Программа «Природа и творчество»





Скачать 327.89 Kb.
НазваниеПрограмма «Природа и творчество»
страница1/3
Дата публикации03.07.2015
Размер327.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3



«Нет правды без любви к природе, любви к природе нет без чувства красоты»
Я. Полонский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к родной природе является важнейшей задачей воспитательной работы среди школьников, независимо от даты в календаре и политического режима в государстве.

Наш Черноземный край – особый, это край, где, по словам И.А. Бунина, «образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели». Но нам, ныне живущим, вдвойне интересно услышать во всемирном хоре голосов поэтические голоса наших земляков, в чьих строках – наш воздух, наши просторы, отголоски наших задушевных песен…

В настоящее время в связи с повсеместной компьютеризацией всех сфер деятельности человека, когда любое произведение художественной литературы можно найти в виртуальной библиотеке, теряется великое наслаждение живым словом. Да и в самой школе не изучается в полном объеме все богатство мира литературы. Это обстоятельство и подтолкнуло к созданию авторской программы, призванной систематизировать, углубить и расширить знания обучающихся о литературном наследии родного края.

В процессе работы по программе «Природа и творчество» осуществляется преемственность между школьным и внешкольным обучением, программа построена на научно-методической основе.

Программа «Природа и творчество» знакомит обучающихся с историческим прошлым родного края, с его литературным наследием. Данная программа направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Программа включает в себя разумное использование компьютерных технологий, что вносит свои требования в построение учебного процесса.

Для воспитания у обучающихся чувства собственного достоинства через овладение компьютером предлагается технология «детской издательской деятельности». Она заключается в том, что лучшие работы обучающихся (сочинения, рисунки, рефераты, стихотворения) в конце каждого года обучения собираются в общий сборник. Критерии отбора работ объявляются в начале 1 года обучения и каждый ребенок сам оценивает степень и возможность своего участия в нем.

Программа «Природа и творчество» ориентирована на освоение эмоционально-образного видения мира (литература, музыка, рисование). Построена по принципу преемственности, доступности, наглядности, перехода от простого к сложному.

Актуальность создания данной программы определяется необходимостью в современное время обратиться к природе как к источнику гармоничного и духовно-нравственного устройства общества. Программа «Природа и творчество» учит сочувствию и соучастию, направлена на решение вопросов предпрофильной подготовки обучающихся.

Новизна программы заключается в ее универсальности: связь природы, литературы и искусства с использованием информационных технологий.

Программа комплексная. Состоит из четырех основных направлений: краеведческое, экологическое, эстетическое, трудовое. Каждое из них может рассматриваться лишь во взаимосвязи с другими и «в чистом виде» существует условно. Все направления предполагают также наличие теоретической, практической и игровой деятельности. Программа решает образовательные, воспитательные, развивающие задачи – при изучении одних и тех же разделов по годам обучения теоретический материал углубляется, расширяется его объем, повышается уровень мотивации учащихся для получения качественного образования в целях предпрофильной подготовки и переходу на профильное обучение.

Целью экологического направления программы является воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Целью эстетического направления программы является воспитание эстетического преобразования действительности.

Целью трудового направления программы является формирование у ребенка трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов труда.

Целью краеведческого направления программы является формирование бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, формирование навыков исследовательской деятельности.

Цель программы:

  • приобщение детей к историческому прошлому своего родного края, его духовным ценностям, привитие интереса и любви к природе, литературе, создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей и коммуникативных навыков, готовность к непрерывному самообучению, самовоспитанию и саморазвитию;

  • свободный выбор индивидуального образовательного маршрута социального, профессионального самоопределения в том или ином направлении деятельности, в приемлемом для каждого обучающегося темпе достижения значимого результата;

  • включение обучающихся в интерактивную игровую и проектную деятельность, дискуссии, семинары и конференции, в деловые игры и тренинги, когда обучающийся ощущает себя в качестве преобразователя своих сил, в качестве действующей силы позитивных преобразований общества.

Содержание программы «Природа и творчество» учитывает решение следующих задач:

Образовательные:

  • формирование устойчивого интереса к изучению истории и культуры родного края;

  • научить правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы в виде рисунков, сочинений, стихотворений;

  • расширение накопленных знаний о взаимосвязи человека с природой.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

  • развитие речи, логического мышления;

  • стимулирование познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание активной, всесторонне и гармонически развитой личности;

  • воспитание экологической культуры;

  • воспитание гражданственности и патриотизма;

  • эстетическое воспитание.

Данная программа предназначена для обучающихся от 12 лет и старше.

Программа ориентирована на обучающихся, которые проявляют интерес к изучению литературы.

Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, соответствует возрасту обучающихся, открывает большие возможности для творчества детей.

Работа по программе рассчитана на три года обучения.

Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю:

1 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа),

2 год обучения – занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов),

3 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа).

Занятия спаренные с перерывом по 10 минут.

Основными формами деятельности программы являются:

Познавательная деятельность:

конференции, экскурсии, познавательные игры, викторины, обзор художественных произведений и др.

Ценностно-ориентированная деятельность:

беседы, дискуссии, практикумы по самоанализу и взаимоанализу и др.

Художественно-эстетическая деятельность:

инсценировки, конкурсы, экскурсии в музей и др.

Свободное общение:

огоньки, вечера отдыха, поездки, прогулки и др.

Общественная деятельность:

встречи с интересными людьми, трудовые десанты.

По уровню содержания программа носит расширенный и углубленный характер.

В образовательной программе уровень образования и развития ребенка определяется мерой совместного труда педагога, обучающегося и его родителей.

Ожидаемые результаты по программе «Природа и творчество»:

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и сопереживания к различным объектам природы, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту, умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

  • Воспитание эмоционального отношения к миру природы, художественным произведениям, формирование общей культуры и развитие способности к эстетическому самовыражению.

  • Воспитание интереса к прошлому родного края, формирование умений и навыков сбора краеведческого материала.

Программа «Природа и творчество» создана на основе опыта работы детского объединения «Природа и творчество» МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района. Требует от педагога наличия литературных, экологических, краеведческих знаний.

Нормативно-правовые документы:

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.

- Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.»

- Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

-Учебный план на 2013 – 2014 учебный год.

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

  • Сан Пин 2.4.2 2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Выбор последовательности разделов программы определяется сезонными особенностями природы региона. В связи с чем изменения и дополнения в программе приемлемы.

Принципы:

- учет индивидуальных особенностей подростков;

- учет возрастных особенностей подростков;

- выбор подростками вида деятельности по интересу;

- доступность программы.

Программа «Природа и творчество» включает в себя воспитательный блок «ШКОЛА ЖИЗНИ», затрагивающий основные сферы жизни ребенка: частная жизнь и право, межличностные отношения, интересы, здоровье, семья, экология, культура, мораль.

В программе используются различные формы диагностики:

наблюдение, собеседование, анкетирование.

ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ:

1 год обучения

- определение интересов и склонностей;

- уровень любознательности и кругозора;

- характер поведения.

2 год обучения

- определение уровня воспитанности и корректировка;

- характер взаимоотношений между людьми;

- уровень внимания, памяти, мышления;

- уровень ответственности за порученное дело.

3 год обучения:

- корректировка воспитания;

- уровень сознательного отношения к полученным знаниям и навыкам;

- уровень духовно-нравственной устойчивости, культуры поведения, общения, речи;

- профессиональное самоопределение.

Таким образом, образовательная программа «Природа и творчество» представляет собой перечень совокупности разнообразных педагогических действий, отвечающих образовательным потребностям детей и их родителей, направленных на достижение определенного уровня образованности, гармонического развития и социального самоопределения обучающихся.

Кроме того, в программу входит:

  • Знакомство с литературой родного края;

  • Знакомство с основными экологическими понятиями;

  • Знакомство с историко-культурным наследием родного края;

  • Обучение навыкам выполнения экологических проектов и исследовательских работ;

  • Формирование социально адаптированной, активной личности ребенка, готовой к творческой деятельности.

Таким образом, осуществляется преемственность основного дополнительного образования детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставки, конференции, семинары.

Учебный план

1 год обучения, 144 часа в год, 4 часа в неделю
«По родной земле и кости плачут,

Что уж о душе-то говорить…»

Б. Шальнев
Программа первого года обучения состоит из 10 курсов, которые разбиты на темы. В общей сложности это 144 часа.

ЦЕЛЬ:

В 1 год обучения закладываются теоретические знания и практические навыки с целью вызвать интерес к занятиям в данном объединении.

  • первичная систематизация представлений обучающихся о природе родного края, его историко-культурном наследии.

ЗАДАЧИ:

  • развитие творческого эмоционально-образного восприятия природы;

  • формирование здорового образа жизни, умений и навыков поведения в природе;

  • развитие интереса к труду;

  • осознание себя как личности: попытка определения интересов.

ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ

  • определение интересов и склонностей;

  • уровень любознательности и кругозора;

  • характер поведения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ

  • наблюдение, собеседование, анкетирование.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Обучающиеся должны

Знать:

  1. Особенности природы родного края.

  2. Правила техники безопасности.

  3. Историю родного края.

Уметь:

1. Правильно вести себя в природе.

  1. Проводить наблюдения за явлениями природы.

  2. Пользоваться справочной литературой.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН



№ п/п


Наименование учебных курсов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскурсия

1.

Введение

4

2

-

2

2.

«Мой край задумчивый и нежный»

8

6

2

-

3.

Родные имена

52

50

2

-

4.

Земля заповедная

14

14

-

-

5.

Великие ученые и Липецкий край

14

14

-

-

6.

Подвиг народа

10

10

-

-

7.

Беседы о прошлом. Великие уроки.

10

10

-

-

8.

«Есть город, в который я с детства влюблен…»

24

16

10

-

9.

Глубоки родники…»

6

6

-

-

10.

Заключительное занятие

2

2

-

-




ИТОГО:

128

116

14

2


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Природа и творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
Программа «Природа и творчество» iconКонспект №1 Цель: Познакомить с понятиями «Природа», «Живая природа»,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Программа «Природа и творчество» iconРеферате Тема реферата и ее выбор
«Наполеон Бонапарт» или «Николай Второй», по литературе — «Творчество А. С. Пушкина», по биологии — «Обитатели океана», по географии...
Программа «Природа и творчество» iconШкольный реферат и основные требования к его написанию
«Наполеон Бонапарт» или «Николай ii», по литературе – «Творчество А. С. Пушкина», по биологии – «Обитатели Океана», по географии...
Программа «Природа и творчество» iconСалык Н. А. Использование краеведческого материала в воспитательной работе
В документах определены следующие ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество,...
Программа «Природа и творчество» iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Программа «Природа и творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: ммп, фотографии-слайды ремесленных изделий современной Чувашии, презентация «Юные рукодельницы», учебный диск «Человек....
Программа «Природа и творчество» iconОбразовательная программа «Ручное творчество работа с бумагой» (для детей 12-13 лет)
Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т. Н. Просняковой...
Программа «Природа и творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений
Программа «Природа и творчество» iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты
Программа «Природа и творчество» iconПрограмма по курсу География России / Природа / для 8 класса
Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг
Программа «Природа и творчество» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные...
Программа «Природа и творчество» iconI вариант является ли человек составной частью понятия «природа»...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
Программа «Природа и творчество» iconГеоинформационная технология актуализации данных территориального...
...
Программа «Природа и творчество» icon“Управление проектами в рекламе: система и личность, наука и творчество” Екатерины Ивович
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Программа «Природа и творчество» iconЗакон Ципфа и фрактальная природа социальных и экономических явлений...
Эти закономерности подчиняются степенным рядам [синоним – фрактальная природа]


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск