Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв





Скачать 370.39 Kb.
НазваниеАнтиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв
страница1/2
Дата публикации26.02.2015
Размер370.39 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2




На правах рукописи


Селиванова Евгения Юрьевна


АНТИУТОПИЧЕСКИЙ РОМАН В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВВ.
Специальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья

(немецкая литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань – 2013

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки Российской федерации (ФГАОУ ВПО К(П)ФУ МО и Н РФ)
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

кафедры зарубежной литературы

Шевченко Елена Николаевна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент,

профессор кафедры немецкой филологии

ФГБОУ ВПО «Самарский государственный

университет»

Кучумова Галина Васильевна
Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных, государственных языков и зарубежной литературы ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний»

Сергеев Виталий Анатольевич
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им.

Н. И. Лобачевского»
Защита состоится «28» ноября 2013 года в 11 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.081.14 в Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Татарстан, д.2, ауд. 207.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, ул. Кремлевская, д.35). Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета: http://www.kpfu.ru
Автореферат разослан « » _________ 20_____ г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

доцент Р.Л. Зайни

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Новейший период истории – конец ХХ – начало ХХI вв. – характеризуется коренными изменениями в социально-экономической, политической, культурной и научной сферах. Такие явления современной эпохи, как глобализация, новая фаза научно-технического прогресса, появление информационного общества сегодня нередко становятся предметом осмысления философов, социологов, историков и политологов, которые говорят как о положительном, так и об отрицательном влиянии этих процессов на человеческую цивилизацию.

Так, современный немецкий социолог Ю. Хабермас отмечает: «Являются очевидными угроза экологического неравновесия, асимметрия благосостояния и экономической мощи, опасность со стороны высоких технологий, торговля оружием, в особенности — распространение оружия массового уничтожения, угроза терроризма, наркомафии и т. д. Тот, кто a fortiori не отчаивается в способности международной системы к обучению, должен возложить свою надежду на тот факт, что глобализация этих опасностей издавна объективно объединила мир в целом в некую непроизвольно возникшую рисковую общность»1. Усиливающееся в конце ХХ века сомнение в правильности выбранного пути развития цивилизации нередко воплощается и в литературных произведениях, в частности, в виде негативных прогнозов, представленных в антиутопиях.

В настоящем диссертационном исследовании комплексному анализу подвергается новейшая антиутопия немецкоязычного региона. Регулярно обновляемые лексиконы и списки антиутопических романов отчётливо указывают на активное развитие этого жанра, что позволяет нам говорить о новой волне антиутопической литературы конца ХХ – начала ХХI вв.

Ряд знаковых романов-антиутопий сегодня создаётся в Германии, Австрии и Швейцарии. Продуктивность антиутопического жанра в этих странах можно объяснить присущими немецкой культуре стремлением к познанию и толкованию бытия (вследствие развитой философской мысли), поиском разумных путей развития человеческой цивилизации (в связи с наличием трагического опыта порождения враждебной человеку социально-политической системы), а соответственно традицией прогнозирования и философского размышления о будущем.

Антиутопия активно изучается литературоведами. Исследователи обращаются как к теории вопроса (Е. Шацки, М. Шадурский, Э. Баталов, Б. Ланин и др.), так и к анализу конкретных антиутопических текстов, в первую очередь, классических образцов этого жанра: романов Е. Замятина (С. С. Романов, З. И. Плех, Л. Ло и др.), Дж. Оруэлла (Э. Фромм, А. Бартов, М. В. Окс и др.), О. Хаксли (М. Гнедовский, В. Рабинович, И. В. Головачева и др.), Р. Бредбери (В. Скурлатов, Я. Засурский и др.).

