Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы А.К.Григорьевой, кандидата филологических наук, старшего преподавателя кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Пензенского института развития образования (Сборник «Программы элективных курсов для организации предпрофильной подготовки учащихся средней школы.» ,2005 г)
Программа данного элективного курса предназначена для расширения и углубления представления учащихся о профессиональной коммуникации, возможностях работы с текстами, обеспечивающими профессиональную деятельность в разных сферах (главным образом, текстами научного стиля речи), на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель программы - формирование рецептивных и продуктивных умений речевой деятельности в процессе работы со специальными текстами разных жанров.
Освоение программного материала предполагает систематизацию, расширение и углубление знаний учащихся в области стилистики научной речи, формирование понятия о специальном языке как языке профессиональной коммуникации. При этом основное внимание уделяется работе с текстами.
В результате освоения элективного курса учащиеся должны знать:
- понятие «специальный язык» и сферы его применения;
- особенности терминологических систем как основы профессионального языка;
- основные жанры научного стиля речи и их характерные признаки;
-основные нормы общения в профессиональной сфере. Учащиеся должны уметь:
- использовать разные виды чтения в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи;
- передавать содержание текста в виде плана, тезисов, конспекта;
- анализировать языковые особенности предложенных текстов;
- создавать вторичные тексты разных жанров (аннотации, рефераты) на основе прочитанного;
- создавать собственные тексты разных жанров в научном стиле;
- оформлять высказывания в устной и письменной речи в соответствии с существующими нормами.
В учебном плане МОУ СОШ с. Кириллово на изучение курса отведено 34 часа (1 час в неделю)
Программа курса составлена в соответствии с принципами общей дидактики: научности (опирается на основные положения современной лингвистики), развивающего обучения (предполагает исследовательскую работу учащихся), воспитывающего обучения.
Занятия курса предполагают разнообразие ученической деятельности: исследование, подготовка и выступление с докладом, диспут, языковой тренинг.
Содержание курса
Тема 1.Коммуникативная культура и культура речи в сфере профессиональной деятельности.
Понятие о культуре речи: нормативный, коммуникативный и этический аспекты. Коммуникативные качества речи ( точность, логичность, правильность, богатство, выразительность, ясность, доступность) и их роль в профессиональной коммуникации. Норма коммуникативная целесообразность как факторы регуляции речевого поведения в профессиональной сфере.
Тема 2. Понятие о специальном языке как языке науки и профессиональной деятельности.
Функции и функциональные разновидности специального языка. Средства выражения специальных реалий, категорий, понятий. Термины и терминосистемы. Норма в терминологии. Профессиональные жаргоны. Терминологические словари.
Тема 3. Язык науки и научный стиль речи.
Специфика научной деятельности и описания ее результатов. Общие чертыязыка науки ( высокая информативность, точность, обобщенность и логичность выражения) и языковые особенности научного стиля речи. Использование языковых средств выразительности в научной речи.
Тема 4. Функционально-смысловые и жанровые разновидности научного стиля речи.
Специфика проявления функций научного стиля речи. Функциональные подстили ( собственно научный, научно-популярный, научно-учебный).
Смысловые разновидности научного стиля речи. Основные жанры научного стиля речи: монография, статья, диссертация, реферат, тезисы, доклад и т.д.
Тема 5. Композиция и структура научного текста.
Виды текстовой информации (основная, второстепенная, вспомогательная) и ее отражение в научном тексте. Роль введения, особенности развертывания темы, формулирование выводов, заключение. Абзац и сложное синтаксическое целое в структуре и композиции научного текста. Научное описание, сообщение-повествование, рассуждение.
Тема 6. Особенности чтения научного текста.
Чтение как вид речевой деятельности и его характеристики. Правила и приемы чтения научных текстов. Способы выделения информации. Библиографическое описание статьи, книги.
Тема 7. Основные виды информационной переработки научного текста.Выписки, их роль в подготовке будущего высказывания. Культура и этика цитирования. Правила приемы сжатия текстовой информации. Виды конспекта (монографический, тематический, реферат-конспект), правила конспектирования. План. Виды плана.
Тема 8. Вторичные тексты и особенности их создания (аннотация, реферат).
Назначение и структура аннотации. Виды рефератов (конспект, обзор, резюме) и их использование в научной и практической деятельности. Требования к содержанию реферата. Структура и язык реферата.
Тема 9. Формы представления научного знания в устной речи (доклад, выступление на научной конференции, дискуссия).
Особенности научной коммуникации. Общие правила подготовки информационных сообщений (обдумывание темы, ранжирование информации, работа над речевой формой выступления).Виды докладов и выступлений. Дискуссия, этика поведения
.
Тематическое планирование курса
№
урока
| Тема занятия
| Кол-во часов
| 1 2 3
4 5
6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
| Коммуникативные качества речи и их роль в профессиональной коммуникации.
Специальный язык. Средства выражения специальных реалий
Норма в терминологии. Терминологические словари.
Язык науки и языковые особенности научного стиля речи и средства ее выразительности.
Средства выразительности научной речи.
Функциональные и смысловые разновидности научного стиля речи
Основные жанры научного стиля речи.
Композиция и структура научного текста
Научное описание, сообщение-повествование, рассуждение.
Правила и рациональные приемы чтения научных текстов.
Выписки и их роль в подготовке будущего высказывания
Правила и приемы сжатия текстовой информации.Конспект.
Тезисы.
Виды плана.
Аннотация
Виды рефератов и их использование в науке и практике.
Устная публичная речь.
Виды докладов и выступлений
Дискуссия
Обобщение по теме « Коммуникативная культура и культура речи в профессиональной деятельности.» Всего 34 часа
| 1 1 1
2 2
1 2
2
3
3
1
1
2
2
1
2
2
1
3
1
|
Литература
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение, 2000.
Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998.
Калмыкова И.Р. Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 16 (232), апрель. – С. 2-4, 13.
Калмыкова И.Р. Школьный экзаменационный реферат как жанр //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 1999. – № 31 (199), август. – С. 1-2.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1993.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2004.
Леонов С.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся при подготовке доклада на литературную тему //Научно-исследовательская деятельность школьников: Сборник статей и материалов. – Пенза: ИПКиПРО, 2001. – С. 65-78.
Московкина И.И. Школа рационального чтения: Основы чтения как вида речевой деятельности: Программа курса //Учебные программы курсов по выбору для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы: Учебно-методическое пособие. – Пенза: ИПКиПРО, 2004. – С. 59-77.
Никитин В.В. Резервы нашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: Сфера, 2002.
Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю.– М.: Педагогический поиск, 1994.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразов. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 1996.
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). – М.: АПКиПРО, 2000.
Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М: Академия, 2003.
Литература
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение, 2000.
Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.
Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Флинта: Наука, 1998.
Калмыкова И.Р. Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 2000. – № 16 (232), апрель. – С. 2-4, 13.
Калмыкова И.Р. Школьный экзаменационный реферат как жанр //Русский язык: Прилож. к газете «Первое сентября». – 1999. – № 31 (199), август. – С. 1-2.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1993.
Культура русской речи: Учебник для вузов /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Норма, 2004.
Леонов С.А. Научно-исследовательская деятельность учащихся при подготовке доклада на литературную тему //Научно-исследовательская деятельность школьников: Сборник статей и материалов. – Пенза: ИПКиПРО, 2001. – С. 65-78.
Московкина И.И. Школа рационального чтения: Основы чтения как вида речевой деятельности: Программа курса //Учебные программы курсов по выбору для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы: Учебно-методическое пособие. – Пенза: ИПКиПРО, 2004. – С. 59-77.
Никитин В.В. Резервы нашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзаменам. – М.: Сфера, 2002.
Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю.– М.: Педагогический поиск, 1994.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразов. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 1996.
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). – М.: АПКиПРО, 2000.
Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М: Академия, 2003. |