«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УР Директор школы
_____________/Исенбаев В. Р./ ___________ /Исанаева Е. А./ ________________/Дмитриева Э. А./
Протокол № _____ от «_____» _____________2011 г Приказ № ____ от
«_____» _____________2011 г «____» _________2011 г
Рабочая программа
муниципальное общеобразовательное учреждение
Бимская средняя общеобразовательная школа
Агрызского района Республики Татарстан
Самарина Светлана Гавриловна,
учитель русского языка и литературы второй категории по русской литературе, 8 класс Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № _________ от
«_____» ____________2011 г
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Основные цели и задачи литературного образования в 8 классе:
1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных
произведений.
5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.
6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников. Целью литературного образования в 8 классе является изучение истории в произведениях искусства: исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времён. В центре анализа – связь жизни с искусством. Материал в в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию, эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: определению специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики, изучению некоторых сведений из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой. Подробно изучаются произведения, включённые в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имён и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления, навыки коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 70 часов.
В результате изучения русской литературы в 8 классе ученик должен
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины, пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие понятия); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); баллада (развитие представлений); лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); двусложные размеры стиха (развитие понятия); гипербола ( развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как форма комического (развитие представлений).
Уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и
лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом
произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно
воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического
стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Рабочая программа разработана на основе примерных программ по русскому языку, представленных в сборнике нормативных документов.
Русский язык и литература. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение»2005 г Используемые на уроке русского языка педагогические технологии:
- иллюстративно-объяснительная
-проектная технология
- технология уровневой дифференциации Фирсова Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Класс: 7
Учитель: Самарина Светлана Гавриловна
Количество часов: 70, в неделю 2 ч
На развитие речи – 6 ч (кл соч -2, дом соч -3)
На внеклассное чтение – 8 ч Учебно-методический комплекс:
1. Курдюмова Т.Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М.Дрофа, 2009
2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.Дрофа, 2009 Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М. Айрис-Пресс, 2009 Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- программа «Домашний репетитор»
- репетитор «Литература» (весь школьный курс)
- электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов)
http//www.prosa. ru
http//www.pritchi.nm.ru Для заучивания наизусть:
А.К.Толстой «Илья Муромец»
И.А.Крылов «Волк на парне»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок из «Метели»)
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывок «Бой с барсом»)
И.И.Козлов «Вечерний звон»
К.Д.Бальмонт «Живая вода»
А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок «Переправа»)
Е.М.Винокуров «В полях за Вислой сонной…»
В.С.Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…»
Планирование по рус литературе 8 класс
№
| Тема урока
| Кол-во час
| Тип урока
| Виды учебн деятельн
| Результат освоения материала
| Вид контроля, измерители
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| факт
| 1 четверть
| 1
| Литература и время
| 1
| Объяс нового матер
| Чтение вводн статьи
| Знать: основные теоретические понятия, связанные с изучением произведений.
Уметь: пользоваться различными справочными изданиями
| Пересказ статьи
| Пересказ статьи учебника
|
|
| Фольклор
| 2
| Русские исторические песни. Отражение жизни народа в произвед. фольклора
| 1
| Объясн нового матер
| Чт ст «Русски истор песни»
| Знать: исторические жанры.
Уметь: пользоваться различными справочными изданиями
| Сообщ учащихся
| С.15-32
|
|
| 3
4
| Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»
| 2
| Объяс нового матер
| Комментирование драмы
| Знать: особенности художественной формы.
Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью
| Беседа
| Пересказ пьесы
|
|
| Древнерусская литература
| 5
| История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись «Смерть Олега от своего коня» («Повесть временных лет»)
| 1
| Систематиз ЗУН
| Устное словесное рисование
| Знать: историческую основу стихотворения.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; использовать различные формы изученных художеств. произведений исторической тематики
| Беседа
| Задания 1, 2, с. 34
|
|
| 6
| Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
| 1
| Объясн нового матер
| Чт статьи о древнер литер
| Знать: особенности повествования художественного произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времен – как отображенного в произведении, так и соответствующего моменту прочтения
| Беседа
| Задание 5, с.38
|
|
| 7
| Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты)
| 1
| Объясн нового материала
| Комментиров текста
| Знать: особенности повествования художественного произведения.
Уметь: воспринимать и анализировать текст; пользоваться справочными изданиями, связанными с исторической тематикой
| Беседа
| Задания 1, 2, с. 44-45
|
|
| 8
| «Житие преподобного Сергия Радонежского»
| 1
| Объясн нового материала
| Ответы на вопросы
| Знать: биографию Сергия Радонежского
Уметь: определять связь литературного произведения со временем
| Монологический ответ
| Подготовиться к сочинению
|
|
| 9
| Р/р. Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
| 1
| Комбинирован
| Сочинение по картине
| Знать: содержание прочитанного произведения.
Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
| сочинение
| сочинение
|
|
| 10
| История на страницах произв XVIII века. Общ обзор драмат века. Характерист «Истории гос-ва Российского» Н. М. Карамзина
| 1
| Объясн нового материала
| Ответы на вопросы
| Знать: основные этапы жизн пути Н. М. Карамзина; условия возникн сентимен как лит направления; содержание повести.
Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр лит произв, формулировать идею, проблематику произведения; давать характ герою
| Беседа
| Перечитать повесть
|
|
| Литература 18 века
| 11
12
| Н. М. Карамзин. «Марфа-посадница…»
| 2
| Комбинирован
| Пересказ содержания
| Знать: основные этапы жизненного пути Н. М. Карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературн направления; содержание повести.
Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою
| Организ совмест деятельн
| Художеств пересказ эпизода
|
|
| Литература 19 века
| 13
| Былины и их герои в произведениях XIX века. Былины А. Толстого «Илья Муромец», «Правда»
| 1
| Комбинирован
| Выразит чтение
| Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; использовать различные формы изучения художеств. произвед-й
| Ответы на вопросы
| Задания 4-5, с.80
|
|
| 14
| Г. У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И. А. Бунина)
| 1
| Объясннового материала
| Выраз чтение
| Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа
| Беседа по содерж отд глав романа
| Задания 3-6, с.92
|
|
| 15
| Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как историч роман
| 1
| Объясннового матер
| Сжатый пересказ глав
| Знать автора и факты его биографии и творч деят; содерж произв-ия; понимать историч время, изображён в романе; поступки героев. художественные особенности романа.
Уметь: определять связь литературного произведения со временем
| Ответы на вопросы
| Прочитать «Ромео и Джульетту» Шекспира
|
|
| 16
| У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»
| 1
| Урок внекл чт
| Анализ трагедии
| Знать автора, факты его биографии творч деят; понимать обставновку, в к-рой разыгрывается действие пьесы; уметь объяснять основной конфликт, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви
| Ответы на вопросы
| Биография И. А. Крылова
|
|
| 17
| Исторические басни И. А. Крылова «Волк на псарне»
| 1
| Систематиз ЗУН
| Выраз чт
| Знать: связь сюжета и образов с событиями в истории, специфику жанра басни; понимать аллегорию.
Уметь: определять мораль произведения
| Индивид сообщения учащихся
| Биография А. С. Пушкина
|
|
| 18
| А. С. Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве писателя
«Песнь о вещем Олеге».
| 1
| Систематиз ЗУН
| Ответы на вопросы
| Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; содержание изучаемого произведения.
Знать: историческую основу стихотв-ия.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; пользоваться различными справочными изданиями, связанными с исторической тематикой
| Ответы на вопросы
| С.99-101
Читать поэму
|
|
| 2 четверть
| 19
| «Полтава» (фрагменты). Образ Петра Первого
| 1
| Комбинирован
| Комментиров произв-я
| Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.
Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочит произведению; выявлять авторск позицию
| Ответы на вопросы
| Читать трагедию
|
|
| 20
| «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)
| 1
| Комбинирован
| Ответы на вопросы
| Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения
Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию
| Беседа, проблемн задания
| Учить отрывок наизусть
|
|
| 21
| Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы
| 1
| Урок внекл чт
| Ответы на вопросы
| Знать историю создания повести, понимать её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя; уметь сравнивать с другими произв пушк прозы
| Устное словесное рисование
| Прочитать «Капитанскую дочку»
|
|
| 22
| А. С. Пушкин и история. Творческая история романа «Капитанская дочка».
| 1
| Комбинирован
| Сообщ о творч истории романа
| Знать: основные факты жизни и творчес. пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.
Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию
| Аналитич беседа
| Перечитать главы 1-5, подг кр пересказ о жизни Гринёва до восст
|
|
| 23
24
| Гринёв: жизненный путь героя. Анализ глав 1-5. Гринёв и Швабрин
| 2
| Комбинирован
| Сж пересказ глав, кр рассказ о жизни Гринёва
| Знать: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя
Уметь: использовать различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию писателя
| Беседа
| Составить план характеристики Маши Мироновой, подг о ней сообщ
|
|
| 25
| Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
| 1
| Комбинирован
| Крат рас о жизни Маши Мироновой
| Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов
Уметь: использовать различные виды пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах
| Беседа
| Сост план-характ к теме «Образ Пугачёва»
|
|
| |