Скачать 327.89 Kb.
|
«Нет правды без любви к природе, любви к природе нет без чувства красоты» Я. Полонский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к родной природе является важнейшей задачей воспитательной работы среди школьников, независимо от даты в календаре и политического режима в государстве. Наш Черноземный край – особый, это край, где, по словам И.А. Бунина, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели». Но нам, ныне живущим, вдвойне интересно услышать во всемирном хоре голосов поэтические голоса наших земляков, в чьих строках – наш воздух, наши просторы, отголоски наших задушевных песен… В настоящее время в связи с повсеместной компьютеризацией всех сфер деятельности человека, когда любое произведение художественной литературы можно найти в виртуальной библиотеке, теряется великое наслаждение живым словом. Да и в самой школе не изучается в полном объеме все богатство мира литературы. Это обстоятельство и подтолкнуло к созданию авторской программы, призванной систематизировать, углубить и расширить знания обучающихся о литературном наследии родного края. В процессе работы по программе «Природа и творчество» осуществляется преемственность между школьным и внешкольным обучением, программа построена на научно-методической основе. Программа «Природа и творчество» знакомит обучающихся с историческим прошлым родного края, с его литературным наследием. Данная программа направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Программа включает в себя разумное использование компьютерных технологий, что вносит свои требования в построение учебного процесса. Для воспитания у обучающихся чувства собственного достоинства через овладение компьютером предлагается технология «детской издательской деятельности». Она заключается в том, что лучшие работы обучающихся (сочинения, рисунки, рефераты, стихотворения) в конце каждого года обучения собираются в общий сборник. Критерии отбора работ объявляются в начале 1 года обучения и каждый ребенок сам оценивает степень и возможность своего участия в нем. Программа «Природа и творчество» ориентирована на освоение эмоционально-образного видения мира (литература, музыка, рисование). Построена по принципу преемственности, доступности, наглядности, перехода от простого к сложному. Актуальность создания данной программы определяется необходимостью в современное время обратиться к природе как к источнику гармоничного и духовно-нравственного устройства общества. Программа «Природа и творчество» учит сочувствию и соучастию, направлена на решение вопросов предпрофильной подготовки обучающихся. Новизна программы заключается в ее универсальности: связь природы, литературы и искусства с использованием информационных технологий. Программа комплексная. Состоит из четырех основных направлений: краеведческое, экологическое, эстетическое, трудовое. Каждое из них может рассматриваться лишь во взаимосвязи с другими и «в чистом виде» существует условно. Все направления предполагают также наличие теоретической, практической и игровой деятельности. Программа решает образовательные, воспитательные, развивающие задачи – при изучении одних и тех же разделов по годам обучения теоретический материал углубляется, расширяется его объем, повышается уровень мотивации учащихся для получения качественного образования в целях предпрофильной подготовки и переходу на профильное обучение. Целью экологического направления программы является воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Целью эстетического направления программы является воспитание эстетического преобразования действительности. Целью трудового направления программы является формирование у ребенка трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов труда. Целью краеведческого направления программы является формирование бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, формирование навыков исследовательской деятельности. Цель программы:
Содержание программы «Природа и творчество» учитывает решение следующих задач: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Данная программа предназначена для обучающихся от 12 лет и старше. Программа ориентирована на обучающихся, которые проявляют интерес к изучению литературы. Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, соответствует возрасту обучающихся, открывает большие возможности для творчества детей. Работа по программе рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю: 1 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа), 2 год обучения – занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов), 3 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа). Занятия спаренные с перерывом по 10 минут. Основными формами деятельности программы являются: Познавательная деятельность: конференции, экскурсии, познавательные игры, викторины, обзор художественных произведений и др. Ценностно-ориентированная деятельность: беседы, дискуссии, практикумы по самоанализу и взаимоанализу и др. Художественно-эстетическая деятельность: инсценировки, конкурсы, экскурсии в музей и др. Свободное общение: огоньки, вечера отдыха, поездки, прогулки и др. Общественная деятельность: встречи с интересными людьми, трудовые десанты. По уровню содержания программа носит расширенный и углубленный характер. В образовательной программе уровень образования и развития ребенка определяется мерой совместного труда педагога, обучающегося и его родителей. Ожидаемые результаты по программе «Природа и творчество»:
Программа «Природа и творчество» создана на основе опыта работы детского объединения «Природа и творчество» МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района. Требует от педагога наличия литературных, экологических, краеведческих знаний. Нормативно-правовые документы: Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ. - Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. - Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. - Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.» - Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». -Учебный план на 2013 – 2014 учебный год.
Выбор последовательности разделов программы определяется сезонными особенностями природы региона. В связи с чем изменения и дополнения в программе приемлемы. Принципы: - учет индивидуальных особенностей подростков; - учет возрастных особенностей подростков; - выбор подростками вида деятельности по интересу; - доступность программы. Программа «Природа и творчество» включает в себя воспитательный блок «ШКОЛА ЖИЗНИ», затрагивающий основные сферы жизни ребенка: частная жизнь и право, межличностные отношения, интересы, здоровье, семья, экология, культура, мораль. В программе используются различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, анкетирование. ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ: 1 год обучения - определение интересов и склонностей; - уровень любознательности и кругозора; - характер поведения. 2 год обучения - определение уровня воспитанности и корректировка; - характер взаимоотношений между людьми; - уровень внимания, памяти, мышления; - уровень ответственности за порученное дело. 3 год обучения: - корректировка воспитания; - уровень сознательного отношения к полученным знаниям и навыкам; - уровень духовно-нравственной устойчивости, культуры поведения, общения, речи; - профессиональное самоопределение. Таким образом, образовательная программа «Природа и творчество» представляет собой перечень совокупности разнообразных педагогических действий, отвечающих образовательным потребностям детей и их родителей, направленных на достижение определенного уровня образованности, гармонического развития и социального самоопределения обучающихся. Кроме того, в программу входит:
Таким образом, осуществляется преемственность основного дополнительного образования детей. Формы подведения итогов реализации программы: выставки, конференции, семинары. Учебный план 1 год обучения, 144 часа в год, 4 часа в неделю «По родной земле и кости плачут, Что уж о душе-то говорить…» Б. Шальнев Программа первого года обучения состоит из 10 курсов, которые разбиты на темы. В общей сложности это 144 часа. ЦЕЛЬ: В 1 год обучения закладываются теоретические знания и практические навыки с целью вызвать интерес к занятиям в данном объединении.
ЗАДАЧИ:
ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ Обучающиеся должны Знать:
Уметь: 1. Правильно вести себя в природе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать | Конспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Реферате Тема реферата и ее выбор «Наполеон Бонапарт» или «Николай Второй», по литературе — «Творчество А. С. Пушкина», по биологии — «Обитатели океана», по географии... | Школьный реферат и основные требования к его написанию «Наполеон Бонапарт» или «Николай ii», по литературе – «Творчество А. С. Пушкина», по биологии – «Обитатели Океана», по географии... | ||
Салык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе В документах определены следующие ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество,... | Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: ммп, фотографии-слайды ремесленных изделий современной Чувашии, презентация «Юные рукодельницы», учебный диск «Человек.... | Образовательная программа «Ручное творчество работа с бумагой» (для детей 12-13 лет) Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т. Н. Просняковой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений | Урок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты | ||
Программа по курсу География России / Природа / для 8 класса Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные... | ||
I вариант является ли человек составной частью понятия «природа»... Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | Геоинформационная технология актуализации данных территориального... ... | ||
“Управление проектами в рекламе: система и личность, наука и творчество” Екатерины Ивович Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Закон Ципфа и фрактальная природа социальных и экономических явлений... Эти закономерности подчиняются степенным рядам [синоним – фрактальная природа] |