Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе





Скачать 281.21 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе
страница1/2
Дата публикации15.08.2014
Размер281.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4


Рассмотрена
на заседании МО
Протокол № ___
от «___» _______________ 2013 г.

Утверждаю

Директор ___________Блохина О.Л.
приказ по школе № 60

от «30» августа 2013 г.




Рабочая программа по литературе

на 2013-2014 учебный год

для работы в 5 классе

Переславль-Залесский, 2013 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе для 5-9 классов (автор-составитель Г. С. Меркин). Методического письма о преподавании предмета «Литература» в Ярославской области 2013 г.
Цели и задачи курса

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Методические особенности изучаемого предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изменения, внесённые в программу, их обоснование. Количество часов

5 класс. 68 часов, 2 часа в неделю.

Программа основана на Примерной программе основного общего образования, Стандарте основного общего образования, Программе по литературе для 5 класса (автор-составитель Г. С Меркин). Изменения в программу внесены не были.

Методы и формы обучения

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и

  • умения работать с ними.


Содержание программы

Введение.

Книга - твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества (родина, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, и т.п.).
Из мифологии.

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.

Гомер. «Одиссея» («Одиссей у циклопов», «Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы. Миф, легенда, предание; мифологический сюжет, мифологический герой, мифологический персонаж.

Развитие речи : подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Из устного народного творчества.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает».Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходство и различие

Теория литературы. Загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений),; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных. Образ-пейзаж. волшебной сказки, мифологические элементы волшебной сказки.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы. Начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и лисица». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Краткие сведения о писателе. Раскрытие характера персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и лиса»

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. «Случились вместе два Астронома в пиру…». «Бродячие сюжеты» в баснях. Различные способы реализации одного и того же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Своеобразие басни М.В. Ломоносова (связь с научной деятельностью писателя).

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях. Образный мир басен И.А. Крылова.

Теория литературы. Басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басен.
Из литературы 19 века

А. С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и о детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях «Зимняя дорога», «Бесы». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и её отличие от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы. Первое представление о пейзажной лирике, риторическое обращение, фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое, словесное рисование.
М. Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература: любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы. Эпитет, сравнение, метафора (развитие представления о тропах), звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть; письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле»; составление кадров диафильма (мультфильма).
Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы. Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении,; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
И. С. Тургенев. Детские впечатления писателя. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии И.С. Тургенева. «Муму», «Щи». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Внутренняя связь рассказа «Муму» и стихотворения «Щи». Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе и стихотворении в прозе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы. Рассказ, углубление представлений о теме художественного произведения, стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представления).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Н.А. Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.

Теория литературы. Поэма, фольклорные элементы в художественном произведении; строфа, эпитет, сравнение (развитие представления).

Развитие речи. Выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений); портрет, завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи. Различные типы чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
А. П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. «Пересолил»: тема рассказа, осмеяние страха, трусости; приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация, комическая ситуация, ирония; деталь и её художественная роль в создании образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи. Чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Из литературы 20 века
А.А. Блок. Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного А.А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; «Полный вечер встал над лугом…»: образная система стихотворения, его художественное своеобразие.

Теория литературы. Антитеза.

Развитие речи. Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов.
Л.Н. Андреев

Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы. Тема, эпизод, финал.

Развитие речи. Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
И. А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. «Густой зелёный ельник у дороги…»: тема природы и приёмы её реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы. Стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи. Пересказ и чтение наизусть, цитатный план; письменный ответ на вопрос.
А. И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления и их отражение в художественных произведениях А.И. Куприна «Детский сад». Цель личная и общественная, отцовская любовь, преданность, честность, смелость – основные нравственные проблемы рассказа. Особенности создания образа.

Теория литературы. Рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи. Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
С. А. Есенин. Детские годы С. А. Есенина. В есенинском Константинове. «Поёт зима - аукает». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы. Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи. Чтение наизусть, цитатный план.
А.П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи. Рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента текста, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приёмы создания художественного образа.

Теория литературы. Сказ. Отличие сказа от сказки. Герой, повествование, афоризм.

Развитие речи. Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Развитие речи. Пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Из зарубежной литературы.
Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы. Притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи. Различные виды пересказа.
Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Добро и зло, внешняя и внутренняя красота, гармония, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта; библейский и мифологический мотивы в сказке Андерсена.

Теория литературы. Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы. Юмор, приключения как форма детской фантазии..

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Ж. Рони-Старший Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа. Борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
Д. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

Для заучивания наизусть.

И. А. Крылов. Басня на выбор.

А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»..

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н. А. Некрасов. Стихотворение или отрывок из поэмы «Орина – мать солдатская».

А.А. Блок. «Летний вечер».

И. А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору.

С. А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».

А.Т. Твардовский. «Станция Починок».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под...
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год
В основу содержания и структуры скорректированного (3 ч в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 9 классе...
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для учащихся 7 классов на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск