Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная
средняя школа №23 «Менеджер» Технология деятельностного метода «Школа - 2100» Урок открытия новых знаний
(проблемный диалог, организация групповой работы)
«Правда» Сони Мармеладовой»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
(Урок литературы в 10 классе)
Разработала и провела учитель
русского языка и литературы
Мосенкова Елена Владимировна
Альметьевск, 2014
Тема. «Правда» Сони Мармеладовой. (10 класс) Цели:
1.Обучающие: – определить, в чем заключается “правда” Сони Мармеладовой; – проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки; – как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через “правду” Сонечки; – проанализировать сцены встреч Раскольникова с Соней
2.Развивающие: – формировать коммуникативные УУД учащихся;
-совершенствовать умения формулировать проблему , выдвигать гипотезы, определять пути решения проблемы, представлять результаты; анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-следственные связи; работать с текстом;
– развивать творческие способности учащихся, монологическую и диалогическую устную речь; – формировать умение работать в группе.
3.Воспитывающие: – воспитывать нравственные понятия (любовь, жалость, сострадание, вера); - утвердить понимание ценности человеческой жизни.
Тип урока: ОНЗ
Технология: КДМ, проблемный диалог. Оборудование. Презентация «Правда» Сони Мармеладовой.
Форма: фронтальная и групповая
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Доска и оборудование
| I.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Побуждающий диалог.
Формулирование проблемы.
Целеполагание.
| 1.Мотивация к УД.
-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над романом Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Надеюсь, что сегодняшний урок обогатит вас нравственно.
-Вспомним, с какими героями мы знакомились на прошлом уроке и как они были связаны с образом Раскольникова?
2.Побуждающий диалог к созданию проблемной ситуации.
- «Я отворил дверь, и никто не может затворить ее…». Это строка из Откровения Иоанна.
-Каково символическое значение этого образа «двери».
- Перед какой «дверью» уже стоял Раскольников и какой выбор он сделал?
- Но почему Ф.М.Достоевский не заканчивает свой роман на этом выборе Раскольникова?
- «Покамест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально». К «двери» какого еще героя автор подводит Раскольникова? - Какая возникает проблема? Что предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и проблему урока.
Тема. «Правда» Сони Мармеладовой.
Проблема. Почему Раскольников приходит к Соне Мармеладовой и какой выбор он должен сделать? (куда он открывает «дверь»?)
Цели.
1.Раскрыть жизненную позицию Сони Мармеладовой, ее «правду» жизни.
2.Определить, какой выбор делает Раскольников.
| Вступают в беседу.
(Лужин, Свидригайлов как «темные» двойники Раскольникова, Это герои, которые живут по принципу «все дозволено»).
Вступают в диалог с учителем, анализируют высказывания, делают предположения. -«Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.
Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора. -Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя. Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя. -Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало. -Автор подводит своего героя к другой «двери» - «двери» в дом, где живет Соня Мармеладова, а затем и в ее комнату.
Осознание проблемы.
По-разному формулируют тему и проблему
Формулируют цели урока.
| Слайд 1. «Преступление и наказание». Слайд 2 «Лужин и Свидригайлов» Слайд 3 Дверь в дом.
Слайд 4.
Тема и проблема записываются на доске.
Слайд 5. «Правда» Сони Мармеладовой.
Слайд 6. Проблема урока.
| II.Выдвижение версий.
| - Какие у вас есть версии решения проблемы?
| Предлагают версии, пытаются их обосновать.
| От проблемы стрелками выделяются ключевые слова.
| III. Актуализация имеющихся знаний.
| Организация аналитической беседы.
- Что мы уже знаем о Соне?
- В чем причина бедственного положения Сони?
| Индивидуальное задание. Краткий пересказ.
История жизни Сони Мармеладовой.
(ч.1, гл.2)
Соня – дочь Мармеладова от первого брака. Воспитания и образования не получила. Отец пытался обучать ее сам географии и всемирной истории. Но сам многого не знал, а потому и ее научить не мог. Рано начала зарабатывать шитьем, но случилось так, что хозяин ей ничего не заплатил. Семья голодала, да еще мачеха, Катерина Ивановна, попрекала дармоедством. И тогда Соня приняла решение продать себя, принеся К.И. 30 целковых. Получила «желтый билет». Стала жить от семьи отдельно, помогая и отцу-пьянице, и детям Катерины Ивановны.
- Причина бедственного положения Сони в том, что она вынуждена продавать себя, чтобы прокормить семью, чтобы не погибли любимые люди.
| Слайд 7. Соня Мармеладова.
| IV. Планирование деятельности по решению проблемы.
| - Что нам нужно узнать для решения проблемы, кроме знания истории жизни Сони? Давайте спланируем свою дальнейшую деятельность.
- Какие эпизоды, на ваш взгляд, наиболее целесообразно проанализировать, чтобы решить проблему урока?
(Ограничивает рассматриваемый материал отношениями с Раскольниковым. Отношение к отцу, мачехе, ее детям модно дать в качестве домашнего задания).
| Определяют, каких знаний не хватает, определяют, где и как их добыть (открыть).
Составляют план действий.
1.Проанализировать эпизоды, в которых раскрываются жизненные принципы Сони, т.е. ее «правда».
2. Раскрыть ее взаимоотношения с другими героями (семья, Раскольников).
1.Первая встреча с Раскольниковым (ч.4, гл.4).
2.Вторая встреча с Раскольниковым (ч.5, гл.4)
3.Третья встреча с Раскольниковым (ч.6, гл.8)
(Могут назвать эпизоды, где раскрывается отношение Сони к отцу, мачехе, ее детям.)
| План действий записывается на доске (или вывешивается в печатном виде).
Записывается материал для анализа на доске.
| V.Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Групповая деятельность учащихся.
| 1.Организует групповую деятельность учащихся (последовательность работы группы объясняет учитель, т.к. это начало освоения групповой работы учащихся, не имеющих навыков работы в группе).
- Наша работа будет строиться следующим образом: мы разделимся на группы, каждая группа будет работать над частью проблемы, которую вы сформулировали; от работы группы будет зависеть решение общей проблемы.
- Сейчас члены каждой группы займут свои места (группы созданы заранее по 5 человек).
- Теперь вспомним правила работы в группе (по алгоритму).
- Наконец, для эффективной работы группы вам необходимо:
* распределить организаторские роли – выбрать организатора, секретаря-оформителя, докладчика (они работают в соответствии со своими функциями – см. раздаточный материал-памятки);
*помнить все членам группы, что все вы – генераторы идей, вы все выдвигаете предложения по решению учебной проблемы, от вклада каждого из вас будет зависеть качество работы группы.
- В конце урока вы должны будете сделать анализ работы группы на уроке.
2. Раздает дидактический материал группам.
3.Определяет время выполнения работы (примерно 10 минут)
4. Наблюдает за работой каждой группы и работой отдельных учеников, уточняет задания и проверяет понимание задания учащимися, контролирует соблюдение правил групповой работы.
5.Организует выступление групп с результатами работы.
6. Контролирует результаты работы, уточняет выводы (по необходимости задает подводящие к выводам вопросы).
6.1.Организует фронтальную проблемную беседу по анализу эпизода «Чтение Евангелия о воскрешении Лазаря».
– Почему Раскольников выбирает именно эпизод “Воскресение Лазаря” из Евангелия?
- Почему Соня, всегда такая кроткая, эту главу о воскресении Лазаря читает «громко и восторженно», торжественно и радостно, звонко и энергично?
- Как вы думаете, действительно ли уверовал Раскольников в возможность воскрешения своей грешной, убитой души?
-– Меняет ли свое мнение о преступлении Сони Раскольников? Как это можно доказать?
6.2.Организует фронтальную проблемную беседу по анализу данного эпизода.
-Как воспринял Раскольников совет Сони о покаянии в этом эпизоде и почему именно так? Какая символическая деталь говорит об этом?
6.3.Организует фронтальную проблемную беседу по анализу данного эпизода
-Верите ли вы в истинное раскаяние Раскольникова?
|
1.Рассаживаются по группам.
2. Повторяют правила работы в группе.
3. Распределяют роли организаторского репертуара (организатор, секретарь-оформитель, докладчик), повторяют их функции.
4. Работают в группе:
-планируют учебное сотрудничество,
-собирают информацию через анализ материала,
- выдвигают гипотезы,
-выражают свои мысли в партнерстве,
-управляют поведением партнеров,
-слушают друг друга,
-обсуждают предложения,
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
- записывают основные положения, необходимые для представления результатов работы.
5.Выступают докладчики от каждой группы. Остальные ведут записи в тетрадях по теме «Правда Сони Мармеладовой». I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)
1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?
2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?
(1.Цель: «Пойдем вместе…Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила…Смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь …свою». Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Они оба избрали путь насилия. Она для него союзница. По его мнению, условия, в которых живет Соня, невыносимы, они тоже должны привести ее к бунту. А бунт ее в тех трех дорогах, о которых он говорит: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Ведь она, с его точки зрения, «понапрасну умертвила и предала … себя». Жертва ее была напрасной: никому она не помогла: «…никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Вот это он и хочет увидеть в Соне и понять, что он прав, что должна же и Соня взбунтоваться. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает.
2.Однако, чем больше он разговаривает с Соней об этом, о ее жизни, то все больше и больше начинает понимать в ней другое. Да, Соня осознает, что она «бесчестная…великая грешница», что она уже думала «разом все покончить». Но она не бунтует. Это для него загадка. «Что же поддерживало ее? – задается вопросом Раскольников. Постепенно он начинает понимать «правду» Сони, которая раскрывается в этом мучительном разговоре с ним:
- жертвенность; преступление ее нравственное, насилие над собой (а у него – уголовное), жертва ее не напрасна, она спасает свою семью, конкретных людей (а не абстрактное человечество как Раскольников);
- безмерная любовь и сострадание к ближним – Катерине Ивановне и ее детям, понимание того, что без нее они пропадут («А с ними-то что будет?»), она с ними (а Раскольников отгораживается» от своих родных, до чувства «болезненной ненависти»);
- редкое умение видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто обижал ее (она оправдывает жестокое отношение к ней Катерины Ивановны, хорошо говорит о семье квартирных хозяевах – Капернаумовых);
- чуткая душа;
- терпение и способность нести свое страдание и взять на себя страдание за других (за что Раскольников «поцеловал ей ногу»), а не бунт, не протест;
- вера в Бога как сила, которая дает ей возможность жить и сохранить чистоту духа: «Что ж бы я без бога-то была?» (именно это качество увидел в ней Раскольников) Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
-Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение. На воскресение своей души, а это - возвращение к людям. Но вернуться к людям можно, лишь уверовав в Бога так, как в него верит Соня. - Соня ожидала чуда. Как сестры Лазаря, Марфа и Мария, ожидали от Иисуса воскресения своего брата, так и Соня надеялась на воскресение мертвой души Раскольникова. Она хотела, чтобы он уверовал в Христа. - Скорее всего, пока нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой (я простил себя). Это мнимое воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело люди. Но Раскольников бежит от людей и сейчас не готов ни с кем общаться. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, который забрезжил в душе убийцы.
Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)
1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?
2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?
(1.Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в преступлении. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Может быть, не все поймет, но выдержит.
2. Новое, что открывает Раскольников в «правде» Сони:
- для нее каждый человек – творение Божье, жизнь его во власти Создателя (для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины»). Соня: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
- отрицание убийства в принципе: «Это человек-то вошь?..Убивать? Убивать-то право имеете?»; это нарушение христианских и нравственных ценностей:
«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»;
- сострадание к убийце, не осуждение, не порицание, не отталкивание, не отвращение: «Что вы… над собой сделали!», «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (и в народе бытовало характерное слово, заменявшее слово «убийца», «каторжник» - «несчастный», «нравственно заблудившийся»);
- готовность разделить страдание с убийцей: раз он пришел к ней, значит. Ее помощь необходима; одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем».
-вера в силу всенародного покаяния на перекрестке, через которое можно повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать ту землю, по которой он ходит и которую презирает; здесь, на перекрестке, соединяются все значения креста: вера, страдание, сострадание. Это все, через что переступил Раскольников, что отдалило его от людей, что сделало его душу мертвой. Покаяние – это путь к обновленной жизни. Он никогда не бывает легким. Тяжкий крест своей судьбы Раскольников должен вынести и пронести сам. («Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»). Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
- Он отказался идти к людям, отказался от покаяния, т.к. не чувствовал своей вины перед ними. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они…»
- Он еще надеялся, что поборется, что осознает себя «человеком», а «не вошью».
- Символическая деталь – «кипарисный крестик», который ему хотела дать Соня. «Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку». Он внутренне не готов к такому поступку, о чем просит Соня. Он еще не может отказаться от своей идеи. III группа. Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников на Cенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)
1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?
2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади?
(1.Он пришел сказать, что решился идти на перекресток, куда Соня его посылала; пришел за крестами-символом веры и страдания. Внутренне он уже решился и на покаяние, и на явку с повинной. Он не выдерживает «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Разомкнутость с людьми невыносима. Самое сильное ощущение Раскольникова после совершения преступления – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание – ощущение отчужденности от людей, одиночество. Достоевский утверждает, что человек может быть счастлив только с людьми.
Но он должен это сделать сам: сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда-то презирал и делил на разряды, категории.
В силу своего отношения к людям Соня не могла оставить его в такой трудный момент. Она должна была оказать ему нравственную поддержку перед решительным самостоятельным поступком Раскольникова. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен и осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто говорила Соня. И Раскольников понял это, увидев Соню в толпе. Он понял, что она вместе с ним теперь пойдет «хоть на край света». Это придало ему уверенности.
2. «Правда» Сони Мармеладовой, ее жизненные принципы. основанные на нравственных и христианских заповедях, на многое открыли глаза Раскольникову. Это прежде всего жить по принципу «возлюби ближнего своего», это вера в спасение души и возвращении к людям через страдание, смирение, любовь, отказавшись от гордыни и желания власти над людьми. Покаяние давало ему возможность вернуться к людям и чувствовать себя человеком – не «тварью дрожащей», не «властелином», а просто человеком, жизнь и судьба которого в Божьих руках. Сонина правда пробуждает в нем ощущение полноты жизни. Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.
-Слезы Раскольникова говорят о том, что его душа оттаяла, «все разом в нем размягчилось», он ощущал что-то новое в себе, когда стоял перед людьми и целовал землю. Но есть детали, которые заставляют усомниться в его искреннем раскаивании:
-когда он вышел от Сони, он снова подумал: «Неужели нельзя еще остановиться…и не ходить?»
-он так и не произнес перед людьми слова «я убил» («они замерли в нем»),
- да и в участке он вел себя не очень последовательно, все не решался признаться, даже уже почти вышел из участка. И только увидев Соню во дворе, он повернул обратно. И сделал явку с повинной. Все эти детали говорят о том, что решение-то Раскольников принял, но как трудно его выполнить, как труден путь человека к воскрешению своей души. Это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу гордыню будет очень непросто. Путь к вере, к Богу, к людям довольно труден.
| На столах у каждой группы:
- карточка с заданием;
- «Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы»;
- «Правила работы в группе»;
- «Алгоритм действия при выполнении задания в группе»;
- памятка «Ролевые функции».
|
Слайд 8. Раскольников у Сони
Вывод записывается в виде схемы на доске
(нравственные принципы)
Слайд 9. Соня читает Евангелие.
Слайд 10. Соня зовет к покаянию.
Вывод записывается в виде схемы на доске
(христианские принципы)
| VI.Выражение решения проблемы.
| Организует фронтальную работу по формулированию выводов при решении проблемы урока.
- Какой ответ мы можем дать по основной проблеме урока: «Почему Раскольников приходит к Соне Мармеладовой и какой выбор он должен сделать? (куда он открывает «дверь»?)»
-Возможно ли такое чудо? Уверовал ли до конца Раскольников в возможность воскрешения души? – Это мы узнаем, прочитав эпилог романа, что станет проблемой нашего следующего урока.
| Обобщают, делают выводы по проблеме.
-Открыв «дверь» старухи-процентщицы, Раскольников понимает, что сделал выбор, который ведет от себя, от людей, от мира. Жить с грузом убийцы он не может. Убийство человека – это путь разрушения своей личности, это потеря ощущения полноты жизни, радости, наполненности жизни.
К Соне он идет
-за понимаем того, что дает человеку силы жить в этом страшном, уродливом мире,
- за пониманием того, что делать, чтобы изменить существующий порядок: бунтовать или смиряться;
-за пониманием того, чем руководствоваться в жизни: разумом или верой;
-за понимаем того, как сохранить в себе человека, не дать очерстветь своей душе, чтобы не переступить ту грань, из-за которой вернуться в мир людей будет уже невозможно.
Придя к Соне, он должен был сделать выбор: верить или не верить Соне, людям, Богу. А главное, верить или не верить в возможность воскрешения души и возвращения к людям, к позиции не над людьми, а вместе с ними.
| Слайд 12. Слова Порфирия Петровича о солнце
| VII.Рефлексия учебной деятельности.
| 1.Организует проведение рефлексии каждой группы по «Карточке оценке работы группы».
2. Проводит оценивание работы группы в соответствии со своими критериями (словесное оценивание работы группы).
| Обсуждают оценку работы группы.
Выступает докладчик.
| Каждая группа получает «Карточку оценки работы группы».
| VIII. Домашнее задание
| 1.Письменно ответить на вопрос: «В чем прав и в чем не прав Ф.М.Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сонечки Мармеладовой?
2. Прочитать «Эпилог», отобрать материал о жизни Сони и Раскольникова на каторге, об их взаимоотношениях.
|
|
| План решения проблемы. Анализ эпизодов встречи Сони с Раскольниковым. 1.Первая встреча (ч.4, гл.4).
2.Вторая встреча (ч.5, гл.4)
3.Третья встреча (ч.6, гл.8)
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. 1.Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2.Нужно слушать и понимать друг друга.
3.Нужно уметь договариваться.
4.Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).
Приложение 1. I группа. Задание.
Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)
1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?
2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение? Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы.. (На работу отводится 15 минут). 1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию из текста (ч.4, гл.4). Обратите внимание на следующие моменты:
а) что Раскольников видит общего между ним и Соней;
б) какой путь ожидает Соню в жизни, по его мнению;
в) как Соня живет в страшных социальных условиях;
г) что Соня говорит о своих близких, каково ее отношение к ним, к другим людям.
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вывести особенности «правды» Сони Мармеладовой). Записать в виде четких формулировок: 1. …. . 2. … . и т.д.
(учтите, что это – основная часть вашего ответа).
4. Сформулировать ответ.
Примечание. Цитаты отбирать конкретные, сокращать, выбирать только существенное (словосочетание, сокращенное предложение, чтобы уложиться во времени; читать выразительно, четко, понятно).
5. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде схемы (дана на доске, оформить свою часть работы: докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в схему).
Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «во-первых, это …» и т.п.
II группа. Задание.
Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)
1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?
2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение? Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы.. (На работу отводится 15 минут). 1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию из текста (ч.5, гл.4). Обратите внимание на следующие моменты:
а) что в ее понимании «человек», в отличие от отношения к «человеку» Раскольникова (вспомните его теорию);
б) отношение Сони к убийству человека, с чем это связано;
в) отношение к Раскольникову как к убийце;
г) путь, который она предлагает Раскольникову.
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вывести особенности «правды» Сони Мармеладовой). Записать в виде четких формулировок: 1. …. . 2. … . и т.д.
(учтите, что это – основная часть вашего ответа).
4. Сформулировать ответ.
Примечание. Цитаты отбирать конкретные, сокращать, выбирать только существенное (словосочетание, сокращенное предложение, чтобы уложиться во времени; читать выразительно, четко, понятно).
5. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде схемы (дана на доске, оформить свою часть работы: докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в схему).
Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «во-первых, это …» и т.п.
III группа. Задание.
Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников на Cенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)
1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?
2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади? Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы.. (На работу отводится 15 минут). 1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию из текста (ч.6, гл.8). Обратите внимание на следующие моменты:
а) психологическое состояние Раскольникова по отношению к людям после совершения преступления;
б) что ему труднее всего вынести;
в) какие категории «правды» Сони оказали существенное влияние на решение Раскольникова (вы можете опираться на выводы I и II групп или сделать самостоятельные выводы о «правде» Сони Мармеладовой»);
3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вывести особенности «правды» Сони Мармеладовой). Записать в виде четких формулировок: 1. …. . 2. … . и т.д.
(учтите, что это – основная часть вашего ответа).
4. Сформулировать ответ.
Примечание. Цитаты отбирать конкретные, сокращать, выбирать только существенное (словосочетание, сокращенное предложение, чтобы уложиться во времени; читать выразительно, четко, понятно).
5. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде схемы (дана на доске, оформить свою часть работы: докладчик делает выводы, секретарь-оформитель записывает в схему на доске).
Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «во-первых, это …» и т.п.
Лист самооценки работы группы Приложение 2
Критерии
| Самооценка (записать выводы)
| 1. Как справились члены группы с решением проблемной задачи? Что удалось и что не удалось? Почему?
|
| 2. Удалось ли соблюдать правила работы в группе? Что нужно учесть при последующей работе?
|
| 3. Как справились члены группы с ролями организаторскими (организатор, секретарь-оформитель, докладчик)? Рекомендации (если есть)
|
| 4. С какими трудностями вы столкнулись при работе в группе? Почему?
|
| 5. Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
|
|
Критерии для оценивания работы группы Приложение 3
-
№ группы
| Глубина и правильность раскрытия проблемы задания
| Логика изложения материала, четкость выводов
| Полнота и точность выражения мыслей
| Соблюдение
учениками правила работы в группе, умение сотрудничать
| Владение монологической и диалогической формами речи
| Выполнение членами группы своих организационных и интеллектуальных ролей
| 1
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
| |