Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла»





Скачать 183.31 Kb.
НазваниеИнтертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла»
Дата публикации16.04.2015
Размер183.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


ГБОУ гимназия № 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла»
автор: ученица 10 класса Соболева Евгения

руководитель: Вишневская Лариса Львовна

Москва, 2013 г.

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв……………………………………………………….5

1.1 Модернизм как литературное направление…………………………………..……5

1.2 Постмодернизм как литературное направление…………………………………. .6

Глава 2. Исследование интертекста в лирике И.Бродского ………………………………....7

2.1 Интертекст. Общие сведения………………………………………………………..7

2.2 Иосиф Бродский…………………………………………………………………..….8

2.3 Русская венециана до Бродского……………………………………………………9

2.4 Анализ стихотворения «Лагуна»…………………………………………………....9

2.5 Анализ стихотворения «Венецианские строфы (1)……………………………….11

2.6 Анализ стихотворения «Венецианские строфы (2)……………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………………..14

Список используемой литературы……………………………………………………………15

Введение

Наше исследование посвящено изучению и анализу реминисценций (интертекста) в стихотворениях “венецианского” цикла Иосифа Бродского.

Актуальность. Постмодернизм – ведущее течение последних трех десятилетий ХХ века во всех сферах общественной жизни: искусстве, философии, литературе. Как справедливо утверждает К.Степанян, «постмодернизм — одно из ведущих (если не главное) направлений в мировой литературе и культуре последней трети ХХ века, отразившее важнейший этап религиозного, философского и эстетического развития человеческой мысли, давшее немало блистательных имен и произведений, очень существенно проявившееся и в отечественных литературе и искусстве». Изучению постмодернизма как основного литературного течения ХХ века посвящено огромное количество научных исследований, литературоведческих и критических статей, однако в связи с многогранностью и обширностью темы освещение каких-либо вопросов, касающихся постмодернизма, является актуальным и на сегодняшний день. Одна из основных черт поэтики русского постмодернизма конца ХХ – начала ХХI века – интертекстуальность (реминисценции, цитаты). Значимость изучения реминисценций для понимания художественного творчества блестяще выразил замечательный исследователь В.Э. Вацуро: “Культура коллективна по самому своему существу, и каждая культурная эпоха – непрерывный процесс взаимодействия творческих усилий ее больших и малых деятелей, процесс миграции идей, поэтических тем и образов, заимствований и переосмыслений, усвоения и отторжения.<…>Творчество гения вырастает на таком тонком полифоническом субстрате; оно усваивает себе, интегрирует, преобразует чужие идеи и образы <...> Цитата, реминисценция может функционировать в тексте как “чужое слово” и менять в нем акценты, может дать нам материал для наблюдений над технологией поэтической работы, - наконец, она наглядно показывает нам связи великого поэта с традицией и плотность поэтической среды, из которой он вырос”.
Иосиф Бродский - один из самых выдающихся писателей эпохи постмодернизма, активно использовал интертекст в своем литературном творчестве. В связи с тем, что в литературоведении мало исследований, посвященных теме, заявленной в нашей работе, мы считаем ее актуальной.

Цель нашего исследования – определить роль и значение интертекста в венецианских стихотворениях Иосифа Бродского.

Соответственно, исходя из выше обозначенной цели, мы поставили перед собой следующие задачи, которые предполагается решить в ходе исследования:

  1. Определить наиболее явные черты и особенности постмодерна в поэзии И.Бродского.

  2. Провести анализ «венецианской» лирики Иосифа Бродского и определить, какую роль играет интертекст в этих стихотворениях.


В качестве основных источников литературы мы взяли учебное пособие “Современная русская литература конца ХХ- начала ХХI века” под редакцией С.И. Тиминой ( в этой книге мы использовали введение Тиминой и вторую главу Н.Н. Кякшто) и статью Л.Лосева «Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского».Из первого источника мы узнаем о современном литературном процессе (1990-е годы- начало ХХI века), а также он дает довольно полное представление о постмодернизме и о поэтике постмодернизма. Из статьи Л.Лосева мы берем сведения о русской венециане до Бродского и некоторые особенности творчества, связанные с интертекстуальными отношениями поэта с другими писателями.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1.
1.1 В конце ХIХ начале ХХ века на смену реализму приходит модернизм. Модернизм (от фр. moderne – современный, новейший) – направление в искусстве и литературе, противостоящее реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам и разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества.1 Модернизм объединяет в себе особенности многих течений в искусстве: имажизма, дадаизма, экспрессионизма, конструктивизма, сюрреализма и др.2

Модернизм пытается возвратить самоценность и самодостаточность искусства, а также освободить его от какой-либо роли в обществе.

Он выступает одновременно и против утилитаризма в подходе к искусству, и против академизма, т.к. искусство должно не только выполнять некую полезную для общества функцию: просвещать, воспитывать, вдохновлять, а становиться живым, свободным для выражения своего внутреннего смысла. Модернизм уходит от этих двух крайностей, на первый план выходит "искусство для искусства", "чистое" искусство. Назначение модернизма заключается в решении внутренних проблем человека и искусства, в поиске новых форм, новых приёмов и средств самовыражения. 3

Толчком к созданию нового художественного метода в литературе послужила кризисная политическая обстановка во всем мире, революции и войны, которые показали всю несостоятельность традиционных гуманистических идей.4 Конечно, события в мире не могли не найти отражения и в литературе, в связи с этим формируются следующие признаки модернизма. Модернисты отрицали разумность миропорядка и исторического прогресса, утверждали абсурдность бытия, его враждебность человеку, который слаб и беспомощен; в этот период возникает интерес к личности вне её социальной принадлежности. Модернисты утверждали, что каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом. Они считали искусство высшей ценностью в жизни.5

В русской дореволюционной литературе модернистскими принято называть, прежде всего, три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, 3.Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.) Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов как реакция на крайности символизма. Наиболее известные его представители – это А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Гумилев. Временем рождения русского футуризма считается также 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты стали самыми влиятельными в этом литературном течении.6
1.2 В 1980-1990-х появляется новое течение в литературе и в искусстве – постмодернизм. Он как бы вытекает из модернизма, так как постмодернисты в своем творчестве, в основном, опирались на произведения модернистов. Проблема сходства и различия модернизма и постмодернизма – одна из самых актуальных проблем в литературоведении. Постмодернизм – это нетрадиционная, неклассическая эстетическая система “конца века”, закономерный этап в развитии литературы и искусства переходного периода. Появление этого направления в России обусловлено многими причинами. Это и разочарование во всех утопиях, и то, что литература обрела свою независимость от социума, требованиям которого должна была отвечать, осознала свою знаковую сущность и игровую природу.

В этот период между русской и мировой культурой начался своеобразный “взаимообмен” эстетическими ценностями и открытиями: русская литература активно вбирала в себя идеи В.Набокова и других писателей-эмигрантов, У.Эко, Х.Борхеса, Ж.Дерриды, Ф.Лиотара, М.Фуко, Р.Барта и многих других.

В это время началось активное развитие компьютерных технологий, увеличивалось влияние СМИ, Интернета на общественную психологию.

Постмодернизм окончательно складывается как эстетическое направление к началу 1990-х, к этому времени он начал формулировать свою альтернативную эстетику и стал претендовать на то, чтобы быть определяющим направлением не только литературы, но и всей культуры. Активно заявили о себе писатели, в творчестве которых утверждались основные черты поэтики постмодернизма: Д.Галковский, В.Залотуха, Вик.Ерофеев, Н.Садур, В.Нарбикова, Е.Попов, Т.Толстая, А.Королев, В.Пелевин, В.Сорокин, Д.А. Пригов И.А. Бродский и другие.

Основными разновидностями постмодернизма являются концептуализм и необарокко (М.Липовецкий).

По мнению М.Эпштейна, концептуализм – это “система знаковых жестов, связанных с советской эпохой, идеологией, массовым сознанием”. Идея социализма из государственной идеологии превратилась в поле бесконечной концептуалистской игры, где разрушаются прежние идеологемы и представления. Необарокко как разновидность постмодернизма использует метафорический стиль, шоковую поэтику натурализма. Текстам, написанным в этом стиле, свойственна поэтика повторений, эстетика избытка, которая проявляется в предметности описаний, в переводе бытовых явлений в мистериальный ряд; перенос акцента на фрагмент, деталь. Еще одной характерной чертой необарокко является хаотичность, создание мира хаоса, а затем из него порядка.

Общие черты поэтики постмодернизма – интертекстуальность, диалогизм, пародийность и ироничность, эстетическая игра, ориентированность на элитарного и массового читателя.7

Существует множество оценок периода постмодернизма. С одной стороны, в это время создания теорий “опыта воскрешения” русской литературы после советской эпохи за счет обильных инъекций постмодернизма (М.Эпштейн), с другой стороны, “философия постмодернизма размонтировала современный мир до полной идеологической структурности, до мировоззренческого распада, до отсутствия любых внятных мыслей, до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена”( А.Солженицын).

В начале ХХI века можно говорить о завершении русского постмодернизма как специфического литературного направления конца века, но отнюдь не о его гибели. По наблюдениям М.Липовецкого, само понятие “постмодернизм” исчезло из критических статей, но переместилось в литературоведческие.8
Глава 2

2.1 Основной общей чертой, основным способом построения текста в литературе модернизма и постмодернизма является интертекст. Его суть заключается во влиянии одного текста на другого, существовании диалога между текстами, то есть текст содержит цитаты и реминисценции, которые так или иначе отсылают нас к другим произведениям. Изначально идея "диалога между текстами" была сформулирована выдающимся литературоведом М.М.Бахтиным, затем, изучив его творчество, французский теоретик Юлия Кристева вводит в литературоведение понятие "интертекст". Из ее доклада 1966 года, интертекст - это термин, используемый для "обозначения общего свойства текстов, выражающийся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут явно или неявно ссылаться друг на друга". По мнению польского парадоксалиста Станислава Ежи Леца, "все уже сказано. К счастью, не обо всем подумано". Таким образом, автор вводит в свой текст части других текстов, чтобы наполнить их новой, до этого никем не высказанной идеей.

Интертекст существует как в научной литературе, так и в художественной, но для исследования, естественно, интерес представляют те цитаты и реминисценции, которые передают не просто уже высказанную кем-то мысль, но которые наполнены совершенно новым содержанием для более точной передачи мысли автора.

Бахтин рассматривает эту проблему глубже и высказывает интереснейшую и вместе с тем парадоксальную мысль, что вообще каждое слово - своего рода интертекст, так как оно возникает не само по себе, а всегда является результатом влияния на него другого слова и строится с учетом реакции других людей на это слово.

2.2 Одним из самых ярких и характерных представителей постмодернизма является Иосиф Бродский, и на примере именно его творчества, по моему мнению, будет удобнее и нагляднее всего исследовать интертекст как одну из самых важных черт поэзии постмодернизма и его роль в произведении. В творчестве этого писателя есть черты как концептуализма, так и необарокко, поэтому его нельзя отнести к какому-то одному направлению. Бродский Иосиф Александрович (1940-1996) - поэт, переводчик, прозаик, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе. Значительное литературное влияние, по словам Бродского, на него оказали Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Лермонтов. За свободолюбивые, неугодные правительству тексты до эмиграции был арестван два раза и отправлен в пятилетнюю ссылку в Архангельскую область, правда затем был освобожден досрочно. В 1972 году по воле правительства уезжает из СССР, его просьба Брежневу о том, чтобы он имел "возможность сохранить свое существование в литературном процессе" и продолжать работу хотя бы переводчиком, была проигнорированна. Также он был лишен возможности видеться с родителями, а затем быть на их похоронах. Покинутое Отечество постепенно становится сюрреалистическим образом империи, который больше реального Советского союза и который впоследствие становится глобальным символом заката мировой культуры.9 В 1972 году три месяца он перемещался по планете по воле случая и наконец осел в Америке. Там он стал преподавать в различных американских университетах, где был авторитетным и востребованным специалистом. На университетские каникулы зимой 1973 года Бродский уезжает в Венецию. Венеция — город, которому поэт посвящает свою первую крупную вещь, целиком написанную в эмиграции, - элегию "Лагуна" (1973). Вспоминая через двадцать лет свое первое впечатление о Венеции, Бродский пишет:"Это ощущалось как приезд в провинцию, в какое-то незнакомое, незначительное место, - может быть, на родину после многолетнего отсутствия"(Watermark,8). Венеция стала любимым городом поэта, в котором после 1973 года он был неоднократно, также по его желанию он был похоронен в Венеции, на острове Сан-Микель.10

2.3 Говоря о творочестве Бродского, связанного с Венецией, нельзя не сказать о развитии русской венецианы в литературе вообще, так как она повлияла на тексты Бродского не меньше его собственных впечатлений от этого города. На основе статьи Л.Лосева "Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского", в развии русской венецианы условно можно выделить две ветви. Венеция занимала значительное место в творчестве русских поэтов эпохи романтизма, но эти стихотворения были не непосредственными впечатления путешественников, а впечатлениями от чтения стихотворений Байрона, в связи с чем можно выделить первое направление. Оно характеризуется, в основном, наличием "весьма ограниченным набором венецианских клише" (гондола, луна, баркарола, голуби на площади Св. Марка), из которых "русскими поэтами было изготовлено огромное количество однообразных текстов"(Иван Козлов, Константин Романов). Другое направление, не такое явное, как предыдущее, но все же существовавшее, - мотив красоты смерти в Венеции (Александр Чаянов, Павел Муратов, Мандельштам). "Но есть три стихотворения, написанные тремя мастерами этого периода, полемическая мажорная тональность и парадоксальность которых выводит их за пределы канонического меланхолического ряда". Это стихотворение Ходасевича "Нет ничего прекрасней и привольней..." и две "Венеции" - Ахматовой и Пастернака. "Венеция,которая прежде была лишь фоном <...>, предстает в этих трех стихотворениях как место назначения лирического паломничества - место, в котором перестают действовать обычные законы логики и психологии". Можно сказать, что Бродский продолжил и развил это новаторское, затронутое Ахматовой, Ходасевичем и Пастернаком направление, хотя в его творчестве есть и черты двух предыдущих, но в его случае это не бездумное использование клише, а скорее влияние романтических произведений через призму собственного опыта.

2.4 Как было сказано выше, первое произведение Бродского, посвященное Венеции - это "Лагуна". Бродский вводит читателя в это стихотворение метафорическим описанием действительности, окружавшей поэта. Вместе с тем он дает нам понять, как он чувствовал, как он воспринимал эту реальность: пансион "Академиа" становится кораблем, на который "восходит в свой номер" сам поэт, рокот телевизора - шум волн. Весь мир вокруг преображается, как будто поэт смотрит на него через воображаемую призму моря, через огромную каплю воды венецианских каналов. Мы вместе с Бродским поднимаемся по лестнице в его комнату - "коробку из-под случайных жизней", место, где он тоже случайный постоялец, где до него были и после него будут огромное количество людей, и каждый - со своей судьбой, своей историей, а он - всего лишь один из них. Здесь звон колоколов венецианских цеквей слышен как из-под воды,приглушенно, сравнивается с негромким, аккуратным звоном чайного сервиза. Поэт ложится на кровать, всем своим существом ощущущая, что эта кровать, эта комната впитала в себя все, что происходило с теми случайными постояльцами пансиона "Академиа" ("набрякший слезами, лаской,/грязными снами сырой станок").

Створка моллюска - воплощение всего вечного в мире, опускается на дно, в воду - место, где время остановилось, место, которое вообще вне времени и пространства. То, что вся Венеция состоит из каналов, делает это место тоже местом вне времени и пространства. Поэтому само время не меняется, а движется только стрелка на часах.

Венеция - это город, в котором все рациональное, ум, рассудок перестает функционировать, превращаясь в чувство, просто восприятие мира органами чувств и подсознанием ("Тонущий город, где твердый разум/ внезапно становится мокрым глазом"). Здесь мы можем говорить о появлении "мотива зеркальности Венеции". "Плеск зеркал" - это плеск воды венецианских каналов, которые, как зеркало, отражают весь город. Известно, что Венеция славилась производством знаменитых на весь мир зеркал(скажем, у Л.Н.Толстого в доме старого графа Безухова висело "цельное венецианское зеркало", что говорит о высоком социальном статусе персонажа). Как справедливо утверждает литературовед Л.Лосев в своей статье "Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского", Ахматова была литературным ментором Бродского, и в ее поэме, написанной, по ее словам, "зеркальным письмом", центральное место занимают строки "только зеркалу зеркало снится", за которыми "открывается длинная перспектива таинственных зеркал в поэзии Ахматовой и в русской поэзии задолго до нее".

В восьмой и девятой строфах "Лагуны" Бродский дает нам понять, что он думает, какие у него возникают ассоциации и какие воспоминаниия навевает ему то или иное место или явление. Бродский видит гнилые сваи,сделанные из сибирской лиственницы, которые напоминают ему "державу ту,/ где руки тянутся хвойным лесом/ перед мелким, но хищным бесом/ и слюну леденит во рту". Руки тянутся в единодушном согласии с курсом партии, а обобщенный образ советского политического руководителя подается через связь с романом Федора Сологуба "Мелкий бес", который в свою очередь связан с гоголевским творчеством.

У города вне времени нет ни прошлого, ни будущего, поэтому все предыдущие ощущения, связанные с Венецией и завпечатленные в стихах, сравнимых с цифрами, уже не имеют значения, так как каждое мгновение поэт воспринимает этот город по-новому ("стопа следа/не оставляет - как челн на глади/ водной, любое пространство сзади, взятое в цифрах, сводя к нулю").

Тринадцатая и четырнадцатая строфы свидетельствуют как о потерянности поэта, неуверенности в своем настоящем и будущем, так и о надежде, вере в лучшее, предчувствии спасения ("Там, за нигде, за его пределом/ - черным, бесцветным, возможно белым-/ есть какая-то вещь, предмет./ <...> даже тогда, когда света нет").

2.5 Но если в "Лагуне" мы можем наблюдать процесс самоосознания поэта, концентрирования на своих внутренних переживаниях и своем восприятии мира, то в "Венецианских строфах (1)" поэт пытается познавать мир через произведения искусства. В этом стихотворении мы видим колоссальный разброс как видов искусства, к которым обращался поэт (музыка, балет, театр, литература, живопись), так и временных промежутков (XVII, XIX, XX века). Здесь Венеция - город, к которому многократно обращались в своем творчестве деятели искусства. Ажурная архитектура фасадов напоминсает Бродскому кружева "смятого в пальцех Яго каменного платка". Эти строки отсылают нас к Венеции в пьесе Шекспира "Отелло". Вторая строфа целиком посвящена романтическому девятнадцатому веку:

О, девятнадцатый век! Тоска по востоку! Поза

изгнанника на скале! И, как лейкоцит в крови,

луна в твореньях певцов, сгоравших от туберкулеза,

писавших, что от любви.

Здесь Бродский говорит о существенных приметах романтизма: профиль Байрона, луна как непременный атрибут романтической поэзии, смерть от любви.

Затем, говоря о ночной тишине Венеции, поэт упоминает имя актриссы рубежа XIX-XX веков.

О живописи Бродский метафорически пишет в следующих строках:

<...> в канале окон-

масло в бронзовых рамах <...>

и великого французского пейзажиста Клода Лорена с его пейзажами и мифологическими сюжетами.

И наконец, музыкальная тема звучит практически в каждой строфе стихотворения ("скрипичные грифы гондол", "наигрывает на лютне", "выстукивает диабаз", "произносят "а", "люстры в опере", "смолкают оркестры", "удежать ноту от тишины", "фальцет звезды", "до-ре-ми").

В заключение стихотворения Бродский упоминает Дягилева - великого русского балетмейстера.

Вообще, тема стихотворения - ночная Венеция, мы видим сумерки, туман, чувствуется некая неопределенность, потерянность в состоянии поэта, попытка убежать от реальности.

В контексте проблемы всего исследования, это стихотворение наиболее интересно, так как все построено на знаках прошлых эпох, здесь нужно рассматривать интертекст не как просто связь с другими литературными произведениями, но шире,в этом стихотворении Бродский охватывает все искусство прошлого для выражения своего взгляда на мир и себя.

2.6 В отличие от "Венецианских строф (1)", главная тема "Венецианских строф (2)" - это рассвет, наступление нового дня, что-то светлое, возвращение веры в будущее.

В этом стихотворении дается сложный портрет утра в Венеции. Для описания пейзажа Бродский использует огромное количчество необычных метафор:
Смятое за ночь облако расправляет мучнистый парус.

От пощечины булочника матовая щека

приобретает румянец, и вспыхивает стеклярус

в лавке ростовщика.

<...>Как прутьями по ограде

Школьники на бегу, утренние лучи

перебирают колонны, аркады, пряди

водорослей, кирпичи.

<...>

Чуткую бязь в окне колеблют вдох и выдох.

Пена бледного шелка захлестывает, легка,

стулья и зеркало - местный стеклянный выход

<...>

То бредут к водопою глотнуть речную

рябь стада куполов.

<...>

невесомая масса взятой в квадрат лазури,

оставляет весь мир - всю синеву! - в тылу,

припадает к стеклу всей грудью, как к амбразуре,

и сдается стеклу.

<...>

Город выглядит как толчея форфора

и битого хрусталя.
Так же, как и в других стихотворениях Бродского о Венеции, в "Венецианских строфах (2)" отражения проходят через все стихотворение. Часто поэт воспринимает их не как просто рефлекс на отражающей поверхности, а как реальный предмет, наравне с отражаемой вещью:

Мусорщики плывут <...>

Шлюпки, моторные лодки, баркасы. барки,

как непарная обувь с ноги Творца,

ревностно топчут шпили, пилястры, арки,

выраженье лица.

С присущей постмодернизму стилистической усложненностью Бродский сравнивает холодный мрамор архитектуры с прекрасным женским телом, используя библейский сюжет "Сусанна и старцы":

<...>Голый, холодный мрамор

бедер новой Сусанны сопровождаем при

погружении в воду стрекотом кинокамер

новых старцев.<...>

Отсылка к "Сусанне и старцам" помогает Бродскому красочнее передать, с каким вожделением смотрят туристы на прекрасную архитектуру Венеции. Этот сюжет многократно использовался в искусстве, особенно в живописи (картина Тинторетто "Сусанна и старцы") и поэзии (Лермонтов и Мадельштам).

Необычно обработан апокрифический библейский сюжет "Святой Георгий, поражающий змия":

И макает в горло дракона златой Егорий,

как в чернила, копье.

При изображении утреннего неба Бродский делает отсылку к русской пословице "на воре и шапка горит":

Кучерявая свора тщится настигнуть вора

В разгоревшейся шапке, норд-ост суля.
Заключение
Для поэзии Бродского характерна усложненность языка и стиля, огромное количество метафор, сложные синтаксические конструкции, однако одним из самых важных средств для создания образов и передачи чувств поэта, его мыслей становится интертекст, что показывает причастность поэта к мировой культуре. Интертекст играет огромную роль в творчестве Иосифа Бродского, в частности, в стихотворениях "венецианского цикла". Здесь можно говорить об отсылках не только к другим литературным произведениям, но и ко всей мировой культуре человечества. И чем сложнее мысль, идея, которую хочет донести до читателя поэт, тем больше вероятность присутствия в этом фрагменте интертекста, так как интертекст Бродскому необходим для создания многогранных ассоциаций у читателя. Чтобы понимать Бродского, читатель доложен быть хотя бы ознакомлен с мировой историей, литературой, живописью и музыкой. Читатель Бродского становится практически его соавтором, потому что именно он сам должен связать интертекст с новыми, свежими образами поэта, найти и раскрыть множество ассоциаций, уже заложенных Бродским в его поэтическом тексте.

Список литературы
(автор источника не указан) Литературные направления. Модернизм.// http://russlitxx.narod.ru/modernizm.html

(автор источника не указан) Модернизм в литературе 20 века. Основные черты модернизма// http://www.licey.net/lit/foreign/modernizm

(автор источника не указан) Модернизм// http://vekkultury.ru/mod.html.

Голованова И.С. История мировой литературы. Постмодернизм//http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/postmodernizm.htm.

Диалогизм// http://www.filosofi-online.ru/filosofskij-slovar/223-dialogizm.html

Л. Наталья Модернизм и постмодернизм в русской литературе // http://www.tutoronline.ru/blog/modernizm-i-postmodernizm-v-russkoj-literature.aspx. Ссылка действительна на 2012 год

Лосев Л. «Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского»

Н.Н.Кякшто. Современная русская литература конца ХХ- начала ХХI века// поэтика русского литературного постмодернизма: - М.:Издательский центр "Академия", 2011. – С.58-63.

ХХ век, модернизм //http://ruslit.info/xx-century/2010-03-10-22-29-46.html.

1 (автор источника не указан) ХХ век, модернизм //http://ruslit.info/xx-century/2010-03-10-22-29-46.html.

2 Наталья Л. Модернизм и постмодернизм в русской литературе // http://www.tutoronline.ru/blog/modernizm-i-postmodernizm-v-russkoj-literature.aspx. Ссылка действительна на 2012 год

3 (автор источника не указан) Модернизм// http://vekkultury.ru/mod.html.

4 (автор источника не указан) Модернизм в литературе 20 века. Основные черты модернизма// http://www.licey.net/lit/foreign/modernizm

5 ХХ век, модернизм. Указ.

6 (автор источника не указан) Литературные направления. Модернизм.// http://russlitxx.narod.ru/modernizm.html

7 Н.Н.Кякшто. Современная русская литература конца ХХ- начала ХХI века// поэтика русского литературного постмодернизма: - М.:Издательский центр "Академия", 2011. – С.58-63.

8 Н.Н.Кякшто. Указ. соч. С. 58-63.

9 ( автор не указан) http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00015201184773068256

10 Лосев Л. "Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского", с.1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconДиплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconМетафизический стиль в поэзии Иосифа Бродского
Защита диссертации состоится 15 марта 2012 г в 15-00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 062. 04 при фгбоу впо «Ивановский...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconУрок в 11 классе. Учитель Швырева Л. А. «Вечное»
Сформировать представление об особенностях разных поэтических направлений 20 века на примере стихотворений представителя «тихой лирики»...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconОткрытый интегрированный урок истории и литературы
Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, изобразительного искусства, видеоряда и поэзии. Эмоционально...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с военной тематикой в поэзии, рассказать о значении поэзии в годы Вов, развивать навыки самостоятельной...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconРазработка маркетинговой программы (на конкретном примере). Определение...
Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере)
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconРеферат. Поэзия «женской души»
Поэзия И. Анисимовой своеобразна и неповторима, но в то же время следует предшествующим традициям женской поэзии. Её поэтические...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconТемы курсовых работ По мдк «Организация деятельности служб бронирования...
Анализ технологического цикла обслуживания гостей на примере конкретной гостиницы
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интеpec к литературе;...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великой Отечественной войны; показ, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялось с глубоко личными переживаниями,...
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconРеферат тема: «Тема любви в произведениях И. А. Бунина на примере рассказов цикла «Тёмные аллеи»
Муниципальное образовательное учреждение г. Барабинска средняя общеобразовательная школа №93
Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск