Скачать 83.58 Kb.
|
Методические рекомендации по использованию цифрового пособия к урокам музыки. ТЕМА: «Героические образы» В программе « Музыка», авторами которой являются Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина(Музыка 1 – 7 класс, М.: Просвещение, 2011), рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатлённых в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Бессмертные произведения русской музыки: канты неизвестных авторов XVIII века, оперы М.И. Глинки, А. П. Бородина, кантата С.С. Прокофьева, балет А.И. Хачатуряна так же и сочинения современных композиторов – В. Гаврилина, В. Кикты и др. прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство человека. Идея Героической защиты Родины, народного патриотизма – одна из ведущих в русском искусстве. Рассмотрев программу по музыке, мы выделили тему «Героические образы», которая прослеживается на протяжении всего курса. 2 класс – знакомство (один урок). Святые земли Русской. Князь Александр Невский. 3 класс – (один урок). Кантата «Александр Невский.*1Опера «Иван Сусанин» 4 класс – (два урока). Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим… Сцена в лесу. 5 класс – (два урока). Звать через прошлое к настоящему.*Первое путешествие в музыкальный театр – Опера.* 6 класс – (фрагментарно). Образы киномузыки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя (1 урок).Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов(2 урок)* 7 класс – (фрагментарно). Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля! (два урока). Содержание данного проекта позволит учителю расширить музыкальный репертуар и спектр произведений различных видов искусства при подготовке к уроку и во внеклассной работе. На титульном слайде проекта представлена тема: «Героические образы» и перечень разделов: «Александр Невский»;«Спартак»; «Иван Сусанин» Раздел I.Героические образы. Александр Невский. На главном слайде свиток является гиперссылкой к слайду № 24, где дается характеристика термину «Музыкальный образ». Нажав на фразу «Музыкальный образ», мы можем вернуться на главный слайд. Рамки с обозначением классов являются гиперссылками, которые выводят нас на слайды с темами уроков. «Иконки», представленные на слайдах, имеют символическое изображение: - Время создания картины; - Музыкальные фрагменты; - Видеофрагменты; - Текстовая информация; - Возврат на главный слайд. В каждом классе представлено творческое задание, которое учитель может использовать на уроке, возможно при прослушивании аудио или просмотре видео фрагмента. Разнообразен текстовый материал: это информация об истории создании картин, историческая справка об Александре Невском, биографические факты из жизни и творчества художника П.Д. Корина, текстовый материал о создании фильма и кантаты «Александр Невский», сведения о композиторе С.С. Прокофьеве и кинорежиссере С. Эйзенштейне. Также представлен дополнительный материал, необходимый для анализа музыкальных фрагментов из кантаты «Александр Невский»– «Песнь об Александре Невском» и «Вставайте люди русские». В теме 7 класса «Галерея героических образов», через иконки можно выйти на целую галерею живописных образов и фрагментов, что позволяет рассмотреть картину детально. В данном проекте представлен разнообразный исполнительский музыкальный материал, так, например, хор «Вставайте люди русские» можно услышать в смешанном составе и в исполнении мужского хора Краснознаменного ансамбля им. А.Александрова. При помощи презентации «Героические образы. Александр Невский» учитель может в процессе подготовки и проведения урока обращаться к аудио и видео фрагментам, живописным полотнам. Раздел II. Героические образы в музыке А.И. Хачатуряна. «Спартак». Эта презентация представляет собой фрагмент урока по теме: «Галерея героических образов», где используется музыка А.И. Хачатуряна к балету «Спартак». Содержание урока направлено на формирование личностного отношения к понятию «Герой», а также на осознание героического образа в современном мире. В балете А.И. Хачатуряна противопоставляются два мира, две музыкальные сферы: воинственный пышный мир Рима во главе с Крассом и угнетаемые рабы под предводительством Спартака. Презентация построена на методе контраста, в частности, на слайде № 3 представлено сравнение скульптур Микеланджело. Кроме этого, дано сопоставление музыкальных образов Марка Красса и Спартака в аудио и видео фрагментах балета в исполнении выдающихся танцовщиков Мариуса Лиепы и Владимира Васильева в постановке выдающегося балетмейстера ХХ века Ю. Григоровича (в полном и сокращённом варианте). Каждый слайд презентации включает не только творческие задания для учащихся, но и гиперссылки, выводящие нас на текстовую информацию для учителя. С помощью материала данной презентации дети осуществляют личностный выбор. Приходят к осознанию понятия «Герой» в жизни и музыке. Раздел III. Героический образ в опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» Героико-патриотическими чувствами наполнено сочинение М.И. Глинки «Жизнь за царя». Это произведение воспевает высокий патриотизм русского народа, содержание которого значительно расширяет жизненный опыт учащихся. Основная идея этой презентации состоит в раскрытии образа Ивана Сусанина во взаимодействии с другими образами оперы. На главном слайде представлены изображения главных героев оперы: Ивана Сусанина, Антониды, Вани и поляков. Имена героев являются гиперссылками на отдельные слайды, посвященные этим образам (слайды № 3, 4, 5, 6), которые раскрываются через аудио и видеофрагменты. Слайд № 3 «Сусанин и Ваня». Образ Вани представлен в разнохарактерном плане – это и «простосердечный» подросток полный нежности и любви к отцу, исполняющий песню «Как мать убили», и возмужавший, сильный смелый человек, готовый стать на защиту своей родины в арии «Бедный конь в поле пал…». При этом продолжительность сцены «Бедный конь в поле пал» 06.35, а при повторном слушании можно использовать лишь музыкальный фрагмент, протяженность которого 02.58. Высказывания, расположенные в нижнем правом углу могут служить темой или идеей урока. Чтобы вернуться на главный слайд достаточно нажать на заголовок слайда. Слайд № 4 «Сусанин и Антонида».Образ Антониды также представлен в сопоставлении с образом Ивана Сусанина. Через трогательные интонации народных причитаний раскрывается внутренний мир героини, её боль за отца. Драму душевных переживаний передает романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки», который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек «Разгулялися, разливалися». Несмотря на то, что романс Антониды и сцена у монастырского посада представлен в разделе слушания в 7 классе, хор подружек можно использовать в теме: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» в 6 классе. Для возврата на главный слайд достаточно нажать на заголовок слайда. Слайд № 5 «Иван Сусанин и поляки». С этими образами учащиеся впервые знакомятся в 4 классе в теме: «Опера «Иван Сусанин». На слайде представлено высказывание, которое помогает при анализе образа. Полонез и мазурка становятся символами поляков. При этом интонации мазурки получают дальнейшее развитие в сцене «Устали мы, продрогли мы…». Танцы краковяк и вальс становятся символами торжества польской знати. При этом если в 4 классе происходит первое знакомство с танцевальными номерами польской знати, то возвращение к этой же теме в 7 классе направлено на углублённое и осознание образа поляков. Слайд № 6 «Иван Сусанин». На слайде представлены сцены из оперы с участием Ивана Сусанина. Через фрагменты арий и речитатива-монолога предстаёт его яркий и многообразный образ: это и любящий отец, живущий заботами своей семьи («Как радует сердце моё»),и русский человек («Ах ты, бурная ночь; «Велик и свят наш край родной»), и герой («Ты взойдёшь моя заря»).На слайде, посвященном Сусанину, представлены аудио и видео фрагменты заключительного хора «Славься, славься ты, Русь моя!», так как без данного эпизода невозможно комплексное осмысление образа Ивана Сусанина. Иконки на слайдах имеют символическое изображении: -Текстовый материал; - Иллюстративный; - Биографический материал Иконка является гиперссылкой к слайду № 7, на котором личность Ивана Сусанина представлена в живописи, скульптуре, в тексте поэмы К. Рылеева «Иван Сусанин» (сцена гибели) и драматургическом решении образа в творчестве разных исполнителей. Образ Сусанина в живописи - каждая маленькая копия картины является гиперссылкой к слайдам № 8,9,10, на которых размещены полноценные репродукции, необходимые для осмысления образа персонажа. Для возврата на главный слайд № 7 достаточно нажать на за головой слайда. Образ Сусанина в скульптуре представлен на слайдах № 11,12,13,14,15.Памятники Ивану Сусанину предложены как целостно, так и фрагментарно. (Обратите внимание, что нажав на фото памятника на слайде № 12, можно через гиперссылку выйти на его детали, а на слайде № 15 через гиперссылку можно выйти на описание памятника скульптора Лавинского). Для возврата на главный слайд № 7 достаточно нажать на фото памятника. Иконка является гиперссылкой к слайду № 16 – «Историческая справка». Герб Сусанинского района Костромской области является гиперссылкой к исторической справке в формате видео. Гиперссылка на слайд № 17 демонстрирует предположительную внешность И. Сусанина через метод историко-антропологической реконструкции. Слайд № 17 Иконка слевавыводит нас на фотографию предположительного места гибели Ивана Сусанина, а иконка справана статью М. Лавринович и М. Велижева «Подробности рассказа о том, что – правда, а что все-таки вымысел».Для возвращения на слайд № 16 следует нажать на заголовок слайда. Для более подробного знакомства с историей установки памятного знака, следует нажать на фото камня. Фото часовни в память 300-летия подвига Сусанина является гиперссылкой на слайд № 19. Нажатие на памятную доску – выход на слайд № 16. Фото церкви – гиперссылка к слайду № 20, на котором показано фото Успенской церкви в селе Домнино, нажатие на саму церковь позволяет выйти на слайд № 16 («Историческая справка»), а заголовок этого слайда – выход на слайд № 7 («Образ Ивана Сусанина»). Исполнители. Через гиперссылку выходим на слайд № 21, где представлены 4 фотографии исполнителей партии Сусанина, которые, в свою очередь, являются гиперссылками к слайдам № 22, 23, 24, 25, на которых даны видеофрагменты арии «Ты взойдёшь моя заря» и биографический материал певцов. Для возврата на слайд № 21 достаточно нажать на заголовок слайда. Фотография Ф.И. Шаляпина служит гиперссылкой к слайду № 25, на котором каждая фотография является отправной точкой для выхода на дополнительные зрительные образы, связанные с жизнью и творчеством данного исполнителя. – Ф.И.Шаляпин в образе Ивана Сусанина, гиперссылка к слайду № 26; - Фото Ф. И. Шаляпина в различные годы жизни, гиперссылки к слайдам № 34, 35, 36; - Портреты Ф. И. Шаляпина, гиперссылки к слайдам № 28, 29; - Дом – музей Ф.И. Шаляпина, гиперссылки к слайдам № 31, 32, 33; - Биография Ф.И. Шаляпина Для возврата на слайд № 25 достаточно нажать на картинку слайда. Литература
вест», 1995.
10. Толковый словарь Ожегова и Шведова – М., 2003 11. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей.- М.: Аванта + Т.5, ч.1. 12. Энциклопедия для детей. Искусство. Русский революционный авангард. – М.: Аванта + Т.7. 13. Энциклопедия для детей. Культура мира. – М.:Аванта+, 2004 14. hhh://www.geocaching.su/photos/caches/ 1* Звездочкой отмечены уроки, углубляющие представления учащихся о содержании темы |
Урока: Героические образы в музыке и живописи Цель: Пронаблюдать, как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают героические... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки.... | ||
Методические разработки к урокам музыки в 3 классе по программе "Новое поколение" Вначале урока может прозвучать "Легенда о домбре" композитора Мендыгалиева и можно провести небольшую беседу о повествовательном... | «Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»... Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки | ||
Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Календарное планирование к урокам музыки в 1-х классах на I полугодие.... Музыкальные звуки, какие они? Шумовые и музыкальные звуки. Счастливые дорожки в музыку. Волшебные ступеньки соль-ми | ||
Презентация «Образы зримой музыки» раздаточный материал основные... Показать связь музыки и живописи; ввести в мир музыкально-живописных образов; познакомить с истоками светомузыки | Урок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована... Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: показать, как музыка характеризует образы, как влияют на развитие музыки темп, динамика; как композитор передаёт движение... | Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | ||
Учителя музыки Тема: «Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания уроков музыки» | Уроках музыки Учитель музыки коротков а. Е. Тема работы Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий | ||
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь | Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | ||
Тема урока Тип урока Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | Урока Тема урока Элемент содержания Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния |