Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского»





НазваниеДиплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского»
Дата публикации28.11.2014
Размер111 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Литература > Диплом


ГБОУ гимназия № 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» цикла
автор: ученица 10 класса «Б» Соболева Евгения

руководитель: Вишневская Лариса Львовна


Москва, 2013 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..2

Глава 1. Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв………………………………………………………4

1.1 Модернизм как литературное направление………………………………………..4

1.2 Постмодернизм как литературное направление…………………………………...5

1.3 Выводы……………………………………………………………………………….7

Введение
Наше исследование посвящено изучению и анализу реминисценций (интертекста) в стихотворениях “венецианского” цикла Иосифа Бродского.

Актуальность. Постмодернизм – ведущее течение последних трех десятилетий ХХ века во всех сферах общественной жизни: искусстве, философии, литературе. Как справедливо утверждает К.Степанян, «постмодернизм — одно из ведущих (если не главное) направлений в мировой литературе и культуре последней трети ХХ века, отразившее важнейший этап религиозного, философского и эстетического развития человеческой мысли, давшее немало блистательных имен и произведений, очень существенно проявившееся и в отечественных литературе и искусстве». Изучению постмодернизма как основного литературного течения ХХ века посвящено огромное количество научных исследований, литературоведческих и критических статей, однако в связи с многогранностью и обширностью темы освещение каких-либо вопросов, касающихся постмодернизма, является актуальным и на сегодняшний день.

Одна из основных черт поэтики русского постмодернизма конца ХХ – начала ХХI века – интертекстуальность (реминисценции, цитаты) Значимость изучения реминисценций для понимания художественного творчества блестяще выразил замечательный исследователь В.Э. Вацуро: “Культура коллективна по самому своему существу, и каждая культурная эпоха – непрерывный процесс взаимодействия творческих усилий ее больших и малых деятелей, процесс миграции идей, поэтических тем и образов, заимствований и переосмыслений, усвоения и отторжения.<…>Творчество гения вырастает на таком тонком полифоническом субстрате; оно усваивает себе, интегрирует, преобразует чужие идеи и образы <...> Цитата, реминисценция может функционировать в тексте как “чужое слово” и менять в нем акценты, может дать нам материал для наблюдений над технологией поэтической работы, - наконец, она наглядно показывает нам связи великого поэта с традицией и плотность поэтической среды, из которой он вырос”.

На стыке реализма и постмодернизма творил великий Бродский, который часто использовал в поэзии прием интертекста. Особенно интересна в этом плане «венецианская» поэзия Бродского. В связи с тем, что в литературоведении мало исследований, посвященных теме, заявленной в нашей работе, мы считаем ее актуальной.

Цель нашего исследования – определить роль и значение интертекста в стихотворениях венецианского периода в творчестве Иосифа Бродского.

Соответственно, исходя из выше обозначенной цели, мы поставили перед собой следующие задачи, которые предполагается решить в ходе исследования:

1. Определить взаимосвязь постмодерна с литературными источниками.

2. Определить особенности постмодернизма.

3. Провести анализ литературных текстов Иосифа Бродского, в которых объектом исследования становится интертекст.

В качестве основных источников литературы мы взяли учебное пособие “Современная русская литература конца ХХ- начала ХХI века” под редакцией С.И. Тиминой ( в этой книге мы использовали введение Тиминой и вторую главу Н.Н. Кякшто), книгу Андрея Ранчина “На пиру Мнемозины” об интертекстах Иосифа Бродского и “Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба”. Из первого источника мы узнаем о современном литературном процессе (1990-е годы- начало ХХI века), а также он дает довольно полное представление о постмодернизме и о поэтике постмодернизма, однако здесь рассматриваются не все, а только основные особенности постмодернистских текстов. Из второго литературного источника мы берем разбор и анализ многих стихотворений Бродского на предмет интертекста, однако в этой книге рассматриваются не все писатели, которых цитирует Бродский. В третьей книге говорится о жизни Бродского, о его взглядах, анализируются некоторые стихотворения, но нет детального рассмотрения вопроса.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1.
1.1 В конце ХIХ начале ХХ века на смену реализму приходит модернизм. Модернизм (от фр. moderne – современный, новейший) – направление в искусстве и литературе, противостоящее реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам и разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества.1 Модернизм объединяет в себе особенности многих течений в искусстве: имажизма, дадаизма, экспрессионизма, конструктивизма, сюрреализма и др.2

Модернизм пытается возвратить самоценность и самодостаточность искусства, а также освободить его от какой-либо роли в обществе.

Он выступает одновременно и против утилитаризма в подходе к искусству, и против академизма, т.к. при утилитаризме искусство должно выполнять некую полезную для общества функцию: просвещать, воспитывать, вдохновлять, а при академизме оно перестает быть живым, теряет свой внутренний смысл.

Модернизм был призван для того, чтобы искусство уходило от этих двух крайностей. Оно должно быть "искусством для искусства", "чистым" искусством. Назначение модернизма заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приёмов и средств самовыражения. 3

Толчком к созданию нового художественного метода в литературе послужила кризисная политическая обстановка во всем мире, революции и войны, которые показали всю несостоятельность традиционных гуманистических идей, таких как ценность человеческой жизни и свобода.4 Конечно, события в мире не могли не найти отражения и в литературе, в связи с этим формируются следующие признаки модернизма. Модернисты отрицали разумность миропорядка и исторический прогресс, утверждали абсурдность бытия, они считали, что реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен. В этот период возникает интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий. Модернисты утверждали, что мир непознаваем, и каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом. Они считали искусство высшей ценностью в жизни.5

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.) Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов как реакция на крайности символизма. Наиболее известные его представители – это А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Гумилев. Временем рождения русского футуризма считается также 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты стали самыми влиятельными в этом литературном течении.6
1.2 В 1980-1990-х появляется новое течение в литературе и в искусстве – постмодернизм. Постмодернизм – это нетрадиционная, неклассическая эстетическая система “конца века”, закономерный этап в развитии литературы и искусства переходного периода. Появление этого направления в России обусловлено многими причинами. Это и разочарование во всех утопиях, и то, что литература обрела свою независимость от социума, требованиям которого должна была отвечать, осознала свою знаковую сущность и игровую природу.

В этот период между русской и мировой культурой начался своеобразный “взаимообмен” эстетическими ценностями и открытиями: русская литература активно вбирала в себя идеи В.Набокова и других писателей-эмигрантов, У.Эко, Х.Борхеса, Ж.Дерриды, Ф.Лиотара, М.Фуко, Р.Барта и многих других.

В это время началось активное развитие компьютерных технологий, увеличивалось влияние СМИ, Интернета на общественную психологию.

Постмодернизм окончательно складывается как эстетическое направление к началу 1990-х, к этому времени он начал формулировать свою альтернативную эстетику и стал претендовать на то, чтобы быть определяющим направлением не только литературы, но и всей культуры. Активно заявили о себе писатели, в творчестве которых утверждались основные черты поэтики постмодернизма: Д.Галковский, В.Залотуха, Вик.Ерофеев, Н.Садур, В.Нарбикова, Е.Попов, Т.Толстая, А.Королев, В.Пелевин, В.Сорокин, Д.А. Пригов и другие.

Постмодернисты подвергают пародированию модернистские тексты, но в то же время русский постмодернизм перекликается с модернизмом, как бы замыкая круг развития литературы этого столетия: эти два направления утверждают, что реальность абсурдна и хаотична, однако если в период модернизма только начал проявляться интерес к личности вне ее социальной среды, то в период постмодернизма литературный герой – не только одинокий, но и потерявший духовные ориентиры. Проблема сходства и различия модернизма и постмодернизма – одна из самых актуальных проблем в литературоведении.

Основными разновидностями постмодернизма являются концептуализм и необарокко (М.Липовецкий), однако можно говорить еще об одном направлении, связанном с активным развитием компьютерных технологий, игр, виртуальных миров интернета. Компьютер, интернет повлияли не только на создание структуры текста, но и часто становились его элементами.

По мнению М.Эпштейна, концептуализм – это “система знаковых жестов, связанных с советской эпохой, идеологией, массовым сознанием”. Идея социализма из государственной идеологии превратилась в поле бесконечной концептуалистской игры, где разрушаются прежние идеологемы и представления. Необарокко как разновидность постмодернизма использует метафорический стиль, шоковую поэтику натурализма. Текстам, написанным в этом стиле, свойственна поэтика повторений, эстетика избытка, которая проявляется в предметности описаний, в переводе бытовых явлений в мистериальный ряд; перенос акцента на фрагмент, деталь. Еще одной характерной чертой необарокко является хаотичность, создание мира хаоса, а затем из него порядка.

Общие черты поэтики постмодернизма – интертекстуальность, диалогизм, пародийность и ироничность, эстетическая игра, ориентированность на элитарного и массового читателя,литературные эксперименты, 7 Диалогизм — направление в философии первой половины 20 в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога.8 Интертекстуальность - термин, введенный в 1967 теоретиком Юлией Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Через призму интертекстуальности мир предстает как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а смешение определенных элементов дает новые комбинации.

Цитатность как метод базируется на главном принципе постмодернистской эстетики – переосмыслении. Постмодернисты пытаются переосмыслить старые догматы, наполнить старые непререкаемые истины новым содержанием, более соответствующим современной жизни.9 Используя интертекст, постмодернисты прежде всего пародируют и отрицают упрощенные штампы в восприятии классики.

Существует множество оценок периода постмодернизма. С одной стороны, в это время создания теорий “опыта воскрешения” русской литературы после советской эпохи за счет обильных инъекций постмодернизма (М.Эпштейн), с другой стороны, постмодернизм объявляется задами и огородами культурного пространства конца столетия: “Двадцати-тридцатилетние писатели, контуженные советской школой, ищут Пустоты и Нирваны. Они уже не могут освободить свой мозг от долгоиграющей пластинки соцреализма с ее Чапаевыми, Матерями и Молодыми Гвардиями. Выход один. Запустить ту же пластинку в обратную сторону, чтобы текст поглотил текст и образовалась наконец в башке желанная пустота”(К.Кедров). Отрицательно высказывался о постмодернизме А.Солженицын: “Философия постмодернизма размонтировала современный мир до полной идеологической структурности, до мировоззренческого распада, до отсутствия любых внятных мыслей, до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена”.

В начале ХХI века можно говорить о завершении русского постмодернизма как специфического литературного направления конца века, но отнюдь не о его гибели. По наблюдениям М.Липовецкого, само понятие “постмодернизм” исчезло из критических статей, но переместилось в литературоведческие.10

Одним из самых ярких и значимых поэтов ХХ века был Иосиф Бродский. Бродский и эпоха постмодернизма неразрывно связаны между собой. В поэзии Бродского есть черты, которые характерны для постмодернизма, такие как парадоксы и контрасты, а также огромное количество приемов, свойственных постмодернистской поэзии, в частности, интертекст.

1.3 Выводы:

1. Модернизм характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом и желанием возвратить искусству самодостаточность. Признаки модернизма:

1)отрицание разумности миропорядка и исторического прогресса

2)утверждение абсурдности бытия

3)интерес к личности вне её социальной принадлежности

4)мир непознаваем

Типичные представители русского модернизма: В.Брюсов, К.Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Гумилев.
2. Постмодернизм отталкивается в своем развитии от модернизма, хотя и иронизирует над модернистскими текстами. Основными направлениями постмодернизма являются концептуализм и необарокко. Общие черты поэтики постмодернизма – интертекстуальность, пародийность и ироничность, игра.

Типичные представители - (в зарубежной литературе)У.Эко, в русской - Пелевин, Сорокин.
3. Как поэт периода постмодерна Бродский часто использует интертекст в своем творчестве.

Список литературы

ХХ век, модернизм //http://ruslit.info/xx-century/2010-03-10-22-29-46.html.

Наталья Л. Модернизм и постмодернизм в русской литературе // http://www.tutoronline.ru/blog/modernizm-i-postmodernizm-v-russkoj-literature.aspx. Ссылка действительна на 2012 год

(автор источника не указан) Модернизм// http://vekkultury.ru/mod.html.

(автор источника не указан) Модернизм в литературе 20 века. Основные черты модернизма// http://www.licey.net/lit/foreign/modernizm

(автор источника не указан) Литературные направления. Модернизм.// http://russlitxx.narod.ru/modernizm.html

Н.Н.Кякшто. Современная русская литература конца ХХ- начала ХХI века// поэтика русского литературного постмодернизма: - М.:Издательский центр "Академия", 2011. – С.58-63.

Диалогизм// http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/223-dialogizm.html

Голованова И.С. История мировой литературы. Постмодернизм//http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/postmodernizm.htm.


1 (автор источника не указан) ХХ век, модернизм //http://ruslit.info/xx-century/2010-03-10-22-29-46.html.

2 Наталья Л. Модернизм и постмодернизм в русской литературе // http://www.tutoronline.ru/blog/modernizm-i-postmodernizm-v-russkoj-literature.aspx. Ссылка действительна на 2012 год

3 (автор источника не указан) Модернизм// http://vekkultury.ru/mod.html.

4 (автор источника не указан) Модернизм в литературе 20 века. Основные черты модернизма// http://www.licey.net/lit/foreign/modernizm

5 ХХ век, модернизм. Указ.

6 (автор источника не указан) Литературные направления. Модернизм.// http://russlitxx.narod.ru/modernizm.html

7 Н.Н.Кякшто. Современная русская литература конца ХХ- начала ХХI века// поэтика русского литературного постмодернизма: - М.:Издательский центр "Академия", 2011. – С.58-63.

8 Диалогизм// http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/223-dialogizm.html

9 Голованова И.С. История мировой литературы. Постмодернизм//http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/postmodernizm.htm.

10 Н.Н.Кякшто. Указ. соч. С. 58-63.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconИнтертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconМетафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского
Защита диссертации состоится 15 марта 2012 г в 15-00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 062. 04 при фгбоу впо «Ивановский...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconУрок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное»
Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconДиплом 1 место 5 класс Диплом 1 место 8 класс Диплом 1 место 11 класс...
Посещают секцию мальчики и девочки разных возрастов ( от 7 до 16 лет). В конце каждого учебного организуются общешкольные ежегодные...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconПолностью готовый диплом
Реферат прилагается в 2-х экземплярах: один вшивается в диплом, второй вкладывается
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconОткрытый интегрированный урок истории и литературы
Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, изобразительного искусства, видеоряда и поэзии. Эмоционально...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» icon«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» г. Москвы Диплом
Диплом посвящен исследованию стихотворений поэтов-декабристов с позиции сохранения и продолжения в них традиций «высокого штиля»...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconДиплом Истоки и причины языковой победы
Поэтому мой диплом особенно актуален для людей, интересующихся историей языка, а именно английского языка в его американском
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с военной тематикой в поэзии, рассказать о значении поэзии в годы Вов, развивать навыки самостоятельной...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconРазработка маркетинговой программы (на конкретном примере). Определение...
Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере)
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconРеферат. Поэзия «женской души»
Поэзия И. Анисимовой своеобразна и неповторима, но в то же время следует предшествующим традициям женской поэзии. Её поэтические...
Диплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интеpec к литературе;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск