Скачать 72.38 Kb.
|
Литературно-исследовательское эссеКиммерияв лирике Максимилиана Волошина Выполнил ученик11 «А» класса Шемякин ВиталийУчитель Бородина Наталья ВитальевнаКак в раковине малой – ОкеанаВеликое дыхание гудит. Как плоть ее мерцает и горит Отливами и серебром тумана, А выгибы ее повторены В движении и завитке волны, -Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна, Заключена и преображена… М.А. Волошин «Коктебель» Имя поэта, художника, литературного и художественного критика Максимилиана Александровича Волошина неразрывно связано с Крымом, Киммерией, Коктебелем. Здесь он прожил большую часть своей жизни, здесь были написаны его знаменитые акварели, созданы его лучшие стихотворения. «Чтобы понять поэта, надо отправиться в страну поэта», - эти слова Гете как нельзя лучше применимы к Максимилиану Волошину. Такой страной для Волошина был Крым. Из русской совести, отстоянной как хмель, Из знойного песка в полынном кругозоре, Из скифских пажитей и эллинского моря Он изваял страну и назвал: Коктебель! Так писал в 1929 году Всеволод Рождественский. Можно ли предположить, что Коктебель, «найденный» Волошиным и превращенный им в один «из культурнейших центров не только России, но и Европы»,1 живший и поныне живущий в благодарной памяти многих поколений творческой интеллигенции, - самое крупное и самое значительное произведение Волошина. Сам М. Волошин вспоминал: «Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его, как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность». Первым, по-настоящему волошинским стихотворением о Крыме принято считать написанное в 1904 году стихотворение «Зеленый вал отпрянул – и пугливо…» И это справедливо, ведь только в 1907 году появится цикл «Киммерийские сумерки» - 15 стихотворений – лучшее, что написано о пейзаже восточного Крыма в мировой поэзии. Этот цикл создавался Волошиным во время больших личных переживаний поэта: Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре. По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль, И лежит земля страстная в черных ризах и орарях… В стихах этого цикла впервые перед читателем возникает скорбная и величественная Киммерия. Древняя страна, которую М Волошин вывел из забвения и стал ее певцом. В стихах Волошина Киммерия жива памятью о прошлом: Здесь был священный лес. Божественный гонец Ногой крылатой касался сих прогалин. На месте городов ни камней, ни развалин. По склонам бронзовым ползут стада овец. Безлесны скаты гор. Зубчатый их венец В зеленых сумерках таинственно печален. Чьей древнею тоской мой вещий дух ужален? Кто знает путь богов – начало и конец?.. В этих стихах четко прослеживается осознанное Волошиным единство истории и природы, осуществленное в пейзажах древней Земли, существующее в ее «снах». Над зыбкой рябью вод встает из глубины Пустынный кряж земли: хребты скалистых гребней, Обрывы черные, потоки красных щебней – Пределы скорбные незнаемой страны. Я вижу грустные, торжественные сны – Заливы гулкие земли глухой и древней, Где в поздних сумерках грустнее и напевней Звучат пустынные гекзаметры волны. И поэт становится на многие годы голосом этой «глухой и древней» земли и заставляет всмотреться и вслушаться в этот мир. Всмотреться в природу его и вслушаться в историю, говорящую пейзажами Киммерии. В 1910 году выходит первый сборник стихов Максимилиана Волошина. В нем было много киммерийских стихов, но не было стихов нового цикла «Киммерийская весна». Стихи цикла заметно отличаются от «Киммерийских сумерек». Здесь меньше исторических образов Киммерии, а больше реальных пейзажных образов ее природы. Солнце! Твой родникВ недрах бьет по темным жилам. Воззывающий свой лик Обрати к земным могилам!.. Солнце! Прикажи Виться лозам винограда, Завязь почек развяжи Властью пристального взгляда! Сборник Волошина 1910 года был иллюстрирован рисунками Константина Федоровича Богаевского – художника, чье творчество тоже связано с Киммерией. В годы революций и гражданской войны в творчестве Волошина происходит коренной сдвиг. Среди созерцательных лирических стихов, певучих и раздумчивых, медным голосом набата зазвучали строки страстной гражданской поэзии. Но как она отличалась от «гражданской поэзии» многих и многих поэтов! Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы. В дни революции быть Человеком, а не гражданином. Помнить. Что знамена, партии и программы То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома. Быть изгоем при всех царях и народоустройствах. Совесть народа – поэт. В государствах нет места поэту. («Доблесть поэта») Все «волны гражданской войны» - в Крыму особенно жестокой – проходят над головой поэта, но из ее огня он выносит лишь еще более острую, почти мучительную любовь к своей Киммерии. В эти годы Киммерия предстает перед поэтом совершенно иной: в крови, в страданиях, в беспощадной борьбе. И в торжественные видения древней земли врываются новые тревожные образы, сам ритм стиха становится из привычно плавного ломаным и напряженным: Войны, мятежей, свободыДул ураган; В сраженьях гибли народы Далеких стран; Шатался и пал великий Имперский столп; Росли, приближаясь, клики Взметенных толп. Суда бороздили воды Борт о борт. Заржавленные пароходы Врывались в порт. На берег сбегали люди, Был сильный треск Винтовок и гул орудий. И крик, и плеск – Выламывали ворота, Вели сквозь строй, Расстреливали кого-то Перед зарей… В эти годы появился ряд новых киммерийских стихов Волошина. Обращаясь к неизменной, целительной красоте природы, поэт отдыхал от кипевшего вокруг него «круговорота битв». Тогда и возникали и певучие, классически строгие строфы: Сквозь облак тяжелые свитки, Сквозь ливней косые столбы Лучей золотистые слитки На горные падают лбы. Пройди по лесистым предгорьям, По бледным полынным лугам К широким моим плоскогорьям, К гудящим волной берегам, Где в дикой и пенной порфире, Ложась на песок голубой. Все шире, все шире, все шире Развертывается прибой! А летом 1917 года рождается стихотворение «Коктебель», в котором Волошин особенно проникновенно сказал о своей кровной связи с этим уголком земли: С тех пор, как отроком у молчаливых, Торжественно пустынных берегов Очнулся я – душа моя разъялась, И мысль росла, лепилась и ваялась По складкам гор, по выгибам холмов… Моей мечтой с тех пор напоены Предгорий героические сны И Коктебеля каменная грива; Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его прилива. И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой… Кончились «расплавленные годы» гражданской войны – началась мирная жизнь. С 1923 года Дом Поэта – уже несколько лет «слепой и запустелый» - постепенно оживает. Волошин создавал свой Дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». И благодаря своему хозяину Дом был духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивавшим к себе всех творческих, мыслящих людей, попадавших в его «силовое поле». В декабре 1920 года возникло стихотворение «Дом поэта», в котором раздумья Волошина о собственном творческом пути слились воедино с многолетними размышлениями о судьбах Крыма. В чеканных, торжественных строках развертывается перед слушателем вся летопись древней Тавриды. Строки, завершающие стихотворение, звучат итогом жизненных раздумий поэта, дарованных ему Киммерией, его завещанием грядущим поколениям: Будь прост, как ветр, неистощим, как море, И памятью насыщен, как земля, Люби далекий парус корабля И песню волн, шумящих на просторе. Весь трепет жизни, всех веков и рас Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас. У древних римлян было следующее определение: genios loci, то есть гений места, Дух-хранитель природного дара, хранитель определенного места или вещи. Вот таким хранителем был Максимилиан Волошин для людей, их дарований, их судьбы. Удачное понятье: гений места. Здесь Макс творил себя, свой мир и дом.. (С. Шервинский «Коктебельские октавы») Последнее пристанище Максимилиан Волошин нашел на самой высокой горе близ Коктебеля. К этому месту ежедневно стекаются люди. Как и при жизни, Макс Волошин слился с природой родной Киммерии. Любимый холм – его надгробный храм, Несокрушимый; скудный; строгий… Он спит, как жил: открытый всем ветрам И видимый с любой дороги. (Д.Л. Андреев) Его гора. Он завещал на гребне Себя на вечный отдых положить. Так он хотел… Провидец и волшебник, Поэт, который жил и будет жить. (В. Мануйлов «Памяти Максимилиана Волошина») Литература
1 Белый А. Дом-музей М.А. Волошина// Воспоминания о М. Волошине – М., Сов. писатель, 1990 |
М. В. Сабашникова Зеленая Змея История одной жизни Издательство "Энигма",... Воспоминания Маргариты Васильевны Волошиной-Сабашниковой, первой жены поэта Максимилиана Волошина и племянницы книгоиздателей Сабашниковых,... | Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | ||
М. А. Волошина Мемориальный фонд Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет /Л. Н. Волошина-М.: Аркти,2004 | ||
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина «воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать ограниченной составляющей педагогической деятельностью, интегрированной... | Тема: Образ Родины, природы, откровения лирического героя в лирике... | ||
Природа и человек в лирике Есенина План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Образ родины в лирике М. Ю. Лермонтова МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема нравственного выбора и размышления о рабстве и деспотизме в лирике Пушкина | Тема любви и образ женщин в лирике А. С. Пушкина (осн мотивы, эволиция) Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Тихая моя родина…» (Урок внеклассного чтения в 6 классе по лирике Н. М. Рубцова) | «Минеральная вода «Чажемто» жемчужина Сибири» Авторы: Глухова Полина... Исследовательский информационно – коммуникативный проект «Минеральная вода «Чажемто» жемчужина Сибири» | ||
Урок Тема: «Собака друг человека» Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная... Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» |