Департамент образования города Москвы
Юго-Западное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования №109
Утверждаю:
Директор ГБОУ ЦО №109
______________ Ямбург Е.Ш.
Рабочая программа по литературе
для 8 класса
Основное общее образование
Составлена на основе программ по литературе
для 5 – 11 классов под редакцией Коровиной В. Я.
(авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С., Полухина В. П.), Москва, «Просвещение», 2010
для 8 – 11 классов под редакцией Курдюмовой Т. Ф.
(авторы Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н., Леонов С. А., Демидова Н. А., Марьина О. Б.), Москва, «Дрофа», 2010
«Литература Древней Руси, европейская и
русская литература XVII – XVIII веков» Пояснительная записка
Программа «Литература Древней Руси, европейская и русская литература XVII - XVIII веков» является логическим продолжением курса 7 класса «Литература Средних веков и Возрождения» и предусматривает изучение памятников литературы Древней Руси XI - XVII веков и европейской и русской литературы XVII - XVIII веков. Курс литературы синхронизирован с преподаванием истории и мировой художественной культуры в 8 классе.
Открывается программа уроками, рассказывающими о возникновении древнерусской литературы, ее периодизации. Изучение собственно древнерусской литературы начинается с «Повести временных лет». Учащиеся знакомятся с жанровыми особенностями первого русского летописного свода. Заключает этот раздел программы «Слово о полку Игореве», дающий представление о развитии литературных традиций Руси. В программе представлены памятники древнерусской литературы XIII века, например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», отражающая героизм и мужество русских людей в борьбе с татаро-монголами, а «Житие Александра Невского» рассказывает о высоком патриотическом чувстве русского человека, ставшего на защиту своей Родины. Литература XIV - XV веков представлена произведениями «Житие Сергия Радонежского», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Эти произведения позволяют проследить становление жанров древнерусской литературы, эволюцию взгляда на человека в мироздании. XVI - XVII век древнерусской литературы также представлен разнообразными произведениями. «Домострой» - свод законов домашней жизни, «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Шемякином суде», «Житие протопопа Аввакума», вирши Симеона Полоцкого. Читатель знакомится уже с авторской литературой, с мнением самого автора, свободного от религиозных догм, желающего открыто высказывать свою точку зрения. Появление драматургии и силлабического стихотворства как бы завершают формирование жанров древнерусской литературы.
Изучение европейской и русской литературы XVII - XVIII века открывается уроком, посвящённым истории возникновения классицизма как художественного направления в литературе и искусстве. В самом деле, без изучения произведений европейской литературы XVII - XVIII века учащиеся не смогут понять основных постулатов этого литературного направления. Драматические произведения Мольера знакомят учащихся с особенностями произведений классицизма, с композицией, системой образов, художественным своеобразием литературных памятников этой эпохи. В последних уроках изучаются отдельные произведения эпохи классицизма XVIII века, анализируются идеи французского просвещения и их влияние на русскую литературу восемнадцатого столетия. Изучение русской литературы XVIII века начинается с творчества А. Кантемира и В. Тредиаковского, М. Ломоносова, Г. Державина. Учащиеся знакомятся с творчеством русских деятелей литературы, анализируют тексты произведений, изучают их художественные особенности.
Каждый из разделов программы также предусматривает устную работу по развитию речи учащегося, обобщающие уроки по каждой теме. Методический комплекс программы включает пособие для учителя, содержание разработки уроков из расчета 2 часов литературы в неделю, тематическое планирование по литературе, истории, мировой художественной культуре, хрестоматии для учащихся, в которой собраны тексты, необходимые для чтения.
Цели и задачи Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе XI – XIX веков;
овладение теоретико-литературными понятиями;
формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану в 8 классе предполагается обучение в объеме 2 часов в неделю. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об основных темах и проблемах русской литературы XI – XIX веков будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных произведений, литературных фактов и явлений.
Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении литературы, являются
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе проявляются:
в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы
в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее
в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проектной технологии, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными литературными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации). При изучении русской литературы принципиально важная роль отведена в плане участию обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Предметные результаты изучения литературы реализуются в соответствии требованиям к уровню подготовки учащихся 8 класса. Учащиеся должны знать: — авторов и содержание изученных художественных произведений — основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие, поучение, хожение как жанры литературы (начальное представление); мораль, аллегория (начальное представление); понятие о классицизме и сентиментализме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений) Учащиеся должны уметь: — видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох — комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством — различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике — определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра — осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом — видеть конкретных образов — находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр — сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения — выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении
Виды контроля
1. Административный (стартовый, рубежный, итоговый)
2. Тематический (один раз в четверть)
3. Промежуточный (диагностические работы, самостоятельные работы, развёрнутые ответы на проблемные вопросы, составление цитатных характеристик героев изучаемых произведений, работы в формате тестирования, сочинения, анализ поэтических или прозаических текстов по плану, предложенному учителем)
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2009. 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006. 3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004. 4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008. 5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009
Мультимедийные пособия
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы
Содержание разделов программы
Содержание программы определяется изучением памятников древнерусской литературы, европейской и русской литературы XVII - XVIII веков, хронологией их создания, а также расположением материала курса истории «Истории древней Руси».
В программе предусмотрены разделы:
1. Устное народное творчество - основа древнерусской литературы
2. Литература Руси XI - XII веков
3. Литература Руси XIII века
4. Древнерусская литература XIV - XV веков 5. Литература Руси XVI века 6. Французский классицизм XVII века. Русская литература XVII века 7. Русская литература XVIII века 8. Русская литература XIX века СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС
Введение
Общая характеристика литературы Древней Руси. Возникновение древнерусской литературы. Устное народное творчество – основа древнерусской литературы. Периодизация истории древнерусской литературы. Жанровая система русской литературы XI - XII в.
Устное народное творчество
Лирические, исторические песни: отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и народных идеалов. Историческая правда и вымысел. Жанровое своеобразие «Повести временных лет» («Создание славянской азбуки», «Смерть Игоря и месть Ольги», «Крещение Ольги», «Начало княжения Владимира», «Выбор веры», «Крещение Владимира», «Повесть о Белгородском киселе», «Об убиении Бориса», «Об убиении Глеба»). «Поучение Владимира Мономаха». Отражение в тексте народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, сострадания, верности слову, смирения, почитания старших, уважительного отношения к людям, доброты. «Слово о полку Игореве». Историческая основа, сюжет. Тема, идея, жанр произведения. Специфика жанра и особенности композиции. Роль «золотого слова» в раскрытии идеи произведения. Символика в произведении. Фольклорные мотивы в «Слове…». Богатство и многообразие средств выразительности, использованных автором «Слова…». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Историческая основа, сюжет, композиция произведения. Образы Евпатия Коловрата и Ингваря Ингваревича в повести. Героизм и самоотверженность русских людей в борьбе с завоевателями, высочайший патриотизм героев «Повести…». «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Житие Сергия Радонежского». Образ главного героя жития, средства создания образа. Историческая правда в житии. «Хожение за три моря». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Сюжет. Образ автора в «Хожении…». «Домострой» - свод законов домашней жизни. Содержание, композиция литературного памятника. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к человеческой личности. Гимн любви. Образы главных героев. Речевая характеристика как приём создания образа героя в литературном произведении. Фольклорные мотивы в «Повести…».
Из русской литературы XVII века
«Повесть о Шемякином суде». Изображение действительных и вымышленных событий — новаторство в литературе XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. «Житие протопопа Аввакума». Образ автора в произведении. Историческая правда в житии. Художественное своеобразие литературного памятника.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из зарубежной литературы XVII века
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. О д а как жанр лирической поэзии.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Фелица». «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления).
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Пешки»). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Жанр путешествия, путевые заметки.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева». Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Повесть «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Фольклорные мотивы в произведении. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман и повесть (закрепление представления об эпических жанрах). Реализм (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
|