Скачать 127.43 Kb.
|
ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ ОГРАНИЧЕННОГО ОБЪЕМА (ЗАДАНИЯ С1,С2,С3,С4) . Северинова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Любинская СОШ № 3», р.п. Любинский,Омской области. Опыт моей работы в школе показал, что многие выпускники испытывают серьезные затруднения в процессе написания сочинения. Для успешного написания сочинения у обучающегося должны быть сформированы навыки анализа литературного произведения и умение разбираться в таких понятиях как тема, проблема, идея, конфликт, сюжет, жанр, система образов, композиционные приемы и способы организации текста, и т.д. Мои ученики повторяют основные теоретико-литературные понятия и термины, решая тесты. А я на основе анализа ошибок, допущенных учащимися при решении тестов, разрабатываю для каждого, кто выбрал экзамен по литературе, индивидуальный образовательный маршрут. Одновременно с осуществлением индивидуальной работы с детьми я провожу коллективную работу по подготовке к выполнению заданий части С. Эту работу я строю согласно следующему плану.
В своем докладе я остановлюсь на некоторых аспектах подготовки обучающихся к написанию развернутых ответов ограниченного объема.(задания С1, С2, С3,С4) Важным этапом, на мой взгляд, в данной работе является ознакомление учащихся с характером заданий С1,С2,С3,С4. Здесь уместно познакомить детей не только с критериями оценивания сочинений, но и в доступной форме с «Учебно-методическими материалами для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ». Особо я обращаю внимание обучающихся на то, что ответ на задания С1,С3 должен соответствовать следующим требованиям:
Ответ на задания С2–С4 должен соответствовать следующим требованиям:
После разъяснения специфики заданий С1-С4 возможно приступить к работе над сочинениями. Для того чтобы научить обучающегося писать логично построенные сочинения, необходимо научить его составлять план (поскольку именно в правильно составленном плане состоит половина успеха сочинения). На этом этапе подготовки к сочинениям я предлагаю учащимся составить план к уже готовому сочинению (тем самым вырабатывается осознание структуры сочинения).(В настоящее время в пособиях по подготовке к ЕГЭ по литературе дается большое количество образцов сочинений). При этом поясняю, что сочинения С1,С3 строятся по такой схеме:
пример ( это довод);
Вот пример составления плана . Задание С3.Почему А.Блок в стихотворении «В ресторане», наделив героиню «речью»(сказала», «кричала»), оставил лирическому герою «язык жестов»(«послал черную розу в бокале», «отдал поклон» и т.д.)?
На этом этапе, я считаю, уместно и выполнение такого вида работы, как написание сочинения по плану, составленному учителем. При этом важно, чтобы учитель составлял план непосредственно в ходе занятия, комментируя ход своей мысли. Данный вид работы возможно использовать на 2-3 занятиях. Цель такой работы– научить детей формулировать стилистически правильные высказывания в соответствии с определенным содержанием. Следующий этап- составление выпускником плана без написания самого сочинения. Чем больше таких планов будет составлено, тем лучше. Здесь уместно проводить сравнительный анализ планов сочинений учащихся, это позволяет выработать у учащихся осмысленное отношение к логической структуре сочинения. После того, как учащиеся осознали структуру сочинения, переходим к следующему этапу- написание сочинений ограниченного объема. ( Возможно использовать те планы, которые были составлены на предыдущих этапах). Я акцентирую внимание детей на том, что в ответах на вопросы заданий С1 и С3 лучше не писать вступление, а сразу формулировать тезис-ответ. Очень важно, чтобы все развивающие доводы были «заложены» в самом тезисе. Обращаю особое внимание и на заключение сочинения, ведь высший балл ( 3 балла) ставится, если экзаменуемый не только «обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы», но и делает «соответствующие выводы». Хотя ответ на вопрос С3 имеет такую же структуру, что и С1, в написании сочинения имеется ряд особенностей. В задании С3 нужно ответить на вопрос, связанный с анализом поэтического текста. Я учу обучающихся искать подсказку в ответах на вопросы В8-В12 , ведь очень часто именно здесь можно найти термины и понятия литературоведения, которые необходимо использовать в ответах на вопрос С3. Для написания сочинения С1-С3 я предлагаю учащимся пользоваться следующей памяткой: 1 для того чтобы понять вопрос, выдели в вопросе ключевые слова; 2 сформулируй тезис-ответ; 3 найди аргументы в тексте эпизода (или стихотворения). В случае, если не удается найти аргументы в предложенном тексте, обращайся за доказательствами своей мысли ко всему произведению; 4 сформулируй аргументы; 5 подбери из предложенного фрагмента примеры, которые станут подтверждением аргументов; 6 сделай вывод; 7 проверь написанное, устрани речевые недочеты. Мой опыт работы по подготовке обучающихся к выполнению заданий С2и С 4 показал, что не все учащиеся могут сопоставить предлагаемый фрагмент произведения с другими художественными произведениями русской литературы. На первом этапе я знакомлю детей с особенностью моделей заданий С2,С4,а именно с тем, что эти задания имеют двухчастную структуру: в первой части - основной вопрос, во второй-вопрос на знание других произведений, то есть литературного контекста. На этапе подготовки к написанию сочинения (С2,С4) я предлагаю обучающимся пользоваться такой памяткой: 1) Для того чтобы понять вопрос, выдели в вопросе ключевые слова. 2) Сформулируй ответ на основной вопрос; 3) назови произведение и/ или автора , в творчестве которого нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д.(первая позиция сопоставления произведений); обоснуй свой выбор (аргументируй ответ); 4)назови второе произведение и/ или автора, в творчестве которого нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (вторая позиция сопоставления произведений); обоснуй свой выбор (аргументируй ответ); 5) Проверь, не допущены ли в сочинении фактические ошибки. Устрани речевые ошибки. В начале работы над сочинениями С2, С4 я предлагаю учащимся проанализировать структуру уже готового сочинения. Для этого я использую работу по карточкам. Привожу пример такой карточки. Задание С2. В чем заключается психологизм Тургенева, кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Данная таблица помогает обучающимся осознать структуру сочинения. На следующих этапах работы над сочинением содержание карточек можно варьировать. Возможно, например, чтобы в карточке был указан вопрос и заполнен только третий столбец(сочинение).Учащиеся должны выделить в тексте сочинения структурные части, заполнить первый и второй столбцы самостоятельно. Очень эффективна работа по карточке, в которой указан вопрос и заполнен только первый столбе. (Учащимся необходимо составить план и создать сочинение самостоятельно.) В заключении хочется сказать, что сочинение обучающегося не только должно обладать четкой композиционной структурой, системой тезисов и доказательств, но и текст сочинения должен соответствовать речевым нормам, поэтому в план подготовки обучающихся включены вопросы о языковых нормах. Итоги ЕГЭ по литературе прошлого года показали результативность разработанной мною системы подготовки учащихся. Так выпускница нашей школы на экзамене по литературе набрала 82 балла, что является лучшим показателем по Любинскому району. Библиографический список.
|
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | ||
Готовимся сдавать егэ по русскому языку в 11 классе Автор: учитель... Знакомят учащихся с процедурой проведения егэ и процедурой проведения егэ по технологии сга | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Календарно-тематическое планирование по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс Ершова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы сош №3 г. Каменска-Уральского | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лебедева Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы моу сош №13 имени Р. А. Наумова | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной... Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского... | Методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку выступление учителя... Выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24 Предгорного муниципального района Ставропольского края | ||
Урок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография» Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы | Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена... Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования... | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.) |