Скачать 437.7 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»
Рабочая учебная программа по дисциплине РУССКИЙ ЯЗЫК Направление: Педагогическое образование Профиль: Начальное образование Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Заочная форма обучения Москва 2014 АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ОД.3.1 «РУССКИЙ ЯЗЫК» для направления подготовки бакалавров 050100.62 Педагогическое образование Профиль: Начальное образование Учебная дисциплина «РУССКИЙ ЯЗЫК» входит в базовую часть и является обязательной дисциплиной по выбору профессионального цикла ООП Б3.В.ОД.3.1. по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование». Современные требования к профессиональной подготовке специалистов ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности. Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно: вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель); формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель); воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели). Достижение названных целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога. Русский язык – это наука об эффективном, результативном общении, знании нормативности языка. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. В русском языке как области гуманитарного знания разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения – обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов. Русский язык становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности. Русский язык обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения норм русского языка, продемонстрировать специфику применения правил русского языка в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью. Преподавание дисциплины предусматривает формы организации учебного процесса: практические занятия и самостоятельную работу студента. Все практические занятия включают в себя элементы интерактивных образовательных технологий: мультимедийное сопровождение, языковые тренинги. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного и письменного опроса (тестирование), итоговый контроль в форме экзамена. СОДЕРЖАНИЕ 1. Основная часть рабочей программы………………………………………………………5 1.1 Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………….5 1.2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………………………5 1.3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины………………………6 2. Содержание и структура дисциплины…………………………………………………….7 3. Образовательные технологии……………………………………………………………..12 4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации……………………………………………………………………………………...12 4.1 Фонд оценочных средств дисциплины………………………………………………..12 4.2 Требования к зачету…………………………………………………………………….14 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………19 5.1 Основная литература…………………………………………………………………….19 5.2 Дополнительная литература…………………………………………………………….19
5.6 Программное обеспечение……………………………………………………………...21 6. Материально – техническое обеспечение дисциплины…………………………………...22 Приложение «Фонд оценочных средств»………………………………………………….23 1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Владение нормами литературного языка, знание правил речевого этикета, умение выбрать соответственно ситуации и целям общения функциональный стиль и жанр, способность точно, логично, ясно и выразительно формулировать собственный замысел – требования, которые современное общество предъявляет к специалистам любой области, в том числе и к педагогам. Данные характеристики свидетельствуют о высокой речевой культуре, которая позволяет судить об общей и профессиональной эрудиции специалиста, его коммуникативной компетенции, что является залогом его успешной социализации. Актуальность и значимость курса «Русский язык и культура речи» обусловлены его направленностью на развитие речемыслительной компетенции студента. Курс соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Цели освоения дисциплины «Русский язык»: – Овладение навыками целесообразного использования средств современного русского языка, ориентируясь на их стилистические возможности. - Формирование устойчивой языковой и речевой компетенции в разных областях и ситуациях использования литературного языка. Задачи: - Формирование представления о современном русском языке как универсальном средстве общения, обеспечивающем коммуникативные потребности индивидов, социальных групп и слоев российского общества в широчайшем спектре коммуникативных ситуаций. - Выработка теоретических представлений, позволяющих разграничивать такие области явлений, как русский литературный язык и русский общенародный язык. - Выработка практических умений разграничивать конкретные факты языка и речевого поведения, относящиеся к двум названным областям. - Выработка понимания коммуникативных последствий, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности говорящим литературного языка либо явлений, находящихся за его пределами. - Развитие устной и письменной речи в соответствии с задачами общепрофессиональных и специальных дисциплин, с требованиями к профессиональной подготовке специалиста. 1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Русский язык» относится к базовой части цикла дисциплин по выбору гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и культуре речи. Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины необходимы для изучения следующих дисциплин: «История», «Философия», «Психология», «Введение в литературоведение и анализ текста», «Практикум по русскому языку», «Деловое общение». 1.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Бакалавр по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование по результатам изучения учебной дисциплины «Русский язык» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - быть способным использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); - быть готовым применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) После изучения данной дисциплины бакалавры приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы. Глубокое изучение функциональных стилей (особенно научного и официально-делового) являются необходимым условием для дальнейшего изучения ряда дисциплин (включая дисциплины профессионального цикла). В результате освоения дисциплины бакалавр должен: Знать: - систему понятий, используемых в данной профессиональной области, систему норм современного литературного языка, основные проблемные зоны, возникающие при использовании русского языка его носителями (ОК-1; ОК- 4). Уметь: - пользоваться данным понятийным аппаратом при анализе языкового материала и речевого поведения носителей языка, узнавать языковые и речевые ошибки и недочеты разного рода, исправлять их, повышать свой уровень языковой и речевой компетенции (ОК-2). Владеть: - нормами современного литературного языка – произносительными, лексическими, грамматическими стилистическими и реализовывать их в своей речевой деятельности (ПК-5). 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 1.
Таблица 2. Распределение трудоемкости в часах в осеннем семестре. (Очная форма обучения).
Таблица 3. Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины в осеннем семестре.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению бакалавриат реализация успешного освоения дисциплины «Русский язык» предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (мультимедийное сопровождение, языковые тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой. В рамках учебного курса предусматриваются встречи с ведущими преподавателями головного вуза Кубанского Государственного Университета. Таблица. 4
4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 4.1 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Виды контроля:
Текущий контроль успеваемости регулярно осуществляется на практических занятиях. Планы практических занятий по каждой теме, предоставляемые студентам в электронном виде, включают вопросы для обсуждения содержания соответствующего раздела; дополнительный нормативный материал; вопросы и задания для контролируемой самостоятельной работы; задачи, составленные на основе трудностей употребления и написания слов и выражений русского языка, требующие обоснования предложенного студентом решения. Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, данный метод обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: Вопросы для обсуждения Экзаменационные билеты включают три типа заданий: 1.Теоретический вопрос. 2.Теоретический вопрос с практической иллюстрацией. 3.Творческое проблемно-ориентированное задание. Примеры экзаменационных вопросов 1.Понятие и основные признаки литературной нормы. Критерии нормативности языковых единиц. Вариативность речевых единиц. 2.Правильность произношения отдельных звуков, звукосочетаний и грамматических форм. Доказать на примерах. 3.Тестовое задание на тему «Орфографические и пунктуационные нормы». ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
4.2 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ - знание пройденного лекционного материала; - выполнение индивидуального риторического задания; - прочтение предложенного текста с правильной интонацией. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина: Государственное регулирование экономических отношений Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра... | Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Программа по дисциплине «русский язык» для студентов-иностранцев Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии... Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу | Учебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова... Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | ||
Урок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература" Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное... | Контрольная работа № по дисциплине «Русский язык и культура речи» Московский государственный технический университет «мами кафедра «Русский язык» | ||
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи составлена в... Русский язык и культура речи [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 75 с | Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | ||
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании» Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному... | Тема: падеж имен существительных Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра... |