Кафедра русского языка





Скачать 399.86 Kb.
НазваниеКафедра русского языка
страница1/3
Дата публикации03.05.2015
Размер399.86 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Литература > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Рабочая программа учебной дисциплины

Актуальные проблемы современной лингвистики
Основная образовательная программа

035700.62 Лингвистика


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
ББК 81.2 Рус
Рабочая программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для направления подготовки 035700.62 Лингвистика.

Составитель: Коновалова Ю.О., канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка.
Утверждена на заседании кафедры русского языка от 17.01.2011 г., протокол № 7, редакция 2014 г. (протокол № 12 от 08.05.2014)

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института иностранных языков, протокол № 3 от 30.05.2011, редакция 2014 г. (протокол № 5 от 28.05.2014)

© Издательство ВГУЭС

2014
ВВЕДЕНИЕ

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики» предусмотрено вариативной частью «Профессионального» цикла ООП.

Изучение данной дисциплины является одним из наиболее важных этапов в процессе профессиональной подготовки бакалавров-лингвистов. Актуальность дисциплины обусловлена тем, что данный курс непосредственно готовит выпускников к ведению профессиональной деятельности. Изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики» способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, поскольку знакомит с существующими направлениями и школами внутри современной науки о языке.

Особенностью изучения дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики» тот факт, что оно строится на междисциплинарной интегративной основе.

Совершенствование знаний, умений, владений в области современной лингвистики направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов. Дисциплина также формирует научное мышление и повышает социолингвистическую компетенцию студентов, которая проявляется в осознании связи между языком и его носителем и в овладении всеми необходимыми нормами полноценной коммуникации на иностранном языке.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины является знакомство с основными положениями и понятиями различных научных направлений современной науки о языке.

Задачи дисциплины:

  1. Научиться работать с научной лингвистической литературой (формировать и развивать навыки чтения, конспектирования и реферирования).

  2. Познакомиться с основными лингвистическими терминами и понятиями.

  3. Узнать цели, задачи и методы исследований следующих отраслей лингвистики и научных концепций: функциональной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, антропологической лингвистики, гендерной лингвистики, нейролингвистики, этнопсихолингвистики, социальной психолингвистики, лингвистической прагматики, теории речевой деятельности, теории речевых актов, онтолингвистики.

  4. Познакомиться с экспериментальными и теоретическими методами исследования современной лингвистики.

  5. Научиться использовать экспериментальные и теоретические методы современной лингвистики для сбора и анализа материала научных исследований.

Изучение дисциплины призвано также обеспечить:

  • повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;

  • развитие когнитивных и исследовательских умений;

  • повышение информационной культуры;

  • расширение научного кругозора и повышение общего культурного уровня студентов.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Актуальные проблемы современной лингвистики» входит в вариативную часть «Профессионального» цикла.

Требования к входным знаниям: студент должен иметь сформированные теоретические знания и практические владения в объеме, предусмотренном изученными ранее дисциплинами «Общий научный стиль речи», «Общее языкознание», «Практический курс русского языка», а именно:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) сформированность понятий о нормах русского языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) и умение применять знания в устной и письменной коммуникации;

4) владение знаниями основных терминов и понятий различных разделов языкознания;

5) сформированность системы лингвистических знаний, включающих в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования иностранного языка, его функциональных разновидностей;

6) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

7) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Таблица 1. Формируемые компетенции

ООП

Вид компетен-ций

Компетенции

035700.62 Лингвистика

Профессиональные

ПК-23 владеет основными математико-статистическими методами обработки лингвистической информации с учетом элементов программирования и автоматической обработки лингвистических корпусов

ПК-38 умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности

ПК-40 умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту

ПК-41 владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования

ПК-42 обладает способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования


Таблица 2. Формируемые знания, умения, владения


ООП

Коды компе-тенций

Знания, Умения, Владения

035700.62 Лингвистика

ПК-23

Умения:

использовать статистические методы для решения лингвистических задач

ПК-38

Умения:

решать поставленные задачи в аспекте различных взаимосвязанных и взаимообусловленных наук, формирующих общее научное мировоззрение будущего профессионала;

Владения:

методами и способами анализа, реферирования, конспектирования, компрессии научной информации, актуальной для профессиональной деятельности

ПК-40

Умения:

выдвигать и обосновывать гипотезы, подбирать и развивать аргументы в пользу сформулированной идеи

Владения:

навыками аргументированного изложения своей точки зрения, навыками ведения спора, дискуссии, полемики

ПК-41

Знания:

способы поиска, анализа, обработки материала

Умения:

находить, анализировать, обрабатывать и классифицировать информацию

Владения:

стандартными методиками поиска информации и материала для исследования




ПК-42

Знания:

способы логичного и последовательного изложения результатов исследования в соответствии с нормами научного стиля речи

Умения:

критически анализировать и оценивать результаты научных исследований; последовательно и ясно излагать результаты собственных научных исследований

Владения:

методиками сравнения, сопоставления и оценки научных исследований




    1. Основные виды занятий и особенности их проведения1


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Из них 68 часов аудиторной работы, 40 часов самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 75 %. Промежуточная аттестация по курсу – зачет.

ООП

Форма обучения

Часы

Вид занятия

Трудоемкость (З.Е.)

035700.62 Лингвистика

ОФО

108

Лекционные и лабораторные занятия

3


Основной вид занятий для студентов очной формы обучения – лекционные и лабораторные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий. На лекционных занятиях студенты знакомятся с теоретическим материалом дисциплины (основные тенденции развития лингвистики; цели, задачи, объект исследований различных отраслей языкознания, в том числе социолингвистики, психолингвистики, гендерной лингвистики, коллоквиалистики, онтолингвистики, этнолингвистики). Все лекции читаются с использованием презентаций в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием.

На лабораторных занятиях студенты учатся применять полученные теоретические знания на практике, осваивают экспериментальные лингвистические методы исследования, выполняют индивидуальные и групповые задания, работают в парах и группах. В процессе выполнения лабораторных работ студенты учатся читать и понимать научную лингвистическую литературу, конспектируют и реферируют научные статьи. Особое внимание уделяется развитию способностей ставить и решать элементарные научные задачи, с помощью данных, полученных экспериментальным путем, подтверждать или опровергать выдвинутые гипотезы. Студенты учатся работать с информантами-носителями различных языков, имеющими различные социальные характеристики.

Темы лабораторных занятий связаны с темами лекций, но не повторяют их полностью. На лабораторные занятия выносятся наиболее важные или наиболее интересные с научной точки зрения вопросы, освещенные на лекциях.

Освоение курса предполагает посещение лекционных и лабораторных занятий, самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, как с применением компьютерных программ, так и без их применения, выполнение контрольных, тестовых и лабораторных (общих и индивидуальных) заданий, самостоятельную работу с отдельными темами, посещение консультаций.

На каждом лабораторном занятии студенты учатся рассказывать о своем научном исследовании, озвучивать проблемы, формулировать результаты и выводы, что является подготовкой к выполнению научно-исследовательской работы и выпускной квалификационной работы бакалавра.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

На лекционных занятиях ведется контроль посещаемости с помощью электронной системы считывания студенческих бейджей, принятой в университете, а также с помощью контрольных тестов, позволяющих провести проверку качества усвоения теоретического материала каждой лекции. На лабораторных занятиях ведётся текущий поурочный контроль в форме групповых и индивидуальных заданий, дискуссий по основным моментам изучаемой темы, осуществляется проверка домашнего задания, в том числе с использованием тестовых заданий.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

Итоговой формой контроля является зачет. Зачетная оценка складывается из результатов выполнения всех обязательных видов работ (обозначенных для каждой темы) и итогового контрольного компьютерного тестирования (СИТО).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Лингвистика на рубеже веков.

Актуальные проблемы современной лингвистики: цели, задачи, содержание курса. Научные направления и школы. Структурная и прикладная лингвистика. Научные парадигмы. Антропоцентризм. Функционализм. – 2 часа (традиционная лекция – 2 часа).
Тема 2. Функционализм в лингвистике.

Функция языка. Функция речи. Функциональный подход к изучению языковых явлений. Р.О.Якобсон о функциях языка. Доминирующая языковая функция в высказывании. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; активная лекция – 1 час).
Тема 3. Социолингвистика как наука.

Истоки социолингвистики. Цели, задачи, методы социолингвистики. Основные понятия социолингвистики. Методы сбора материала. Социолингвистический эксперимент. Анкетирование. Респонденты и информанты. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; лекция-дискуссия – 1 час).
Тема 4. Социальная дифференциация языка.

Структура общества. Социальные групп. Социальные факторы и их влияние на функционирование языка. Социальный статус, социальная роль. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; активная лекция – 1 час).
Тема 5. Основы гендерной лингвистики.

Истоки гендерной лингвистики. Гендерная асимметрия в языке. Андроцентричность языка. Фактор «пол». «Мужская» и «женская» речь. Различие «мужской» и «женской» речи на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; лекция-эксперимент – 1 час).
Тема 6. Основы психолингвистики.

Истоки, предмет, объект, методы психолингвистики. Направления психолингвистики. – 2 часа (традиционная лекция – 2 часа).
Тема 7. Уровни языка в свете психолингвистики.

Уровни языка и психолингвистика. Фонетический уровень. Фонетическое значение. Синестезия. Лексический уровень. Слово в сознании человека. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; лекция – пресс-конференция – 1 час).
Тема 8. Грамматика в свете психолингвистики.

Словообразовательный уровень. Окказионализмы. Словотворчество. Морфологический уровень. Квазислова. Синтаксический уровень. Квазитекст. Дискурс. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; эксперимент по развитию латерального мышления – 1 час).
Тема 9. Нейролингвистика.

Истоки, предпосылки нейролингвистики. Функциональная асимметрия мозга. Мозг и речь. Структура языка и строение мозга. Речь и функциональные нарушения мозга. Афазии. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; лекция с намеренными ошибками – 1 час).
Тема 10. Лингвистическая прагматика.

Основные понятия. Пресуппозиция. Принцип Кооперации Г.П.Грайса. Принцип Вежливости Дж.Лича. Прагматический контекст. Апперцепционная база. Импликатура. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; активная лекция – 1 час).
Тема 11. Теория речевых актов.

Язык и речь. Теория речевой деятельности. Теория речевых актов. Классификация речевых актов Дж.Остина, Дж.Р.Серля. Локутивные, иллокутивные, перлокутивные речевые акты. Иллокутивная сила высказывания. Дискурс. Намерение говорящего. Интерпретация высказывания. – 2 часа (традиционная лекция – 1 час; лекция-дискуссия – 1 час).
Тема 12. Проблемы этнопсихолингвистики.

Социальная психолингвистика. Этнопсихолингвистика. Речевое поведение. Языковая личность и культура. Влияние языка на мышление. Овладение иностранным языком как психолингвистическая проблема. Ассоциативный эксперимент. – 2 часа (активная лекция – 2 часа).
Тема 13. Психолингвистика межличностного общения.

Статусно-ролевая структура общения. Трансакционный анализ. Конфликтология. Стратегии речевого поведения. – 2 часа (лекция-дискуссия – 2 часа).
Тема 14. Психолингвистика межличностного общения (типы языковых личностей).

Типы языковых личностей по способности к кооперации. Состав языковой личности. Тактики речевого поведения в ситуации бытовой ссоры. – 2 часа.
Тема 15. Основы эмотиологии.

Эмотиология как раздел лингвистики. Эмоции и чувства. Особенности проявления эмоций в различных лингвокультурах.– 2 часа (лекция с намеренными ошибками).
Тема 16. Лингвистическая политология.

Лингвополитология как наука. Понятия: речь, коммуникация, дискурс. Политический дискурс как особый объект лингвистического изучения. – 2 часа (лекция – пресс-конференция – 2 часа).
Итого традиционные методы обучения – 17 часов.

Активные и интерактивные методы обучения – 17 часов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра русского языка iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
Кафедра русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Кафедра русского языка iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
Кафедра русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Кафедра русского языка iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Кафедра русского языка iconОтдел научной работы центра экологии русского языка
Пгпу им. В. Г. Белинского Центр экологии русского языка провел 1-ю Всероссийскую научную конференцию «Экология русского языка»
Кафедра русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...
Кафедра русского языка iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Кафедра русского языка iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Кафедра русского языка iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Кафедра русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Кафедра русского языка iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Кафедра русского языка iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Кафедра русского языка iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Кафедра русского языка iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Кафедра русского языка icon1. Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск