Скачать 2.75 Mb.
|
Утверждаю: Директор МОБУ «Красномаякская СОШ» ______________ С.В. Падалко 02.09.2013год АДАПТИВНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для учащихся с ОВЗ (VII вид) Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Красномаякская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области 2013-2014 учебный год П.Маякское
Содержание. Приоритетные направления образовательной деятельности образовательного учреждения по организации коррекционного обучения Цели и задачи образовательной программы специальных ( коррекционных) классов 7 вида III Организация обучения детей с задержкой психического развития 1. Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательном учреждении 2.Базисный учебный план образовательного учреждения с классами коррекционно - развивающего обучения 7 вида 3.Содержание рабочих программ образовательной программы специальных (коррекционных) классов 7 вида Организация интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Система оценивания достижений планируемых результатов освоения учащимися основной образовательной программы специального (коррекционного) образования 7 вида Методическое обеспечение образовательного процесса коррекционного обучения Приоритетные направления образовательной деятельности учреждения. Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Красномаякская средняя общеобразовательная школа» реализует специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с замедленным психическим развитием VII вида и для обучения и воспитания детей с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Нормативно – правовая база: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.12, глава 4 ст. 34). Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-3 (ст.15). Закон РФ «Об основах системы безнадзорности, профилактики и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 - ФЗ. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124 – ФЗ. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии». Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) ОУ I – VIII вида» (с изменениями от 26.12.2000г.). Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.04.1999г. № 27/511 - 6. Письмо Министерства образования РФ от 28.06.2000г. № 27/1012 – 6 «Об итогах Всероссийской конференции «Компенсирующее и коррекционно – развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», г. Москва, 15-16 февраля 2000г. Приказ Министерства просвещения СССР от 03.07.1981г. №103 № Инструкция по приёму детей в специальные школы-интернаты (школы с продлённым днём) для детей с ЗПР». Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 03.06.1988г. №10-1036-б «О специализированных классах выравнивания для детей с ЗПР». Инструктивное письмо Министерства образования РСФСР от 30.09.1989г. №10-1036-б «Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР». Инструктивно – методическое письмо Министерства здравоохранения РСФСР от 23.01.90г. № 22-02-08/11 «О медико – профилактической работе в классах выравнивания для детей с ЗПР». Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30.05.2003г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР». Образовательное учреждение обеспечивает: 1) условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) формирование общей культуры личности очащихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта; 3) адаптацию и социализацию учащихся к жизни в обществе; 4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местных условий; 5) формирование здорового образа жизни. Учреждение создает условия для максимального развития учащихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей. Сведения о кадрах Педагогический процесс осуществляют 14 педагогов. Образование педагогов: - высшее – 12 человек, Специалисты: - педагог-психолог – 1 человек, - социальный педагог – 1 человек. Уровень квалификации: первая категория- 5 человек, вторая категория – 7 человека Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о наличии определённого творческого потенциала, профессиональной компетенции и готовности учителей работать в инновационном режиме. Все педагоги проучились на курсах Цели и задачи образовательной политики образовательного учреждения. Целевые ориентации по личности ребенка, заложенные в образовательной программе, следующие: Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис. Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении. Создать положительную Я - концепцию, снять «синдром неудачника». Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка. Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой. Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности. Педагогический коллектив школы учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью развития. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в классах VII вида. Основными условиями развития учащихся считаем: учет возрастных особенностей; развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей; создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников. В основной образовательной программе отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Данная образовательная программа содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию. Деятельность психологической службы в школе ориентирована на: обучающихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики. Таким образом, психологическая служба обеспечивает: развитие системы психологической поддержки, психодиагностики и психокоррекции учащихся; обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся. Психологическая служба образовательного учреждения, совместно с классными руководителями, ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в школьном коллективе (особенно важным является для детей, не посещавших дошкольные учреждения), дальнейшее физическое и эмоциональное развитие. Основными направлениями образовательной деятельности являются: охрана и поддержание здоровья детей; формирование основ здорового образа жизни обучающихся; обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся; адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому; подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях производства; обновление содержания образования; повышение специальной компетентности учащихся. Годовой календарный учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Красномаякская общеобразовательная школа» и организация учебно-воспитательного процесса. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Красномаякская средняя общеобразовательная школа» » работает в режиме пятидневной рабочей недели в 1-4 классе и в режиме шестидневной рабочей недели в 5-9 классах. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 учебных недели, в 2-9 классах – 35 учебных недель с учетом государственной итоговой и переводной аттестации. Организация учебного процесса образовательного учреждения осуществляется в одну смену. Учебные занятия в общеобразовательном учреждении в первую смену начинаются в 8 часов 30 минут. Продолжительность уроков в 1- 2 четверти 1 класса - 35 минут, во 3-4 четверти - 45минут, во 2- 4 классах – 45 минут, в 5-9 классах – 45 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут. В 1 классе между 1-2 уроком организуется динамическая пауза 40 минут, в 2-4 классах между 3и 4 уроком – 20 минут. Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком, согласованным с Министерством образования Оренбургской области и приказами районного управления образования Соль - Илецкого района. Установлено следующее распределение учебных недель по четвертям в 2013-2014 учебном году: 1 четверть - 9 учебных недель - с 2 сентября по 31 октября 2013; 2 четверть - 7 учебных недель - с 11 ноября по 28 декабря 2013; 3 четверть - 9 учебных недель- с 10 января по 20 марта 2014; 4 четверть - 9 учебных недель – с 1 апреля по 31 мая 2014 . Срок проведения государственной итоговой переводной аттестации по окончанию учебного года устанавливается директором школы по согласованию с районным управлением образования. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней Дополнительные каникулы для обучающихся 1 класса проводятся в феврале – 7 дней: осенние каникулы: с 01.11.2013 по 10.11.2013(10 дней) зимние каникулы: с 29.12.2013 по 09.01.2014 (12 дней) весенние каникулы: с 21.03.2014 по 30. 03.2014( 10 дней) Домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения. Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, факультативах во второй половине дня составляет 45 минут. В это время организуется отдых учащихся. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсии, ролевые игры. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д. Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для учащихся с особыми образовательными потребностями. Контингент обучающихся VII вид формируется, в основном, из числа учащихся микрорайона МОБУ «Красномаякская СОШ»» (п.Елшанка, п. Малопрудное, п. Маякское) которым медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение в специальных коррекционных классах VII вида. Учебный план МОБУ «Красномаякская СОШ» коррекционных классов, занимающихся по программе VII вида. Пояснительная записка Учебный план составлен с целью реализации в образовательном учреждении начального, основного (общего) образования для детей с замедленным психическим развитием по программам специальных (коррекционных) классов и разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования лиц с особыми нуждами на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, Учебный план МОБУ «Красномаякская средняя общеобразовательная школа» разработан на 2013-2014 учебный год и предусматривает 9-лстний срок обучения с 5-ти дневной учебной неделей в 1-4 классах и 6-дневной учебной неделей в 5-9 классах. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям образовательного учреждения в 1-х классах применяется ступенчатый метод наращивания нагрузки: в сентябре, октябре –3 урока по 35 минут, со 2 четверти – 4 урока по 35 минут (правила Сан ПиН ст. 10), в 3-4 четверти – 45 минут. Все образовательные области соответствуют базисному плану и распределены полностью. Трудовое обучение в 1 – 4 классах дает возможность овладения элементарными приемами труда, в 5-9 классах проводится на базе школьных мастерских и рассматривается как пропедевтическое для профессиональной подготовки В соответствии с нормативными требованиями для занятий по трудовому обучению обучающиеся делятся на две подгруппы (мальчики и девочки). Количество часов не превышает предельно допустимой максимальной нагрузки обучающихся. Исключения предметов из базисного учебного плана нет. Региональный и федеральный компонент реализуется полностью. В учебном плане учтены интересы и права обучающихся и возможности педагогического коллектива. На занятиях осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни. Все предметы представлены полностью. Распределение часов по трудовому обучению полностью соответствует базисному плану. Задача образовательного учреждения при обучении обучающихся специальных (коррекционных) 1-9 классов VII вида по традиционным для всех общеобразовательных школ предметам заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе. Математика, русский язык, природоведение, история, география, биология, обществознание – основные предметы образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности. В тематическом планировании по этим предметам указывается наличие оборудования по данной теме, предусматривается работа со словарем, различные формы практической деятельности обучающегося и предусматривается объем теоретических знаний и практических умений во всем уровням обучения. Предназначение учебных предметов данного блока – способствовать развитию всех высших психических функций, расширению кругозора, формированию социального опыта. Психофизические особенности обучающихся в образовательном учреждении учитываются при уровневой дифференциации учебного материала. Во всех реализуемых учебных программах, тематических планах прописаны минимальные требования к базовому (2), минимально необходимому (3), индивидуальному (4) уровням элементарного усвоения общеобразовательных дисциплин. Принцип дифференциации обучения, необходимый в работе с обучающимися специальных (коррекционных) классов VII вида, осуществляется на практике благодаря данному подходу к организации образовательной деятельности. На основе диагностики усвоения программного материала по предмету учителю дается возможность дифференцированно подходить к оценке фактических знаний, умений и навыков. Данный принцип соблюдается и при осуществлении контроля за соответствием уровня знаний требованиям нормативно-правовых актов (при проведении контрольных работ, проверки знаний обучающихся). Второй блок общеобразовательных дисциплин: трудовое обучение (1-3 классы); допрофессионально - трудовое (4-5 классы), профессионально-трудовое обучение (6-9 классы). Музыка и пение; изобразительное искусство; физическая культура – способствует коррекции двигательно-моторной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы. Они способствуют развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, физической работоспособности, привычек, направленных на здоровый образ жизни. Динамика результативности данных предметов более очевидна в практическом плане. Программы по изобразительной деятельности внедряются с применением нетрадиционных методик, что способствует, в первую очередь, развитию творческого воображения обучающихся. Программный материал по музыке и пению, дается через реализацию комплексных методик по данным дисциплинам. В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов освоение основного общего образования заканчивается государственной (итоговой) аттестацией по трудовому обучению, результаты которой являются одним из показателей успешности образовательной деятельности учреждения Материально-технические возможности школы позволили создать и оборудовать кабинет технологии, мастерскую для мальчиков. Коррекция специфических нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков, осуществляется также и на занятиях по специальным коррекционным предметам. Федеральный компонент коррекционного блока представлен учебными предметами интегративного характера: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1-4 классах и социально-бытовая ориентировка в 5-9 классах. Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при обучении русскому языку, чтению, биологии, истории, географии и другим предметам. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентировки. В учреждении продумана система собственно коррекционных занятий. Опытным путем школа определила их направление, роль и место в общем образовательном процессе. Сложившаяся система коррекционных занятий позволяет сделать вывод о результативности и перспективности ее применения в нашем учреждении, так как за последние три года наблюдается повышение уровня и качества успеваемости. |
Закон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон... Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз) | Закон Российской Федерации «Об образовании» Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой... Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями) | Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | ||
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | Пояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе... Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз) | ||
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз) | Закон Россий ской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |