3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и





Скачать 189.88 Kb.
Название3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и
Дата публикации22.02.2015
Размер189.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
3. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана.

Мы продолжаем рассматривать приемы одномерного шкалиро­вания. Вы уже убедились в том, как трудно на практике придумать логический квадрат, шкалу суммарных оценок. У многих наверняка получились не очень хорошие результаты, и это нормальная ситуа­ция. Основная причина, из-за чего это происходит, либо неумение выделить в изучении социальных феноменов локального (узкого) аспекта, либо желание с помощью некоторого «приемчика» изме­рить то, что с его помощью не измеряется. Чтобы этого не происхо­дило, нужно обладать определенным уровнем профессионализма.

А вот логический прямоугольник вам удался, ибо вы копиро­вали в основном мой пример. Ведь так? Самым важным для нас при этом является не то, что «что-то» не получилось, а то, почему «это» не получилось. Для нас важнее не то, как надо делать, а то, как нельзя делать.

Вспоминаем шкалу суммарных оценок и задаемся вопросом: нельзя ли при построении одномерной шкалы (естественно в пред­положении, что она существует) обойтись без теоретически нео­боснованных «суммирований» и придумываний суждений «с потол­ка»? Можно, но тогда придется иметь дело с трудоемкими процедурами измерения. Одну из таких процедур рассмотрим ниже. Ее принято называть шкалой равнокажущихся интервалов.

Эта процедура, или этот метод, был предложен Л. Терстоуном (L. Thurstone) и Ю.Чейвом (Е. Chave) в 1929 году для измерения отношения к церкви. Заметьте, не к религии, а к церкви как соци­альному феномену. Отношение к религии — сложный социальный феномен, и его невозможно измерить с помощью одномерной шка­лы. Даже на первый взгляд ясно, что бессмысленно говорить, что некто А относится к религии лучше, чем В. И в то же время при определенных предпосылках правомерно суждение, что некто А относится к церкви как социальному институту лучше, чем некто В. Шкала равнокажущихся интервалов разработана раньше, чем шкала Лайкерта. Последняя и была придумана в противовес шкале Терстоуна как более простая процедура.

Метод равнокажущихся интервалов

Опишем этапы построения этой шкалы. До этого момента мы не использовали понятие «этап построения шкалы». Вместе с тем было очевидно, что применение шкалы суммарных оценок требует проверки ее качества в пилотажном исследовании. По сути, речь шла о двух этапах ее формирования:

— формирование совокупности суждений;

— проверка качества суждений в пилотажном исследовании.

И только после этого можно было переходить к сбору эмпири­ческой информации, т. е. проводить полевой этап социологическо­го исследования.

Количество этапов формирования шкал может быть различным. Для шкалы Терстоуна они следующие:

1 этап. Формирование с помощью экспертов совокупности суж­дений.

Предположим, что измеряем отношение студентов к национа­лизму как социальному явлению. Процедура «набирания» сужде­ний зависит от объекта исследования (в нашем случае это студен­ты) и от понимания смыслового значения «национализм». Например, может иметься в виду национализм как социальное явление или национализм как черта характера человека.

Процедуру формирования совокупности суждений для нашего объекта целесообразно проводить аудиторно. В роли экспертов вы­ступает некоторая часть объекта исследования, т. е. студенты. Пе­ред ними ставится задача «придумывания» суждений, согласие/не­согласие с которыми как-то говорит об отношении людей к «национализму». Суждения самые разные, начиная от одной край­ности и заканчивая другой, т. е. от полной национальной терпимо­сти до агрессивного национализма. Например,

— национализм — отвратительное явление сегодняшней жизни;

— национализм означает любовь к родине;

— национализм и интеллигентность несовместимы;

— национализм является стимулом развития культуры;

и т. д.

Может оказаться, что суждений, высказанных только одной группой студентов, недостаточно. Это происходит в силу неодно­родности объекта исследования. Вполне возможно, что студенты-гуманитарии и студенты-естественники предложат разный набор суждений. Такая ситуация вряд ли возможна в нашей задаче. Тем не менее этот момент важен при формировании совокупности суж­дений. Чем однороднее объект исследования, тем меньше требует­ся экспертов. Разумеется, возможна и ситуация, когда студенты-эксперты обходят вниманием ряд суждений, важных с точки зрения социолога. Естественно, такие суждения социолог также включает в общую совокупность суждений.

В литературе [29, с. 113—115] содержатся различные сведения о необходимом числе суждений и числе экспертов. Их число может быть различным в зависимости от содержания искомой социальной установки, т. е. той, которую мы измеряем, и от специфики объек­та исследования. Для ориентира: число суждений обычно колеблет­ся от 20 до 30, а число экспертов от 30 до 40. В процессе «набира­ния» суждений социолога интересует не столько количество суждений, сколько их качественное различие. Он управляет этим процессом, имея в виду задачу следующего этапа.

Каждое суждение социолог записывает на отдельную карточку с соответствующим порядковым номером. Наблюдения показывают, что число возможных суждений достаточно легко исчерпывается.

2 этап. Деление суждений на группы.

Это самый сложный этап, ибо экспертам предстоит разложить все суждения на отдельные группы. Чем больше групп, тем лучше. Терстоун экспериментально показал, что оптимальное число групп должно быть равно одиннадцати. Однако наши наблюдения гово­рят о том, что эксперты не могут работать с таким числом групп; подобных групп должно быть меньше, например семь или девять. Вы убедитесь в этом сами при выполнении задания к этому разделу книги.

Чем больше экспертов участвуют в процессе деления суждений на группы, тем лучше. В число экспертов включаются и те, кто участвовал в формировании суждений. Деление экспертом суждений на заданное число групп происходит следующим образом. Первая и последняя группы содержат суждения, согласие с которыми отражают позитивное и негативное отношение к национализму. Остальные суждения как бы «разбрасываются» по порядковой шкале от первой до последней. Допустим, что речь идет о шкале с девятью градациями. Первая градация соответствует негативному отношению, пятая  нейтральному. Девятая  позитивному. При этом экспертам говорят, чтобы они представили себе ситуацию, когда расстояние между группами одинаково. Поэтому шкала называется шкалой равнокажущихся интервалов.

Сначала эксперт раскладывает все суждения (карточки) на поверхности стола на три части (так, чтобы тексты на всех карточках были видны). Затем с каждой группой карточек работает в отдельности. И наконец, окончательно просматривает карточки, чтобы поставить «точку».

Таким образом, эксперту необходимо разложить суждения на девять равностоящих между собой «кучек» или разложить в равностоящие «ящички». Некоторые из них могут оказаться пустыми. Желательно, чтобы таких было как можно меньше. Отсюда делаем вывод, что на первом этапе социолог обязан получить достаточно большое число разнообразных суждений. Согласие респондентов с ними должно отражать разную степень отношения к национализму.

Для фиксации результатов деления, например, 30 суждений необходимо подготовить таблицу вида 2.3.1. После работы с первым экспертом в клеточках таблицы появляются «плюсы». Из приведенной таблицы следует, что эксперт отнес суждение 1 к первой градации, суждение 2  к четвертой, суждение 29  к седьмой и суждение 30  к первой.

Таблица 2.3.1

Форма фиксации результатов деления суждений на группы





После работы со вторым экспертом в таблице появляются в соответствующих клетках, если они были пустыми, новые «плюсы». В случае, если в клетках уже был «плюс», добавится еще один. После работы со всеми экспертами в таблице находится вся информация о «поведении» экспертов и о «поведении» суждений.

3 этап. Анализ единодушия экспертов по отношению к суждениям.

На этом этапе каждое суждение (см. строку таблицы 2.3.1) рассматривается в отдельности, чтобы оценить степень единодушия экспертов по отношению к суждению. Другими словами, мы

Как бы изучаем «поведение» суждения, т.е. в какие группы (ящички) или в какие градации (пункты) исходной порядковой шкалы попало это суждение. Для этого срока, взятая из таблицы 2.3.1, дополняется относительной частотой в % и накопленной частотой. В таблице 2.3.2 приведен пример для анализа суждения «национализм является стимулом развития культуры».

Таблица 2.3.2

Описание поведения суждения





Из первой строки таблицы видим, что 10 экспертов отнесли суждение к 4-й градации. К пятой градации отнесли это суждение 20 экспертов, к шестой  15, к седьмой  5. Всего экспертов было 50. Во второй строке  доля в процентах экспертов. Отнесших суждение в соответствующую градацию, в общей совокупности экспертов. Третья строка соответствует так называемым накопленным, или кумулятивным частотам. Это очень интересный показатель при работе с порядковыми шкалами. Его удобнее интерпретировать, если перейти на язык баллов. Такой переход позволяет сделать предположение о равнокажущихся интервалах между градациями. Тогда градацию на шкале интерпретируем как балл, приписанный суждению.

В нашем случае 60% накопленной частоты (см. таблицу 2.3.2) означает, что 60% экспертов дали суждению балл, равный пяти и меньше пяти, а 90% означает, что 90% экспертов дали суждению балл. Равный шести и меньше шести. И наконец, 100% экспертов дали балл, равный семи и меньше семи. Нетрудно догадаться, что эти частоты и являются основанием для оценки единодушия экспертов. Задаемся простым вопросом, какой балл (он будет называться медианой) соответствует суждению в ситуации, когда 50% экспертов дают оценку, меньше этого балла, а 50% больше. А нужно это для того, чтобы попасть как бы в «сгусток» экспертов. Следующий вопрос, который задает себе социолог: в какой интервале вокруг медианы сосредоточены оценки 50% экспертов?

Ответы на эти два вопроса и позволяют сделать определенный вывод о единодушии экспертов относительно суждения. Эти ответы можно искать и в графической форме. На рис. 2.3.1 изображена кривая, которая называется кумулята, т.к. строится по кумулятивной (накопленной) частоте. Вы все в школе строили графики на плоскости. Ситуация аналогичная. По горизонтали откладываем градации на шкале, а по вертикали  накопленную частоту.


Рис. 2.3.1 Единодушие экспертов по суждению
Медиана обозначена Ме и равна примерно 4,8. Половина интервала, в котором сосредоточены оценки 9вокруг медианы) 50% экспертов, называется квартильным размахом. Квартильный размах R равен 0,8. Разумеется, существуют математические формулы для вычисления медианы и квартильного размаха.

В результате анализа «поведения» всех суждений по каждому суждению имеем значения медианы и квартильного размаха. Теперь можем около каждой градации исходной шкалы образовать «группу» суждений, у которых медианы почти одинаковы. У нас будет девять таких групп.

4 этап. Отбор «качественных» суждений в шкалу.

При отборе необходимо, чтобы отобранные суждения равномер­но покрывали исходную шкалу. Это означает в нашем случае, что, как минимум, надо отобрать девять суждений, соответственно из каждой кучки по суждению. Однозначного ответа на вопрос о числе отбираемых в шкалу суждений не существует. Все зависит от целей исследования и от того, какую социальную установку мы измеряем. Если предстоит использование разработанной шкалы в массовом опросе, то вряд ли нужно стремиться к включению большого числа суждений в инструментарий исследования.

Реально отбор происходит следующим образом. Сначала выби­раем группу суждений со значением медианы «около 1» и сравнива­ем их квартильные размахи. Отбираем для включения в искомую шкалу суждения с минимальными квартильными размахами, т. е. суждения по которым эксперты достаточно единодушны. Чем мень­ше квартальный размах, тем лучше суждение. Существуют ли здесь количественные ограничения? Нет, не существуют. Затем работаем таким же образом с остальными.

При отборе суждений иногда складывается пренеприятная си­туация типа такой, когда в группе всего одно суждение и то с боль­шим квартальным размахом. Что делать? Прежде всего не нару­шать требований предыдущих этапов, чтобы такая ситуация не возникла. А коль скоро она сложилась, необходимо тщательно про­анализировать суждение и найти ответы на вопросы: почему низка степень единодушия экспертов по этому суждению и почему нет других суждений в этой группе. Соответственно, решение придет само собой. Выполните задание в конце раздела и познакомьтесь со всеми нюансами построения шкалы равнокажущихся интервалов.

Вследствие реализации описанных выше четырех этапов пост­роения шкалы можно считать, что она готова для использования в исследовании. У нас есть совокупность суждений о национализме и их медианы. Это и есть линеечка для измерения социальной уста­новки. Как же измерить установку отдельно взятого респондента? Суждения, составляющие нашу линеечку, вставляются в различные места и вразнобой в вопросник. Респонденту предлагают согласиться или не согласиться с суждениями. Чтобы оценить отношение рес­пондента к национализму, выписываем значения медианы для тех суждений, с которыми он согласился. Упорядочим эти значения в порядке возрастания или убывания. Все они характеризуют отно­шение респондента к национализму. Ищем среднюю тенденцию. Характеристикой такой тенденции считают медиану. Получается, что мы ищем как бы медиану из медиан. Она и есть значение соци­альной установки для респондента. Оценкой отношения респон­дента к национализму можно считать и среднюю арифметическую из медиан.

