Скачать 0.77 Mb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора Проректор по педагогическому Департамента общего образования образованию СВФУ Минобрнауки России ________________С.М. Брызгалова _______________М.П. Федоров «05» марта 2012 г. «03» марта 2012 г. ПРОГРАММА обучения преподавателей и специалистов высшего и общего образования по работе с одаренными детьми и подростками 5-7, 8-9 и 10-11 классов в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования по гуманитарному профилю (Русский язык и литература) Якутск-2012 ОГЛАВЛЕНИЕ
Среди целей и задач образовательной политики наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной самореализоваться в современном мире, обладающей ценными знаниями и способностью их применять. Цель работы учителя-предметника с одаренными детьми – своевременное выявление одаренности, развитие и углубление неординарных способностей ребёнка, а также его профильная направленность. Задачи высшей школы – ведение научно-просветительской работы, формирования представления о путях развития одаренности, обеспечение методической поддержки учителей, работающих с одаренными детьми, а также способными детьми, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейшее качественное развитие их способностей Данная программа по развитию одаренности у детей и подростков в школе ориентирована на учителей русского языка, составлена с учетом Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленного в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, примерных программ основного общего образования по русскому языку и литературе. Здесь рассмотрены наиболее актуальные вопросы преподавания в современных условиях: компетентностный подход, обеспечивающий формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, лингвистической и языковой компетенций; особое внимание уделено стилистической компетенции как неотъемлемой составляющей коммуникативной. Программой предусмотрено сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения содержания программы и практической работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику работы с одаренными и способными детьми и подростками. Цель: повышение уровня профессиональной, научно-исследовательской, общекультурной компетенции педагогов, работающих с одаренными детьми по направлениям «Русский язык», «Литература» Задачи: - овладение навыками анализа типичных ошибок при составлении и выполнении олимпиадных заданий по русскому языку и литературе, выборе тем для научного исследования школьников; - освоение требований к составлению и экспертированию программ элективных курсов, технологией разработки моделей внеурочной деятельности в школе; - разработка модели индивидуальных образовательных траекторий школьников.
В программе отражена система работы с одаренными детьми по следующим направлениям
- углубление и расширение предлагаемого школьного материала; - использование нетрадиционных уроков: урок-суд, конкурс знатоков, урок-композиция, смотр знаний, лекции (способные дети выступают в роли чтецов, докладчиков, экскурсоводов); - применение занимательных заданий с цель выявления и поддержания интереса к предмету; - использование современных педагогических технологий: творческие мастерские, проектная деятельность, ИКТ и т.д. -дифференцированная система тренировочных упражнений и домашних заданий; В обучении одарённых детей важную роль играют индивидуализированные задания. Они должны основываться на исходном уровне знаний, умений и навыков; видах одарённости; интеллектуальных умениях; предпочтительных когнитивных интересах. Можно предложить индивидуализированные задания четырёх видов: обязательные (назначенные учителем), альтернативные (выборочные), приведённые учителем для добровольного выполнения, добровольные задания, тему которых предлагают сами ученики. В процессе выбора ученик взвешивает предпочтительные и второстепенные варианты желаемого, в результате этого при анализе условий задания он активизируется более обычного, при выборе он может исходить из своих интересов, симпатий, кругозора, что повышает мотивацию выполнения заданий, он может испытать свободу выбора. Можно предположить, что задания добровольного характера повышают вероятность возникновения инсайта, интуитивно-логического осмысления желаемого, порождения проблем и проектирования их разрешения. Применение индивидуализированных заданий в процессе обучения должно носить системный характер в плане последовательности их приведения, объёма, сложности, обратной связи. - личностно-ориентированный подход; - создание творческих групп по выполнению индивидуальных заданий: учащиеся могут объединяться в «киностудии», «рекламные агентства», «PR-агентства», «издательства» для выполнения творческих работ в различных жанрах: эссе, очерки, зарисовки, устные журналы, фэнтези, легенды, грамматические сказки, сценарии, видеоролики, репортажи. Такие формы работы помогают школьникам в их дальнейшем профессиональном самоопределении.
- элективные курсы по интересам учащихся - недели русского языка - подготовка к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, марафонам (Всероссийская олимпиада школьников, Интернет-олимпиады, «Русский медвежонок. Языкознание для всех», Олимпиада по основам наук в Уральском Федеральном округе, «Познание и творчество» (номинации «Я знаю русский язык», «Золотые россыпи», интеллектуальная игра «Тайны слова» (ФЛФ СВФУ)). Предлагается примерная программа подготовки школьников к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам по русскому языку, в основу которой положен принцип спиралевидного развития (обращение к одной и той же теме несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса) - подготовка к НПК, исследовательская деятельность учащихся Очное участие в г. Якутск - «Языкознание для всех» - НПК «Шаг в будущее» За пределами РС (Я) - Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура» (г.Обнинск) - Конкурс им. Вернадского Заочно: - Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио» - Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги» (Москва) - Конкурс имени Д.С. Лихачева. Индивидуальное обучение. Разработка индивидуальных образовательных траектории, которые включают в себя несколько образовательных маршрутов.
Увлечение предметом, способности к языкам и литературе, творческая и академическая одаренность, лидерские качества определяют направление будущей профессиональной деятельности выпускника. Посещая занятия элективных курсов, факультативов и часов развития, учащиеся 8-11 классов «удовлетворяют» с вою жажду познания, углубляют и расширяют представления и знания в определенной научной области.
- стилистической компетенции - ораторского искусства
Портфолио способствует повышению мотивации школьников, наглядно демонстрирует школьникам уровень их успешности. Портфолио должно содержать не только грамоты и дипломы, но и газетные публикации, материалы Интернет-сайтов, реферативные и творческие работы учащихся, сводные ведомости успеваемости по годам, краткие психолого-педагогические характеристики. Общее количество часов
3. Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы В результате прохождения программы курсов повышения квалификации обучающиеся должны совершенствовать следующие компетенции: Профессиональные:
Научно-исследовательские:
Общекультурные:
– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; 4. Календарный учебный график программы обучения
|
Одобрено Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | М. Д. Скориданов Составлена в соответствии Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | ||
Утверждаю директор гоБу нпо во «Пл №7 Г. воронежа» Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | ||
Рабочая программа дисциплины пм 02. Осуществление кредитных операций... Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | ||
Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4 результаты освоения... Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 28 | ||
Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | Паспорт программы профессионального модуля стр. 4 результаты освоения профессионального модуля Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | ||
Методические рекомендации по освоению курса 25 контроль и оценка... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Тема урока: "Подготовка юбки к примерке" Формирование ууд: познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) | ||
Методические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины... Целью учебной дисциплины «Психология в профессиональной (служебной) деятельности» является формирование психологической культуры,... | Медицинский колледж Фгос по специальности спо 060101 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (впд): лечебно-диагностической... | ||
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной... «Финансы и кредит», «Экономическая оценка инвестиций», «Менеджмент», «Организация производства на предприятиях отрасли» | Методические указания для ее выполнения по дисциплине Конфликтология... Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... |