Скачать 447.4 Kb.
|
[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой] Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины «Языковое разнообразие» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра Авторы программы: М.А. Даниэль (misha.daniel@gmail.com) Добрушина Н.Р., кандидат филологических наук, доцент, ndobrushina@hse.ru Ландер Ю.А., кандидат филологических наук, yulander@yandex.ru Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Языковое разнообразие (социолингвистика)». Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с: 1.1Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.20101.2Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;1.3Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2012/2013 по направлению подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2012 году.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Языковое разнообразие» является знакомство с понятиями и явлениями:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в языкознание Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Лингвистическая типология, Теория языка Дисциплина «Языковое разнобразие» состоит из трех отдельных курсов: Языки России, Языки мира, Социолингвистика. Далее каждый из курсов будет охрактеризован отдельно. ЯЗЫКИ РОССИИ 4. Тематический план учебной дисциплины
Формы промежуточного и итогового контроля:
Содержание программы 1. Общее представление о языковом многообразии. Сколько в мире языков. Как считать языки? проблема “язык или диалект”. Мировые регионы повышенной языковой плотности, предположительные причины языковой плотности. Виды языкового сходства: генеалогическое, ареальное и типологическое. Лингвистическая карта Евразии. Языки или диалекты. Знакомство с ресурсом www.ethnologue.org, знакомство с лингвистической картой Евразии (география основных семей). Особенности классификации в Этнологе – необщепринятые семьи, язык или диалект, трехбуквенный код. Структура статьи справочника. Макроязык. 2. Основы компаративистики. Индоевропейские языки. Генеалогическая классификация языков народов России. Принципы сравнительно-исторического языкознания: звуковые соответствия. Примеры звуковых соответствий между языками (лексические списки). Проблема разграничения соответствий (когнатов) и заимствований. Стословные списки и глоттохронология. Диахроническая семантика. Индоевропейские языки, их классификация. Языки в поисках прародины. Генеалогические группы на территории РФ, их родственники в сопредельных государствах. Политические корреляты языкового родства. Языки-изоляты в современной России. Предположительная лингвистическая атрибуция неславянских народов - протагонистов истории России (печенеги, половцы и проч.) Гипотезы глубокого языкового родства и московская ностратическая школа. Задачи на определение звуковых соответствий (задача 6, задача 18 из олимпиадного сборника) Бурлак, Старостин (главы из книги), Сборник лингвистических задач, лингвистическая карта РФ, древо индоевропейских языков. Фонетика, фонология. Понятие минимальной пары. Универсальный фонетический алфавит. Типологические особенности фонетических систем отдельных ЯНР. Латералы, абруптивность и фарингализация на Кавказе. Шепотные гласные ительменского языка. Носовые согласные и назализация гласных в ЯНР - ареалы. Фонологические явления, не представленные в языках ЯНР (тоны и пр.). Типологические особенности русской фонетики (палатализация, ритмическая организация слова). Понятие о морфонологии (на примере русского и нганасанского). Фонетические особенности языков мира и ЯНР (аудио). Определение языков ЯНР и языков ближнего зарубежья на слух (аудио). «Третий лишний» - определение двух образцов одного и того же языка на слух (разносемейные языки и нахско-дагестанские языки). Формальная морфология. Синтетические, аналитические и изолирующие языки (на примерах фрагментов текстов на ЯНР). Флексия и агглютинация (русский vs. тюркские: по образцам текстов). Клитики и шкала автономности. Чукотско-камчатские языки - пример инкорпорирующих языков. Абхазо-адыгские языки - пример полисинтетизма. Задачка на глоссирование. Текст, снабженный поморфемными глоссами, как универсальный инструмент представления языкового материала (на примере русского языка, затем глоссирование “глокой куздры”). Лингвистические задачи на инкорпорацию и полисинтетизм (домашнее задание). Плунгян: Общая морфология Грамматическая семантика. Предмет грамматической семантики. Системы классного и личного согласования. Грамматические зоны глагола. Эвиденциальность в языках Сибири. Грамматические зоны имени. Представление о семантических ролях. Эргативный и аккузативный строй (русский, тюркские и пр. vs. чукотско-камчатские, нахско-дагестанские языки). Падежные системы в ЯНР. Структура именной парадигмы и семантика пространственности в нахско-дагестанских языках. Лингвистические задачи на «экзотические» явления грамматической семантики (решение на семинаре и домашнее задание). Плунгян: Введение в грамматическую семантику Синтаксис. Понятие именной группы. Левое и правое ветвление. Предлог или послелог? Полипредикативные конструкции: союзное подчинение и clause-chaining (русский vs. монгольские языки; по образцам текстов). Типология относительного предложения. Относительное предложение в нахско-дагестанских языках. Языковая политика. Языковое законодательство современной России; статус языка в федеральном законодательстве и законодательствах субъектов РФ. Язык как элемент социальной идентичности. История языковой политики (Россия, СССР и снова Россия). Алфавиты и алфабетизация народов России. Традиционные и «универсальные» письменности на территории России. Определение алфавита текста. Выбор алфавита как политический фактор. Алфавитные дискуссии в СНГ. Определение языка по тексту. Чтение и анализ закона о языке (федерального, республиканского). Контрольная: характеристика грамматических особенностей языка по глоссированному тексту. Вахтин, Головко 2004 (Языковая политика) Угрожаемые языки. Мертвые языки России (айнский, убыхский). Языковой сдвиг, язык и этническая история (пример долганского), антропогенетика Кавказа. Степень угрожаемости - способы оценки. Отношение к языку. Причины угрожаемости, факторы выживания. Методы государственной поддержки малых языков. Понятие первого и родного языка и данные переписей. А.Е. Кибрик; О.А. Казакевич, А.Е. Кибрик – угрожаемые языки России Вахтин, Головко (языковой сдвиг) Русская диалектология. Литературный язык, просторечье и диалект. Диалектное членение русского языка. Примеры диалектных текстов. Понятие о диалектном континууме. Феномен вторичного заселения. Регионализмы. Базилект, мезолект и акролект. Отношение к диалектам в странах мира. Отношение к диалектам в России. Аудио диалектных записей. Интонационные особенности русских диалектов (повышение интонации в архангельских говорах). Лингвистическая задача (домашнее задание). Пожарицкая 2005 Многоязычие и локальные варианты русского языка. Билингвизм и диглоссия. Переключение кодов. Языковая интерференция: акцент, интерференция в морфологии, синтаксисе, лексике. Этнолекты и региональные варианты. Аудио интерферированных вариантов русского языка, иностранные акценты в русском языке (аудио). Вахтин, Головко (диглоссия, интерференция) Даниэль, Добрушина: Новые русские Контактная лингвистика. Языковые контакты, ареальные явления. Основные понятия контактных языков. Русские пиджины, медновский язык. Стереотип о неполноценности контактных языков. Образцы текстов на контактных языках (аудио и в записи). Задача на контактный язык (домашнее задание). Вахтин, Головко (контактные языки) Вопросы для оценки качества освоения дисциплина
а. к какой семье принадлежит язык L? какие изоляты существуют на территории РФ (Европы)? какие индоевропейские (тюркские) языки Кавказа вы знаете? перечислите важнейшие языковой семьи F? какой из перечисленных (приводится список) языков не родствен остальным? назовите контактные языки на территории РФ b. охарактеризуйте язык с типологической точки зрения язык (выдается отглоссированный текст на языке) Литература Литература: Вахтин Н.Б., Головко. Е.В Социолингвистика и социология языка. СПб: Гуманитарная академия, 2004 (главы из книги) Вахтин Н.Б. и Е.В. Головко. Исчезающие языки и задачи лингвистов-североведов // Малые языки и традиции: существование на грани. М.: Новое издательство, 2005. Казакевич О.А., Кибрик. А.Е. Малые языки на постсоветском пространстве. Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков. М.: Новое издательство, 2005. Кибрик. А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфичное в языке). М.: Изд-во МГУ, 1992. (главы из книги) Плунгян. В.А. Общая морфология. М.: УРСС, 2010 (главы из книги) Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику. М.: РГГУ, 2011. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. М.: Академический проект, 2005 (главы из книги) Старостин С.А., Бурлак С.А. . Введение в лингвистическую компаративистику. М.: 2001 (главы из книги) Дополнительная литература: Алпатов. В.М. 150 языков и политика. (главы из книги) Перехвальская. Е.В. Русские пиджины. СПб, Алетейя. 2008 (главы из книги) Интернет-ресурсы (открытые): www.ethnologue.org, сайт проекта «Пять языков Евразии», «учебник диалектологии онлайн», www.wals.info ЯЗЫКИ МИРА |
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика» | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... |