Скачать 145.75 Kb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики Нижегородский филиалФакультет менеджмента Программа дисциплины"Визуально-картографические методы в учебной, научной и проектной работе"для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовка бакалавра авторы программы к.ф.н., доцент Волков Евгений Новомирович E-mail: envolk@gmail.com к.с.н., МВА, доцент Плотников Михаил Вячеславович E-mail: plotnikovm@gmail.com
Нижний Новгород, 2009г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААвторы программы: к.ф.н., доцент Волков Е.Н.; к.с.н., МВА, доцент Плотников М.В. Цель курса Повышение качества учебной, научной и проектной работы преподавателей и студентов путем активного использования визуально-картографических средств. Задачи курса
Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс читается на 1 году обучения бакалавров и нацелен на выработку у студентов и преподавателей специальных умений и навыков использования визуально-картографических методов в учебной, научной и проектной работе. Требования к уровню освоения содержания курса
Предполагаемые результаты курса
Основные сферы применения визуально-картографических методов
Обоснование актуальности применения визуально-картографических методов Почему визуально-картографические методы? Главным образом потому, что визуальные организаторы, такие как линии времени, диаграммы Венна, концепт-карты, интеллект-карты, аргумент-карты, причинные цепи, силовые поля и схемы процессов помогают лучше понимать и управлять интеллектуальными процессами. Визуальные организаторы отражают смысловые схемы; они позволяют овладеть навыками мышлению более высокого порядка без ущерба для понимания содержания той или иной области знаний. Визуальные организаторы — это графическое представление различных мыслительных процессов. Вот две метафоры, позволяющие описать их использование и ограничения в качестве фреймов мышления: Любой фотограф знает, что рамка фотоаппарата помогает зафиксировать и упорядочить образ, без неё картинка была бы беспорядочная. И любой строитель знает, что каркас здания фиксирует его цельность. Обе метафоры помогают осознать главную особенность фреймов (для) мышления: они организуют мысль, но они не отвечают за процесс мышления. Они (лишь) путеводители, а не (готовые) инструкции. Графические фреймы могут очень эффективно использоваться и при работе с текстом (чтение и написание), и при восприятии речи, и в дискуссиях. Они делают когнитивные процессы более интенсивными и целенаправленными. С точки зрения когнитивной теории, графики придают форму мимическим (подражательным, имитирующим) аспектам семантических структур памяти, или схемам, что, как утверждают теоретики обучения, упорядочивает и организует мышление. Люди используют семантические структуры, чтобы привязать абстрактные идеи к конкретным понятиям; они используют оперативную память, чтобы уловить связующие цепочки отдельных событий, явлений и понятий. Использование концептуальных карт, изображающих имитирующую, иерархическую структуру, помогает сделать наглядным и максимально активизировать дедуктивный способ мышления, единственно доступный человеку. Все графические организаторы создают на бумаге, доске или экране компьютера объективную форму ментальных (когнитивных) процессов, позволяя создавать альтернативные структуры, прорабатывать известное, исправлять ошибки. Доказано, что графические организаторы активизируют понимание и способствуют более умелому (критическому) мышлению у любого человека, независимо от уровня и характера образования. Визуальные фреймы удобны тем, что они дополняют другие стратегии и техники критического мышления. В дискуссиях и в процессах принятия решений графические фреймы фокусируют содержание и проясняют задачи. Визуальные организаторы помогают конспектировать тексты и выступления (лекции, презентации и т. п.), организовывать дискуссии и обучение в группах или индивидуально, решать проблемы или разрабатывать перспективы. Визуальные фреймы позволяют обдумывать со всех сторон возможные ответы и ориентироваться в ситуации при ответе на сложные вопросы. Не следует смешивать понятие визуальных организаторов и мышления или предполагать, что любой визуальный организатор вызывает рефлекс правильного ответа в учебе. Наиболее выдающаяся сила человеческого разума заключается в гибкости. Визуальные организаторы, в противовес этому, создают мышлению определённые границы. В вузе, однако, визуальные организаторы помогают извлечь выгоду из подобных ограничений. Они упрощают мыслительный процесс, позволяя проникнуть и понять тему ученикам с разными уровнями развития и отношения. Они стабилизируют части мыслительного процесса, давая всем ученикам возможность наблюдать за процессом критически. Они обеспечивают некий социальный контекст для частных случаев, побуждая давать объяснения, как мы видим, что видим, и сравнивать наши наблюдения с наблюдениями других людей. Если оценивать в целом, графические организаторы также дают преподавателям возможность увидеть, что студенты уже знают и касаться тех моментов, в которых они уже разбираются. Если графические организаторы внедрены в виде учебной стратегии, они позволяют преподавателям исправлять ошибки, прежде чем студенты их сделают в экзаменационных ответах. Суммируя оценку, преподаватели могут использовать графики как тестовые вопросы, оставляя часть незаполненной или давая разрозненную информацию, чтобы студенты организовали ее в графической форме. Визуальные организаторы устраняют многие сложности в обучении студентов. Они дают студентам и преподавателям действенный метод представления идей и отношений. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВИтоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: Задание №1 – 0,2 Задание №2 – 0,2 Задание №3 – 0,2 Задание №4 – 0,2 Эссе – 0,2 IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫТема 1. Методы визуализации количественных данных Назначение и сферы применения методов визуализации количественных данных. Континуум. Таблица. Круговая диаграмма. Линейчатая диаграмма. Гистограмма. График. Областная диаграмма. Точечная диаграмма. Пузырьковая диаграмма. Спектрограмма. Лепестковая диаграмма. Карта данных. Литература
Тема 2. Методы визуализации концептов Назначение и сферы применения методов визуализации концептов. Циклическая диаграмма. Временная линия. Диаграмма Венна. Маршрутная карта (flow chart). Кластеры. Системная диаграмма. Схема потоков данных (dataflow). Семантическая сеть. Интеллект-карта (mind map). Схема слоев (layer chart). Квадрат противоположностей. Карта синергии. Концентрические круги. Причинно-следственная цепь. Диаграмма поля сил. Карта Тулмина. Диаграмма Гантта. Дерево решений. Диаграмма критического пути. Концепт-карта. Литература
Тема 3. Методы метафорической визуализации Назначение и сферы применения методов метафорической визуализации. Метафоры для визуализации: карта метро, храм, сказка, дерево, мост, воронка, параметрическая рулетка, айсберг, рай и ад. Литература
Тема 4. Методы визуализации стратегий Назначение и сферы применения методов визуализации стратегий. Цепочка поставок. Профиль эффективности. Стратегическая карта. Организационная диаграмма. Здание качества. Диаграмма обратной связи. Дерево ошибок. Волшебный квадрат. 5 сил М.Портера. S-цикл. Карта стейкхолдеров. Диаграмма К.Ишикавы. Технологическая карта. Портфельная диаграмма. Стратегическое поле. Органиграф Г.Минцберга. Морфологический блок Цвики. Группировочная диаграмма. Диаграмма поиска решения. Матрица БКГ. Стратегическая канва. Цепочка ценностей. Литература
Тема 5. Комплексные методы визуализации Назначение и сферы применения комплексных методов визуализации. Графическая фасилитация. Комикс. Гиперкартина. Карта знания (knowledge map). Карта обучения. Infomural. Литература
Тема 6. Программные средства для визуализации Бесплатные программы (FreeMind, ConceptMap, Edraw Mind Map). Сетевые сервисы (MAPMYSELF, Mind42, XMind, Conzilla, MindMeister). Проприетарные программы (ConceptDraw, Microsoft Visio, MindManager) Литература
Тема 7. Визуально-картографические методы для критического мышления Применение визуально-картографических методов для: чтения и понимания текстов, фиксации идей и мнений, генерации идей, описания и анализа и оценки ситуации, разработки и принятия решений. Литература
V. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО ФОРМАМ КОНТРОЛЯТемы эссе
Контрольные задания Задание №1 Создайте презентацию PowerPoint, отражающую возможности применения методов визуализации количественных данных: континуум, таблица, круговая диаграмма, линейчатая диаграмма, гистограмма, график, областная диаграмма, точечная диаграмма, пузырьковая диаграмма, спектрограмма, лепестковая диаграмма, карта данных. Задание №2 Создайте презентацию PowerPoint, отражающую возможности применения методов визуализации концептов: циклическая диаграмма, временная линия, диаграмма Венна, маршрутная карта (flow chart), кластеры, системная диаграмма, схема потоков данных (dataflow), семантическая сеть, интеллект-карта (mind map), схема слоев (layer chart), квадрат противоположностей, карта синергии, концентрические круги, причинно-следственная цепь, диаграмма поля сил, карта Тулмина, диаграмма Гантта, дерево решений, диаграмма критического пути, концепт-карта. Задание №3 Создайте презентацию PowerPoint, отражающую возможности применения методов визуализации стратегий: цепочка поставок, профиль эффективности, стратегическая карта, организационная диаграмма, здание качества, диаграмма обратной связи, дерево ошибок, волшебный квадрат, 5 сил М.Портера, S-цикл, карта стейкхолдеров, диаграмма К.Ишикавы, технологическая карта, портфельная диаграмма, стратегическое поле, органиграф Г.Минцберга, морфологический блок Цвики, группировочная диаграмма, диаграмма поиска решения, матрица бкг, стратегическая канва, цепочка ценностей. Задание №4 Создайте презентацию PowerPoint, отражающую возможности применения комплексных методов визуализации: графическая фасилитация, комикс, гиперкартина, карта знания (knowledge map), карта обучения, infomural. VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫОсновная литература
Дополнительная литература
Полезные ссылки
Авторы программы Е.Н. Волков М.В. Плотников |
Сто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка) Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие... | Факультет менеджмента и бизнеса Кафедра «Менеджмента» «Анализ и повышение... Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей 28 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | «московский психолого-социальный университет» факультет экономики,... Рабочая программа предназначена для бакалавров очной, очно-заочной и заочной форм обучения Факультета экономики, менеджмента и международного... | ||
Факультет Менеджмента Билет №1 Вопрос 1: Боевая одежда пожарного. Назначение, устройство, характеристика | Исследовательская работа «Психологический портрет собственной личности» Наименование тем для самостоятельной работы по предмету «Психология и педагогика». Лечебный факультет, педиатрический факультет,... | ||
Факультет Менеджмента. Программа дисциплины. Бухгалтерский Учет Автор программы: Шишкова Т. В., зав кафедрой, профессор, кандидат экономических наук | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе | ||
Муниципальное образовательное учреждение «Волжский институт экономики,... Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28 | «московский психолого-социальный университет» факультет экономики,... Рабочая программа предназначена для бакалавров, обучающихся на кафедре Социально-культурного сервиса и туризма разных форм обучения... | ||
Факультет экономики и управления Кафедра менеджмента Рабочая программа... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе | Муниципальное образовательное учреждение «Волжский институт экономики,... Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» |