Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология»





Скачать 144.96 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология»
Дата публикации14.04.2015
Размер144.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова./

__________ _____________ 200__г.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

(курс по выбору)

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности «Филология» 031001.65

заочной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы ____________________________Борко Т.И.

«______»___________2008__г.

Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол № 4 от 17.12.08.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/В.Н.Сушкова/

«__17__»____12____ 2008__ г.

Рассмотрено на заседании УМК филологического фвкультета 26.01.09, протокол № 5.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Т.Н.Рацен/

«__26__»______01___2009__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А.Федорова/

«______»_____________200__ г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра зарубежной литературы

Борко Т.И.


ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

(курс по выбору)

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности «Филология» 031001.65,

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2009


Борко Татьяна Иосифовна. История русской культуры. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031001.65 «Филология» , заочной формы обучения. Тюмень, 2009, 12 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины «История русской культуры» опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы, д.ф.н., профессор Сушкова В.Н.



© Тюменский государственный университет, 2009.

© Борко Т.И., 2009.
1. Пояснительная записка.

1.1.Целью преподавания дисциплины является обучение студентов анализу художественного произведения истории русского искусства.

Задачи:

- ознакомить с выразительными средствами различных произведений изобразительного искусства;

- ознакомить с характерными признаками стилей русского искусства, с периода древности до классического искусства 19 века;

- рассмотреть приемы анализа выразительных средств и языка произведений русского искусства.


1.2. Дисциплина «История русской культуры» является дисциплиной цикла Б 1. (гуманитарный, социальный и экономический, вариативная часть) учебного плана направления 021700 «Филология» профиля подготовки «отечественная филология», курс по выбору. Темы занятий посвящены истории русского искусства и включают материалы по искусству современной России, рассматриваемой в контексте всеобщей истории культуры. Изучение дисциплины способствует усвоению знаний других предметов гуманитарного, социального цикла, таких как философия, история. Кроме того, перекликаются со специальными дисциплинами цикла «История литературы», способствуя пониманию мировоззрения и мировосприятия культуры.

Необходимыми для изучения дисциплины являются знания по периодизации культурно-исторических эпох, знакомство с некоторыми произведениями архитектуры и искусства, принадлежащими известным авторам своего времени. В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями основных характеристик художественных стилей, знать авторство значительных произведения эпохи древности, средневековья, нового времени. Освоение знаний по «Истории русской культуры» необходимо для изучения следующих теоретических дисциплин: «История литературы», «история России» базовой части профессионального цикла.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:__историю развития стилей художественной культуры

    Уметь:__анализировать специфические средства языка архитектуры, живописи, скульптуры, графики

    Владеть: навыками анализа художественных произведений



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.



    Семестр ________2_________. Форма промежуточной аттестации __зачет__. Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов.

    .






Виды учебных работ

Количество часов




Заочное обучение




1.

Лекции

8

2.

Самостоятельная работа

82




Всего

90




  1. Тематический план. Содержание дисциплины.



Лекция 1. Русь и Византия


Религиозное мировоззрение и становление новых форм искусства: иконографические сюжеты в живописи, культовая архитектура ранних христиан. Возникновение иконописи: стилистика и техника изображений. Центрический тип храма в восточном христианстве. Искусство мозаики. Черты романского и восточно-христианского стиля в зодчестве и живописи. Влияние литературы на формирование образа Константинополя и Киева как центров средневековой культуры. Оформление литературных жанров средневековья.

Лекция 2. Культура Древней Руси


Восточно-славянское и византийское наследие в культуре Древней Руси. Становление национальной традиции в древнерусском искусстве: иконопись и архитектура Новгорода. Архитектура и живопись Московского княжества. Ансамбль Московского Кремля. Новые конструкции в архитектуре храмов XVI-XVII веков. Архитектура городов Золотого кольца России. Завершающий этап в искусстве Древней Руси. Обмирщение культуры.

Лекция 3. Культура России 17-18 веков


Россия в контексте западноевропейской культуры. Создание российской академии художеств. Строительство новой столицы: общий план, застройка центра и островов. Барокко и классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга. Дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе, Петергофе. Классицистические постройки Москвы. Развитие портретного жанра в живописи (детский, женский портрет). Исторический, бытовой жанр, пейзаж в живописи и гравюре.

Лекция 4. Культура России 19 века.

Романтизм во русской живописи (эстетическая программа, художественные приемы). Религиозный романтизм: распространение стиля в России (А. Иванов). Пейзаж в творчестве романтиков. Критический реализм. Товарищество передвижных выставок и русский реализм. Жанры в творчестве реалистов, новая трактовка. Творческий метод и художественные задачи русских импрессионистов.


  1. Темы самостоятельных работ



  1. Тема: Русь и Византия (10ч.)


- схема и планировка центрического храма;

- иконографические приемы в живописи.

2. Тема: Кульутра Древней Руси (30 ч.)

- культура Киевской Руси (6 ч);

-Владимиро-Суздальская Русь (8 ч.);

-Новгород и Псков (8 ч.);

-Московское княжество (8 ч).

  1. Тема: Культура России 17-18 веков (15 ч.);

- реформы петровского времени (2 ч.);

- открытие Академии (2 ч.);

-становление жанров (2 ч.);

- появление стилей барокко и классицизм (2 ч.);

-русская скульптура (2 ч);

-развитие духовной и светской музыки (2 ч.).

4. Тема: Культура России 19века (27 ч.):

- романтизм в России (архитектура, музыка, живопись) (3 ч);

-история Товарищества (3 ч.)

- реализм в пейзажном жанре (4 ч.);

-бытовой жанр в искусстве передвижников (3 ч);

-исторический жанр в искусстве русских художников (2 ч.);

-развитие музыки в искусстве России второй половины века (5 ч.)

-архитектура России 19 века (2 ч.)

-новые художественные течения конца столетия (3 ч.).
Темы для рефератов:

Тема: Культура России XVIII века

1. Садово-парковые ансамбли России эпохи барокко

  • Царскосельский ансамбль Б. астрелли РРастрелли;

  • влияние классицизма на строительство загородных дворцов в творчестве Ч. Камерона, И. Старова (Павловский дворец под Петербургом, Таврический дворец);

  • эклектизм в подмосковной усадьбе Царицыно (В. Баженов, М. Казаков).

2. Новые жанры в живописи России XVIII века

  • портрет в эпоху Петра Великого (И. Никитин, А. Матвеев);

  • женский портрет второй половины XVIII века (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский);

  • исторический жанр в творчестве А. Лосенко, Г. Угрюмова;

- от ведуты к лирическому пейзажу (Ф. Алексеев, А. Зубов, С. Щедрин).

Тема: Художественная культура XIX века


1. Классическая музыка XIX века (4 ч.)

  • русская национальная школа музыки (открытие консерватории в Петербурге и Москве);

  • творческая программа композиторов «Могучей кучки»;

2. Движение импрессионизма в России

3. Художественные группировки России рубежа XIX –XX веков

  • символизм в живописи объединения «Голубая роза»;

  • художники «Мира искусств» и стиль модерн;

  • авангардные эксперименты группы «Бубновый валет».

4. Дягилевские сезоны в Париже

  • новаторская хореография балетов М. Фокина, В. Нижинского;

  • новые принципы сценографии (Н. Рерих, А. Бенуа, Л. Бакст);

  • новые исполнительские задачи (А. Павлова, В. Нижинский. Т. Карсавина, И. Рубинштейн).




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Вопросы к зачету:

  1. Восточно-христианская храмовая архитектура (архитектура Равенны, храм святой Софии в Константинополе).

  2. Стиль древнерусской иконописи (основные памятники, датировка, тема, характерные признаки).

  3. Эволюция стиля древнерусской живописи (от киевских изображений к новгородским ).

  4. Скульптурные изображения эпохи Древней Руси (тема, основные черты, техника изготовления).

  5. Виды искусств (классификация, появление различных видов).

  6. Жанры изобразительного искусства.

  7. Архитектура Московской Руси (строительство укрепленных городов, соборы, типы гробниц).

  8. Города новгородского княжества.

  9. Живопись Феофана Грека.

  10. Живопись Андрея Рублева.

  11. Живопись Дионисия.

  12. Развитие храмовой архитектуры в Московской Руси (типы культовых построек, памятники).

  13. Культовые центры Древней Руси (принципы ансамблевого строительства; типы построек, предназначение).

  14. Архитектурный ансамбль Московского Кремля (основные сооружения, классический тип храма, уникальность).

  15. Эволюция скульптуры в Древней Руси.

  16. Скульптурное убранство Дмитриевского собора.

  17. Театр в Древней Руси. (возникновение и развитие драматических представлений, скоморошество).

  18. Живопись и керамика Древней Руси.

  19. Градостроительные принципы русских поселений.

  20. Новые инженерные конструкции римлян (арка, применение, техническое усовершенствование, возможности).

  21. Скульптура и живопись эпохи Петра (тематические особенности росписей, изображение людей и мифологических персонажей).

  22. Строительство Петербурга (типы и предназначение построек).

  23. Зрелища России эпохи Веселой Елизавет (виды представлений, формы зрелищных празднеств и увеселений).

  24. Развитие скульптурного портрета в 18 веке.

  25. Нарышкинский стиль в архитектуре (становление и развитие).

  26. Развитие театральных и литературных жанров в эпоху Просвещения.

  27. Языческие корни искусства Древней Руси.

  28. Византийское наследие и самобытные черты в искусстве Киевской Руси.

  29. Становление национальных традиций в архитектуре Новгорода.

  30. Становление национальной традиции в иконописи и фресковой живописи Новгорода.

  31. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева (образы святых, манера).

  32. Завершающий этап в развитии иконописи. Творчество Симона Ушакова.

  33. Архитектура Московского Кремля.

  34. Архитектура Москвы XVI-XVII в. (шатровое зодчество, «пирамидальный» тип храма, «нарышкинское барокко»).

  35. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

  36. Музыкальная культура России эпохи Просвещения.

  37. Научные изыскания и художественные принципы искусства классицизма.

  38. Библейские сюжеты в живописи и гравюре выпускников Академии Художеств.

  39. Портретный жанр в искусстве 19 столетия.

  40. Барокко в архитектуре Петербурга и Москвы.

  41. Принципы классицизма в архитектуре М.Казакова.

  42. Классицистический канон в живописи (цвет, композиция, трактовка фигур, свет).

  43. Садово-парковое искусство России: французский и английский типы парков.

  44. Развитие балетного театра в 18 веке. Французские балетмейстеры в России.

  45. Бытовые мотивы в библейских и мифологических картинах художников Академии.

  46. Реализм в творчестве И.Репина.

  47. Реализм в творчестве П.Федотова.

  48. Развитие жанров (бытовой, исторический, пейзаж, натюрморт) в России XVII- XVIII веков.

  49. Архитектура Петербурга первой половины XVIII века (строительство новой столицы, творчество Д. Трезини, поиски стиля).

  50. Барокко в архитектуре России XVIII века (влияние европейского стиля и национальные традиции).

  51. Барокко и классицизм в живописи России XVIII века.

  52. Развитие жанров в искусстве России XVIII века (детский и женский портрет, исторический и бытовой жанр).

  53. Классицизм и ампир в архитектуре Петербурга и Москвы XVIII века.

  54. Романтизм в русской живописи (художественная программа, выбор сюжетов, живописные задачи).

  55. Развитие пейзажного жанра в живописи XIX века (от романтизма к реализму, создание национального пейзажа).

  56. Эстетическая программа А. Иванова.

  57. Реализм во французской живописи XIX века (авторы, темы, художественные задачи).

  58. Русский реализм (Передвижники. История группы, художественные приемы).



Темы для диспута, собеседования, дискуссии:


  1. Виды искусств (классификация, появление различных видов в древнерусском искусстве).

  2. Жанры изобразительного искусства. Сюжет в определении жанра.

  3. Литература и миф в живописи классицистов.

  4. Памятники русской архитектуры под патронажем ЮНЕСКО.

  5. Наследие классики. Градостроительные принципы петровской эпохи. Роль в истории.

  6. Особенности трактовки человека в русском скульптурном портрете 18-19 веков.

  7. Психологическое значение скоморошеских празднеств в средневековом обществе.

  8. Языческие корни искусства Древней Руси.

  9. Архитектура Петербурга первой половины XVIII века (строительство новой столицы, творчество Д. Трезини, поиски стиля).

  10. Реализм в русской и французской живописи XIX века (авторы, темы, художественные задачи, сравнение метода).

  11. Система жанров в творчестве передвижников.

  12. Творческий метод импрессионистов (представители, живописные задачи, техника, художественные приемы).



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.


Основная литература:

  1. История русской культуры IX-XX в./ под ред. Л.В.Кошлан, М.: Дрофа, 2004 – 672 с..

  2. Владишевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. – 472 с.

Дополнительная литература:

  1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 тт. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

  2. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве XVIII века. СПб.: Книжный мир, 2001.

  3. Грабарь И.Э. История русского искусства. М.: Адепт-ИДДК ГРУПП, 2004.

11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы

  1. http://www.museum-online.ru/ (история стилей искусства, творчество знаменитых зарубежных и русских художников).

  2. http://nearyou.ru (собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства в знаменитых музеях мира).

  3. http://www.russiancity.ru (архитектура древнерусских городов, кремли и монастыри).

  4. http://mirasky.h1.ru/ (памятники архитектуры и искусства восточно-христианского и мусульманского мира).

  5. http://sobory.ru/ (архитектура православных соборов).

  6. http://www.arhitekto.ru/ (история архитектуры, стили в архитектуре, памятники мировой и русской архитектуры).



  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).




  • Центр информационных технологий ТюмГУ;

  • Информационно-библиотечный центр ТюмГУ;

  • Мультимедийные кабинеты ТюмГУ;

  • Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;

  • Аудиторный фонд ТюмГУ;, в том числе кабинеты, оборудованные компьютерами с соответствующим программным обеспечением:;

  • Компьютерные классы с выходом в Интернет;

  • Групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения самостоятельной работы в режиме on-line;

  • Сайт кафедры зарубежной литературы;

  • Фонд кафедры зарубежной литературы;

  • Фонд кабинета русского языка и литературы.

  • Видеофильмы по всем основным темам курсов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 «Филология»
Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 «Филология» очной формы обучения; специальности 031001. 65 «Филология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Лагунова О. К. Литературное краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconЛитература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая...
«Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс «Иностранный язык» Специальность: 031001....
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Рацен Т. Н. Культура речи в аспекте рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700. 68 Филология....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconРабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса...
А. П. Теория и методика преподавания рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700....
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconТюменский государственный университет
Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031000. 65 Филология,...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Филология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном...
Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск