Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб»





Скачать 120.63 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб»
Дата публикации22.02.2015
Размер120.63 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Неслучайно говорится: «Испокон века книга растит человека». В.Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».

Мы живем в век информации, Телевидение, радио, Интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Неужели она отживает свой век?

И всё же трудно представить себе современного человека, который за всю жизнь не прочитал бы ни одной книги. Роль книги в современном обществе остаётся по-прежнему высокой и незаменимой, ведь мощное развитие науки, техники, общественных движений было бы невозможно без фиксации знаний и опыта предыдущих поколений. Неслучайно книга всегда высоко ценилась людьми, а тех, кто много знал, окружали почётом и уважением.

Основная цель программы - помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы. Приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь оттого, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о книге, её строении, создании и происхождении, о её роли в культуре разных народов;

  • Развивать любознательность, познавательный интерес, творческие способности;

  • Научить и закрепить умение создавать свои тексты, доклады, отзывы, рецензии, научить работать с книгой, пользоваться всей в ней информацией;

  • Воспитывать ответственность, готовность сотрудничать;

  • Формировать умение доводить начатое до конца;

  • Развивать самостоятельность и инициативу;

  • Учить школьников навыкам актёрского мастерства.

Формы и режим проведения занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся средних и старших классов

Занятия проводятся по группам:

3 группы по 2 часа; 3 группы по 1 часу

  1. й год - изучение истории книги;

  1. й год - работа с книгой. Предусматриваются различные формы обучения:




  • Теоретические и практические занятия;

  • Проведение игровых занятий: литературных викторин, конкурсов;

  • Проведение литературных гостиных;

  • Экскурсии в городскую и детскую библиотеки;


Ожидаемые результаты:

В течение года проводится поэтапная диагностика успешности усвоения материала в виде тестов, итоговых занятий, зачётов и конкурсов.
Каждый участник должен знать:

  • Историю письменности - что такое пиктограмма, иероглиф, узелковое письмо, кириллица, глаголица и т.д.;

  • На чём писали в древности - глина, папирус, восковые таблички, береста, пергамент и т.д.;

  • Рукописные книги - скриптории, буквица, красная строка, переписчики книг и т.д.;

  • Имена изобретателей книгопечатания - Иоганн Гутенберг, Иван Фёдоров и др.;

  • Русская печатная книга - библия, букварь;

  • Строение книги -титульный лист, аннотация, фронтиспис, иллюстрация, оглавление и т.д.;

  • Древние библиотеки - детские, взрослые, массовые, специальные, отраслевые и т.д.;

  • Что такое «абонемент», читательский формуляр, книжный формуляр, каталог и т.д.;

• Фонд справочной литературы. Каждый должен уметь:

  • Найти в книге все её элементы;

  • Пользоваться справочным аппаратом книги;

  • Написать отзыв о прочитанной книге;

  • Пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками;

  • Найти нужную книгу на книжной полке в библиотеке;

  • Пользоваться каталогами и картотеками;

  • Рассказать детям о древних библиотеках, первых рукописных и печатных книгах, первопечатниках и т.д.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «КЛУБ-КНИГОЛЮБ» 1-й год - изучение истории возникновения книги и книгопечатания

Содержание курса

  1. «История возникновения письменности»

Письменность древних народов. Наскальные изображения. Пиктограммы.

Письменность индейских племён. Узелковое письмо. Пояс из раковин. Клинопись. Знаки-клинья. Глина. Писцы. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала.

Древний Египет. Финикийская письменность. Иероглифы.

Древняя Греция. Древний Рим. Греческое письмо.

Книжная торговля. Раскопки Помпеи.

Славянская письменность. Кирилл и Мефодий. Кириллица и глаголица. Тесты. Кроссворды. Викторины.

  1. История книги

На чем писали раньше. Наскальная письменность. Пальмовые листья. Папирус. Пергамент. Шёлк.
Китай. Тростник. Изобретение бумаги.

Восковые книги. Книга-кодекс. Свиток.
Берестяные письма Древней Руси. Первая берестяная грамота.

Рукописные книги. Скриптории. Чернила. Каллиграфия. Монастыри и писцы. Приключения старинных книг. Занимательные истории о книгах.

Оформление книги-орнамент, буквица, заставка, красная строка, концовка. Золотые и серебряные краски. Стили рисования - византийский и звериный. Иллюстрации.

«Книги в жемчугах ходят». Доски. Копия. Тиснение. Драгоценные камни. Застёжки.
Печать. Штампы. Печатные пряники на Руси.
Гравюра. Китайские книги.

Основа книгопечатания. Детские кубики. Типография. Наборные кассы. Литеры. Подвижной шрифт.

Первые книгопечатники. Иоганн Гуттенберг. Франциск Скорина. Печатный станок. «Библия».

Как начали печатать книги на Руси. Повесть временных лет». Царь Иван Грозный.

Иван Фёдоров. «Апостол» 1564. «Часовник». «Азбука». Судьба Ивана Фёдорова.

Кто делает книгу. Писатель, редактор, корректор, художник, работники типографии.

Из чего состоит книга. Переплёт, форзац, обложка, титульный лист, иллюстрация.
Сам себе писатель. Изготовление самодельной книги.

Выставка-конкурс. Составление кроссвордов. Викторины. Экскурсии в музей истории книги.
3. Что такое «библиотека»

История возникновения библиотек с древних времён. Собрание глиняных табличек, свитков. Библиотеки при храмах, монастырях. «Аптека для души», частные собрания. Должность библиотекаря.

Известные деятели культуры и библиотеки в России: Петр 1, Крылов И., Румянцев и др.

Современные библиотеки. Понятия «Абонемент», «Читальный зал», формуляр читателя, книжный формуляр.
Каталоги и картотеки, как устроены и как ими пользоваться.

Знакомство со справочным аппаратом библиотеки. Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники.

Как найти нужную книгу на полке. Расстановка книг и журналов.

Книжные выставки, какие бывают, их назначение.

Правила пользования библиотекой.

Какие бывают библиотеки для детей. Экскурсия в городскую библиотеку.

Моя домашняя библиотека. Мои любимые книги .

Книжкина больница. Ремонт книг.

4. Судьбы древних библиотек

Древние библиотеки Ассирии и Шумера.

Библиотеки Аристотеля. Александрийская библиотека.

Библиотека в Древнем Риме. Свитки из папируса.

Средневековье. Монастырские и университетские библиотеки Франции.

Православные библиотеки. Византия. Императорские и личные библиотеки.

Книжные палаты Древней Руси. Ярослав Мудрый. Новгородские библиотеки. Берестяные грамоты.

Дом мудрости арабов. Книжная культура Востока. Сообщения. Доклады.

Итоговое занятие. Просмотр презентации «Человек придумал книгу». Диспут «Книга или компьютер»

Список литературы для детей

  1. Валькова В. Книжкин дом.

  2. Кашурникова . Чудо, имя которому - книга.

  3. Киплинг Р. Как придумали азбуку.

  4. Лурье С. Письмо греческого мальчика.

  5. Осетров В. Сказ о Друкаре Иване.

  6. Рубинштейн Л. Азбука едет по России.

  7. Словарь юного книголюба.

  8. Ян В. Никитка и Микитка.


2-й год - «Над раскрытой книгой»

№ п/п

Разделы программы

Теория

Практика

1.

Как работать с книгой







2.

Учимся писать отзыв о книге, сообщение, доклад







3.

Читаем и играем







4.

Иллюстрируем любимую книгу










Итого:









Содержание курса
1. Как работать с книгой

Чтение - это труд. Выбор книг в библиотеке. Первичное знакомство с книгой при выборе. Ознакомление с автором. Чтение предисловия, послесловия, комментария, аннотации. Знакомство с содержанием, оглавлением. Просмотр иллюстраций. Титульный лист, его роль в книге.

Работа со справочной литературой. Энциклопедические издания для младших школьников, словари, справочники. Отличие энциклопедий и справочников. Виды энциклопедических изданий. Справочный аппарат энциклопедий. Поиск необходимой информации в словаре и энциклопедии.

Работа с научно-популярной литературой для младших школьников. Энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Первое знакомство с каталогом. Поиск книг в каталоге.

Игровая программа по поиску информации в справочной литературе и работе с каталогом.

  1. Учимся писать отзыв о книге, сообщение, доклад.


Подбор литературы по теме. Составление списка литературы.

Дневник чтения, правила ведения дневника. Запись о прочитанном. Написание отзыва о книге.

Виды написания докладов, сообщений. Отбор информации. Составление плана, конспектирование, оформление.

  1. Читаем и играем

Использование игровых технологий в повышении читательской активности.

Игровые ситуации, направленные на оживление читательских впечатлений: блиц-опрос «Самый-самый», тест-диагностика «Резонанс чувств», игра «кому принадлежат эти чувства».
Развивающие сказки, загадки, игры и стихи.
Творческие игры по книгам.

Инсценированные утренники по произведениям русских и зарубежных писателей и поэтов.

Театрализованные представления. Работа над ролью. Создание костюма и декорации. Музыкальное оформление.
4.Иллюстрируем любимую книгу

Роль художника в создании книги. Виды иллюстраций. Роль цвета. Связь текста и иллюстрации. Художники - иллюстраторы Маврина Т. Билибин И., Васнецов В., Владимирский В., Чижиков В.
Конкурс иллюстраций, выставка лучших работ.

Список литературы для детей

  1. Беседы о русских художниках.

  2. Каменева Е. Какого цвета радуга.

  3. Кто рисует наши книжки.

  4. Светловская Н. Учим читать книги.


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: занятия проходят в помещение читального зала библиотеки, оборудованном в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Театрализованные представления, конкурсы - в актовом зале. В библиотеке имеется фонд справочной литературы, книги по искусству, занимательная литература, иллюстрации по истории по истории книги.

В кружке собрались друзья книги, частые гости библиотеки. Чтобы оценить уровень полученных знаний и навыков учеников, в конце каждого занятия проводится обсуждение пройденной темы, а также чередуются лекционные занятия с практическими.

Репертуарная библиотека «Под рукой» с непременным включением в неё толковых, энциклопедических, этимологических, орфоэпических и др. словарей.

Необходимый инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту (для воспитания вкуса и культуры в этой области деятельности).

Список литературы для руководителей

  1. Глухов А. Судьбы древних библиотек. - М., 1992.

  2. Граник Г.Г. Когда книга учит. - М., Педагогика,1991.

  1. Немировский ЕЛ. Путешествие к истокам русского книгопечатания.-М.,2001.

  2. Над раскрытой книгой. Произведения литературы для чтения и бесед. - М., 2004.

  1. Познания продолжаются. Беседы о книгах. - М., 1994.

  2. Праздник книги и чтения. - М., 2005.

  1. Пушкинское слово. Формирование физиологической культуры. - М., 2003.

  1. Читаем. Учимся. Играем. Сборники сценариев (разные и здания).

                  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для достижения поставленной цели и выполнения задач в распоряжении педагога по художественному чтению самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи, экспедиции), встречи, дискуссии, репетиции, праздники, конкурсы и турниры, концертные выступления, свободное общение.

В результате, развивая интерес ребёнка к чтению, к литературе и сцене, знанию, педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей ребёнка жизнью.

Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их ребёнком, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.

Чтение развивает интересы и творческий потенциал каждой личности, позволяет ориентировать ребёнка на самостоятельный выбор жизненного пути, созидательное поведение и труд.
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнение детьми литературных произведений.

Итогом работы кружка, является общешкольная конференция в апреле месяце, и участие в городской «Неделе детской книге», литературном конкурсе «Мы читаем русскую классику».

В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров (см.: Приложение 2).

Условия реализации программ:

Занятия кружка «Клуб книголюб» проводится в библиотеке, у каждого ученика есть своё рабочее место.

В кружке собрались друзья книги, частые гости библиотеки. Чтобы оценить уровень полученных знаний и навыков учеников, в конце каждого занятия проводится обсуждение пройденной темы, а также чередуются лекционные занятия с практическими.

Репертуарная библиотека «Под рукой» с непременным включением в неё толковых, энциклопедических, этимологических, орфоэпических и др. словарей.

Необходимый инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту (для воспитания вкуса и культуры в этой области деятельности).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconКонспект литературной викторины «Путешествие по сказкам» (Семейный клуб «Книголюб»)
Воспитывать гражданско-патриотические чувства, формировать уважительное отношение к нашему городу
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconРабочая программа объединения по интересам «Клуб юных кинолюбителей»
Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Клуб юных кинолюбителей», художественно-эстетической...
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconПрограмма «Клуб знатоков Английского языка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconНаправлений форума
Краеведческий клуб «Земляки». Программа дополнительного образования «Белые пятна истории Абанского района»
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер»
Образовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер» создана для младших школьников, посещающих дополнительные занятия...
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconНазвание направлений форума
Краеведческий клуб «Земляки». Программа дополнительного образования «Белые пятна истории Абанского района»
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа «волшебной музыки страна»
Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование...
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования учащихся «Оздоровительная аэробика»
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16 "Требования...
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconОбразовательная программа является нормативно-управленческим документом,...
Институте дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов скс и искусства
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования «Клуб-книголюб» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск