№
урока
| Тема
урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля
| Планируемые результаты освоения материала.
| Домашнее
Задание
| Сроки
|
По плану
| По факту
|
1
| Введение.
Книга в
жизни человека.
| 1
| Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося
| Беседа
| 1.Тест по выявлению читательск. интереса.
2.Устн. ответы на вопросы.
3.Тестирование.
| Умение работать с текстом.
Письм. творч. работа.
«Как вы понимаете слова «труд писателя» и « труд читателя?»
| 1.Вопросы и задания на стр.5 (устно).
2.Написать монолог. высказывание «Слово о слове».
3.Написать понравивш. эпизод из одной прочитанной книги летом.
(задания 2 и 3 по выбору)
| 1 четв.
|
|
2
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
| 1
| Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Пословицы, поговорки, загадки.
| Элементы викторины и интеграции знаний по истории, этнографии и лит-е, слово учителя, беседа.
| Викторина на проверку знаний отличит. особенностей жанров УНТ. Устные ответы на вопросы.
| Умение работать в группах: придумывание названий разделов фольклора. Умение пересказывать эпизоды с использ. системы худ. средств, харак-х произ-м фол. (зачины, концовки. постоян. эпитеты, повторы, символика образов). Уметь уместно употреблять пословицы и поговорки, загадки
| 1.Вопросы и задания на стр.8 (устно)
2.Написать в тетради несколько считалок,пословиц, поговорок.
|
|
|
3
| Сказка- вид народной прозы. Виды сказок. Сказители
| 1
| Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле
| Элементы путешествия, игры. Обучение чтению. Беседа
| Составление плана пересказа
| Уметь чётко. логично и обоснованно отвечать на поставлен. вопросы.
| 1.Пересказать любимую сказку, сделать иллюстрации (по желанию)
2.Прочитать сказку «Царевна-лягушка»; ответить на вопросы стр. 26.
|
|
|
4
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки
| 1
| Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.
| Обучение выраз. чтению, беседа
| Оценка за ответы на вопросы. пересказ
| Уметь выраз. читать. Пересказ. текст. Творч. зад.:1.Чем отличается Иван-царевич от своих братьев? 2.Расскажите о добрых и злых, умных и глупых героях сказки.
| 1Отметить признаки волшеб сказки.
2.Зад. по группам: Рассмотреть иллюстрации, помещенные в учебнике. Продумать кадры диафильма к эпизодам (сколько кадров, названия кадров, что изображено, композиция кадра, как изображены герои, какой текст сопровождает кадр): 1гр.-1,2,3 эпизоды; 2гр.-4,5; 3гр.-6,7.8.
|
|
|
5
| Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»
| 1
| Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.
| Беседа по прочитан. Выступления уч-ся (группов)
| Оценка выполнения творческ. задан. и д/з (группов)
| Уметь составлять диафильм, выполнять творч. задания,работать с иллюстрациями
| 1.Развернутый ответ на вопрос (письм.): Чем отличается Иван-царевич от своих братьев? или закончить высказывание так, чтобы было интересно, образно и поэтично: «Сказка-это не рассказ, не повесть. Не стих-е, не поэма, а…»
2.Читать сказку «Иван-крестьянский сын…» Пересказ фрагментов.
|
|
|
6
| «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического хар-ра.
| 1
| Система образов сказки. Особенности сюжета сказки. Татарский фольклор, татарские народные сказки.
| Урок комментиров. чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа.
| Вопросы учителя. Работа над вопросами. Коллектив. обсуждение.
| Умение выделять композиц. особенности сказки,особенности речи Ивана. Хар-ка главного героя.
| Принести сборники сказок о животных и бытовые: подготов. пересказ одной сказки.
|
|
|
7
| Сказки о животных. «Журавль и цапля».Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
| 1
| Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф Народные представления о добре и зле в сказках. Татарск. сказки о животных
| Обучение чтению. Беседа.
| Ответы уч-ся
| Комментир. чтение сказок. Беседа
| 1.Подготовить небольшое высказывание и ответить на вопрос: Какие жанры УНТ мне особенно близки?
2.К вн/чт: прочитать татар. Сказку «Белый волк». Составить кратк. письм. план пересказа
|
|
|
8
| Вн/чт «Во всех сказках добро побеждает. А зло наказывается» (по
татарской сказке «Белый волк»)
| 1
| Связь с историей татарского народа
| Выступления учащихся на уроке внеклассного чтения. Урок-доказательство
| Составление плана. Ответы на вопросы по знанию основного содержания. Контроль записей в тетрадях.
| Работа с текстом сказки. Формирование умений аргументировать свои ответы, используя текст произв-я.
| Сопоставьте две сказки: «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо» и сказку «Белый волк»,
Подготовьте на пересказ сказку татарского народа
|
|
|
9
| Р.Р. Мои любимые народные сказки. Обучение домашнему сочинению.
| 1
| Идейно-тематич. близость произв. УНТ татарск. и русского народа
| Развитие устной и письменной речи учащихся
| Инд. и коллектив. работа. Выполнение тестовых заданий
| Понимание темы сочинения; умение доказывать, делать выводы, обобщения; умения выстраивать композиц. Сочинения, логично и последовательно излагать мысли.
| Написать сочинение
|
|
|
10
| Из древнерусской литературы.
Начало письменности на Руси.
«Повесть временных лет»
| 1
| Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.
| Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Творческое чтение.
| Проверка письм. задания. Составление хронолог. таблицы.
| Умение анализирования текстов, фрагментов из «Повести…» (по группам)
| 1.Подготовить пересказ статьи учебникастр.45.
2. Прочитать летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина…». Ответить на вопрос 1 стр.49
|
|
|
11
| Жанр летописи. Русское летописание.«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
| 1
| Связь лит-ры с историей и живописью (иллюстр. Картины художника А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
| Проведение исследования. Фронтал. опрос, выбороч. пересказ.
| Фронтал. опрос, выбороч. пересказ.
| Умение составлять план, осмысливать содержание материала. Инд. и групповая работа
| Ответить на вопросы на стр.49
Вопрос№2 (как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва : «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери – древней Руси» За что мы должны быть благодарны и в чём это может проявляться?
|
|
|
12
| Из литературы 18 века.
М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»как юмористическое нравоучение.
| 1
| Связь с историей, механикой, химией, минералогией, с ИЗО
| Обучение чтению. Беседа. Анализ стихотворения.
| Составление хронолог. таблицы.
| Знать энциклопед. справку о Копернике и Птолемее
| 1.Ответить на вопрос стр.53 №2 (подготовить небольш. высказывание-рассуждение на тему: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от…»)
2.Выучить наизусть юмористическое нравоучение.
|
|
|
13
| Вн.чт .Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века.
| 1
| Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
| Урок внеклассного чтения. Запись опорного конспекта. Сообщения учащихся о баснописцах прошлого
| Викторина по проверке знаний басен
| Уметь составлять опорный конспект.
| Подготовить выразительное чтение басни на выбор. Составить речев. хар-ку героев этой басни.
|
|
|
14
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»
| 1
| Русские басни. Русские баснописцы 18 века.Связь с живописью и историей. Крылов и Пушкин.
| Беседа с элементами чтения, викторины, творческая работа
| Викторина на распознавание басен Крылова. Подбор речев. хар-к героев басен (самостоятельно)
| Формирование умения выделять главное
| 1.Составить список героев Крылова из тех басен, которые прочитали учащиеся. Нарисовать одного из них в тетради (по желанию).
2.Выучить басню (по выбору)
3.Инсцениров. басни (по группам)
|
|
|
15
| Аллегорическое отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне»
| 1
| Стих. М.ЮЛермонтова «Два великана», историч. факт- взятие Наполеоном Москвы
| Беседа с элементами чтения, творческая и письменная работа.
Инсценирован. басни
| Письм. работа-раскрыть смысл аллегории в этой басне.
| Умения определять мораль басни и сформулир. основ. идею произв
| Прочитать сказку «Спящая царевна»
|
|
|
16
| В.А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна» Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
| 1
| Сопоставление «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
| Слово учителя, рассказы уч-ся
| Худ. пересказ сказки (от начала до встречи царевны с ведьмой пряхой)
| Формирование умений работать со статьей учебника «Повествование, описание, рассуждение».
| 1.Подготовить пересказ фрагмента сказки «Спасение царевны», используя элементы повествования и описания.
|
|
|
17
| В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психолог. проблемы баллады.
| 1
| История дружбы Жуковского и Пушкина. Суть спора-«рождение сказок» Н.Даули «Три сосны». М.Джалиль «Соловей и козлик»
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению. Составление плана «основные события баллады»
| Чтение и комментирован. баллады. Составление плана «основные события баллады»
| Уметь находить примеры звукописи, устаревших слов и выражений книжной лексике
| 1.Выучить отрывок из произв. поэта.
2.Стр.86 ответить на вопрос№7
3.Прочитать и пересказать статью о Пушкине стр.87-88.
|
|
|