Скачать 237.29 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального закона от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статьи 28, 47, 48), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор Т.Ф.Курдюмова, а также в соответствии с региональным компонентом «Фольклорное и литературное Зауралье», разработанным Шавриной О.Г. Изучение курса литературы осуществляется по учебнику-хрестоматии «Литература» п/р Т.Ф.Курдюмовой для 6 класса для учащихся и хрестоматии Шавриной О.Г. «Фольклорное и литературное Зауралье» для 6 класса. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011 . Курс литературы в 6 классе рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю) + 17 часов регионального компонента (0,5 часа в неделю). Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность: он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, а также готовит каждого ученика к жизни в обществе, для того чтобы он осознал свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи. Осваивая программу, ученик накапливает не только читательский багаж, но и учится понимать взаимоотношения людей. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. Во-первых, с учетом принципов системности, научности, а главное, доступности и преемственности построить преподавание таким образом, чтобы совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения учащихся. Во-вторых, уровень выпускника должен соответствовать требованиям Программы общеобразовательных учреждений: - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа; - осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика. В 6 классе предлагается изучение произведений, в центре рассмотрения которой ГЕРОЙ. Поскольку убедительнее и интереснее для подростков герой-ровесник, то он часто находится в центре событий программных произведений. Особую роль при реализации этой модели обучения может играть обращение к ученическому творчеству, что позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Написание своих дневников, устроить состязание в эпистолярном жанре, создать своё произведение, воспроизводящее какой-то эпизод из жизни собственного класса. Обращение к таким вариантам деятельности принципиально важно. Мир литературы, который иногда кажется чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как равный участник среди героев произведений разных возрастов и социального положения. Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в XIX веке специальной и увлекательной литературы для детей и юношества, которая сразу же завоевывает всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна литература для юных читателей. В данном классе учащиеся осваивают такие основные теоретические понятия, как герой, его имя, (причина выбора), портрет, характер и поступки, отношения с другими героями, речевая характеристика, роль в развитии сюжета, авторская оценка. Виды контроля: - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики; - итоговый (за полугодие, за год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий. Требования к уровню подготовки обучающихся Ученик должен: Знать/понимать - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления). уметь - выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; - сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие; - сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие; - перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни; - видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; - определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения; - сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); - сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; - использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); - создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.; - отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении. Учебно-тематический план
Содержание тем учебного плана Введение. Герой художественного произведения. Место подростка в жизни общества. Подросток – герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Л.Толстой) в художественной литературе. Представление учеников об отрочестве. Далекое прошлое человечества. Былины – богатырский эпос русского народа. Герои былин – богатыри. «На заставе богатырской». Былины об Илье Муромце. А.Н. Островский «Снегурочка». Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора. Пролог. Идеальное царство берендеев. Юная героиня этой пьесы в стихах. Р/р. Герой художественного произведения и его имя. Региональный компонент. Русский фольклор. Мифологические образы в фольклоре Зауралья. Предания, заговоры, легенды. Связь мифологии с жизнью человека. Народные праздники, отражение в них мифологии. Миф как жанр литературы. Особенности легенды. Заговор как жанр фольклора. Знать/понимать: -значение терминов: художественная литература, герой художественного произведения, былина, пьеса, миф, легенда, заговор; - различные фольклорные жанры; - жанровые особенности былины; - элементы драматического произведения (сцена, акт, ремарка, реплика); - отражение мифологических образов в фольклоре Зауралья; - мифы, легенды, заговоры нашего края. Уметь: - сопоставлять былины с другим жанрами фольклора (сказкой, песней); - определять по характерным признакам жанры УНТ; - определять темы, сюжета, элементов композиции сказок, былин; - находить средств выразительности (постоянный эпитет, гипербола, олицетворение); - знать элементы драматического произведения (сцена, акт, ремарка, реплика); - выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение; - устанавливать связи между мифологией (образами) Зауралья и жизнью человека в далекие времена. Литература XIX века. В.А. Жуковский. Поэзия. «Лесной царь», «Кубок». Жанр баллады. Смелость героев. С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова – внука». Герой произведения как читатель. «Буран». Психологическая точность восприятия урагана его свидетелями и жертвами. Человек и стихия. И.А. Крылов. Басни. «Два мальчика». Осуждение эгоизма и отсутствие благодарности. «Волк и ягненок». Сильный и смелый. Суровые уроки басен И. А.Крылова и их мораль. В.Ф. Одоевский. Слово о писателе. «Пестрые сказки» и другие произведения писателя. «Отрывки из журнала Маши». Сюжет и особенности повествования. Герой литературного произведения и описание его внешности. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лицейские годы. Ранняя лирика. Послания и их роль в творчестве поэта. «К сестре». «Юдину», «К Пущину», «Товарищам». Послания Пушкина как гимн дружбе. М.Ю.Лермонтов. Ранняя лирика. «Утёс», «Три пальмы», «На севере». Тема одиночества. «Панорама Москвы». Чтение фрагментов с комментариями. Патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. И.С. Тургенев «Бежин луг». Слово о писателе. «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Рассказы мальчиков у костра. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Мастерство портретных характеристик. Поэтический мир народных поверий в рассказах детей. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья и былички. Их различие. Тургенев – мастер пейзажа. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Р/р. Речевая характеристика героев. Сравнительная характеристика Павлуши и Кости. Н.А. Некрасов. Тема детства, вера в силы народа в поэме «Крестьянские дети». «Школьник» - характеристика подростка из народной среды. Л.Н. Толстой «Отрочество». «Пустыня отрочества», сменяющая «золотое детство». Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева как героя трилогии. Пейзаж в повести «Отрочество». Мастерство описания. Р/р. Пейзаж в повести (глава «Гроза»). Ф.М. Достоевский «Мальчики». Путь к состраданию. Нравственные проблемы произведения (сострадание, милосердие и др.). А.П. Чехов. «Хамелеон». Герой и сюжет. Хамелеоны в рассказе. «Толстый и тонкий». Сатира в рассказе. Сопоставление героев. Р/р. Герой и сюжет в ХП. Характер и поступки героя как направляющая линия сюжета, связь характера и поступков. Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы». Главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены». Анализ произведения. Знакомство с романом. Взросление героя. Формирование характера. Р/р. Сочинение-повествование о литературном герое. Региональный компонент. Исследователи и собиратели фольклора. Роль исследователей фольклора в сохранении народной культуры. Собиратели фольклора Зауралья: А.Н.Зырянов, М.Д.Янко, В.П.Бирюков, В.П.Федорова. Мое знакомство с фольклором местности, где я живу. Исследовательский практикум. Творчество А.Ф.Мерзлякова. «Среди долины ровныя». О писателе. «Зауральский Ломоносов». Близость поэзии к народной песне. Традиции фольклора в стихотворении. К.Д.Носилов. Жизнь и творчество. Тематическое и жанровое многообразие творчества К.Д.Носилова. Тема природы. Тема трудового детства. «Северные рассказы». Красота северной природы. Образы животных в рассказах. Незаурядность характеров людей, изображенных в рассказах. Природа родного края в произведениях зауральских писателей. Творчество В.Ф.Потанина. «Когда прошли дожди». Нравственные проблемы в рассказе. Главный герой – олицетворение силы русского характера. Психологизм рассказа. Композиция. Творчество В.И.Юровских. «Журавлиные корни». Изображение зауральской природы в рассказах. Язык писателя. Психологизм рассказов. Посещение литературных музеев, выставок. Знать/понимать: - определения лирических жанров: баллады, дружеского послания; - понятие о жанре дневника; - определение басни и ее жанровых особенностей; - определения: пейзаж, интерьер, портрет героя; - двусложные стихотворные размеры, виды рифм; - творчество зауральских писателей; - собирателей фольклора Зауралья. Уметь: - отличать басни от других видов литературы; - соотносить человеческие черты характера с отличительными признаками животных – героев басен; - самостоятельно формулировать мораль басни. - определять черты характера героев; - сравнивать героев; - выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному; - находить средства выразительности; - определять эмоциональное состояние лирического героя в поэтических произведениях; - отличать двусложные размеры, виды рифм (точные-неточные; мужские, женские, дактилические). - определять роль интерьера, пейзажа в литературном произведении; - формулировать тему, основную мысль произведения; - давать характеристику героев; - находить средства выразительности в описании героев, пейзажа; - создавать дневник; - владеть разными видами пересказа; - определять нравственные проблемы рассказов зауральских писателей; - выразительно читать наизусть отрывки из произведений. |
Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена... Федерального закона от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов разработана... Закона «Об образовании в рф» Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 47, ст.... | Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании» Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе Закона РФ «Об образовании», фз №273 от 29. 12. 2012 г., Федерального... | ||
Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса на основе: Федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29 декабря 2012 года | Пояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Рабочая программа по родной литературе для обучающихся 10 класса... Планирование составлено на основе программы по татарской литературе 5-11 классы. Казань. Издательство «Магариф» | Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.... «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Программы по литературе... | ||
Программа составлена на основе следующих документов: Федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 фз от 29. 12. 2012 г., минимума содержания образования и требований... | ||
Рабочая программа составлена на основе -федерального Закона РФ «Об... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом мо и науки РФ от 05. 03. 2004... | Рабочая программа по математике составлена на основе: Федерального... Умк: Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда М.: Мнемозина, 2010 | ||
Настоящие Правила разработаны на основе Федерального закона от 29.... Федерального закона от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», областного закона «О защите прав ребенка»,... | Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.... Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,... | ||
Рабочая программа педагога рысенко елены владимировны В. Я. Коровиной1 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской... | Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана и... Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» с п. Куба |