И наконец, возникает вопрос, как от индивидуальных оценок перейти к групповым. После рассмотрения любого приема измере­ния социолог задает этот вопрос, ибо сравнительный контекст для него  главный. А для этого контекста нужно умение сравнивать установки различных групп. На первый взгляд является естествен­ным вычисление простого среднеарифметического значения в груп­пе, так как измерение социальной установки проведено по шкале, уровень измерения которой выше порядкового. Наши данные похожи на числа, ибо можем сказать во сколько/насколько боль­ше/меньше установка одного респондента по сравнению с другим. Нельзя сравнивать группы только по средним арифметическим зна­чениям. Необходимы еще и другие показатели, характеризующие характер распределения оценок социальной установки в группе. К этим вопросам вернемся в соответствующем разделе книги.

Завершая рассмотрение этой красивой процедуры, следует об­ратить внимание на ее отличие от процедуры построения шкалы суммарных оценок. Социологу приходится платить за все. Если нуж­но хорошее качество, то его достижение трудоемко. Если нужна простота, то приходится жертвовать качеством. Несмотря на то, что в шкале Лайкерта предусмотрена проверка исходных суждения на пригодность, все-таки в шкале Терстоуна эта проверка глубже и качественнее. Если в первом случае операция сложения теоретически необоснованна, то во втором мы не допустили ни одного нарушения. По шкале Лайкерта мы получаем порядковый уровень измерения, а по шкале Терстоуна  метрический. Следует сравнить эти шкалы и с точки зрения респондента. Для респондента проще шкала Терстоуна, так как от него требуется лишь реакция согла­сия/несогласия на суждения.

Вы, конечно, обратили внимание, что чем сложнее процедура, тем труднее отделить друг от друга, разделить две процедуры: изме­рение и анализ данных. Все переплетается сам подход к измерению порождает и определенный прием анализа эмпирических данных. Психологи и социологи пользуются терминами «диагностическая процедура», «диагностическая методика», имея в виду подход/на­правление/прием изучения социальных феноменов. В подобного рода процедурах эти переплетения являются естественными. Про­истекают эти термины из тестовой традиции изучения социальных феноменов.

Рассмотрим еще одну диагностическую традицию. Речь по-преж­нему идет об одномерном шкалировании. Эта традиция опирается на специфическую модель измерения. В рамках этой модели рас­смотрим две шкалы: Богардуса и Гуттмана. Первую принято назы­вать шкалой социальной дистанции.

Шкала социальной дистанции


Если обратиться к истории разработки первых шкал измерения социальных установок, то имя Эмори Богардуса (Е. Bogardus) при­мечательно тем, что он считал, что количественное измерение не­обходимо дополнять качественной информацией. Например, изме­рение расовых установок он дополнял личными интервью с респондентами. Для измерения отношения к определенной расе Богардус использовал один-единственный вопрос, обращенный к рес­понденту. Он имеет следующий вид:

«Я согласен иметь дело с представителями определенной расы:

1) в качестве близких по браку;

2) в качестве личных друзей в моем клубе;

3) в качестве жителей моей улицы;

4) в качестве моих сослуживцев;

5) в качестве граждан моей страны;

6) только в качестве туристов».

Во-первых, перечисленные виды «взаимоотношений» можно считать вариантами ответа на вопрос. Тогда это эмпирический ин­дикатор сложной структуры или вопрос с совместными альтерна­тивами. При этом респондент выбирает сразу несколько вариантов ответа. Во-вторых, этот вопрос можно считать совокупностью шес­ти эмпирических индикаторов, имеющих номинальный уровень измерения и принимающих два значения. Такие индикаторы, как уже отмечалось, называются дихотомическими. Опираясь на при­веденный пример, можно рассмотреть, например, задачу измере­ния отношения представителей различных национальностей к рус­ским. Тогда вопрос, обращенный к респонденту, может звучать так:

Какие взаимоотношения с русскими для Вас приемлемы (обведите кружочком)?

1. Брачные отношения

2. Личная дружба

3. Быть соседями

4. Быть коллегами по работе

5. Быть жителями одного города, поселка, села

6. Быть согражданами одного государства

7. Быть гражданами разных государств.

Предлагая респонденту такой вопрос, социолог исходит из сле­дующей предпосылки. Если респондент считает, что брачные отно­шения с русским/русской приемлемы, то и все ниже перечисляемые отношения (2,3,4,5,6,7) ему должны быть также приемлемы. Если рес­понденту неприемлемы первые три вида взаимоотношений, а при­емлемо отношение «быть коллегами по работе», то и все перечислен­ные ниже взаимоотношения (5,6,7) тоже приемлемы. Исходя из такой модели, т. е. при такой иерархической соподчиненности ответов рес­пондента, достаточно просто определяется и оценка отношения к русским. Такой оценкой будет являться число отмеченных респон­дентом видов взаимоотношений. Максимально хорошее отношение будет равно семи для случая приемлемости всех видов взаимоотно­шений. Теоретически, минимальная оценка будет равна нулю для случая, когда ни одно из взаимоотношений неприемлемо. В нашей задаче минимум скорее всего будет отличаться от нуля.

Таким образом, мы получаем порядковую шкалу с семью града­циями для измерения социальной установки. Она называется шка­лой социальной дистанции. Измерив отношения к различным на­циональностям, расам, имеем возможность сравнивать такие отношения и тем самым определять как бы дистанцию между ними.

Шкала Богардуса похожа на шкалу Лайкерта в том смысле, что и здесь правомерно говорить о числе баллов, которое соответствует респонденту (по числу выбранных видов взаимоотношений). Если мы ставим задачу выделения, например, трех типологических групп по отношению к русским (хорошо, плохо и нейтрально относящиеся), то нам придется задать интервалы изменения оценки отноше­ния к русским для этих типологических групп. В этом смысле шка­ла Богардуса также похожа на шкалу Лайкерта.

И наконец, необходимо рассмотреть вопрос, связанный с полу­чением групповой оценки отношения к русским. Как мы уже зна­ем, это необходимо для всевозможных сравнений различных групп. Без такого рода сравнений социологу в исследовании не обойтись. Так как мы имеем дело с порядковой шкалой, то рассуждения мо­гут быть аналогичны тем, которые были использованы в случае шкалы Лайкерта.

Идея использования характера соподчиненности, иерархии, на которую опирался Э. Богардус, была расширена в 1940-е годы Луи Гуттманом (L. Guttman) для более общего случая. Он предложил так называемый шкалограммный анализ для изучения социальной установки. Рассмотрением этого подхода мы завершим проблема­тику измерения социальных установок.

Шкалограммный анализ Гуттмана


Этот прием измерения используется в предположении суще­ствования одномерный шкалы, континуума значений социальной установки. Вы можете высказать некоторое недовольство тем, что мы рассматриваем одномерное шкалирование, которое имеет огра­ниченное использование в силу многомерности, многофакторнос­ти, многоаспектности изучаемых социологом феноменов социаль­ной реальности. На это придется ответить так. Во-первых, без усвоения «азов» не рождается профессионализма, а одномерное шкалирование и есть «азы». Во-вторых, на мой взгляд, очень часто че­ловек мыслит и видит линейно. Это неприятно, но понаблюдайте за собой. Вот, например, как мы оцениваем человека при первом знакомстве с ним. Сначала одномерно «приятный  неприятный», «умный  глупый», «красивый  некрасивый» и т. д. Затем как бы суммируем его качества, и вырисовывается цельный образ. Разуме­ется, это упрощенная модель, но согласитесь, что она не так уж и неверна. В-третьих, одномерность встречается достаточно часто. Разве не могут существовать линеечки с полюсами «КОНСЕРВА­ТОР РАДИКАЛ», «ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ НАЦИОНАЛИСТ», «ДЕМОКРАТИЗМ ТОТАЛИТАРИЗМ» и т. д.

Итак, при разработке шкалы Гуттмана исходим из существова­ния иерархической совокупности суждений. Согласие/несогласие с ними говорит об установке респондента. В упомянутой выше книге В.А. Ядова [29, с. 109—112] приводится пример измерения отноше­ния к новой системе организации труда, Г.А. Сатаров |30, с. 880— 883] приводит пример изучения социального климата в коллективе.

Шкала Гуттмана строится в три этапа. Рассмотрим их для изме­рения отношения к феномену «новые русские».

1. Набираются суждения, определенным образом упорядочен­ные. Практически их можно придумать для нашего случая не так много. Это в равной степени относится и к другим социальным установкам. Обозначим суждения через А, Б, В, Г, Д, Е. Например, таковыми являются:

А. «новые русские»  умные, деловые люди
согласен (1) не согласен (0)

Б. «новые русские»  самые непорядочные люди
согласен (0) не согласен (1)

В. у «новых русских» нет моральных принципов
согласен (0) не согласен (1)
Г. без «новых русских» нет будущего России

согласен (1) не согласен (0)

Д. России было нужно появление «новых русских»
согласен (1) не согласен (0)

Е. «новые русские» состоят из одних бандитов и жуликов
согласен (0) не согласен (1)

Перечень можно продолжить. Как и в случае шкалы Лайкерта, в этой совокупности есть два типа суждений. О позитивном отно­шении к «новым русским» говорит согласие с суждениями первого типа А, Г, Д и несогласие с суждениями Б, В, Е. В том и другом случае респондент получает как бы один балл. Максимальное чис­ло баллов, которое может набрать респондент, равно числу сужде­ний (6), минимальное  (0). При этом необязательно, чтобы число суждений первого типа совпадало с числом суждений второго типа. Рассуждения можно провести и исходя из негатива, т.е. измерять степень негативного отношения к «новым русским».

В этом примере нет ярко выраженной упорядоченности сужде­ний. Последующие два этапа построения шкалы позволяют прове­рить существование упорядоченности в совокупности суждений.

2. Проводится пилотажное исследование, небольшое по объему. Респондентам предлагается отметить согласи или несогласие с суждениями. Предположим, что мы опросили всего 9 респондентов. В таблице 2.3.3 представлены их ответы. Плюсом обозначено согласие с суждениями первого типа А, Г, Д и несогласие с суждениями второго типа Б, В, Е.

Таблица 2.3.3

Результаты опроса девяти респондентов


Подсчитываем число баллов (+), набранных суждением по всей совокупности опрошенных. Они представлены в итоговой строке таблицы 2.3.3. В последнем столбце таблицы представлены баллы, набранные респондентом. Эти баллы можно было бы считать оцен­ками отношения к «новым русским», если бы совокупность сужде­ний (как в шкале Богардуса) была строго иерархической. Но такой уверенности у нас пока нет. Мы не знаем, насколько ответы от­дельно' взятого респондента согласованы с итоговой иерархией:

Е>А>Г>Б>Д>В

Таблица 2.3.3 дает возможность проверки гипотезы о том, что совокупность суждений имеет иерархическую структуру. Другими словами, мы можем проверить качество шкалы, качество совокуп­ности оценок, представленных в итоговом столбце.

3. Проверка качества шкалы.

Произведем преобразование таблицы для целей определения согласованности ответов респондентов. Переставим суждения в со­ответствии с убыванием набранных ими баллов. Затем поменяем порядковые места респондентов также в соответствии с убыванием баллов. Переставляем так, чтобы в верхней части таблицы были сосредоточены (+), а в нижней (-)! Для нашего модельного примера результаты изображены в таблице 2.3.4.

Идеальной шкалограммой называется табличка, в которой (.+) четко (лесенкой) отделяются от (-). Естественно, на практике этого не будет. Будут появляться (+) под лесенкой и (-) над лесенкой, т. е. будет наблюдаться отклонение от идеальной ситуации.

Таблица 2.3.4

Результаты шкалограммного анализа





В таблице число клеточек равно nk, где n  число респондентов, a k  число суждений. Обозначим через m число клеточек, за счет которых происходит отклонение от идеальной шкалограммы. В нашем случае n = 9, k = 6, m = 3. Тогда по доле m в общем числе клеток можно судить о качестве шкалограммы или о качестве суждений для включения их в исследование для измерения отношения к «новым русским». Можно записать и формулу для вычисления такой доли.

Этот коэффициент называется коэффициентом воспроизводимости. Считается, что если он больше 90%, то шкала достаточно «хорошая» для использования. В нашем случае коэффициент равен (1-3/36) 100 = 92.

Если же коэффициент воспроизводимости меньше 90%, то необходимо определить, из-за каких суждений происходит такая ситуация. Обычно виноват социолог, который использует неоднозначно трактуемое суждение. Например, в нашем случае можно существенно повысить значение этого коэффициента, и более того, шкалограмма станет идеальной, если выбросить суждение Б. Обычно выбра­сывание суждения меняет всю таблицу, т. е., выбрасывая сужде­ние, необходимо провести вновь упорядочение суждений и респондентов.

По сравнению со шкалой Богардуса шкапа Гуттмана позволяет работать с большим количеством суждений, проверять гипотезу об упорядоченности суждений и отбирать суждения. Первая их этих шкал предназначена для измерения более узкой социальной уста­новки, чем вторая.

Задание на семинар или для самостоятельного выполнения

1. Попытаться построить шкалу Терстоуна.

а) Задание выполняется группами (по 4—5 человек в каждой). Каждая группа выбирает (сочиняет) для измерения социальную ус­тановку. Группа должна обосновать, что эта установка «ложится» на одномерный континуум. Для этого задайте себе вопрос: Можем ли мы сравнить друг друга в терминах равно/неравно и насколько больше/меньше с точки зрения этой социальной установки.

б) Каждая группа играет роль экспертов для того, чтобы сфор­мировать исходную совокупность суждений. Каждое суждение не­обходимо сразу записать на карточки и обозначить порядковый номер. Достаточно порядка 20-ти суждений.

в) Выбрать в группе «бухгалтера» (он будет вести все подсчеты, расчеты) и интервьюера (он будет вести опрос). В число экспертов включить 10 человек.

г) Определить графически медиану и квартильный размах по каждому суждению.

д) Провести анализ того, почему те или иные суждения имеют относительно большой квартильный размах.

2. Сформулировать вопрос по аналогии со шкалой Богардуса, варианты ответов на который имеют иерархическую соподчиненность.

3. Придумать любой модельный пример использования шкалы Гуттмана (для случая 6—8 суждений и 10—12 респондентов). Под­считать коэффициент воспроизводимости. Исключить плохо «ра­ботающее» суждение и пересчитать коэффициент воспроизводимости.

4. Провести экспертный опрос (разбиение суждений на 7 групп).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Температура как параметр состояния системы. Измерение температуры: термометр, шкала термометра, термометрическое тело, реперные точки....
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconБиография Луи Пастера Луи Пастер (Louis Pasteur. 1822 1895 гг.) выдающийся...
Гиппократ считал, что причиной заразных болезней являются невидимые живые существа. Первым микробов увидел голландский натуралист...
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconУрок (математика и окружающий мир 2 класс. Умк «Планета знаний)....
Незнайка; карточки с заданиями для работы в группах и минигруппах, карточки с заданиями для вывешивания на доску, кроссворд на ватмане...
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconРеферат Луи Пастер
Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconТема урока : «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские...
Тема урока: «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.»
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconУченики Луи Пастера – их достижения и заслуги
Пастер создал мировую научную школу микробиологов, многие из его учеников впоследствии стали крупнейшими учеными и внесли огромный...
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconЛуи Альтюссер Ленин и философия
Приуральский район и Регламента предоставления информации на официальный сайт Администрации муниципального образования Приуральский...
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта полушарий, календари наблюдений, шкала Бофорта
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconШкала электромагнитных волн
...
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconРеферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логично...
Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconПлан. Введение. Периодизация истории кино. Влияние экономическо-политической...
Период изобретений с 1832 по 1896 гг. (братья Огюст и Луи Люмьеры – фильм «Прибытие поезда»- 28 декабря 1895 г.)
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconУчебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г. О. С. Габриелян,...
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconРеферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логич-но...
Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconДжеймс линкольн коллиер луи армстронг американский гений москва
...
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Дать определение понятий Рельеф, относительная и абсолютная высота, послойная окраска, шкала высот и глубин
3. некоторые специфические приемы измерения социальной установки шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и iconСоциальная природа познания (анализ концепций эдинбургской школы)
Теория социальных систем, в которой также представлены некоторые идеи социальной эпистемологии, усваивает некоторые результаты из...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск