Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина





Скачать 217.77 Kb.
НазваниеПрограмма воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина
Дата публикации10.08.2014
Размер217.77 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Азбука нравственности

Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов

Составитель Е.В.Волошина

2009

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Особенности программы……………………………………………………6

Планирование материала программы……………………………12

Календарно- тематическое планирование программы….13

Список использованной литературы……………………………….18

Пояснительная записка

Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость

Сервантес

Актуальность

В словаре Ожегова термин «воспитание» - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации религиозные институты, общественные организации и др. В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», которая реализуется в наши дни, подчёркивается что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать ограниченной составляющей педагогической деятельностью, интегрированной в общий процесс обучения и развития», это направление является приоритетным.

Программа внеклассной деятельности «Азбука нравственности» рассматривает воспитание как целенаправленный процесс управления, формирования, организации воспитательного воздействия на обучающихся, усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются общественно значимые черты личности.

Объект воспитания: обучающиеся 1-4 классов.

Цель воспитания: формирование гармонически развитой личности.

Основным механизмом воспитания является система комплексных воспитательных воздействий на обучающихся.

Суть программы «Азбука нравственности»: формирование представлений об истинных человеческих ценностях и толерантной модели поведения на основе психо-возрастных особенностей личности младшего школьника.

Теоретическая основа программы «Азбука нравственности»: убеждение в том, что переход от одного типа ведущей деятельности к другому способствует позитивным изменениям в поведении младшего школьника и предупреждает формирование отклоняющегося поведения.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому актуальность программы связана, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (29, с.431).

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Основной функцией программы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач программы должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Теряя нравственные ценности, мы нарушаем принципы общежития. А это для ребёнка любое отклонение от нормы - потенциальная возможность сформировать модель поведения, не принимаемая в обществе (отклоняемая в поведении).

Особенности программы
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют занятия по воспитанию нравственности, расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Главная особенность программы – сформулировать у ребенка четкую цель и помочь ему достичь ее.

Другой особенностью является то, что реализацию программы можно начать с любого класса младшей школы. И каждый последующий год реализации программы начинается на более продвинутом уровне.

Начальный этап нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная программа предполагает в процессе реализации обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.

Школьники первого года обучения в школе отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Обучающиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Это дает возможность, использовать сензитивные возможности возраста, сформировать у ребят основы нравственных убеждений; умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение; умение пользоваться этическим знанием; определять добро; применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации;

Еще одной особенностью программы является нравственное воспитание не как совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы:

  • ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;

  • знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;

  • формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;

  • формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение;

  • воспитание толерантности;

  • развитие чувств патриотизма;

  • воспитание законопослушного гражданина.


Содержание программы направлено на воспитание:

  • культуры общения и поведения (способность правильно себя вести и общаться);

  • культуры мышления (способность « морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);

  • культуры чувств (способность к сочувствию, к переживанию, к сопереживанию)


Основные разделы программы:

  • 1.Культура речи.

  • 2Личная гигиена, аккуратность и опрятность.

  • 3.Культура общения, или искусство диалога.

  • 4.Правила поведения в школе, на улице и в общественных местах.


Цель: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Задачи:

  • обогатить эмоциональный мир обучающихся нравственными переживаниями;

  • сформировать нравственные чувства;

  • вооружить знаниями о морали, раскрыть ее сущность;

  • привить культуру, формировать навыки и привычки нравственного поведения;

  • систематически накапливать и обогащать опыт нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;

  • организовать нравственное самовоспитания детей.


Программа реализуется на протяжении всех лет обучения на первой образовательной ступени и рассчитана на 101 час:

33 часа в 1 классе,

34 часа во 2 классе,

34 часа в 3 классе.

Ожидаемые результаты:


  • освоение обучающимися правил этикета и этических норм отношений с окружающим миром;

  • умение выводить конкретные правила поведения;

  • умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • быть дисциплинированным, регулярно посещать школу и не опаздывать;

  • помогать товарищам лучше учиться и трудиться;

  • бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам и вещам других;

  • всегда быть чистым и опрятным;

  • выполнять требования учителей, других работников школы;

  • оказывать носильную помощь больным, инвалидам, нуждающимся;

  • не допускать дурных поступков и удерживать от них других;

  • вести себя хорошо на переменах;

  • быть честными и правдивыми;

  • не делать другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;

  • бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.


Сроки и форма реализации программы, особенности занятий
Программа рассчитана на обучающихся 1-3 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем? и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется. Программа может быть использована для проведения клубных часов в группе продленного дня, во внеклассной работе, в проведе­нии классных часов, кружковой работы и факультативных занятий.

Занятие в начальных классах эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках «Азбуки нравственности», является дополнительным средством решения задач образовательного, нравственного и воспитательного характера.

Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.

На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.

В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно эти­ческую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углублен­ным выводам.

Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, чтов них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА

ПРОГРАММЫ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»

НА 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Первый класс,

33 часа

Второй класс,

34 часа


Третий класс,

34 часа

Четверть

Содержание

курса

Чет

Вер

ть

Содержание

курса

Чет

вер

ть

Содержание

курса

I

Правила

поведения

в школе

(9 часов)

I

Школьный

этикет

(9 часов)

I

Школьный

этикет

(9 часов)

II

О добром и и вежливом отношении к к окружающим

людям

(8 часов)

II

Правила

общения

(8 часов)


II

Правила

общения

(8 часов)


III

Как стать трудолюбивым

(8часов)

III

О трудолюбии. Культура внешнего

вида (9 часов)

III

О трудолюбии.

Культура

внешнего

вида (9 часов)

IV

Правила

опрятности и и аккуратности

(8 часов)

IV

Внешкольный

этикет

(8 часов)


IV

Внешкольный этикет

(8 часов)


Итого

часов:

33 часа




34 часа




34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть

Правила поведения в Школе (9 часов)

1-2.

Правила поведения на уроке и на перемене.

2 часа

3.

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»).

1 час

4.

Правила поведения в столовой.

1 час

5.

Правила поведения в библиотеке.

1 час

6-7.

Правила повеления на школьном дворе.

2 часа

8-9.

Правила поведения на улице и дома

2 часа

II четверть

О добром и вежливом отношении

к окружающим людям (8 часов)


1-2.

Что такое «добро» и «зло».

2 часа

3-4.

«Если вы вежливы...».

2 часа

5-6.

Добрые и недобрые дела.

2 часа

7.

Ты и твои друзья.

1 час

8.

Помни о других - ты не один на свете.

1 час




III четверть

Как стать трудолюбивым (8 часов)




1.

«Ученье - свет, а неученее - тьма».

1 час

2-3.

Как быть прилежным и старательным.

2 часа

4-5.

Наш труд в классе и дома.

2 часа

6.

Мой труд каждый день дома.

1 час

7-8.

Правила поведения на улице и дома

2 часа

IV четверть

Правила опрятности и аккуратности (8 часов)

1-2

Культура внешнего вида

2.часа

3.

Каждой вещи - свое место

1 час

4-5.

Умение ценить свое и чужое время

2 часа

6-7.

Школьный этикет

2 часа

8.

Чему нас научили уроки нравственности

1 час

2 класс

/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть

Школьный этикет (9 часов)

1-2.

Что такое школьная дисциплина

2 часа

3.

Люби книгу

1 час

4-5.

Твоя школа.

2 часа

6-7.

Твой класс.

2 часа

8-9.

Соблюдение чистоты и порядка.

2 часа

II четверть

Правила общения (8 часов)

1-2

Внимательность к окружающим.

2 часа

3.

Обязательность, дал слово - держи его.

1 час

4.

Как ты разговариваешь с товарищами

1 час

5.

Доброжелательность в общении.

1 час

6-7

Поступки твои и других (их оценка).

2 часа

8

Правдивость, честность.

1 час

III четверть

О трудолюбии. Культура внешнего вида (9 часов)

1-2.

Правило «Учусь все делать сам».

2 часа

3-4.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

2 часа

5-6.

Что значит быть бережливым?

2 часа

7-8.

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

2 часа

9.

Одежду нужно беречь.

1 час

IV четверть

Внешкольный этикет (8 часов)

1.

Правила поведения в кино.

1 час

2.

Правила поведения в театре.

1 час

3.

Правила поведения в музее.

1 час

4.

Правила поведения на выставке.

1 час

5.

Меня пригласили на день рождения

1 час

6-7.

Бережное отношение к природе.

2 часа

8.

Чему нас научили уроки нравственности

1 час

3 класс

/п

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть

Школьный этике (9 часов)

1-2

Взаимопомощь - как её организовать.

2 часа

3-4.

Береги школьное имущество.

2 часа

5.-6

В какие игры и как мы играем.

2 часа

7-9.

Правила поведения в школе.

3 часа

II четверть

Правила общения (8 часов)

1.

Точность: береги своё время и время других

1 час

2-3.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

2 часа

4-5.

«Умейте дружбой дорожить».

2 часа

6-7.

Коллективизм.

2 часа

8.

Что такое справедливость?

1 час

III четверть

О трудолюбии.

Культура внешнего вида.(9 часов)

1.

«Труд кормит, а лень портит».

1 час

2-3.

Организованность в труде.

2 часа

4-5.

Кем хочу быть, почему?

2 часа

6-7.

Мой гардероб и уход за ним.

2 часа

8-9.

Будничная и праздничная одежда.

2 часа

IV четверть

Внешкольный этикет (8 часов)

1.

У меня зазвонил телефон…

1 час

2-3.

Правила поведения в гостях.

2 часа

4-5.

Я пишу письмо.

2 часа

6-7.

Природа и я - одна семья.

2 часа

8.

Чему нас научили уроки нравственности

1 час


Список использованной литературы
1. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)

2. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)

3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)

4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как

субъекта учебной деятельности и нравственного

поведения», Л, 1989 г. (89)

5. http://www.portal-slovo.ru/

6. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа для 2-4 классов по истокам Составитель: учитель...
Вологодской области для обучающихся начальных классов. Авторами курса «Истоки» являются И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconПрограмма рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение...
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности общекультурного направления обучающихся 5-6 классов. Предусмотренные...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconВ лирике Максимилиана Волошина
Имя поэта, художника, литературного и художественного критика Максимилиана Александровича Волошина неразрывно связано с Крымом, Киммерией,...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие о воспитательных системах. Структура, этапы развития, критерии эффективности воспитательной системы школы. Причины создания,...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный...
Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconУчебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа по литературе для обучающихся II ступени обучения...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconПрограмма по русскому языку для обучающихся 7 классов общеобразовательных...
Педагогического совета Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №593
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать»
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Универсальный сайт для учителей, воспитателей, классных руководителей, на котором выложены конспекты уроков, воспитательных занятий,...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconРабочая программа учебной дисциплины
Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconПлан работы шмс на 2013/14учебный год №
...
Программа воспитательных занятий для обучающихся 1-3 классов Составитель Е. В. Волошина iconИсследование развития системы воспитательных взаимодействий на уровне «педагог-воспитанник»
Для проверки и коррекции, либо опровержения соответствия выстроенной модели, описывающей механизм развития системы воспитательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск