Скачать 358.36 Kb.
|
Содержание .
блочно-модульной технологии на уроках русского языка для формирования у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию………………………………………………………. 3 – 7
на уроках русского языка в 5 классе.........................................................................14 – 19
блочно-модульной технологии на уроках обществознания………………………………………………………………….20 - 22 Использование блочно-модульной технологии на уроках русского языка для формирования у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Окладникова Анна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Вершино-Дарасунский Тунгокоченского района Забайкальского края «Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры, никто не спорит, но меняются времена, меняются и нравы. Сегодня учитель – это, прежде всего, наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того чтобы смотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету. К этому стремиться каждый современный педагог. Занимательность на уроке это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Таким образом, одним из принципиальных моментов на сегодняшний день является самостоятельная работа учащихся. Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Этому условию отвечает ряд современных педагогических технологий, в том числе и технология модульного обучения. Достоинства модульного обучения: 1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. 2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить её блоками. 3. Задаётся индивидуальный темп учебной деятельности. 4. Поэтапный контроль знаний и практических умений даёт определённую гарантию эффективности обучения. 5. Возможность рейтингового контроля. Применение данной технологии целесообразно не только в старшем, но и в среднем звене, потому что: 1. процесс формирования самостоятельной познавательной активности и культуры, самостоятельной работы учащихся начинается в начальной школе и должен быть продолжен при переходе в 5 класс, но на новом уровне; 2. начиная работать в 5 классе, учитель должен решать задачи по формированию и развитию общеучебных и специальных учебных навыков, познавательного интереса к русскому языку; 3. на 2 ступени осуществляется предпрофильная подготовка, в связи с этим подготовку к профильному обучению нужно начинать загодя, постепенно вводя элементы различных технологий, способствующих развитию навыков самостоятельной работы учащихся, отыскивая наиболее эффективные для каждого класса, для каждого ученика; 4. важное значение имеет мотивация учения всех учащихся; 5. в пятом классе продолжается формирование классного коллектива, развитие межличностных отношений, чему способствуют парная и групповая работы. Именно этому и способствует технология модульного обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Ю. Цявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Свои уроки я организую по четырехурочному циклу. Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. На этом уроке учащиеся получают развернутый план материала. На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации. Цель второго урока – заменить собой домашнюю переработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проводится в парах. В технологических картах обозначены вопросы, на которые учащиеся должны ответить. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума. Третий урок полностью отводится под закрепление. Учащиеся выполняют индивидуальные задания. Четвертый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и саму самостоятельную работу. При использовании технологии модульного обучения с применением трёхмерной методической системы обучения на уроках русского языка учащимся предлагается карточка-модуль, по которой они работают самостоятельно под руководством учителя. Это помогает учителю решить одну из основных задач, стоящих перед образованием: привить ученикам навыки самостоятельного добывания знаний по мере их индивидуальных способностей, желания и темпов развития. При составлении технологической карты урока учителю необходимо четко представлять, какие конкретные учебные результаты на занятии должен получить каждый ученик, сформулировать их в виде целей, а затем разработать поэтапный план по достижению поставленных целей. В начале урока нужно разъяснить учащимся не только тему, но и задачи урока, планируемые результаты. На доске необходимо записать цель каждого учебного элемента. В совокупности цели обеспечивают формирование необходимых представлений, знаний, умений и получение опыта по данной теме. Освоив учебный элемент, получив за него оценку, ученик выставляет ее на полях в тетради. В конце урока каждый вновь обращается к записи, поставленной перед собой задачи и определяет, насколько удалось ее решить, ставит себе общую оценку. В модульной технологии желательно оценивать выполнение каждого учебного элемента. Оценивать работу может руководитель группы, сосед по парте, сам ученик, все эти оценки накапливаются в тетради или в оценочном листе, на основании этих оценок выставляется итоговая оценка за модуль. Главное – это то, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Если ученик выполнил только часть работы, я оцениваю ту часть, которую он выполнил, тем самым мотивируя ребенка на выполнение задания. Он точно будет знать, что его труд будет оценен. Главными задачами при работе с модулем становятся обязательное формирование у ребенка способности видеть перспективу своего продвижения, выработка учеником способов отслеживания результатов своей учебной деятельности. Для этого многие учителя, работающие по модульной технологии, рекомендуют рейтинговую систему. Индивидуальный рейтинг каждого ученика заносится в базу данных и учитывается при определении итогового рейтинга за весь период обучения. Подсчет баллов выстраивается по целому ряду показателей:
Итак, при модульном обучении ученик:
При использовании модулей осуществляется индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Обучающийся имеет возможность самореализоваться, что способствует повышению мотивации учения, а в итоге и повышению качества образования. |
Отчет о работе школы-лаборатории инновационного развития моу тулиновской... В 2008-2009 учебном году на базе моу тулиновской средней общеобразовательной школы продолжалась работа в рамках школы-лаборатории... | Любовь волшебная страна Моу «Красногвардейской средней общеобразовательной школы» прошёл районный семинар учителей по теме «Структура личностно-ориентированного... | ||
Доклад о результатах деятельности моу высококолковской средней общеобразовательной... Моу высококолковской средней общеобразовательной школы за 2011 – 2012 учебный год | Образовательная программа средней общеобразовательной школы №62 г.... Программно – методическое обеспечение образовательной программы средней общеобразовательной школы №62 | ||
Приказ по школе № от 09. 09 Учащиеся школы имеют права и обязанности, предусмотренные Уставом моу ярковской средней общеобразовательной школы | Обеспечение функционирования и развития школы как школы социального... Публичный отчёт о деятельности моу кишкинской средней общеобразовательной школы за 2010-12 учебный год | ||
Рабочая программа по направлению «Технология» составлена для девочек... На заседании мо учителей предметов естественно-математического цикла моу «Шулкинская средняя общеобразовательная школа» | Анализ работы моу средней общеобразовательной школы №12 с углубленным... Моу средней общеобразовательной школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов за 2010 – 2011 учебный год | ||
Сборник статей Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2007.... | Публичный отчет о состоянии и результатах деятельности директора... Мучкапский. Работа школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.... | ||
Образовательная программа моу терсинской средней общеобразовательной школы Освоение материально-технической базы стр | Программа формирования Директор моу нежитинской средней общеобразовательной школы Макарьевского муниципального района Костромской области | ||
Программа развития моу средней школы №71 на 2011-2015 год. (сокращенный... Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №71 г о. Тольятти на 2011-2015... | Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | ||
Доклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №35 | Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного... Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной... |