Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А





Скачать 408.9 Kb.
НазваниеГольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А
страница1/3
Дата публикации24.02.2015
Размер408.9 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина),Н.Г.Гальцова.-6-еизд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.-16 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (рекомендован Министерством образования и науки РФ) Гольцова Н.Г.Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень обучения : учебник для общеобразовательных учреждении/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. - М.: «Русское слово - РС»,2008, 2011.448 с. ISBN 978-5-9932-0745-2

Программа в 10 классе рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования .направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.


На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании развернутого тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Цели обучения
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования .направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

– развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

– углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

– овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Задачи обучения
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании развернутого тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.


Особенности организации учебного процесса
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Федерального государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковедческих фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для освоения содержания среднего (полного) образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

Новизна программы
Новизна данной рабочей программывведение проектной деятельности учащихся. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Традиционная система уроков в 10 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, поэтому в Программе предусматривается совмещение традиционных тем и материала, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания русского языка ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

В содержании настоящей программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.

Межпредметные связи
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Важным является сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия обучающимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное эстетическое, нравственное содержание. 

Требования к уровню достижений обчающихся 10 класса
знать / понимать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в разных сферах общения;

уметь:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ различных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

аудирование и чтение:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, просмотровое, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения, редактировать собственный текст;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речи синонимические ресурсы русского языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению и сотрудничеству;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях жизни людей;

  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных норм.



Формы контроля знаний , умений , навыков
Контроль за результатами обучения осуществляется по четырём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации (формы контроля: доклад, устное сообщение);

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения (формы контроля: сочинения разных жанров, реферат, изложения, в том числе и с творческим заданием);

- учитываются умения воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, тесты тематические по типу ЕГЭ, изложение с творческим заданием, подробное и сжатое изложение).

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тесты, контрольные работы, творческие проекты, выполнение тестовых работ в формате ЕГЭ части А, В; создание сочинений по типу части С.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок-презентация, урок-защита творческих проектов,урок-контроля знаний.

Учебно-тематический план


п/п


Наименование разделов

Всего ча­сов

Плановых уроков

Контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Введение

4

1

0

4

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

5

0

1

5

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

5

1

0

5

4

Морфемика

1

0

0

1

5

Морфология. Орфография

20

2

1

20

6

Итого

35

4

2

35


Содержание учебного предмета.

  1. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:


Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
2. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций:

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
3. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.
Контроль уровня обученности


№ п/п

Раздел, тема

Вид контроля

Форма контроля

1



Стартовый контрольный диктант.


Вводный контроль


Диктант с грамматическим заданием

2

РР Изобразительно-выразительные средства русского языка

Текущий контроль

Сочинение

3

Р.р. Лингвистический анализ текста

Текущий контроль

Сочинение

4

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии

Текущий контроль

Диктант по упражнению 356

5

Диктант с грамматическим заданием

Текущий контроль

Диктант с грамматическим заданием

6


Итоговый контроль

Итоговый контроль

Тест



Литература и средства обучения


Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждении/   Гольцова Н.Г.Шамшин И.В., Мищерина М.А. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.448 с. ISBN 978-5-9932-0745-2
Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.:Эксмо,2008

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД«Русскоеслово»-РС»,2005

тренажёр«Русленг»

Ресурсы сайта ФЦИОР http://www.yamal.org/ook
Ресурсы ЕКЦОР


Стартовый контрольный диктант

с грамматическими заданиями.
И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час все­общего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита — все разбрелись по своим углам; у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садов­ник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и ку­чер спал на конюшне. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребя­тишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встре­тить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только води­лись воры в этом краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобеди­мый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, по­смотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и пе­ревернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

А другой быстро, без всяких предварительных приготов­лений, вскочит обеими ногами со своего ложа, как будто бо­ясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с ква­сом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, силь­но начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на по­стель, как подстреленный.

(275 слов)

(И. Гончаров)

Дополнительные задания:

1. Произведите синтаксический разбор:

вариант 1 — 2-го предложения 2-го абзаца; вариант 2 — 2-го предложения 5-го абзаца.

2. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 — роются; вариант 2 — несется.

3. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 — удивлением; вариант 2 — прикрыв.

Тексты для комплексного анализа

1. Повторите правописание приставок, написание безударных гласных в корне слова, в окончаниях глаголов, правописание гласных после шипящих в корне и в окончаниях существительных, слитное и раздельное написание наречий, НН-Н в прилагательных и причастиях, не с глаголами.
Д...РЕВНЯ

П…следний день3 июня мес...ца; на тысячу вёрст кругом Россия - р...дной край.

Ровной с...невой3 залито всё небо; одно лишь облачко на нём - не то плывёт не то та...т. Бе...ветрие, т...плынь... воздух молоко п...рное!

Жаворонки звенят; воркуют з...бастые голуби; молча реют2 ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки (не) лают и стоят смирно п...виливая хвостами.

И дымком (то) пахн...т и тр...вой и дёгтем маленько и маленько кож...и. Конопля...ики2 уже вошли в силу и пускают свой т...ж...лый но пр...ятный2 дух4. Глубокий но пологий овраг. По бокам в (не) сколько рядов г...ловастые (к) низу и...щепле...ые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие кам...шки словно дро...ат скво..ь светлую ря..ь. (В) дали на конце-крае земли и неба с...неватая черта большой реки.

(В) доль оврага по одной ст...р...не опрятные амбарчики кл...тушки с плотно закрытыми дверями; по другой ст...р...не пять (шесть) сосновых изб с т...совыми крышами. Над каждой крыш...и высокий шест скв...ре...ницы1; над каждым крылеч...ком выр...зной железный крут...гривый к...нёк. (Не) ровные стёкла окон отл...вают цв.. .тами радуги.

Кувшины с букетами намалёва...ы на ставнях. Перед каждой избой чи...о ст...ит и...правная лавочка; на з...вал...нках2 кошки св...рнулись клубочком н...стор...жив прозрачные ушки; за высокими порогами пр...хладно т...мнеютсени.

Я л...жу у самого края оврага на разос...ла...ой попоне; кругом целые вороха только что скоше...ого1 до истомы душистого сена. Д...гадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть ещё (не) много посохн...т на пр…пеке а там и в сарай! То (то) буд…т спать на нём славно!

(224 слова)

(И.С. Тургенев "Деревня")
2. Повторите правописание приставок пре-,при-, чередование гласных в корнях -тер- -тир-, -равн- - -ровн-, слитное и раздельное написание частицы не со всеми частями речи. Повторите правила пунктуации: знаки препинания при однородных членах, в сложноподчинённом предложении и правила обособления причастного оборота.

НА ЯРМАРКУ

Одиноко3 в стороне т...щился3 на истомле...ых волах воз навале...ный мешками пенькою полотном и разною домашнею поклажею3 за которым брёл в чистой полотая...ой рубашке и запачка...ных полотая...ых шароварах его хозяин. Ленивою рукой обт...рал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с дли...ых усов напудре...ых тем (не) умолимым парикмахером который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит (не) сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла пр...вяза...ая к возу кобыла смире...ый2 вид которой обличал пр...ююн...ые2 лета её.

Много встречных и особливо молодых парубков брались за шапку пор...внявшись2 с нашим мужиком. Однако ж (не) седые усы и (не) важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза (не) много вверх, чтоб увидеть

причину такой почтительности на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком с чёрными бровями ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами с беспечно улыбавшимися розовыми губками с повяза...ыми на голове красными и синими лентами которые вместе с дли...ыми косами и пучком полевых цветов богатою короною покоились на её очаровательной головке.

Всё казалось занимало её; всё было ей чудно ново... и хорошенькие глазки бе...пр...ста...о бегали с одного предмета на другой. Как (не) рассеят...ся! В первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый3 раз на ярмарке!.. Но н... один3 из прохожих и проезжих (не) знал чего ей стоило упр...сить отца взять с собою который и душою рад бы был это сделать прежде если бы (не) злая мачеха выучившаяся держать его3 в руках так (же) ловко как он вожжи своей старой кобылы тащившейся за долгое служение теперь на продажу.

(257 слов)

(Н.В. Гоголь)

3.Повторите правописание приставок на З, С; приставки пре-, при-, ъ после приставок, чередование гласных в корнях -раст- - -рос-; -мир--мер-, Н - НН в прилагательных и причастиях, -ться, -тся в глаголах..Повторите правила пунктуации: знаки препинания при деепричастных оборотах, при других обособленных членах, при однородных членах, вводных словах и предложениях, в сложных предложениях.

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака б...жала (в) переди меня.

Вдруг она уменьшила свои ш…ги и начала краст...ся как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн...зда ветер сильно к…чал б...рёзы аллеи и сидел (не) подвижно бе...помощно ра...топырив едва прор…тавшие крылышки.

Моя с…бака медяе...о пр…бл...жалась к нему как вдруг сорвавшись с близкого дер...ва старый черногрудый Воробец камнем упал перед самой её мордой и весь вз...ероше...ый искажё...ый с отчая...ым и жалким писком прыгнул раза два в напр...влении зубастой ра..крытой пасти.

Он ринулся сп...сать он засл...нил собою своё детище... но все его маленькое тело тр...п...тало от ужаса голосок одичал и охрип он зам...рал он жертв...вал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он (не) мог ус...деть на своей высокой безопасной ветке... Сила сильнее его воли сбросила его оттуда.

Мой Трезор ост...новился п…пятился... Видно и он пр...знал эту силу.

Я посл...шил отозвать смущё...ого пса и уд…лился бл...гоговея.

Да (не) смейтесь. Я бл...гоговел перед той маленькой героической птицей перед любовным её порывом.

Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держит...ся и движ...т...ся жизнь.

(197 слов)

(И.С. Тургенев "Воробей")
Материалы к уроку зачёту по теме:

«Стили русского литературного языка».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык 10-11 классы»; авторы-составители: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русский язык 10-11 классы»; авторы-составители: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconРабочая программа для 11 класса составлена на основе авторской программы...
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)....
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по русскому языку к учебникам для 5 9 Х классов М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Москва Издательство "...
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconУрок русского языка
Гольцова Н. Г., Шамшина И. В., Мищерина М. А. Русский язык 10 – 11 классы – М.: Русское слово, 2008
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconГольцова Н. Г., Шамшина И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11...
Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089)
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconКонспект урока «Изобразительно-выразительные средства языка» Рухлова...
Базовый учебник: Русский язык 10-11 кл., Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русское слово. Москва, 2010
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 10-11 классы. Составители Н. Г. Гольцова,И....
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПояснительная записка Статус документа
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 10-11...
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. Г. Гольцова // Гольцова Н. Г. Прогамма курса «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Ооо...
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограммах старшая школа
«Русский язык. 10-11 классы», автор Н. Г. Гольцова, издательство Москва «Русское слово», 2006г
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconРабочая программа Наименование учебного предмета русский язык
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для средних общеобразовательных учреждений. Русский язык5-11 классы...
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А iconРусский язык 10 — 11 классов общеобразовательных учреждений 3-е издание...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск