Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе,





НазваниеРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе,
страница1/4
Дата публикации07.07.2015
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ново – Ольховская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Ново - Ольховской СОШ

___________ Соловова Л.В.

« 28» августа 2014год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

по литературе

для 10 класса

( базовый уровень)

Составитель: Тышковская Ирина Алексеевна

учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор – составитель Коровина В.Я.) Учебник Литература 10 класс учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ю.В.Лебедев – М. Просвещение, 2014.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. Лебедева Ю.В. (2010.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: Литература В 2 ч. - М., Просвещение, 2014,
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Критерии оценивания

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 70 – 89 %;

«3» — 50 – 69 %;

«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.


Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.



При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.


При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;







- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;







- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;







- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;







- ссылки – все ссылки работают







Средняя оценка по дизайну




Содержание

- раскрыты все аспекты темы;







- материал изложен в доступной форме;







- систематизированный набор оригинальных рисунков;







- слайды расположены в логической последовательности;







- заключительный слайд с выводами;







- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;







- ученик владеет материалом своей темы;







Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка






СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 102 часа

Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историко-культурном контексте (вводный урок) (1 ч)

Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы. Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.

Русская литература второй половины XIX века Обзор русской литературы 2 половины 19 века(1 ч.)

А. Н. Островский (10 ч) Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.
И. А. Гончаров (7 ч)
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?»

Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.
И. С. Тургенев (10 ч)
Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Сложность позиции Тургенева. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа. Статья Д.Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое и жанровое своеобразие, стилистические особенности.

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм
Н. Г. Чернышевский(3ч) Жизнь и творчество. Роман «Что делать». Идейный мир романа. Искания «новой женщины». «Новые люди» в романе.

Знать: Авторов и содержание изученных художественных произведений; сюжет, особенности композиции; событийную сторону и героев изученных произведений в их взаимосвязи; основные признаки понятий: пейзаж, портрет, литературный герой; логику развития историко- литературного процесса на материале литературы 19 века; характерные особенности индивидуального стиля писателя; жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы)

Уметь: определять как время изображенное, так и время создания; выделять элементы композиции изучаемых произведений, понимать их роль в произведении; характеризовать героев произведения, давать сравнительную характеристику и групповую; обосновывать свое мнение о произведениях и героях, находить элементы сюжета; свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и отстаивать их; пользоваться справочным аппаратом; применять сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.

Формы контроля: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельные работы; письменный опрос; зачет;обобщение в игровой форме; сочинения

Из русской поэзии второй половины 19 века.

Н. А. Некрасов (9 ч) Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...» «Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.

Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.
Ф. И. Тютчев (4ч)
Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»
Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.
А. А. Фет (4ч)
Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А. Фета. Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.
А. К. Толстой (3ч) Жизнь и творчество. Песни чистой души. Стихотворения: «Не верь, мой друг, когда в избытке горя...», «Средь шумного бала, случайно...», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». Интимные и философские мотивы лирики. Красота природы и природа красоты в поэзии А. К. Толстого. Сатирические темы и мотивы. Историческая проза А. К. Толстого («Князь Серебряный»)

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах, важнейшие этапы жизненного и творческого пути; характерные особенности эпохи, отраженные в произведении; тексты художественных произведений, сюжет, особенности композиции, типическое значение характеров главных действующих лиц произведений; характерные художественные особенности; жанры всех родов (эпос, лирика, драма); знать отличие эпоса от лирики, их своеобразие; существенные признаки понятий: художественный образ, литературный тип, классовость, народность литературы; характерные особенности стиля писателя; основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Уметь: выделять элементы композиции и понимать их роль в произведении; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное; сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;обосновывать свое мнение о произведениях и героях. определять принадлежность произведения к одному из литературных жанров; уметь анализировать лирическое произведение; находить

изобразительно –выразительные средства языка, художественные приемы; различать эпические , лирические и драматические произведения; пользоваться справочным материалом и словарем литературоведческих терминов; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения лирических произведений; свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.

Формы контроля: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельные работы; письменный опрос; зачет; обобщение в игровой форме; сочинения

Русская литература второй половины XIX века

Н. С. Лесков (4ч) Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.
Теория литературы. Язык и стиль.


М. Е. Салтыков – Щедрин (6 ч) Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» Обзор. «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова- Щедрина
Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.
Л. Н. Толстой (18 ч) Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе кн. Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн. Андрея, Наташи и Николая Ростовых. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа. Смысл названия.

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.
Ф. М. Достоевский (11 ч)
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя. Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.
А. П. Чехов (10ч)
Жизнь и творчество. Рассказ «Ионыч». Трилогия о любви. «Дом с мезонином», «Палата No 6», «Попрыгунья и др. Комедия «Вишнёвый сад» Особенности конфликта, система персонажей в пьесе. Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям. Черты «новой драмы» А.П. Чехова в пьесе «Вишневый сад».

Теория литературы. Сюжет, тема, проблематика. Конфликт. Сюжет. Композиция. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка. Жанр. Стиль и язык.

Знать: краткие биографические сведения об изученных писателях; основные литературные направления русской литературы 18-19 веков; содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе; иметь представление о богатстве и многообразии жанров; характерные особенности индивидуального стиля писателя; основные теоретические понятия и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).; тему, идею, художественный образ, сюжет; особенности композиции и своеобразие языка писателя.

Уметь: определять как время изображенное, так и время написания, а также время, когда происходит чтение; использовать рекомендованную литературу, литературоведческую и критическую литературу; давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению; свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы; ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы; составлять тезисы и компоненты работ (критических статей Добролюбова. Писарева и др.).писать рецензии на самостоятельно прочитанную книгу; создавать сочинения-рассуждения проблемного характера; создавать план собственного устного и письменного высказывания; определять роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно- выразительных средств языка в их единстве; готовить доклад или реферат на литературную тему (по нескольким источникам).

Формы контроля: фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельные работы; письменный опрос; зачет; обобщение в игровой форме; сочинения

Учебно-тематический план

Введение. Литература второй половины XIX века. Идейные направления, критика.

1

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

6+2

И.А. Гончаров «Обломов»

5+2

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

10+2

Н.Г. Чернышевский

1

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Стихотворения

8+2

Поэзия второй половины XIX века




Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А..К. Толстой

7+1

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

4+1

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

5+1

Л.Н. Толстой «Война и мир»

20+2

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

9+2

А.П. Чехов «Вишневый сад»

7+1

Обобщение пройденного

3
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Кулаковой Натальи Александровны по учебнику «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровин
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии...
Федерального компонента государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, на основе Программы по литературе...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета)
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе...
Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Авторы составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Количество часов 102, в неделю 3 часа. Учебник: Г. С. Меркин, Литература....
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе...
Мо и нрт №4154/12 от 09. 07. 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих...
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования 2009 г, примерной программы основного общего образования по литературе, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск