Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996)





НазваниеАгеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996)
страница1/7
Дата публикации15.03.2015
Размер0.85 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА

К УТВЕРЖДЕНИЮ приказом руководителя ОУ

педагогическим советом от «___»_____2013г., №___

«___»_____2013г., протокол №___ Директор МОУ СОШ №1

____________Г.В. Поляков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 11 КЛАССА

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. учителя:

Карелова Т.Л.

г. Волгодонск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа курса «Литература» разработана на основе

  1. Авторской программы Г.С.Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зимин, В.А.Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

  2. Учебника для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./под ред. В.П.Журавлева. – 16-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Поурочных разработок по русской литературе (11 класс): В 2 ч./ авт. Н.В.Егорова, Н.А.Грознова, И.В.Золотарева.  и др. - М.:ВАКО, 2010.

  4. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). – М.: Терра. 1998

  5. Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (ФК ГС СО).



Учебно-методический комплект выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год».
МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА

Рабочая программа по литературе рассчитана на 136 учебных часов ( 4 часа в неделю). Из них 3 часа отводится на изучение русской советской литературы XX века, 1 час рассчитан на изучение модуля «Литература русского зарубежья».

Уровень программы базовый
В течение учебного года из-за праздничных дней (04.11.13, 08.03.13, 10.03.13, 01.05.13, 02.05.13, 09.05.13) потеряно 3 уроков литературы. Программа выполнена за счет уплотнения материала по теме «Зарубежная литература XX века ».

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели и задачи учебного курса, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения


Общеучебные

  • -формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • -осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • -осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • -овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • -используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.




Предметно-ориентированные

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

  • культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

  • образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
    совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;

  • выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения;

  • формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций;

  • написания сочинений различных типов определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.

Личностные результаты обучения:

  • формировать понимание важности процесса обучения;

  • формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

  • формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

  • формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

  • совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

  • развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

  • формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

  • формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;

  • развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

  • развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

  • развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

  • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

  • формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;

  • развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

  • формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

  • развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

  • совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

  • развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

  • воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;

  • совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

  • способствовать совершенствованию читательского опыта;

  • совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

  • совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

  • развивать интерес к творчеству;

  • развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

  • развивать навыки характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

  • развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

  • формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

  • формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

Для достижения поставленных целей проводятся уроки следующих типов:

  1. Урок ознакомления с новым материалом(лекция).

  2. Урок закрепления изученного.

  3. Урок развития речи.

  4. Урок обобщения и систематизации знаний.

  5. Урок проверки и коррекции знаний и умений.

  6. Комбинированный урок.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconЛитература русского зарубежья ХХ века
Цель дисциплины: изучение основных этапов развития литературы русского зарубежья (1920-1990-е годы), анализ творчества наиболее ярких...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconМетодические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу...
Русского Зарубежья первой волны, с другой стороны, имели возможность выбрать наиболее интересные и актуальные для них темы, уделив...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) icon«Литература русского зарубежья»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconУчебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья»
...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 01. 03 Литература...
Научная специальность: 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПрограмма дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья
Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник. Литература для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Автор: В. В. Агеносов
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)»
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconЛитература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПояснительная записка Спецкурс «Литература Русского зарубежья»
«серебряного века», чем достижения советских классиков. Еще слабее была обратная связь: после введения «железного занавеса» в СССР...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconЛитература 11 класса составлена на основе авторской программы по...
Рабочая программа по предмету литература 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 11 класса. «Русская...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconЛитература Русского Зарубежья тех лет вообще представляла собою сложную...
Балтии. Процесс формирования особой этнокуль­тур­ной группы эстонские русские интенсивно шел в 1930-е гг., но он, правда, не был...
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор программы: В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский. Русская литература XIX-XX веков: программа для общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск