Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/15
Дата публикации14.07.2014
Размер1.08 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: «Использование показателей эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации и в Республике Казахстан (сравнительный анализ)»


Студент группы № 59ФТУ

Фокина Татьяна Владимировна

Научный руководитель:

______________________

(заведующий кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе, профессор, Лавров Алексей Михайлович)

Рецензент:

______________________

(главный специалист ООО «ЭКОРИС-НЭИ», кандидат экономических наук, Богачева Ольга Викторовна)

Москва, 2013

Содержание


Содержание 2

Глава 1. Основные понятия, используемые в концепции бюджетирования, ориентированного на результат 9

Глава 2. Анализ используемых в международном опыте показателей эффективности и результативности (результатов) расходования бюджетных средств 13

2. 1. Соединенные Штаты Америки 13

2. 2. Канада 19

2. 3. Австралия 24

2. 4. Новая Зеландия 29

2. 5. Великобритания 34

Глава 3. Показатели эффективности и результативности (результатов) расходования бюджетных средств в Российской Федерации 37

3. 1. Нормативное регулирование показателей (индикаторов) результативности и эффективности реализации государственных программ 37

3. 2. Сравнительный анализ методик оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 44

Глава 4. Показатели эффективности расходования бюджетных средств в Республике Казахстан 54

4.1. Нормативная база перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, в Республике Казахстан 54

Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.08.2012 г.), [http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30431770]. 56

4.2. Показатели эффективности и результативности в системе государственного планирования в Республике Казахстан 59

5.Сравнительный анализ систем использования показателей оценки эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации и Республике Казахстан с учетом международного опыта 63

В рамках данной главы проведен сравнительный анализ систем использования показателей оценки эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации и Республике Казахстан, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании. Сравнение не только Российской Федерации и Республики Казахстан, но и других стран обуславливается тем, что целью работы является в том числе определение возможностей совершенствования систем оценки эффективности расходования бюджетных средств данных стран с учетом международного опыта использования таких показателей. Определение таких возможностей будет представлено в виде рекомендаций, а выработка таких рекомендаций возможна только при условии рассмотрения международного опыта. 63

В Приложении 4 представлена таблица с результатами сравнения систем показателей эффективности расходования бюджетных средств по следующим критериям: 63

какие уровни программного бюджета в данных странах существуют; 63

какие виды показателей в основном используются (показатели затрат, непосредственных, конечных результатов, показатели эффективности); 63

использование количественных/качественных, абсолютных/относительных показателей; 63

на каких этапах реализации программ происходит оценка эффективности (результативности). 63

В результате можно составить следующие рекомендации по совершенствованию систем оценки эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации и в Республике Казахстан: 67

необходимо использование разных видов как количественных, так и качественных показателей, в том числе показателей уровня удовлетворенности потребителей государственных услуг; 67

необходимо увеличение относительных показателей, которые лучше, чем абсолютные отражают реальную ситуацию; 67

оценка эффективности государственных программ должна осуществляться не только на этапах планирования и реализации, но и после завершения реализации государственной программы (или через несколько лет после завершения реализации в случае наличия временного лага между реализацией программы и получением конечных результатов). 67

Отдельно для Российской Федерации стоит отметить необходимость законодательного определения понятий, используемых в концепции бюджетирования, ориентированного на результат. Также должны быть выработаны методические указания по разработке методик оценки эффективности государственных программ, которые будут более детально и четко описывать требование об обязательном сопоставлении достигнутых показателей (индикаторов) государственной программы и затраченных на их достижение ресурсов, требование об использовании таких показателей при принятии решения о размерах финансирования. В качестве примера описания механизма использования таких показателей для принятия решений относительно государственной программы может служить методика оценки эффективности государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)». 68

Оценка эффективности государственной программы должна проводиться как на этапах планирования и реализации, так и после завершения реализации государственной программы. Методики оценки эффективности государственных программ должны включать в себя кроме требований к оценке эффективности государственной программы на этапе реализации, также и такие требования относительно этапа планирования (требования к расчету оценки планируемой эффективности). 68

Заключение 69

Библиографический список 71

Приложение 1. Сравнение методик оценки эффективности государственных программ Российской Федерации 73

Приложение 2. Значения коэффициентов веса показателей для оценки результативности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013-2020 годы 82

Приложение 3. Возможные результаты и выводы оценки эффективности государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» 83

Приложение 4. Сравнение систем показателей эффективности расходования бюджетных средств в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Российской Федерации и Республике Казахстан 85

Введение

Процесс перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, в нашей стране и в ряде стран постсоветского пространства представляет собой значительный интерес с точки зрения изучения общественных финансов. В современных условиях бюджетные реформы проходят ускоренными темпами. Те изменения, которые в ряде стран осуществлялись десятками лет, происходят намного быстрее в странах СНГ. Часто при этом происходит искусственное насаждение новых принципов и механизмов бюджетирования, которые участники бюджетного процесса изначально воспринимают лишь как формальные изменения. То, каким образом такие страны преодолевают возникающие трудности, представляет собой обширное поле для изучения. В качестве примеров таких стран были выбраны Российская Федерация и Республика Казахстан. Принимая во внимание тот факт, что эти страны имеют общее экономическое пространство, проблемы, которые остаются еще со времен Советского Союза, рассмотрение процесса перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, в каждой из них позволило бы определить общие проблемы, выявить плюсы и минусы применяемых программно-целевых механизмов, составить рекомендации по совершенствованию систем оценки эффективности расходования бюджетных средств.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств оказывает влияние на мотивацию участников бюджетного процесса, так как является определяющим фактором в их стремлении к достижению определенных результатов. При условии успешного функционирования системы оценки эффективности упрощаются составление, принятие и мониторинг государственной программы, повышается качество финансового менеджмента.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что в настоящий момент наблюдается общемировая тенденция перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. В таких условиях важнейшую роль играют показатели эффективности расходования бюджетных средств, которые являются ключевым программно-целевым механизмом.

Для большинства стран (в том числе для Российской Федерации и Республики Казахстан) становится особо важна методика разработки показателей, которые отражали бы реальную ситуацию относительно эффективности расходования бюджетных средств. Ведь в том случае, если показатели эффективности расходования бюджетных средств не являются адекватными, прозрачными, понятными, когда их сложно измерить, теряется и их смысл. Они превращаются лишь в формальный инструмент, не имеющий реальной силы и воздействия на процесс расходования бюджетных средств. Для того, чтобы получить такие показатели, необходимо изучение опыта стран, которые добились значительных успехов в разработке и использовании таких показателей.

Объектом исследования в данной работе являются показатели эффективности расходования бюджетных средств в странах – членах ОЭСР, имеющих наибольший опыт бюджетирования, ориентированного на результат (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания), Российской Федерации и Республике Казахстан.

Стоит отметить, что понятия, используемые при оценке эффективности расходования бюджетных средств, достаточно сильно различаются в разных странах. В большинстве случаев с целью получения информации об эффективности расходования бюджетных средств используются показатели результативности, которые относятся к программам. В дальнейшем данные показатели сопоставляются с объемами расход, которые были выделены на достижение данных целей или задач. Показатели результативности предоставляют информацию о том, насколько были достигнуты те или иные цели и задачи данной программы. Поэтому объект исследования в данной работе представляет собой комплексную систему оценки эффективности расходования бюджетных средств, которая включает в себя показатели результативности, попытки их сопоставления с объемами выделенных средств, использование данных показателей в дальнейшем при принятии решений о размерах финансирования.

Предметом исследования в данной работе являются основные характеристики показателей эффективности расходования бюджетных средств, плюсы и минусы, ограничения использования некоторых из них, определение наилучшей практики их использования.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа показателей эффективности расходования бюджетных расходов в Российской Федерации и в Республике Казахстан для определения возможностей совершенствования данных систем с учетом международного опыта использования таких показателей. В соответствии со сформулированной целью в рамках данной работы поставлены следующие задачи:

  1. Определить основные понятия, используемые в концепции бюджетирования, ориентированного на результат;

  2. Рассмотреть международный опыт использования показателей эффективности расходования бюджетных средств;

  3. Проанализировать систему оценки эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации;

  4. Проанализировать систему оценки эффективности расходования бюджетных средств в Республике Казахстан;

  5. Провести сравнительный анализ данных систем, определить возможности их совершенствования с учетом международного опыта использования таких показателей.

Таким образом, последовательное выполнение перечисленных задач приведет к достижению конечной цели данной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск