Скачать 73.58 Kb.
|
Лотова Татьяна Павловна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 23 г Челябинска Русский язык Определение спряжения глаголов по неопределённой форме (Образовательная программа «Школа 2100», 4 класс) Технология развивающего обучения: методика комплексного интеллектуального развития младших школьников Г. Бакулиной и проблемный диалог при изучении нового материала по технологии Мельниковой Е. Л. Обоснование к выбору технологии. Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством класса. Но в то же время проблемные методы не равноценны. Учебный результат. Высокое качество обученности, сохранение здоровье детей, удовлетворение родителей качественным образованием, индивидуальный прогресс детей в освоении пяти универсальных компетентностей: - способность к исследованию; - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия; - способность принимать решения - способность осуществлять принятое решение; - способность постоянно осваивать новые виды деятельности. Цели урока: Воспитательная: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, желания учиться. Развивающая: активизация познавательной деятельности через учебно-поисковую деятельность и решение логических задач для того, чтобы каждый ученик мог действовать как субъект вступая во взаимоотношения не только с учителем, но и с учащимися. Обучающая: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через создание проблемной ситуации и подведение детей к самостоятельному открытию новых знаний. Ход урока. 1. Организационный момент Учащиеся записывают число и месяц, подчёркивая орфограммы. 2. Минутка чистописания. На доске: М. л.ко, к.рова, трава Врач, б.лезнь, выздор.вление Д.ма, стр.итель, кирпичи Простуда, хол.д, б.лезнь Учитель. Составьте цепочку слов по смысловой закономерности (например: трава, корова, молоко) Учащиеся. Болезнь- врач- выздоровление Кирпичи –строители- дома Холод- простуда- болезнь Учитель. Какие буквы пропущены в этих словах? Охарактеризуйте букву. Учащиеся. В словах пропущена безударная гласная О. Учитель. Назовите буквы, в написании которых есть элемент " овал". Учащиеся. Элемент " овал" есть в написании букв О, Д, В, А, Б, Ю, Ф. Учитель. Составьте цепочку из данных букв и запишите в тетради. Учащиеся. Самостоятельно составляют цепочки из букв. Учитель. Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке? Учащиеся. Дети объясняют закономерности. (Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д.) 3. Словарно-орфографическая работа. На доске: земледелие, расстояние, космонавт. Учитель. Найдите лишнее слово по трём и более признакам и узнаем новое словарное слово. Учащиеся. Слово космонавт лишнее, так как это слово мужского рода, одушевлённое, в нём 3 слога, начинается с глухого согласного. Учитель. Объясните значение слова космонавт. Выслушав ответы детей, учитель даёт объяснение слова по словарю русского языка С. И. Ожегова стр. 257: «Космонавт- это тот, кто совершает полёты в космическое пространство». Учитель. Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании? Учащиеся. В слове космонавт запоминаем орфограммы О и В. Учитель. Образуйте однокоренные слова к слову космонавт. Учащиеся. Космонавтика, космический, космос, космодром, космовидение, космооткрыватель космография... Учитель. Составьте с одним из них предложение, используя глаголы НАБЛЮДАЕШЬ, ИЗУЧАЕМ, ПОМНИТЕ. Обозначьте спряжение глаголов. Самостоятельная работа детей и последующая проверка: дети читают составленные ими предложения и называют спряжение глаголов. Объясняют правописание безударной гласной в окончании глаголов. 4. Изучение нового материала Учитель. Скажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2 спряжению? Учащиеся. Глаголы 1 спряжения в форме 3 лица множественного числа имеют окончания — ут(-ют), а глаголы 2 спряжения: -ат(-ят). Упражнения в распознавании спряжения глаголов. (2 учащихся работают у доски). Учитель. Как сказать иначе? Напишите глаголы в 2 столбика по спряжениям. Обращаться к кому-либо с вопросом (спросить) Переместить снизу вверх (поднять) Становиться зелёным (зеленеть) Сделать чистым (чистить) Отдавать деньги за покупку (платить) Бояться опоздать куда-либо (спешить) Убирать сорняки на грядке (полоть) Набрать воздух в воздушный шарик (надуть) Проверка. Учитель. Вы выполнили моё задание? Как вы его выполнили? Учащиеся. По-разному. Учитель. Почему так вышло? Что мы не знаем о глаголах в неопределённой форме? Учащиеся. Мы не знаем, как распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме. Учитель. Исходя из наших рассуждений, определите тему нашего урока и его цели, Учащиеся. Тема урока: «Определение спряжений глаголов по неопределённой форме» Цель: научиться распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме Учитель. Итак, получились разные мнения. Как можно проверить, какое из них верное? Учащиеся. Мы умеем определять спряжение глаголов по форме 3 лица множественного числа. Учитель. Определите спряжение данных глаголов. Учащиеся. 1 спряжение 2 спряжение Поднимут — поднять спросят — спросить Зеленеют — зеленеть чистят — чистить Полют — полоть платят — платить Надуют — надуть спешат — спешить Учитель. Как можно узнать спряжение глаголов по неопределённой форме? Учащиеся. Глаголы неопределённой формы, оканчивающиеся на -ять, -еть, -оть, -уть относятся к 1 спряжению, а глаголы на -ить — ко 2 спряжению. Учитель. К 1 спряжению относятся глаголы, неопределённая форма которых оканчивается не только на -ять, -еть, -оть, -уть, но и на -ать, -ыть. Составьте схему к данному правилу. (Дети обсуждают и оформляют схему в группах, затем вывешивают свои варианты на доску. Выбирается самый оптимальный вариант). Учащиеся. На доске остаётся запись 1 спряжение — неопределённая форма -ать -ять -еть -оть -ыть -уть 2 спряжение — неопределённая форма -ить 5. Физминутка. Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения — топаем. Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения — топаем. Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения — топаем. Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить, сеять. 6. Закрепление. Самостоятельная работа. Учитель. Выполните упражнение № 261. Напишите глаголы в 2 столбика — по спряжениям. Проверка выполненной работы. Взаимопроверка. На доске: боле.шь, спор.м, гуля.шь, зеленее.т, пиш.шь, игра.м, чита. те. Учитель. Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения. Учащиеся. Выполняют задание на доске. Учитель. Какие в данных глаголах личные окончания? Учащиеся. В данных глаголах безударные личные окончания. Учитель. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? Учащиеся. Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1 спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения — И.(Учащиеся по одному выходят к доске и вставляют пропущенные гласные.) Работа в группах по карточкам. 1 группа. ЖУРАВЛИ. В степи между пучками чая танцу.т журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер глад.т и трепл.т их. Но журавлиха танцора не замеча. т. Брод.т и нагиба. тся. Смотр.т по сторонам и охорашива. тся. 2 группа. КАБАН-СЕКАЧ. Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т. 3 группа. ЛЕСНАЯ АЗБУКА. Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держ.т лапу в комке. Для этого она крепко сжима.т пальцы. Собака пальцы раздвига. т. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступа.т правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука. 4 группа. КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ. С быстротой молнии кида.тся на ящерицу стрела-змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она наход.т птичье гнездо и съеда.т все яйца. Белок и желток она глота.т, а скорлупу выплёвыва. т. Гюрза в жару пряч.тся в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувству.т живое тепло на расстоянии. Он мож.т сразу найти жилую нору. Учитель. Прочитать тексты. Выписать глаголы, вставляя пропущенные гласные. Указать спряжение глаголов. Образец: бродит — бродить- 2 спряжение Проверка. Взаимопроверка групп, оценивание работ. 7. Итог урока. Учитель. Продолжите фразу «Сегодня я на уроке … Научилась (научился)... Было интересно.... Было трудно... Я понял (а), что.... 8. Домашнее задание. Задания разного уровня сложности дети выбирают самостоятельно.
|
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | Учебник «Русский язык» Абрамова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории, гбоу нш-дс №624, г. Санкт-Петербург | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Учебник М. И. Моро «Математика. 2 класс» Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский... | ||
«Секунда» Альбина Владимировна Харченко (учитель начальных классов... Маоу гимназии восточных языков № Директор гимназии Горлова И. В. и заместители директора Фартушная Е. П., Суранова Е. И. и Фомина... | Мастер-класс «Картина-пейзаж» Огаркова Е. Ю. Учитель изобразительного... Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прынзина Татьяна Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Маркова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель начальных классов первой квалификационной категории Земцова Татьяна Алексеевна (2008 г.) | Информация о разработчике Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... | ||
Конспект внеклассного мероприятия Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель истории i-ой квалификационной категории, наставник молодых учителей, директор высшей квалификационной категории моу «Хадаханская... |