| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Введение в языкознание» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет гуманитарных наук
Программа дисциплины
Введение в языкознание
для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Романова Т.В., доктор филологических наук, профессор tromanova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации «30» октября 2012г
Зав. кафедрой докт.филол.н., проф.Зусман В.Г._______________________ Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «30» октября 2012 г
Председатель В.Г.Зусман _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «25 » декабря 2012г.
Председатель Петрухин Н.С. ________________________
Нижний Новгород, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в языкознание».
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом ГО БУ ВПО НИУ ВШЭ для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;
Образовательной программой направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;
Рабочим учебным планом университета по направлению 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012г.
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются
ознакомление студентов с основными разделами и терминологией лингвистической науки, с основными идеями и проблемами современного языкознания; формирование представления о методах анализа языкового материала.
Задачи курса:
Рассмотреть статус языкознания как науки, наметить его связи с другими науками.
Проанализировать философские проблемы, связанные с языком как объектом научного изучения.
Описать основные формы существования языка.
Охарактеризовать язык как систему знаков.
Выделить основной круг проблем, связанных с выделением языковых единиц различных уровней, и описать эти единицы.
Рассмотреть проблемы, связанные с классификацией языков и историей письма.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать содержание базовых лингвистических терминов; основные теоретические положения лингвистики; основные формы существования языка; классификацию языков; историю письма.
Уметь пользоваться метаязыком лингвистики, характеризовать язык как знаковую систему; выделять языковые единицы различных уровней из речевого материала и характеризовать эти единицы;
Иметь навыки анализа языкового материала.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| общекультурные компетенции (ОК):
-умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
-использованием основных положений и методов гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
-способностью применять методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности (ОК-10);
-осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11); профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные
-знанием основных понятий и категорий современной лингвистики (ПК-1);
-знанием основ математических дисциплин, которые используются при формализации лингвистических знаний и процедур анализа и синтеза лингвистических структур: теории множеств, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики, математической логики, теории автоматов и формальных грамматик (ПК-2);
-владением кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем (ПК-4);
-умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ПК-5);
научно-исследовательские:
-владением основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов (ПК-7);
-владением современными компьютерными инструментами лингвистического исследования (ПК-8);
-владением методами сбора и документации лингвистических данных (ПК-9);
-умением спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы (ПК-10);
-владением основными способами описания и формальной репрезентации денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке (ПК-11);
-знанием о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генетической классификации (ПК-13);
-владением навыками оформления и представления результатов научного исследования на русском и иностранном языках (ПК-14).
проектными и производственно-практические:
-умением пользоваться лингвистически ориентированными программными продуктами (ПК-17);
-умением использовать лингвистические технологии для проектирования систем анализа и синтеза естественного языка, анализа и синтеза мультимодальных языковых систем, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем (ПК-18);
экспертно-аналитические:
-способностью оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка (ПК-23);
-умением провести экспертизу в области функционирования языка в обществе (ПК-24)
| О
ООК-2
О
О ООК-9
О
КОК-10
П
КОК-11
ППК-1
ППК-2
П ППК-4
ППК-5
ППК-7
ППК-8
ППК-9
ППК-10
ППК-11
ППК-13
ППК-14
ППК-17
ППК-18
ППК-19
КПК-24
П
| Студент владеет: кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем,
культурой русскоязычного общения.
Студент владеет: сведениями о библиографических источниках и электронных ресурсах, содержащих данные о современном состоянии и истории русского языка,
Студент знает: структуру лингвистической науки и ее основные направления; наиболее влиятельные современные теории языкознания;
основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка; основные параметры разнообразия естественных языков, их генетическую, ареальную и типологическую классификацию; единицы, отношения и процессы в фонетике, морфологии, лексике, синтаксисе, семантике;
современное состояние русского языка, включая проблемы его кодификации и колебания нормы;
знает теорию дискурса, понятийный аппарат социолингвистики.
Студент владеет методами лингвистического эксперимента; методами формализации и алгоритмизации, применяемыми в лингвистике;
Студент умеет проводить социолингвистический анализ языковой ситуации и языковых фактов.
Студент владеет современной лингвистической терминологией.
Студент умеет: различать основные типы формальных моделей описания естественного языка, формальных грамматик.
Владеет нормами литературного языка.
Студент владеет методами лингвистического эксперимента; методами формализации и алгоритмизации, применяемыми в лингвистике;
Студент владеет: методами и инструментарием лингвистического анализа текста / дискурса на фонетическом, морфологическом, лексико-синтаксическом, семантическом уровне;
— методами проведения социолингвистического исследования.
| Формы обучения:
-лекции,
-семинарские занятия,
-самостоятельная работа. Методы обучения:
-репродуктивный,
-сравнительно-сопоставительный,
-эвристически-поисковый (поисковые задачи, проблемные ситуации) и т.д.; наблюдение, анализ, естественный эксперимент, интерпретация языковых феноменов.
.
.
| Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла программы.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
общекультурными компетенциями:
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
общепрофессиональными компетенциями:
знанием основных понятий и категорий современной лингвистики;
владеть кодификацией современного русского литературного языка и его научным стилем;
знанием о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической, генетической классификации.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
фонетика и фонология;
морфология;
синтаксис;
семантика;
современные лингвистические теории;
история языка;
современный русский язык и др.
|