Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
_____________ Т.Ю. Стукен
«_____» ________________ 2013 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности»
цикл ФГОС ВПО Б1.Д.02 часть обязательная
входит в число обязательных дисциплин
к следующим образовательным программам
по направлению подготовки бакалавра
Филология
|
032700.62
| Заочная сокращенная
форма обучения
|
г. Омск – 2013 г. Программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» Разработана:
А.В. Ляпиной , доцентом, к.п.н., доцентом кафедры русской и зарубежной литературы
______________________________________________________________________________ Программа рассмотрена и заседании кафедры русской и зарубежной литературы
(протокол № от « » 2013 г.)
Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы С.А. Демченков Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по профилю подготовки 071900_01.62 “Информационно-аналитическая деятельность" Декан факультета филологии и медиакоммуникаций О.С. Иссерс
Цели освоения дисциплины - подготовить студента к самостоятельной педагогической деятельности в средних, средне-специальных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования, научить продуктивно использовать фундаментальные знания и осознанно подходить к выбору методов и форм в профессиональной среде .
Задачи дисциплины:
Рассмотреть основы организации учебно-воспитательного процесса.
Раскрыть содержание современных образовательных технологий, современных подходов к решению проблемы методов обучения и приемов изучения литературного произведения в его родовой и жанровой специфике.
Познакомить бакалавров с концепциями современного образовательного процесса.
Место дисциплины в структуре ООП вуза : Дисциплина «Основы преподавательской деятельности» относится к обязательной части профессионального цикла и изучается во взаимодействии с курсами «Педагогика», «Психология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В рамках данной дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению):
ОК - способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4)
Код компетенции
| Название компетенции
| Краткое содержание/определение компетенцию Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника университета
| Средства и технология оценивания
| ОК-4
| Способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях
| Знает …
-понятия организационно-управленческих решений, их систематизации и типологии;
-общий процесс принятия организационно-управленческих решений;
-принципы и методы принятия организационно-управленческих решений;
-системный комплекс компетенций субъекта, принимающего организационно-управленческие решения;
-формы и стимулирующие механизмы ответственности за принятые организационно-управленческие решения в различных, в том числе и в нестандартных, ситуациях
Умеет…
-обосновывать выбор и реализовывать технологии, приемы и механизмы принятия организационно-управленческих решений,
- привлекать и организовывать различных субъектов для принятия организационно-управленческих решений;
-формировать мотивацию и нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях;
-использовать законодательные, нормативные и методические документы в процессе принятия организационно-управленческих решений;
-формировать необходимую информационную базу для принятия организационно-управленческих решений;
-оценивать надежность информации для принятия организационно-управленческих решений;
- проводить аудит процесса принятия организационно-управленческих решений, его эффективности, результативности и оптимальности;
Владеет…
-навыками принятия организационно-управленческих решений;
-приемами самоорганизации и самомотивации к принятию организационно-управленческих решений;
-приемами анализа факторов и предпосылок, влияющих на принятие организационно-управленческих решений;
- информационными коммуникационно-техническими средствами принятия организационно-управленческих решений;
-методами обеспечения надежности информации для принятия решений;
-методами диагностика компетенций субъекта принятия организационно-управленческих решений с использованием различных оценочных средств
| Выступление на семинарах
Выступление на семинарах
Деловые игры
Выполнение внеаудиторных заданий
экзамен
|
|
|
Пороговое значение:
Знает
понятия организационно-управленческих решений, их систематизации и типологии; общий процесс принятия организационно-управленческих решений; методы принятия организационно-управленческих решений; формы ответственности за принятые организационно-управленческие решения
Умеет
применять технологии и методы принятия организационно-управленческих решений, нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях; использовать законодательные, нормативные и методические документы в процессе принятия организационно-управленческих решений; формировать необходимую информационную базу для принятия организационно-управленческих решений;
Владеет
навыками принятия организационно-управленческих решений; приемами самоорганизации принятия организационно-управленческих решений
|
ОК – умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)
Код компетенции
| Наименование компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета
| Средства и технология оценивания
| ОК-5
| Владение базовыми теоретическими вопросами государства и права и основами отраслей российского права, умение работать с нормативными правовыми документами и использовать их в профессиональной деятельности
| Знает….
- базовые теоретические вопросы государства и права;
- форму современного российского государства и тенденции его развития;
- источники российского права;
- систему российского права;
- основы отраслей российского права;
- принципы правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
-состояние практики реализации норм права, в том числе в сфере профессиональной деятельности.
|
| Умеет…
- использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения относительно государственно-правовых явлений;
- использовать полученные навыки и знания для работы с нормативными документами;
-оценивать аспекты профессиональной деятельности с точки зрения положений нормативных правовых документов.
| Выступление на семинаре
Экзамен
| Владеет…
- способностью критической оценки норм, закрепленных в нормативных документах;
- навыками толкования положений нормативных правовых документов;
-навыками работы с правореализационными документами.
| Выполнение практических заданий
| Пороговый уровень:
Знает основные теоретические вопросы государства и права, основы отраслей российского права, умеет работать с нормативными правовыми документами и использовать их в профессиональной деятельности, владеет навыками толкования норм права и навыками работы с правореализационными документами.
| экзамен
|
ОК – умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7)
Код компетенции
| Название компетенции
| Краткое содержание / определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенций у выпускников университета
| Средства и технологии оценивания
| ОК-7
| Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних
| Знает:
понятие и механизмы рефлексии
механизмы и приемы сохранения психического здоровья
понятие дезадаптации
методы эмоциональной и когнитивной регуляции и саморегуляции
понятие целеполагания и его механизмы
Умеет:
критически оценивать свои достоинства и недостатки в образовательной и профессиональной деятельности
оценивать роль прошлого опыта в современной ситуации развития науки и техники
адаптироваться и проявлять гибкость в условиях развития науки и техники.
- оценивать собственные результаты и достижения в образовательной и профессиональной деятельности
Владеет:
навыками сохранения психического здоровья
методами и техниками рефлексии, регуляции и саморегуляции собственной деятельности и психических состояний
| Деловые игры.
Выступление на семинаре.
| Пороговый уровень:
Знает понятие рефлексии.
Знает понятие «психическое здоровье» и его признаки.
Умеет критически оценивать собственные достоинства и недостатки в образовательной деятельности.
Владеет методами рефлексии и саморегуляции.
|
Умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК- 10)
Код
компетенции
| Название
компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета
| Средства и технология оценивания
| ПК-10
| Умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик
| Знает:
-принципы отбора теоретического и дидактического материала
-правила работы с наглядными пособиями
-возможности компьютерных технологий по сопровождению (поддержке) уроков и внеклассных мероприятий
Умеет:
-отбирать дидактический материал по теме урока или внеклассного мероприятия
-оформлять традиционные наглядные пособия (карточки, таблицы, схемы и т.д.)
-использовать новые (мультимедийные) средства наглядности
Владеет:
-практикой использования традиционных наглядных пособий при объяснении материала;
-практикой использования мультимедийных средств в качестве учебно-методических материалов
|
Конспекты
|
|
| Пороговый уровень:
Знает правила отбора теоретического и дидактического материала.
Умеет использовать традиционные и новые (мульитмедийные) наглядные пособия.
Владеет правилами отбора учебно-методических материалов и работы с ними
|
|
ПК – готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-11 )
Код
компетенции
| Название
компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета
| Средства и технология оценивания
| ПК-11
| Готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися
| Знает…
-направления использования филологических знаний в воспитательной работе
-приемы адаптации научного знания
к аудитории учащихся
Умеет…
-применять филологические знания в различных формах внеучебной работы (классные часы, дискуссионные площадки, конкурсы, щкольные вечера)
Владеет…
-умениями мотивировать школьников на приобретение филологических знаний, выходящих за пределы школьной программы
| Конспект,
|
|
| Пороговый уровень:
Знает воспитательный потенциал русского языка и литературы
Умеет популярно говорить на филологические темы
Владеет принципами, методами, приемами включения филологических знаний в воспитательный процесс
|
|
ПК – Владение навыками участия в разработке и реализации различного рода проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК- 15)
Код
компетенции
| Название
компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета
| Средства и технология оценивания
| ПК-15
| Владение навыками участия в разработке и реализации различного рода проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах
| Знает…
-основы проектной деятельности
-содержательные составляющие, целевые установки социальной (образовательной, культурно-просветительской, социально-педагогической и т.д.) деятельности
- правила делового общения
Умеет…
-планировать и осуществлять совместную деятельность (работать в группе)
Владеет…
-приемами коллективной деятельности (совещание, «мозговой штурм» и т.д.)
| Деловая игра
|
|
| Пороговый уровень:
Знает основы проектной деятельности. Принимает участие в учебных проектах
|
|
ПК – умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечить работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК- 16)
Код
компетенции
| Название
компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета
| Средства и технология оценивания
| ПК-16
| Умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечить работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности
| Знает…
-нормативные документы, обеспечивающие профессиональную деятельность в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах
Умеет…
-мотивировать коллег либо подчиненных на продуктивную работу;
-организовать профессиональный трудовой процесс;
- обеспечить работу коллектива необходимыми материалами (документами, источниками информации и т.д.)
Владеет…
-опытом организации работы коллектива над решением конкретной профессиональной задачи
| .
|
|
| Пороговый уровень:
Знает нормативные документы, регламентирующие работу в вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.
Способен к коллективному решению задач
Владеет опытом организации работы коллектива
|
| 4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 ч.); ауд. часов – 8; СРС- 100 часов; 36- СРСЭ; 5 семестр.
Раздел дисциплины, содержание
| Объем часов (по видам работы)
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа студентов
| Всего
| в том числе
| Всего
| в том числе
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация
|
| Курсовая работа (проект)
| Индивидуальные задания
| Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
|
|
| 2
| 6
|
|
| 136
|
|
| 136
| Гуманитарное знание в XXI веке. Проблемы современного образования
|
| 2
|
|
|
| 12
|
|
| Конспектирование литературы по теме лекции
| Актуальные проблемы преподавания литературы в современной школе
|
|
| 2
|
|
| 11
|
|
| Выполнение творческого задания. Ответы на проблемные вопросы
| Развитие методики преподавания литературы. Формирование методических школ и их взаимодействие со школами в литературоведении
|
|
| 2
|
|
| 11
|
|
| Конспектирование литературы по теме занятия
| Образ учителя словесности в художественной литературе и кинематографе
|
|
| 2
|
|
| 11
|
| Просмотр художественных фильмов, поиск ответы на вопросы., чтение и анализ художественных произведений по теме занятия
| Конспектирование литературы по теме занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Темы, вынесенные для самостоятельного изучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Преподавание словесности в русской дореволюционной школе
|
|
|
|
|
| 11
|
| Подготовка реферата, работа в фонде ценных и редких книг ОГНБ им. А.С. Пушкина
| Конспектирование литературы по теме занятия
| Специфика урока литературы и основные требования к нему
|
|
|
|
|
| 11
|
| Посещение урока литература, обсуждение по плану
| Конспектирование литературы по теме занятия
| Изучение произведений в родовой специфике. Анализ эпического произведения в школе на разных этапах литературного образования
|
|
|
|
|
| 11
|
|
| Конспектирование литературы по теме занятия
| Изучение лирики в школе
|
|
|
|
|
| 11
|
|
| Конспектирование литературы по теме занятия
| Изучение драматического произведения в школьном курсе литературы
|
|
|
|
|
| 11
|
|
| Конспектирование литературы по теме занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
|
| 36
|
|
| экзамен
| итого
|
|
|
|
|
| 136
|
|
|
| Формы контроля:
текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка тетрадей с лекциями проверка конспектов научно-методической литературы);
промежуточный контроль - экзамен.
Содержание дисциплины
5.1. Лекционный курс (2часа)
|