|
| Кол-во часов
| Тема урока
| Основное содержание
| Форма занятий
| Форма текущего контроля
| ИКТ
|
| Введение (1)
|
1
| 1
| Литература и ее роль в духовной жизни человека.
| Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства. Литература как искусство слова (углубление представлений).
| Лекция
| Тезисный план
Беседа
|
|
Средневековье (2+1)
Цели: дать общий обзор литературы средневековья, древнерусской литературы, вызвать интерес к древнерусскому памятнику «Слово о полку Игореве»,определить архетип произведения русской литературы (патриотизм, вера в Бога, взаимоотношения в семье,человек и природы)
|
2-3
| 2
| Древнерусская литература «Слово о полку Игореве».Историческая основа «Слова»… Композиция «Слова…,
События и герои.
| Вспомнить основные жанры фольклор Понятие о лиро-эпической поэме. «Слово...» — величайший памятник древнерусской литературы. Эпичность и лиризм в изображении Русской земли и судеб русских людей. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, к подчинению всех стремлений человека интересам единства Родины. Гуманизм русского народного сознания. Поэтическое искусство автора «Слова...», связь «Слова...» с устным народным творчеством. «Слово...» в переводах русских поэтов (В.Жуковский, А. Майков, К. Бальмонт, А. Чернов и др.).
Жизнь «Слова...» в литературе и других видах искусства (живопись, графика, скульптура).
| Традиционные уроки
Работа в парах
Практикум
| Фронтальный опрос
Составление цитатного плана.
Пересказ
Пересказ и чтение наизусть
Письменные ответы на вопросы
|
|
4
| 1
| РР Классное сочинение по «Слову о полку Игореве»
| Уметь выражать собственное мнение, аргументируя его.
| Урок контроля знаний
| Сочинение
|
|
Русская литература XYIII века Классицизм (7)
Цели: Общий обзор литературы XYIII века, введение понятия «классицизм», познакомить учащихся с яркими представителями этого направления: Ломоносовым, Державиным, Фонвизиным
|
5-6
| 2
| Классицизм как литературное направление
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.
«Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года».
.
| Понятие классицизма. Принципы классицизма Общая характеристика русской литературы XYIII века. Роль петровских реформ в жизни российского государства. Отличие русского классицизма от европейского. Три периода развития русского классицизма
Слово о поэте. Теория трех штилей Ломоносова Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова
Чтение и анализ произведений Ломоносова. «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны 1747года»
Приёмы, характерные для русской классической оды.
Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова
| Урок изучение нового материала
Традиционный урок
| Пересказ
Индивидуальные сообщения
Составление цитатного плана.
Выразительное чтение. Беседа по вопросам
| презентация
|
|
7-8
| 2
| Г.Р. Державин, поэт- философ.
Г.Р Державин «Властителям и судьям»
«Памятник»
| Доклад о жизни и творчестве Г.Р. Державина.
«Властителям и судьям» анализ стихотворения. Взгляды Державина на поэта и поэзию («Памятник»). Обличение несправедливой власти («Властителям и судиям»).
| Практикум
Работа в группах
| Чтение наизусть
Работа в группах
| презентация
|
9-11
| 3
| Д.И. Фонвизин и его время. Создание комедии «Недоросль».
| Слово о писателе. Создание комедии «Недоросль».Знакомство с афишей
Сатирическая направленность комедии. Говорящие имена и фамилии. Традиции и новаторство в пьесе Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Проблемы образования и воспитания
Персонажи, выражающие авторскую оценку
Бессмертие комедии. проблем в комедии «Недоросль
| Урок изучение нового материала
Традиционный урок Практикум
| Составление плана. Работа в группах
Индивидуальные сообщения
Выразительное чтение. по ролям Беседа по вопросам
|
|
Сентиментализм (3)
Цель: дать понятие «сентиментализм», познакомить с представителями этого направления : Н,М. Карамзиным, А.Н. Радищевым
|
12-13
| 2
| Понятие о сентиментализме
Н.М. Карамзин – писатель и историк.
Карамзин «Бедная Лиза».
.
| Основная идея. Тематика. Жанры. Особенности русского сентиментализма Биография писателя. Черты сентиментализма в повести. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои. Нравственность и безнравственность.
Составление плана, отбор материала Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
| Лекция
Урок изучение нового материала
Традиционный урок
| Пересказ.
Индивидуальные сообщения учащихся
Фронтальный опрос
| презентация
|
14
| 2
| А.Н. Радищев - гражданин, патриот, писатель
«Путешествие из Петербурга в Москву»
| Судьба, личность, творчество Радищева Жизненный подвиг А. Н. Радищева. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев—«рабства враг».
Вера в великое будущее России
Гл. «Любани», «Чудово»
Гл.»Спасская Полесть», «Пешки»
Право человека на личную свободу
Проверка основных умений и навыков
| Урок изучение нового материала
| Пересказ.
Индивидуальные сообщения учащихся
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос. Пересказ
| презентация
|
Русская литература XIX века. Романтизм (4)
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.А Жуковского, К.Ф. Рылеева
|
15
| 1
| Понятие о романтизме
| Возникновение и особенности романтизма. Представители этого направления. Русская литература и русская история: 1812 год— патриотический подъем русского народа; 1825 год — попытка лучших представителей дворянства повернуть страну на путь демократического, республиканского развития, отказаться от самодержавной власти. Общая характеристика литературы первой четверти XIX века (с привлечением художественных произведений, изученных в средних классах)
| Лекция
| Фронтальный опрос
Тезисный план
| презентация
|
16
| 1
| В.А. Жуковский. Жизнь и творчество
Баллады Жуковского
Элегия «Море»
| Знакомство с жизнью и творчеством В.А. Жуковского Личность поэта. Тема войны 1812 года. Идеал и действительность в сознании писателя-романтика. Грусть о неосуществимости человеческих желаний. Роль Жуковского, поэта и переводчика, в приобщении русского читателя к мировой литературе (творческие переводы «Одиссеи» Гомера, стихов и поэм Гёте, Шиллера, Байрона и др.). Баллада «Светлана». Сюжет и язык баллады.
| Традиционный урок
| Индивидуальные сообщения учащихся
Беседа. Выразительное чтение.
|
|
17
| 1
| К.Ф. Рылеев. Жизнь и творчество.
К.Ф. Рылеев Дума «Иван Сусанин»
| Знакомство с жизнью и творчеством К. Ф Рылеева«Думы» Рылеева. Революционный пафос стихотворения «Гражданин». Патриотический пафос думы «Иван Сусанин».
Изображение Ивана Сусанина
| Работа группах
| Беседа. Выразительное чтение.
| презентация
|
18
| 1
| Контрольная работа «Литература до Грибоедова»
| Определяется уровень усвоения изученного материала
| Урок контроля знаний
| Контрольная работа
|
|
А. С.Грибоедов (8+1)
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С Грибоедова, показать новаторство драматурга
|
19
| 1
| А.С.Грибоедов. Личность и судьба.
Комедия «Горе от ума».
| Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова Комедия «Горе от ума»— картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
История создания комедии. Обзор содержания. Время, изображенное в комедии. Композиция и сюжет комедии
| Лекция
| Фронтальный опрос
Тезисный план
Схема композиции
| презентация
|
20
| 1
| «К Вам Александр Андреич Чацкий!» (Анализ 1 действия комедии).
| «К Вам Александр Андреич Чацкий!» (Анализ 1 действия комедии). Знакомство с героями.
| Традиционный урок
| Индивидуальные сообщения выразительное чтение по ролям
| К.ф
|
21
| 1
| « «Век нынешний и век минувший» (Анализ II действия комедии).
| Завязка конфликта. Анализ монологов Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии. Молодое поколение в комедии, разные его представители (Чацкий — Софья — Молчалин).
| Традиционный урок
| выразительное чтение по ролям
сопоставительная таблица
| К.ф
|
22
| 1
| «Он не в своём уме» (Анализ III действия ).
| АнализIII действия. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».Кульминация конфликта
| Практикум
| Индивидуальные сообщения
| К.ф
|
23
| 1
| «Мильон терзаний» (Анализ IV действия комедии). Прозрение героев
| Анализ IV действия. Характеристика московского света. Анализ монолога Чацкого. Прозрение героев
| Традиционный урок
| выразительное чтение по ролям
Телеграмма
| К.ф
|
24
| 1
| «Смысл названия. Проблема ума в комедии.
| «Горе от ума» в оценке А. С. Пушкина. Меткий, афористичный язык
| Дискуссия
| Обмен вопросами
|
|
25
| 1
| Кто же Чацкий? Победитель или побежденный.
| Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Общечеловеческий смысл комедии. Театральные постановки комедии сегодня. Развитие понятия о литературном характере
| Дискуссия
| Обмен вопросами
|
|