поэзии

Комплексный анализ текста

С.36-40, Выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт»



10.09




Урок-исследование

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Формировать навык исследовательской работы над текстом

Поэма, повесть

Чтение наизусть

читать «Медный всадник», статья учебника с.40-50, отв. на вопросы 6-7 с.51



11.09




Лекция

М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова

Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция»,




Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта



15.09




Урок-практикум

Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста

лирическая исповедь,

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.53-61,



17.09




Урок-беседа

«Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др.

Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова

«интимный» патриотизм,

Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…»

Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон»



18.09




Урок-практикум

Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

Формировать навык комплексного анализа текста

философская поэма

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79



22.09




Лекция

Художественный мир Н.В. Гоголя.

Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя

Ирония, гротеск, фантасмагория




Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект»



24.09




Урок-беседа

Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя

Трагикомедия

Аспектный анализ текста

Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос»



25.09




Лекция

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

Развивать понятие о комическом

Гротеск




Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика),



29.09




Урок-обобщение

Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века







Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства нач.XIX века»



1.10




Урок-зачет, урок-проект

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Способствовать развитию навыков публичного выступления. Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX




Мини-сочинение-размышление

Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Лит-ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века»










Из литературы 2-й половины XIX века















2.10




Лекция

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».

Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

Создать условия для осуществления межпредметных связей.

Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления

Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество»

«физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман»,

Уметь выделять основные мысли

Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139

прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского



6.10




Комбинированный урок

А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского




Составить план

Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174



8.10




Урок-практикум

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

Развивать аналитические способности учащихся

Драма, система образов, семейно-бытовая драма, бытопись

Комплексный анализ текста

Статья учебника с.158-162 (чит.), отв.на вопр.6 (п) с.174



9.10




Урок-беседа

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

Формировать навык сопоставительного анализа

Нравственная коллизия, речевая характеристика

Инсценировка

Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их



13.10




Урок-исследование

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

Формировать навык решения исследовательских задач




Проблемный анализ текста

Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши в формате Power Point, Publisher.



15.10




Урок-семинар

Образ Катерины в свете критики.

Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини




Портретная и речевая характеристика (описание)

Статья учебника с.165-171 (чит.),

Составить цитатную характеристику Катерины



16.10




Урок-беседа

Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза»

Формировать аналитические умения и навыки




Аспектный анализ текста






20.10




Лабораторная работа

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки

«Говорящие» фамилии, имена

Выявление средств художественной выразительности

Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению



22.10




Урок развития речи

РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров




Написание сочинения

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»



22.10




Урок развития речи

РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза»

Развивать навык написания сочинений разных жанров




Написание сочинения

Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов»
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
«Фольклорное и литературное Зауралье», разработанным Шавриной О. Г. Изучение курса литературы осуществляется по учебнику-хрестоматии...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа по литературе 7 класс
Программой по литературе для 5-11 классов авторов: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев "Литература. 5-11 класс". М.: “Русское...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа для 7 класса разработана в соответствии с федеральным...
Программой по литературе для 5-11 классов авторов: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 5-11 класс». М.: «Русское...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconСодержание программы по литературе. 6 класс 105 часов в год, 3 часа в неделю
Знать структуру учебника-хрестоматии. Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconЛитература 11 класса составлена на основе авторской программы по...
Рабочая программа по предмету литература 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 11 класса. «Русская...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРодная литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа по литературе 10 класс
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
«Литература». Ч. 1 7 класс, автор Коровина В. Я. и др. М., «Просвещение», 2010 г
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника- хрестоматии «Литература. 10 класс в 2 ч.» iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск