Рецензент: Николаева Нина Борисовна





НазваниеРецензент: Николаева Нина Борисовна
страница1/4
Дата публикации29.06.2015
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


Рецензент: Николаева Нина Борисовна, председатель ПЦК отделения «Хоровое дирижирование» Пермского музыкального колледжа, руководитель образцового детского хора «Мелодия»

Материалы городской научно-практической конференции «Народная песня – важнейший компонент вокального воспитания в ДШИ и ДМШ» /Ред. и сост. И.П. Паульс. – МАОУДОД «Детская школа искусств» Мотовилихинского р-на г. Перми, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Бабаджан Н.С. «Народная песня в творчестве русских композиторов-классиков» (ДШИ Мотовилихинского района)

1

2.

Костарева Н. Ф. «Русская вокальная школа. Синтез русского народного и церковного пения» (ДШИ Мотовилихинского района)

6

3.

Медведева М. М. «Развитие некоторых вокально-хоровых навыков на примере народной песни. Из опыта работы» (ДМШ №5 г. Перми)

13

4.

Новик Н. Г. «Русское певческое искусство» (ДШИ Мотовилихинского района)

20

5.

Ощепкова А. Р. «Народная песня в репертуаре детского хора» (ДШИ Мотовилихинского района)

27

6.

Соколова Л. С. «Реализация комплексной программы «Народная традиционная культура» в рамках учебного процесса Детской школы искусств» (ДШИ Мотовилихинского района)

32

7.

Тарутина С. Ю. « Специфика фонетики итальянского языка в пении» (ДШИ Мотовилихинского района)

40



44


стало понятно, что эти произведения не смогут дать ему того, что он считал необходимым для себя. Слишком различен был подход к искусству, слишком разные цели. «Мы, жители Севера, чувствуем иначе, - писал он тогда, - тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль музыку писать по-русски». Желание – писать по-русски – было так велико, что Глинка там же в Италии, раздобыв стихи русских поэтов, пишет два великих романса «Победитель» и «Венецианская ночь».

Возвратившись на родину, Глинка обосновался в своём родном имении на Смоленщине в селе Новоспасском. Родное Новоспасское имело для Глинки особую притягательную силу: здесь он родился, здесь он испытал первые музыкальные впечатления, запомнившиеся на всю жизнь. Самыми яркими из них были народные песни, которыми издавна славилась Смоленщина. Их пели дворовые люди, крестьяне, его няня. Её Глинка мог слушать часами, как зачарованный. Влияние народных песен на развитие художественной личности Глинки, на всё его творчество было огромным. «…Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, - говорил он много лет спустя, - были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Большое влияние оказал на будущего музыканта симфонический оркестр его дяди - Афанасия Андреевича Глинки. Все эти впечатления ещё тогда в детстве вошли в сознание мальчика вместе с родной речью, видами родных полей и лесов и послужили источником любви ко всему русскому национальному.

Вся жизнь М.И. Глинки – это история познания мира, музыки, себя. Обладая пытливым умом, Глинка всегда шёл в ногу со временем, посвятив свою жизнь служению русскому народу посредством искусства. Живя в эпоху творческих гениев Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Глинка ощутил необходимость внести посильный вклад в развитие русской культуры. И такая возможность была дарована композитору судьбой: поэт Жуковский


2


или «закрытость» гласных, умляуты в немецком). Отличие языков воспринимается, главным образом, в произношении согласных. Сам же тембр гласного – как тембр академического певческого тона остаётся неизменным в любом языке. Принятые изменения тембра диктуются не языком, а стилистическими направлениями музыки. Так, например, итальянский и немецкий язык в операх Моцарта несколько отличается от итальянского языка Верди и немецкого языка Вагнера. Но и русский язык Мусоргского не идентичен русскому языку Чайковского. Причин тому несколько, но их анализ не входит в тему данной статьи.

Для практической реализации в учебном процессе работы над итальянской песней на языке оригинала целесообразно выделить технологические элементы, которые могут быть доступно объяснимы и понятны исполнителям, в том числе – детям.

Равнообъёмность певческих гласных: необходимо научить исполнителя одинаково и полностью открывать рот не всех гласных с растяжением челюстно-височных суставов, за счёт предварительного выдвижения вперёд нижней челюсти.

Активность артикуляционной мускулатуры: губы должны открывать зубы на всех гласных.

Маскировочная артикуляция: базовым гласным является гласный «а», который маскируется в сторону «о» и «у» только лёгким выдвижением вперёд уголков губ, с открытыми на «о» и «у» зубами (в отличие от тех же гласных русского языка с гораздо большим огублением).

Маскировочная артикуляция гласных «э» и «и» (точнее – ближе к «ы», как к русскому аналогу итальянского «i») только за счёт движений языка без уменьшения раствора рта и с открытыми зубами. Положение языка практически одинаково для приближения гласного «э» итальянского к фонетически «закрытой» форме, как в словах «лейка» или «ель».

Произношение согласных только в их «твёрдой» форме –


42
особенно согласных «т» и «д», как в слогах «ту-то-та-тэ-ты»,

начале она звучит, как сольный запев, затем варьируется, при этом основная мелодия остаётся неизменной, обрастая всё новыми певучими подголосками. Плясовая мелодия развивается путём варьирования сопровождения, в котором появляются затейливые подголоски. В некоторых вариациях плясовая тема остаётся неизменной, в других же она меняет свой мелодический облик, таким образом, Глинка не ограничивается простым варьированием народно-песенной темы, отдаёт ей качественный рост. Композитор талантливо использует различные инструменты для оркестрового варьирования тем. «Камаринская» Глинки положила начало особому типу русской симфонической музыки – народно-жанровому симфонизму.

По пути, проложенному Глинкой, устремились и другие выдающиеся композиторы.

Н.А. Римский-Корсаков утверждал в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет в жанре народных протяжных напевов (Опера «Садко» «Ой ты, темная дубравушка»). Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным мелодиям. В этом жанре создает свои произведения П.И.Чайковский (« Я ли в поле да не травушка была»).

Многие композиторы известны своими яркими и бережными обработками народных песен («100 русских народных песен» в обработке Н.А. Римского-Корсакова).

Преданность музыке своего народа не исключала внимания и интереса русских композиторов к культуре других стран. И это закономерно: красота природы, архитектура, иная музыкальная культура - все это явилось предметом вдохновенья для многих русских художников, музыкантов и композиторов. И дало миру незабываемые произведения искусства, такие как «Испанское каприччио» Н.А. Римского-Корсакова, «Итальянское каприччио» П.И. Чайковского, испанские увертюры М.И. Глинки, среди которых особенно следует отметить «Арагонскую хоту».


4


Специфика фонетики итальянского языка в пении

Тарутина Светлана Юрьевна

педагог дополнительного образования МАОУДОД

«Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. Перми

Целью предлагаемого доклада является анализ особенностей исполнения итальянской песни на языке оригинала, в процессе обучения детей и взрослых – носителей русского языка.

Для рассмотрения специфики певческой фонетики при исполнении итальянской песни, как и вообще вокальной музыки на итальянском языке, необходимо воспользоваться теорией акустического объёма языков. Известно, что европейские языки, составляющие основу европейской академической вокальной культуры, являются в фонетическом отношении языками разного акустического объёма: малого, большого и среднего. Под этим подразумевается доминирующий объём рупора – ротоглоточной полости, как естественного резонатора в процессе обыденной разговорной речи. Поскольку народные манеры пения – певческий фольклор – базируются на речевой артикуляции, то по показателю объёмности языка возможно классифицировать и различать эти манеры.

Так, немецкий язык является языком среднего объёма, английский – малого, а итальянский – большого объёма, с диалектами ещё увеличивающими объёмность рупора, например, неаполитанский диалект. Не случайно, в Италии говорят, что «у неаполитанца рот целый день открыт», подразумевая большую активность артикуляции. Именно эта, исторически сложившаяся особенность породила так называемую «Великую неаполитанскую школу пения» и популярную во всём мире неаполитанскую песню. Более того, именно итальянский язык породил академическую манеру пения, и оперную культуру, насчитывающую уже более четырёх веков.


40


русская вокальная школа. синтез русского народного и церковного пения

Костарева Надежда Федоровна,

педагог дополнительного образования МАОУДОД

«Детская школа искусств» Мотовилихинского р-на г. Перми

В репертуар моего хора и солистов всегда входят различные русские народные песни, обладающие огромной художественно - воспитательной ценностью. На начальном этапе в учебном репертуаре колыбельные, плясовые, игровые, хороводные и шуточные песни, трудовые, календарные песни: «Скок, скок, поскок», «Жил-был Иванушка», «Как у нас-то в мастерской», «На зеленом лугу», «Калинка», «Пойду ль, выйду ль я», «Сею-вею» и др.

Народные песни обладают яркой мелодией, четким ритмом. Смысл их изначально обращен непосредственно к детям, и, естественно, содержит традиционно-незатейливую художественную образность и куплетную форму построения. Народные песни нередко имеют свою линию драматургического развития, а все описываемые в них события при исполнении требуют их жестикуляционных комментариев со стороны исполнителей. Игровые приемы и танцевальные движения, способствуют снятию зажима у детей, развитию их эмоциональности. Песня помогает формировать художественный вкус, обогащает речь типично народными выражениями, поэтическими оборотами: травушка-муравушка, трава шёлковая, зимушка-зима. В средних и старших классах представление детей о народной песне расширяется. Помимо игровых и плясовых песен в репертуаре появляются обрядовые, лирические, исторические, современные народные песни: «А кто у нас моден» - плясовая, «Как по морю» - протяжная лирическая, сродни плачу, «Милый мой хоровод» - хороводная, «Пряха» - городской романс. Многообразие жанров и стилей песен, желание объяснить детям особенности данного произведения выявляет необходимость изучения базовых основ народного творчества, его


6




  • научить изготавливать традиционные пояса;

  • освоить вышивку «крестом» и «счётной гладью».

Учебно-тематический план включает в себя следующие темы:

Строительная культура Руси; традиционная одежда русских (типы традиционной одежды: сарафанный комплекс, понёвный комплекс, парочка; мужские и женские головные уборы, традиционные женские украшения); освоение тканья поясов на берде и дощечках, вышивка крестом и счётной гладью.

В 6 классе реализуется учебная программа «Фольклорно-этнографическая литература» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель: формирование навыков исследовательской работы на материалах по фольклористике и этнографии, расширение кругозора учащихся в области этномузыкологии, фольклористики, мифологии, этнографии.

Задачи:

  • углубление знаний учащихся в области фольклористики;

  • знакомство с различными взглядами современных исследователей на различные явления традиционной народной культуры;

  • практическое освоение конспектирования материалов;

  • написание реферата на выбранную тему.

Темы программы:

Традиционная женская и мужская одежда; традиционные молодежные увеселения; жанровая классификация фольклора; исторические корни волшебной сказки; народная кукла; работа с экспедиционными материалами: составление реестров, написание текстовых расшифровок; работа над рефератом.

Занятия в 7 классе проходят по программе «Расшифровка народной песни» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель работы – практическое освоение текстовой и нотной расшифровки художественных форм народной традиционной культуры; знакомство с правилами записи традиционной народной


38
песни.

относятся к обрядовым интонированиям, плачи же нужно кричать, причитывать, выть, вопить, рявкать.

В народной музыкальной культуре, где голос человека являлся основным, доминирующим в исполнении. Сам термин «голос», становится весьма многозначным. Поющий человеческий голос в народной терминологии приобретает эпитеты, отражающие качественные характеристики голоса: его высоту, громкость, тембр и др. Например, светлый, веселый (Вологодская обл.), гремучий (Брянская обл.), связанный с различными обрядами и переходными периодами: свадебный, похоронный, масленичный, весняный голос и т.п. [5,с.410]. О плохо поющих говорили, что они «возят голосом» или что у них «голос в сторону». О высшей степени мастерства в пении, владении исполнительскими приемами: «переливает голосом, играет». В протяжных песнях с внутрислоговыми распевами певец «водит голосом».

С принятием христианства в России была заимствована из Византии и вся система богослужения. Первоначально, ввиду отсутствия специально обученных певчих, в богослужении участвовали греческие и болгарские певцы. Со временем появились и русские певчие. Церковные песнопения отличались спокойным, величаво-повествовательным характером. Плавные мелодии, отсутствие больших интервалов, средняя тесситура, неширокий звуковой объем делали пение удобным для голоса. Проникновенность, ясное произношение слов, безукоризненность интонации, сдержанная динамика и общее благородство стиля - вот характерные черты церковного пения. В церковном пении певец приобретал необходимый профессионализм. Все это дало впоследствии возможность русским певцам с легкостью справляться со сложным оперным репертуаром, ввезенным в XVIII веке в Россию с Запада и соперничать с итальянскими певцами.

Таким образом, русская народная песня и народное исполнительское искусство с одной стороны, и высокая вокальная


8


Задачи:

  • знакомство с основными датами народного и христианского календаря;

  • знакомство с основными обрядами жизненного цикла (рождение, крещение, свадьба);

  • знакомство с музыкальными и вербальными художественными формами, фольклора, связанными с датами народного календаря и обрядами жизненного цикла;

  • выявление основных сюжетных, образных, структурных и музыкально-типологических закономерностей изучаемых художественных форм.

Темы программы «Народное творчество» освещают такие вопросы, как:

  • сущность фольклора и наши представления о нем;

  • основные интонационные истоки народной песни: повествование, возглас, причитание;

  • светская и церковная культура;

  • календарь, год в природе и жизненный круг человека;

  • православные посты и праздники;

  • свадебные песни и причитания (основные образы и сюжетные мотивы);

  • сказочная и несказочная проза;

  • лирические песни.

В 4 классе реализуется учебная программа «Хрестоматия фольклора. Славянская мифология» (1 час в неделю, 36 часов в год).

Цель программы: сформировать у учащихся слуховой опыт в отношении традиционной народной музыки, чёткие представления о локальных традициях русского фольклора и народно-мифологических представлениях.

Задачи: подробно познакомить с традиционными музыкальными


36


Глинка же полагал, что все голоса не идеальны и требуют развития и усовершенствования. Он считал важным не только выявить и «огранить» природу певца, но и приумножить, добиваясь однородности голоса на всем диапазоне. На основе эстетических воззрений о красоте тембра сформировался и укрепился признанный «концентрический метод» развития голоса. Глинка также не писал аккомпанемента для вокальных упражнений, в чём нетрудно усмотреть определённую закономерность: ведь русские народные песни, за исключением плясовых, обычно исполнялись без инструментального сопровождения. Хоровое пение развивалось в стиле a’cappella. Методический принцип сольного пения без инструментального сопровождения в наши дни получил научно-теоретическое обоснование.

Сходны требования к голосу и упражнения первых педагогов русской вокальной школы Г.Я. Ломакина, Ф. Евсеева М.И. Глинки и А.Е. Варламова. Как истинные представители русской школы авторы первых учебно-методических трудов требовали от своих учеников задушевности, искренности и высокой эмоциональности исполнения. Ломакин утверждал, что певец должен овладеть "чувством", "теплотой души". Варламов также писал о непосредственном влиянии "состояния души" на голосовой аппарат, а искусство пения считал "языком сердца, чувства и страсти".

Принципы русской вокальной педагогики, сформировавшиеся в 30-е годы 19 века, получили своё дальнейшее развитие. Наиболее полно, рельефно характерные особенности русской вокальной школы проявились в конце XIX - начале XX века в искусстве большой группы выдающихся исполнителей, среди которых, как яркие звезды, выделяются трое: Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938), Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) и Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950).

Значимость Ф.И.Шаляпина для русской вокальной школы подобно значению А. С Пушкина в поэзии и Л.Н. Толстого в литературе.


10


младших учащихся; запеть хорошо знакомую песню и довести ее до конца; проиллюстрировать основные календарные праздники соответствующими художественными формами; выявить основные сюжетные, образные, структурные и музыкально-типологические закономерности изучаемых художественных форм.

  • Развить навыки ансамблевого пения (в унисон и многоголосно).

  • Иметь представление о диалектных формах вербального текста (наречия, говоры).

  • Испытывать потребность в общении со сверстниками средствами традиционной культуры.

  • Переживать процесс общения с русской традиционной культурой как прикосновение к вечным духовным ценностям красоты, гармонии, истины, милосердия.

  • Применять знания по программе «Народная традиционная культура» для решения жизненных проблем и задач художественно-эстетической практики.

Программа обеспечена аудио- и видеоприложениями по всем разделам, а также списками литературы по каждому предмету.

Программа предмета «Фольклорный ансамбль» предназначена для учащихся 1-7 классов. Это цикл практических занятий.

Цель – пробудить в детях любовь и уважение к родной культуре, к народной песне и чувство патриотизма по отношению к Родине; дать учащимся возможность практически познакомиться с родной традиционной культурой, увидеть всю ее многогранность.

Задачи:

  • Знакомство и освоение вербальных, песенных, хореографических и драматических форм фольклора разных регионов России (преимущественно Прикамья, Урало-Сибирского

региона и Русского севера);

  • выявление основных сюжетных и образных особенностей изучаемых художественных форм;


34


художественной культуре, на основе национальной музыки,

неразрывно связанной с русской народной песней и народной речью, на основе уже сложившихся в русской опере традиций развивали певцы свое искусство и подняли оперное исполнительство России на небывалую высоту.

Русская вокальная школа накопила богатый опыт постановки и развития певческого голоса, который не только отличается оригинальностью и инновационностью, но и ориентирован на эффективность процесса для начинающих исполнителей с различными исходными вокальными данными и уровнем музыкальных способностей.

На современном этапе развития отечественной вокальной школы анализ проблем, касающихся развития голоса, рассмотрен в фундаментальных работах Емельянова В.В., Дмитриева Л.Б., Менабени А.Г., Морозова В.П. и других авторов. Г.П. Стулова указывает, что «воспитание всесторонне развитой личности должно включать в себя задачу овладения всеми богатствами тембрового, интонационного и динамического звучания голоса на основе правильного функционирования голосового аппарата в пении». Взаимосвязанность речевого и певческого интонирования и артикулирования обусловливает обращение к богатому теоретическому и методическому опыту русской вокальной школы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconКириченко Н. Б. К431 Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб...
К431 Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб пособие для сред проф образования / Нина Борисовна Кириченко. — М.: Издательский...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconУрок английского языка в 4 классе Тема: «be healthy»
Николаева Ирина Владиславовна, педагог-психолог моу сош №14,Осипова Нина Сергеевна, учитель английского языка высшей категории,г....
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconНиколаева Любовь Борисовна, воспитатель гбоу детский сад общеразвивающего...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconПубличный отчет мбоу «Оленекская средняя общеобразовательная школа имени Х. М. Николаева»
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconФедотова Нина Феодосиевна моу дод «Детская музыкальная школа», г. Усолье-Сибирское Учимся, играя
Нина Феодосиевна Федотова, преподаватель теоретических дисциплин Усольской музыкальной школы, много и успешно работает по методическому...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconРазвитие личности на уроках физики Королькова Нина Николаевна
Королькова Нина Николаевна, преподаватель физики Государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconНина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова
Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconМетодика экологического воспитания дошкольников Николаева С. Н
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconРабочая программа по обществознанию в 9классе Николаева Кронида Владимировича
КС(К)оу «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №2»
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconУрок мужества в 3 классе. Навеки в памяти останется война в класс...
В класс входит Лидия Борисовна Смехнова – ветеран педагогического труда, педагогическая деятельность которой прошла в Покровской...
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconПрограмма курса «Обществознание и основы государственной службы»
Е. В. Николаева, учитель истории и обществознания Московского казачьего кадетского корпуса
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconФизическая секция Николаева Ирина Сергеевна ученица 11 «Б» класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconПосредники по наблюдению исполнения фактических действий исполнителей:...

Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 12. 00. 08
Составители рабочей программы: зав кафедрой уголовно-правовых дисциплин, д ю н., доцент Николаева Ю. В
Рецензент: Николаева Нина Борисовна iconЛ. А. Николаева гигиеническая оценка микробного загрязнения воздуха помещений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «гигиена»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск