Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений





НазваниеРабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений
страница1/12
Дата публикации07.01.2015
Размер2.47 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Литература 5-11 классы

Литература 5-9 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной и учебника-хрестоматии (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. В 5 классе необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Курс литературы основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель курса:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Календарно-тематическое планирование 5 класс (2часа)



урока

Тема

урока

Кол-во часов


Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Виды контроля


Планируемые результаты освоения материала.

Домашнее

Задание

Сроки

По плану

По факту

1

Введение.

Книга в

жизни человека.

1

Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося

Беседа

1.Тест по выявлению читательск. интереса.

2.Устн. ответы на вопросы.

3.Тестирование.

Умение работать с текстом.

Письм. творч. работа.

«Как вы понимаете слова «труд писателя» и « труд читателя?»

1.Вопросы и задания на стр.5 (устно).

2.Написать монолог. высказывание «Слово о слове».

3.Написать понравивш. эпизод из одной прочитанной книги летом.

(задания 2 и 3 по выбору)

1 четв.





2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Пословицы, поговорки, загадки.

Элементы викторины и интеграции знаний по истории, этнографии и лит-е, слово учителя, беседа.

Викторина на проверку знаний отличит. особенностей жанров УНТ. Устные ответы на вопросы.

Умение работать в группах: придумывание названий разделов фольклора. Умение пересказывать эпизоды с использ. системы худ. средств, харак-х произ-м фол. (зачины, концовки. постоян. эпитеты, повторы, символика образов). Уметь уместно употреблять пословицы и поговорки, загадки

1.Вопросы и задания на стр.8 (устно)

2.Написать в тетради несколько считалок,пословиц, поговорок.







3

Сказка- вид народной прозы. Виды сказок. Сказители

1


Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле

Элементы путешествия, игры. Обучение чтению. Беседа

Составление плана пересказа

Уметь чётко. логично и обоснованно отвечать на поставлен. вопросы.

1.Пересказать любимую сказку, сделать иллюстрации (по желанию)

2.Прочитать сказку «Царевна-лягушка»; ответить на вопросы стр. 26.







4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки

1

Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.

Обучение выраз. чтению, беседа

Оценка за ответы на вопросы. пересказ

Уметь выраз. читать. Пересказ. текст. Творч. зад.:1.Чем отличается Иван-царевич от своих братьев? 2.Расскажите о добрых и злых, умных и глупых героях сказки.

1Отметить признаки волшеб сказки.

2.Зад. по группам: Рассмотреть иллюстрации, помещенные в учебнике. Продумать кадры диафильма к эпизодам (сколько кадров, названия кадров, что изображено, композиция кадра, как изображены герои, какой текст сопровождает кадр): 1гр.-1,2,3 эпизоды; 2гр.-4,5; 3гр.-6,7.8.







5

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

1

Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.

Беседа по прочитан. Выступления уч-ся (группов)

Оценка выполнения творческ. задан. и д/з (группов)

Уметь составлять диафильм, выполнять творч. задания,работать с иллюстрациями

1.Развернутый ответ на вопрос (письм.): Чем отличается Иван-царевич от своих братьев? или закончить высказывание так, чтобы было интересно, образно и поэтично: «Сказка-это не рассказ, не повесть. Не стих-е, не поэма, а…»

2.Читать сказку «Иван-крестьянский сын…» Пересказ фрагментов.







6

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического хар-ра.

1

Система образов сказки. Особенности сюжета сказки. Татарский фольклор, татарские народные сказки.

Урок комментиров. чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа.

Вопросы учителя. Работа над вопросами. Коллектив. обсуждение.

Умение выделять композиц. особенности сказки,особенности речи Ивана. Хар-ка главного героя.

Принести сборники сказок о животных и бытовые: подготов. пересказ одной сказки.







7

Сказки о животных. «Журавль и цапля».Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1

Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф Народные представления о добре и зле в сказках. Татарск. сказки о животных

Обучение чтению. Беседа.

Ответы уч-ся

Комментир. чтение сказок. Беседа

1.Подготовить небольшое высказывание и ответить на вопрос: Какие жанры УНТ мне особенно близки?

2.К вн/чт: прочитать татар. Сказку «Белый волк». Составить кратк. письм. план пересказа







8

Вн/чт «Во всех сказках добро побеждает. А зло наказывается» (по

татарской сказке «Белый волк»)

1


Связь с историей татарского народа

Выступления учащихся на уроке внеклассного чтения. Урок-доказательство

Составление плана. Ответы на вопросы по знанию основного содержания. Контроль записей в тетрадях.

Работа с текстом сказки. Формирование умений аргументировать свои ответы, используя текст произв-я.

Сопоставьте две сказки: «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо» и сказку «Белый волк»,

Подготовьте на пересказ сказку татарского народа







9

Р.Р. Мои любимые народные сказки. Обучение домашнему сочинению.

1

Идейно-тематич. близость произв. УНТ татарск. и русского народа

Развитие устной и письменной речи учащихся

Инд. и коллектив. работа. Выполнение тестовых заданий

Понимание темы сочинения; умение доказывать, делать выводы, обобщения; умения выстраивать композиц. Сочинения, логично и последовательно излагать мысли.

Написать сочинение







10

Из древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси.

«Повесть временных лет»

1

Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Объяснение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Творческое чтение.

Проверка письм. задания. Составление хронолог. таблицы.

Умение анализирования текстов, фрагментов из «Повести…» (по группам)

1.Подготовить пересказ статьи учебникастр.45.

2. Прочитать летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина…». Ответить на вопрос 1 стр.49








11

Жанр летописи. Русское летописание.«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Связь лит-ры с историей и живописью (иллюстр. Картины художника А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Проведение исследования. Фронтал. опрос, выбороч. пересказ.

Фронтал. опрос, выбороч. пересказ.

Умение составлять план, осмысливать содержание материала. Инд. и групповая работа

Ответить на вопросы на стр.49

Вопрос№2 (как вы понимаете слова Д.С.Лихачёва : «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери – древней Руси» За что мы должны быть благодарны и в чём это может проявляться?







12

Из литературы 18 века.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»как юмористическое нравоучение.

1

Связь с историей, механикой, химией, минералогией, с ИЗО

Обучение чтению. Беседа. Анализ стихотворения.


Составление хронолог. таблицы.

Знать энциклопед. справку о Копернике и Птолемее

1.Ответить на вопрос стр.53 №2 (подготовить небольш. высказывание-рассуждение на тему: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от…»)

2.Выучить наизусть юмористическое нравоучение.







13

Вн.чт .Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века.

1

Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Урок внеклассного чтения. Запись опорного конспекта. Сообщения учащихся о баснописцах прошлого

Викторина по проверке знаний басен

Уметь составлять опорный конспект.

Подготовить выразительное чтение басни на выбор. Составить речев. хар-ку героев этой басни.








14

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Русские басни. Русские баснописцы 18 века.Связь с живописью и историей. Крылов и Пушкин.


Беседа с элементами чтения, викторины, творческая работа

Викторина на распознавание басен Крылова. Подбор речев. хар-к героев басен (самостоятельно)

Формирование умения выделять главное

1.Составить список героев Крылова из тех басен, которые прочитали учащиеся. Нарисовать одного из них в тетради (по желанию).

2.Выучить басню (по выбору)

3.Инсцениров. басни (по группам)







15

Аллегорическое отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне»

1

Стих. М.ЮЛермонтова «Два великана», историч. факт- взятие Наполеоном Москвы

Беседа с элементами чтения, творческая и письменная работа.

Инсценирован. басни

Письм. работа-раскрыть смысл аллегории в этой басне.

Умения определять мораль басни и сформулир. основ. идею произв

Прочитать сказку «Спящая царевна»







16

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна» Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

Сопоставление «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

Слово учителя, рассказы уч-ся

Худ. пересказ сказки (от начала до встречи царевны с ведьмой пряхой)

Формирование умений работать со статьей учебника «Повествование, описание, рассуждение».

1.Подготовить пересказ фрагмента сказки «Спасение царевны», используя элементы повествования и описания.








17

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психолог. проблемы баллады.

1

История дружбы Жуковского и Пушкина. Суть спора-«рождение сказок» Н.Даули «Три сосны». М.Джалиль «Соловей и козлик»

Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению. Составление плана «основные события баллады»

Чтение и комментирован. баллады. Составление плана «основные события баллады»

Уметь находить примеры звукописи, устаревших слов и выражений книжной лексике

1.Выучить отрывок из произв. поэта.

2.Стр.86 ответить на вопрос№7

3.Прочитать и пересказать статью о Пушкине стр.87-88.






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета)
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconП. Бабынино Бабынинского района Калужской области
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе разработана на основании Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconТематическое планирование по литературе 11 класс
Программа составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе для 5-11 классов...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, примерной программы основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по литературе с учётом стандартов второго поколения
Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск