Скачать 0.64 Mb.
|
Введение Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности общекультурного направления обучающихся 5–6 классов. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов одной параллели. Программа рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю). Программа состоит из 4 модулей, объединённых общей идеей – эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Курс предполагает изучение особенностей исторического развития древнего мира с точки зрения развития различных наук. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания обучающихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное саморазвитие и развитие личности. Обучающиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов; устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций. В 5 классе каждый из модулей знакомит обучающихся с открытиями и великими людьми древнего мира. В 6 классе через знакомство с великими открытиями и историческими деятелями раскрывается эпоха средневековья. Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида деятельности и направлен на решение своих педагогических целей и задач:
Базовыми идеями курса являются:
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые при изучении курса:
Описание места курса в учебном плане Курс реализуется за счёт часов внеурочной деятельности учебного плана лицея. Программа курса «Лабиринты истории» составлена для учащихся 5–6-х классов и рассчитана на 66 часов. МОДУЛЬ «ТАЙНЫ КЛИО» Пояснительная записка Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей. Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Цель данного модуля: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота. Задачи модуля:
Общая характеристика модуля Методы преподавания данного модуля определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Модуль рассчитан на 16 часов и предназначен для учащихся 5–6 классов в рамках внеурочной деятельности; он предполагает изучение особенностей исторического развития древнего мира с точки зрения развития различных наук. Данное обстоятельство объясняется тем, что историческое образование необходимо для расширения кругозора и системы миропонимания обучающихся. Первостепенным является нравственное, патриотическое, духовное развитие личности. Обучающиеся получают необходимые знания, способствующие формированию целостного представления об окружающей среде, условиях жизни и деятельности различных народов; устойчивый кругозор. Огромное внимание уделяется роли личности в истории и духовному, культурному развитию цивилизаций. Продуктивный уровень программы реализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебно-исследовательские, учебно-игровые, коммуникативно-диалоговые; особое внимание уделяется интеллектуальной, предметно-практической сферам развития личности. Используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуальная, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности. Программой предусмотрены встречи с работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев. Обучающиеся изучат методику написания научно-исследовательских работ, выберут тему и подготовятся к защите работы на научно-практической конференции. Обучающиеся научатся: конструировать рассказ в различных его вариантах (выступление на конференциях, подготовка и защита сообщений, докладов по определённым вопросам); сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историко-литературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные; решать исторические задачи в новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных. Обучающиеся научатся: составлять сценарии и проводить деловые игры, коллективно-творческие дела; делать выводы и обобщения из полученной информации и сведений; самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умение дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Содержание модуля 5 класс 1. История как наука и удивительное путешествие в прошлое (2 часа) Зарождение истории. Путешествие по ленте времени. 2. История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей) (2 часа) Жрецы науки, отцы истории и другие. «Наука умеет много гитик». 3. Путешествие по истории: события, факты, личности (2 часа) Великие открытия прошлого. Семь чудес света и другие диковины. 4. История в фактах: события прошлого в современном анализе (2 часа) Науки, раскрывающие прошлое. «Я хочу рассказать интересную историческую историю». 6 класс 1. Самое смутное из всех смутных времён (2 часа) Великое переселение народов и его последствия. Путешествие по карте (практическая работа). 2. Рыцарский турнир (2 часа) Искусство геральдики (практическая работа). Рыцарский турнир (интеллектуальная игра). 3. В поисках высшей истины (мудрецы, еретики, школяры) (2 часа) Мудрецы и еретики. «Так давайте радоваться!» Образование средневековья. 4. История в фактах: события прошлого в современном анализе (2 часа) Начало великих потрясений. «Чёрная смерть» и вокруг неё. «Столетия редкого человека». Тематическое планирование с описанием основных видов деятельности 5 класс
6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс
6 класс
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Библиотечный фонд: 1.1. Нормативные документы: 1.1.1. Стандарт основного общего образования. 1.2. Учебные пособия: 1.2.1. Учебник по истории для 5–6 классов. 1.3. Научная, научно-популярная литература; историческая литература: 1.3.1. Бабанин В.П. Самые большие загадки прошлого. – СПб., 2000. 1.3.2. Ермолаев И.П. Историческая хронология. – Казань, 1980. 1.3.3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. – М., 1991. 1.3.4. История России в лицах. – М., 1997. 1.3.5. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 1984. 1.3.6. Михнюк Л.З. Хронология. – Оренбург, 2002. 1.3.7. Преображенский А.А. История открывает тайны. – М., 1991. 1.4. Словари, справочники: 1.4.1. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 1.4.2. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991. 1.4.3. Зуев М.Н. История России. Хроника: 6–11 кл. – М., 1995. 1.4.4. История России. XX век: 9–11 кл.: Школьный словарь-справочник / Под общ. ред. В.В. Барабанова. – М., 2002. 1.4.5. Лакиер А.Б. История российской геральдики. М., 2006. 1.4.6. Универсальный справочник по истории России. – СПб., 2000. 1.4.7. Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1997. 1.4.8. Преображенский А.А. История открывает тайны. – М., 1991. 1.4.9. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5–9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Печатные пособия: 2.1. Таблицы по истории для 5–6 классов. 2.2. Портреты выдающихся деятелей. 3. Интернет-ресурсы: 3.1. http://www.festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 3.2. http://www.ug.ru – «Учительская газета». 3.3. http://www.nic-snail.ru – Центр творческих инициатив. 4. Технические средства обучения: 4.1. Мультимедийный компьютер. 4.2. Мультимедиа-проектор. 4.3. Интерактивная доска. 4.4. Средства телекоммуникации. 4.5. Сканер. 4.6. Принтер лазерный. Планируемые результаты изучения модуля Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): формирование комплексного представления у обучающихся об основных путях достижения мира и согласия в отдельно взятом регионе и мире в целом. Умение анализировать и объяснять исторические события и явления, раскрывать их характерные признаки; систематизировать, сравнивать события и явления, определять в них общее и различное; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Второй уровень результатов (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной действительности в целом): возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник приобретёт опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. МОДУЛЬ «ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГИ» Пояснительная записка Новые стандарты школьного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но также умение работать с различными источниками информации, развитие способностей использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни. Модуль «История письменности и книги» даёт общенаучные и лингвистические сведения о происхождения языка и истории развития национальных языков, об истории возникновения и развития письма и книги, обеспечивает глубокое понимание практических вопросов орфографии и пунктуации, а также вводит обучающихся в философские, исторические и культурологические проблемы речевой деятельности, теории коммуникации, влияния исторических, политических, социальных изменений и научных открытий на развитие важнейшего изобретения человечества – письменности. Модуль «История письменности и книги» имеет междисциплинарный характер, поскольку соединяет в себе материал ряда научных отраслей: языкознания, истории, культурологии. Письмо как важнейшее достижение человеческой цивилизации позволяет зафиксировать языковую информацию для её передачи и хранения. Современное письмо, несмотря на современные технические и технологические достижения, позволяющие хранить речь и воспроизводить её, не только не утрачивает своего былого значения, но упрочивает и расширяет свои возможности. Информационные технологии способствуют совершенствованию средств письменной речи и раскрытию неиспользованных возможностей фиксации, передачи и хранении информации. Познавательный компонент модуля «История письменности и книги» знакомит учащихся с основными этапами развития культуры народов мира посредством изучения возникновения и развития письменности, с самыми знаменитыми памятниками письменности разных эпох, предметами и материалами письма. Модуль «История письменности и книги» составлен с учётом исторического, культурологического и информационного аспектов. Исторический аспект отражает динамику письма, этапы его развития. Он позволяет обращаться к периодам глубокого исторического прошлого и настоящему времени. История языка и письменности не может изучаться в отрыве от истории общества. В языке, как в зеркале, отражается история народа. Язык сам представляет собой ценнейший материал, в котором историки могут находить подтверждение исторических событий. Однако наибольшей фактической достоверностью обладают письменные тексты. Письмо было создано в ходе исторического развития общества. Письменный текст сегодня рассматривается как средство изучения истории. Современные архивы, библиотеки, музеи являются объектом профессиональной деятельности целого ряда специалистов и одновременно свидетельствуют об уровне развития общества, его культуре. Культурологический аспект предполагает изучение языка и письменности как способа отражения национальной, народной, общечеловеческой культуры. Письменность – это культурная ценность. Изучение культуры народа позволяет понять национальную специфику и универсальные принципы функционирования письменной формы русского языка и языков народов мира. Уметь воспринимать культурные ценности во всей их полноте непросто, для этого необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы не стать «не помнящими родства иванами», нужно изучать культуру родного письма. Информационный аспект помогает осознать письмо как информационное взаимодействие, в которое люди вступают в процессе общения в целом, при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций. Цель модуля: изучить историю возникновения и развития письменности и книги в разных местах земли, современное состояние письменных культур и способы хранения информации. Задачи модуля:
Общая характеристика модуля Формой планирования и организации учебной деятельности при прохождении модуля «История письменности и книги» представляется тематический блок. Тематика и содержание занятий включает два блока:
Процесс изучения дисциплины «История письменности и книги» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть обеспечивает знакомство обучающихся с общими понятиями о письме и предпосылках письма, об этапах и формах развития начертательного письма; с историей книги как источника информации с древних времён. Программа разработана на основе деятельностного подхода и представляет собой коммуникативно ориентированный комплекс обучения. Необходимым условием для успешного усвоения дисциплины является база знаний по русскому языку, иностранным языкам, истории, информатике. Теоретическая информация излагается преимущественно в форме поискового проблемного содержания, а также даётся с использованием форм репродуктивного характера (например, сравнение, наблюдение, анализ текста). Содержание курса раскрывается на основе текстового материала с подбором иллюстративного ряда. Практические занятия ориентированы на активные методы и формы деятельности обучающихся: дискуссия, работа с текстом, деловые игры, викторины, подготовка презентаций. Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний обучающихся с помощью кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интересной и увлекательной. В зависимости от задания ученикам предлагается индивидуальная, групповая или коллективная работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию познавательных способностей учащихся, умению применить полученные знания в новых условиях. Учитывая специфику модуля, важно вовлечь учащихся в процесс самостоятельной работы, конечным результатом которого является самостоятельная творческая работа. Это могут быть и подборка иллюстративного материала по определённой теме, и создание стихотворения, и презентация. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Содержание модуля 5 класс 1. Возникновение письменности (1 час) История возникновения и развития письменности от первых попыток древнего человека передавать информацию до изобретения буквенно-звукового письма. Виды предметного и рисунчатого письма. Письменность Шумера, Древнего Египта и Китая. 2. Письмо рисунками (1 час) Основные виды письма рисунками: пиктограммы, идеограммы, иероглифы, клинопись. 3. Буквенно-звуковое письмо (4 часа) Финикийский алфавит. Развитие алфавитного письма в Древней Греции. Греческий и латинский алфавиты. Славянская письменность: глаголица, кириллица. Житийная версия создания первого славянского алфавита. Миссия Константина (Кирилла) и Мефодия. Глаголица и кириллица – древнейшие славянские азбуки. Реформы русской графики в эпоху Петра I (1708 г.) и в 1917–1918 гг., их цели. Современный русский алфавит. Алфавиты на основе кириллицы в современных славянских языках (украинском, белорусском, болгарском, сербском). 4. Материалы для письма (1 час) Материалы для письма (папирус, пергамен, шёлк, береста, кожа, бумага). История знаменитых библиотек древнего мира. Развитие письма и книжного дела от первых рукописных книг до изобретения печатного станка. Руническое письмо. Книги и библиотеки средневековой Европы и Востока. Начало книгопечатания в Европе. Славянские просветители и славянские азбуки. Берестяные грамоты. Русские книжники. Счёт и арабские цифры. Иван Фёдоров. 6 класс 1. Книги и библиотеки Древнего Востока (1 час) Библиотеки Древнего Египта. Библиотеки Древней Греции (Александрийская и Пергамская библиотеки). Библиотеки Древнего Рима. Особенности изготовления книг. 2. Книги и библиотеки в средние века (2 часа) Средневековые стили письма. Переписчик книг Рауль. Рукописные книги в Западной Европе в VI–XII веках. Скриптории. Манускрипт. Стили письма в Западной Европе: маюскул и минускул. Виды письма: капитальное квадратное письмо, унциал, полуунциал. Изготовление книг в средние века. Библиотеки средневековых монастырей. Книги в средние века на Востоке. Дамасские свитки. «Священная» книга Коран. Древние руны. 3. Книги и библиотеки Древней Руси (2 часа) Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Первые русские азбуки: кириллица и глаголица. Формы кириллицы: устав, полуустав, скоропись и вязь. Древнерусские книги: берестяные грамоты, древнерусская книга, «Остромирово Евангелие». 4. Книгопечатание (2 часа) Изобретение книгопечатания в Европе. Книгопечатание в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Первые печатные книги: «Апостол», «Часовник», «Букварь», «Азбука», «Библия». |
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов | Рабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс» Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов | ||
Рабочая программа учителя I квалификационной категории Назмутдиновой... А. И. Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю), в том... | ||
Рабочая программа по истории по программе Рао, доктора педагогических наук Загладина Н. В. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. И. Кравченко и Е. А. Певцова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа конкретизирует содержание разделов, дает допустимое распределение часов, определяет перечень практических работ. Эта программа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Н. Боголюбова (Просвещение. 2010). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного... | Рабочая программа по «Обществознанию» 7 класс Программа предназначена для 7 класса общеобразовательной школы. Образовательная область обществознание рабочая программа конкретизирует... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для 7 класса общеобразовательной школы. Образовательная область обществознание рабочая программа конкретизирует... |