Однако, несмотря на многочисленность работ по данной тематике, сохраняется ряд вопросов, по которым учёные не пришли к единому мнению. Среди них – проблема установления взаимосвязи утопии и антиутопии (Р. С. Черепанова, Н. В. Ковтун, Г. Эссельборн, Б. А. Ланин, А. Н. Воробьева и др.), (анти)утопической литературы и научной фантастики (Е. Н. Ковтун, М. Швонке, Г. Люк, Г. Эссельборн и др.). Особые трудности вызывает задача определения жанровой специфики современной (анти)утопии, в виду того, что «исследователи сегодня оказались перед фактом перерождения утопических жанров в утопический стиль, трудно поддающийся строгому определению, но хорошо узнаваемый каждым, кто знаком с утопической литературой, – в некую смесь философии истории, социальной критики, футурологии и религиозной философии»1.

В исследованиях обнаруживается разнообразие терминов (антиутопия, дистопия, метаутопия, негативная утопия и др.), однако на данный момент не найдены объективные универсальные и чёткие критерии по их разграничению.

Установление единого понимания вышеназванных понятий не входит в задачи данного диссертационного исследования. Потому представляется важным оперировать универсальным понятием «антиутопия», понимая под ним жанр антиутопического романа, представляющего собой прогнозирование нежелательного будущего и обладающего пафосом предостережения, изображением тоталитарной модели государства и конфликтом между личностью и социальной средой.

Актуальность темы исследования объясняется активным развитием антиутопической литературы на современном этапе и потребностью в её теоретическом осмыслении. Интерес к столь распространённому и эстетически значимому явлению в современной литературе подтверждается регулярным проведением различных конференций по данной тематике2.

Научная новизна заключается в том, что предметом исследования становится практически не изученная ни отечественным, ни зарубежным литературоведением новейшая немецкоязычная антиутопия, предлагается типология современных антиутопических романов. В научный оборот вводится обширный не переведённый на русский язык материал: антиутопические романы Австрии, Германии, Швейцарии, труды немецкоязычных учёных по теории антиутопии и исследования, посвящённые отдельным авторам и их произведениям.

Цель работы – выявление особенностей антиутопического романа конца ХХ – начала ХХI вв. в немецкоязычной литературе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить специфические особенности эпохи конца ХХ – начала ХХI вв. (исторические, политические, экономические, социокультурные);

  2. исследовать антиутопические романы с точки зрения отражения реалий последнего порубежья и их художественного воплощения;

  3. изучить взаимоотношения новейших немецкоязычных антиутопических романов с традицией немецкой антиутопии;

  4. сопоставить исследуемые романы с образцами классической антиутопической литературы;

  5. выявить специфические особенности новейших немецкоязычных антиутопических романов и их отличия от образцов этого жанра в других национальных литературах.

В отношении степени научной разработанности проблемы следует отметить, что на данный момент имеется лишь небольшое количество научно-критических работ, посвящённых анализу немецкоязычных антиутопических текстов (например, Г. Мюллера и Г. Эссельборна). Что касается новейшей немецкой антиутопии, то существует ряд научных трудов как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении по творчеству Г.В.Франке (Е. Брандис, Э. Араб-оглы, Г. Кеттлиц, Г. Эссельборн и др.). Отдельные статьи и рецензии встречаются на романы Ю. Цей, К. Крахта, Т. Кринен, Г. Бёша, но многие из них носят публицистический, а не литературоведческий характер. Среди научных работ по исследованию современного немецкого романа, в которых рассматриваются также и вопросы антиутопии, следует назвать труды Г. В. Кучумовой и М. С. Потёминой. Но исследований, в которых бы новейшая немецкоязычная антиутопическая литература подвергалась комплексному научно-критическому анализу, не обнаруживается. Всё это позволяет говорить о малой изученности заявленной научной проблемы как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении.

Объектом исследования являются немецкоязычные антиутопические романы конца ХХ – начала ХХI вв., написанные в Германии, Австрии и Швейцарии.

На территории этих стран складывается единое литературное пространство. Основным фактором его формирования является общность языка и схожесть тенденций общеевропейского развития. О единстве этого региона говорят политологи, социологи и журналисты. Оно подкреплено и общим прошлым – тесным взаимодействием этих стран в ходе исторического развития.

Учитывая вышесказанное, считаем необходимым использовать определения «немецкий» и «немецкоязычный» в сочетании с понятиями «литература», «роман», «антиутопия» как синонимы, а в исследовательское поле включить романы, написанные немецкими, австрийскими и швейцарскими авторами.

Предметом исследования являются художественные и идейно-тематические особенности немецкоязычных антиутопических романов конца ХХ – начала ХХI вв.: «Игрек Минус» Г. В. Франке («Ypsilon Minus», H. W. Franke, 1976), «Киоск» Г. Бёша («Der Kiosk», H. Boesch, 1978), «Ванна Эрвина или Опасность языка» («Erwins Badezimmer oder Die Gefährlichkeit der Sprache», Hans Bemmann, 1984) и «Звезда братьев» («Stern der Brüder», 1986) Г. Беммана, «Поцелуи клона» К. Денниг («Klonküsse», C.Dennig, 2005) и «Corpus Delicti. Судебный процесс» Ю. Цей («Corpus Delicti. Ein Prozess», J.Zeh, 2009).

В исследовательское поле включены также немецкие антиутопические романы и романы с антиутопическим элементом ХХ века: «Другая сторона» А.Кубина («Die andere Seite», A. Kubin, 1909), «Туннель» («Der Tunnel», 1913) и «Голубая лента» Б. Келлермана («Das blaue Band», B. Kellermann, 1938), «Власть трёх» Х. Доминика («Macht der Drei», H. Dominik, 1922), «Остров великой матери, или Чудо на Иль-де-Дам» Г. Гауптмана («Die Insel der großen Mutter oder das Wunder von der Ile des Dames», H. Hauptmann, 1928), «Утополис» В. Иллинга («Utopolis», W.Illing, 1930), «Горы моря гиганты» А. Дёблина («Berge Meere und Giganten», A. Döblin, 1932), «Игра в бисер» Г. Гессе («Glasperlenspiel», H. Hesse, 1943), «Звезда нерождённых» Ф. Верфеля («Stern der Ungeborenen», F. Werfel, 1946), «Гелиополь» Э. Юнгера («Нeliopolis», E. Jünger 1949), «Республика учёных» А. Шмидта («Gelehrtenrepublik», A. Schmidt, 1957), «Огненные цветы» Д. Кёнига («Feuerblumen», D. König, 1983), «Зона ноль» («Zone Null», 1970), «Башня из слоновой кости» («Elfenbeinturm», 1965) и «Побег на Марс» Г. В. Франке («Flucht zum Mars», H. W. Franke, 2007), «Версия 5 точка 12» Р. Циглера («Version 5 Punkt 12», R. Ziegler, 1999), «Школа безработных» И. Цельтера («Schule der Arbeitslosen», J. Zelter, 2006), «Chez Max» Я. Аръюни («Chez Max», J. Arjouni, 2006) , «Кайя во внешнем мире» С. Штюкман («Kaja in der Außenwelt», S. Stückmann, 2007), «Я буду здесь, на солнце и в тени» («Ich werde hier sein im Sonnenschein und im Schatten», Ch. Kracht, 2008) и «1979» (2001) К. Крахта, «Красота зелёного 2022 – те, кто не хочет выжить» Т. Кринен («Schönes Grün 2022 – die nicht überleben wollen» T. Krienen, 2007), «Кирия & Реб – до конца света» А. Шахта (Kyria & Reb – Bis ans Ende der Welt», A. Schacht, 2012).

Параллели с этими текстами проводятся в каждой главе настоящего диссертационного исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по общим и специальным вопросам истории и теории литературы (М. М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В. М. Толмачёв и др.), по проблеме жанровой специфики антиутопии (Э. Я. Баталов, Б. А. Ланин, А. Ф. Любимова, Г. Морсон, Е. Шацки, Р. Зааге, М. Швонке и др.), а также работы по философии техники (Х. Ортега-и-Гассет, В. М. Розин и др.), философии языка (Л. Витгенштейн, В. Гумбольдт, М. Кронгауз и др.), (био)этике (Т. В. Адорно, С. Грауман, П. Тищенко и др.), по рассмотрению истоков и модели функционирования тоталитаризма (Х. Арендт, Дж. Оруэлл, М. Зиньковский и др.), исследования современной социально-политической обстановки (Дж. Агамбен, Ю. Хабермас и др.). Основной метод исследования – сравнительно-сопоставительный в сочетании с комплексным дескриптивным анализом текста. В процессе анализа текстов используется приоритетный сегодня междисциплинарный подход: проблемы, которые в своих романах поднимают авторы, осмысливаются с философской, социально-политической и культурологической точек зрения. Новейшая немецкая антиутопия исследуется также в историко-литературном контексте, что позволяет выявить её взаимосвязь с антиутопической традицией и специфику новейшей антиутопии немецкоязычного пространства, а также обнаружить её место в современной литературной и социально-политической действительности.

Теоретическая значимость данной работы объясняется тем, что анализ специфики новейшей немецкой антиутопии позволит восполнить пробел в исследовании эволюции этого жанра, а результаты работы могут стать теоретической базой для дальнейших исследований. Кроме того, предлагаемый способ классификации предоставляет возможность универсальной систематизации современной антиутопической литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в высшей школе при чтении курсов и создании учебных пособий по современной литературе Германии, Австрии и Швейцарии. Отдельные части работы могут найти применение на семинарах по междисциплинарным курсам, включающим в себя литературные и культурологические/социологические/политологические аспекты восприятия и прогнозирования обществом своего будущего. Практическая значимость заключается также в том, что работа знакомит русскоговорящего читателя с новейшими немецкими антиутопическими романами, большинство из которых не переведено на русский язык.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Установлено, что в соответствии с основными процессами рубежа ХХ и ХХI вв. (компьютеризация, активное развитие естественных наук, появление информационного общества) происходит формирование новых видов диктатуры: технотронной, биополитической и лингво-информационной, что находит отражение в немецкой новейшей антиутопии.

  2. Разработана классификация новейших антиутопических романов в соответствии с выявленными инструментами подавления человека (техника, биотехнология, язык и информация): технические, биополитические и лингво-информационные.

  3. Выявлена главная особенность новейшего немецкого антиутопического романа, которая проявляется в создании прогнозов будущего на основании событий национал-социалистского прошлого (что продолжает традицию осмысления причин и последствий Второй мировой войны) и современных социально-политических реалий, характерных для Германии, Австрии и Швейцарии.

  4. Установлены изменения в новейшей немецкой антиутопии на идейно-тематическом и структурном уровне по сравнению с немецкой антиутопией ХХ века, определены её художественные особенности, что свидетельствует о новом этапе развития жанра.

  5. Утверждается, что новейшая немецкая антиутопия в целом продолжает традицию классической антиутопической литературы, однако несколько видоизменяется на структурном уровне и в соответствии с современной эпохой вносит свои коррективы в развитие антиутопического дискурса.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconПрограмма среднего (полного) общего образования по литературе
...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 7М класс
...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconПовести Д. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и«Трое на...
...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconУрок 3 Связь между координатами вектора и координатами его начала...
Цели: рассмотреть связь между координатами вектора и координатами его начала и конца; разобрать задачи о нахождении координат середины...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconУрок 13. «Пишу не роман, а роман в стихах…»
Урок 13. «Пишу не роман, а роман в стихах…» «Евгений Онегин»: творческая история романа. Особенности жанра и композиции. Онегинская...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconПояснительная записка программа курса охватывает период с конца V...
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconПо итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие...
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconТема: о чём рассказывает музыкальный жанр
В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например,...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconВопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума
Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconИстория зарубежной литературы ХХ века
Литература конца XIX- начала ХХ в. Позитивистские течения: реализм, натурализм. Франция: Мопассан, Золя
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconДружба народов
Писать роман автор начала два года назад, задолго до того, как тема стала популярной на фоне трагических историй с американскими...
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconПеречень вопросов для переаттестации по дисциплине
Американский институционализм конца XIX — начала XX вв. (Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл)
Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ начала ХХ i вв iconДиплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск