Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности»





Скачать 384.14 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности»
страница1/4
Дата публикации14.08.2015
Размер384.14 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_____________ Т.Ю. Стукен

«_____» ________________ 2013 г.


Рабочая программа дисциплины
«Основы преподавательской деятельности»

цикл ФГОС ВПО Б1.Д.02 часть обязательная

входит в число обязательных дисциплин

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра




Филология



032700.62


Заочная сокращенная

форма обучения



г. Омск – 2013 г.
Программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности»
Разработана:

А.В. Ляпиной , доцентом, к.п.н., доцентом кафедры русской и зарубежной литературы

______________________________________________________________________________
Программа рассмотрена и заседании кафедры русской и зарубежной литературы

(протокол № от « » 2013 г.)

Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы С.А. Демченков
Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по профилю подготовки 071900_01.62 “Информационно-аналитическая деятельность"
Декан факультета филологии и медиакоммуникаций О.С. Иссерс


  1. Цели освоения дисциплины - подготовить студента к самостоятельной педагогической деятельности в средних, средне-специальных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования, научить продуктивно использовать фундаментальные знания и осознанно подходить к выбору методов и форм в профессиональной среде .

Задачи дисциплины:

  • Рассмотреть основы организации учебно-воспитательного процесса.

  • Раскрыть содержание современных образовательных технологий, современных подходов к решению проблемы методов обучения и приемов изучения литературного произведения в его родовой и жанровой специфике.

  • Познакомить бакалавров с концепциями современного образовательного процесса.




  1. Место дисциплины в структуре ООП вуза : Дисциплина «Основы преподавательской деятельности» относится к обязательной части профессионального цикла и изучается во взаимодействии с курсами «Педагогика», «Психология».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В рамках данной дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению):

ОК - способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4)


Код компетенции

Название компетенции


Краткое содержание/определение компетенцию Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника университета

Средства и технология оценивания

ОК-4

Способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях


Знает …

-понятия организационно-управленческих решений, их систематизации и типологии;

-общий процесс принятия организационно-управленческих решений;

-принципы и методы принятия организационно-управленческих решений;

-системный комплекс компетенций субъекта, принимающего организационно-управленческие решения;

-формы и стимулирующие механизмы ответственности за принятые организационно-управленческие решения в различных, в том числе и в нестандартных, ситуациях

Умеет…

-обосновывать выбор и реализовывать технологии, приемы и механизмы принятия организационно-управленческих решений,

- привлекать и организовывать различных субъектов для принятия организационно-управленческих решений;

-формировать мотивацию и нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях;

-использовать законодательные, нормативные и методические документы в процессе принятия организационно-управленческих решений;

-формировать необходимую информационную базу для принятия организационно-управленческих решений;

-оценивать надежность информации для принятия организационно-управленческих решений;

- проводить аудит процесса принятия организационно-управленческих решений, его эффективности, результативности и оптимальности;

Владеет…

-навыками принятия организационно-управленческих решений;

-приемами самоорганизации и самомотивации к принятию организационно-управленческих решений;

-приемами анализа факторов и предпосылок, влияющих на принятие организационно-управленческих решений;

- информационными коммуникационно-техническими средствами принятия организационно-управленческих решений;

-методами обеспечения надежности информации для принятия решений;

-методами диагностика компетенций субъекта принятия организационно-управленческих решений с использованием различных оценочных средств

Выступление на семинарах

Выступление на семинарах

Деловые игры

Выполнение внеаудиторных заданий

экзамен









Пороговое значение:

 Знает

понятия организационно-управленческих решений, их систематизации и типологии; общий процесс принятия организационно-управленческих решений; методы принятия организационно-управленческих решений; формы ответственности за принятые организационно-управленческие решения

Умеет

применять технологии и методы принятия организационно-управленческих решений, нести ответственность за принятые организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях; использовать законодательные, нормативные и методические документы в процессе принятия организационно-управленческих решений; формировать необходимую информационную базу для принятия организационно-управленческих решений;

Владеет

навыками принятия организационно-управленческих решений; приемами самоорганизации принятия организационно-управленческих решений



ОК – умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)

Код компетенции

Наименование компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ОК-5

Владение базовыми теоретическими вопросами государства и права и основами отраслей российского права, умение работать с нормативными правовыми документами и использовать их в профессиональной деятельности

Знает….

- базовые теоретические вопросы государства и права;

- форму современного российского государства и тенденции его развития;

- источники российского права;

- систему российского права;

- основы отраслей российского права;

- принципы правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

-состояние практики реализации норм права, в том числе в сфере профессиональной деятельности.




Умеет…

- использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения относительно государственно-правовых явлений;

- использовать полученные навыки и знания для работы с нормативными документами;

-оценивать аспекты профессиональной деятельности с точки зрения положений нормативных правовых документов.

Выступление на семинаре

Экзамен


Владеет…

- способностью критической оценки норм, закрепленных в нормативных документах;

- навыками толкования положений нормативных правовых документов;

-навыками работы с правореализационными документами.

Выполнение практических заданий


Пороговый уровень:

Знает основные теоретические вопросы государства и права, основы отраслей российского права, умеет работать с нормативными правовыми документами и использовать их в профессиональной деятельности, владеет навыками толкования норм права и навыками работы с правореализационными документами.

экзамен


ОК – умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7)


Код компетенции

Название компетенции

Краткое содержание / определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенций у выпускников университета

Средства и технологии оценивания

ОК-7

Умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних

Знает:

  • понятие и механизмы рефлексии

  • механизмы и приемы сохранения психического здоровья

  • понятие дезадаптации

  • методы эмоциональной и когнитивной регуляции и саморегуляции

  • понятие целеполагания и его механизмы

Умеет:

  • критически оценивать свои достоинства и недостатки в образовательной и профессиональной деятельности

  • оценивать роль прошлого опыта в современной ситуации развития науки и техники

  • адаптироваться и проявлять гибкость в условиях развития науки и техники.

- оценивать собственные результаты и достижения в образовательной и профессиональной деятельности

Владеет:

  • навыками сохранения психического здоровья

  • методами и техниками рефлексии, регуляции и саморегуляции собственной деятельности и психических состояний

Деловые игры.

Выступление на семинаре.



Пороговый уровень:

Знает понятие рефлексии.

Знает понятие «психическое здоровье» и его признаки.

Умеет критически оценивать собственные достоинства и недостатки в образовательной деятельности.

Владеет методами рефлексии и саморегуляции.



Умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК- 10)


Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПК-10

Умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик

Знает:

-принципы отбора теоретического и дидактического материала

-правила работы с наглядными пособиями

-возможности компьютерных технологий по сопровождению (поддержке) уроков и внеклассных мероприятий

Умеет:

-отбирать дидактический материал по теме урока или внеклассного мероприятия

-оформлять традиционные наглядные пособия (карточки, таблицы, схемы и т.д.)

-использовать новые (мультимедийные) средства наглядности

Владеет:

-практикой использования традиционных наглядных пособий при объяснении материала;

-практикой использования мультимедийных средств в качестве учебно-методических материалов


Конспекты








Пороговый уровень:

Знает правила отбора теоретического и дидактического материала.

Умеет использовать традиционные и новые (мульитмедийные) наглядные пособия.

Владеет правилами отбора учебно-методических материалов и работы с ними





ПК – готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-11 )



Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПК-11

Готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися

Знает…

-направления использования филологических знаний в воспитательной работе

-приемы адаптации научного знания

к аудитории учащихся

Умеет…

-применять филологические знания в различных формах внеучебной работы (классные часы, дискуссионные площадки, конкурсы, щкольные вечера)

Владеет…

-умениями мотивировать школьников на приобретение филологических знаний, выходящих за пределы школьной программы

Конспект,








Пороговый уровень:

Знает воспитательный потенциал русского языка и литературы

Умеет популярно говорить на филологические темы

Владеет принципами, методами, приемами включения филологических знаний в воспитательный процесс





ПК – Владение навыками участия в разработке и реализации различного рода проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК- 15)



Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПК-15

Владение навыками участия в разработке и реализации различного рода проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах

Знает…

-основы проектной деятельности

-содержательные составляющие, целевые установки социальной (образовательной, культурно-просветительской, социально-педагогической и т.д.) деятельности

- правила делового общения

Умеет…

-планировать и осуществлять совместную деятельность (работать в группе)

Владеет…

-приемами коллективной деятельности (совещание, «мозговой штурм» и т.д.)


Деловая игра







Пороговый уровень:

Знает основы проектной деятельности. Принимает участие в учебных проектах






ПК – умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечить работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК- 16)


Код

компетенции

Название

компетенции

Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета

Средства и технология оценивания

ПК-16

Умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечить работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности

Знает…

-нормативные документы, обеспечивающие профессиональную деятельность в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах

Умеет…

-мотивировать коллег либо подчиненных на продуктивную работу;

-организовать профессиональный трудовой процесс;

- обеспечить работу коллектива необходимыми материалами (документами, источниками информации и т.д.)

Владеет…

-опытом организации работы коллектива над решением конкретной профессиональной задачи

.







Пороговый уровень:

Знает нормативные документы, регламентирующие работу в вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.

Способен к коллективному решению задач

Владеет опытом организации работы коллектива




4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы (144 ч.); ауд. часов – 8; СРС- 100 часов; 36- СРСЭ; 5 семестр.

Раздел дисциплины, содержание

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация




Курсовая работа (проект)

Индивидуальные задания

Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену







2

6







136







136

Гуманитарное знание в XXI веке. Проблемы современного образования




2










12







Конспектирование литературы по теме лекции

Актуальные проблемы преподавания литературы в современной школе








2







11







Выполнение творческого задания. Ответы на проблемные вопросы

Развитие методики преподавания литературы. Формирование методических школ и их взаимодействие со школами в литературоведении







2







11







Конспектирование литературы по теме занятия

Образ учителя словесности в художественной литературе и кинематографе







2







11




Просмотр художественных фильмов, поиск ответы на вопросы., чтение и анализ художественных произведений по теме занятия

Конспектирование литературы по теме занятия































Темы, вынесенные для самостоятельного изучения




























Преподавание словесности в русской дореволюционной школе
















11




Подготовка реферата, работа в фонде ценных и редких книг ОГНБ им. А.С. Пушкина

Конспектирование литературы по теме занятия

Специфика урока литературы и основные требования к нему
















11




Посещение урока литература, обсуждение по плану

Конспектирование литературы по теме занятия

Изучение произведений в родовой специфике. Анализ эпического произведения в школе на разных этапах литературного образования
















11







Конспектирование литературы по теме занятия

Изучение лирики в школе
















11







Конспектирование литературы по теме занятия

Изучение драматического произведения в школьном курсе литературы
















11







Конспектирование литературы по теме занятия




























Подготовка к экзамену



















36







экзамен

итого
















136










Формы контроля:

текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка тетрадей с лекциями проверка конспектов научно-методической литературы);

промежуточный контроль - экзамен.


  1. Содержание дисциплины


5.1. Лекционный курс (2часа)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «экономические и правовые основы...
Целью изучения дисциплины «Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности» является освоение студентами научных...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа дисциплины Основы деятельности спецслужб в правовом...
Цели освоения дисциплины «Основы деятельности спецслужб в правовом государстве»
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconЭлективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы...
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconДисциплины и дидактическое содержание
Курс предполагает так же и общественно – педагогическую практику, включающую использование знаний источниковедческой базы, навыков...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconВ. П. Захаров Корпусная лингвистика
Оно включает также программу учебной дисциплины «Корпусная лингвистика», которая изучается студентами отделения структурной и прикладной...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»
Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconПостроение логической структуры учебной информации с учетом будущей...
Поэтому правильно организованная методи­ческая и научно-исследовательская работа содействует повышению эф­фективности преподавательской...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины основы деловой культуры, экономические...
Рабочая программа уд является частью основной профессиональной Образовательной программы в соответствии с фгос по специальности 060501...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 3 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа объединения внеурочной деятельности
В современных образовательных программах по технологии взят курс на повышение воспитательной и трудовой направленности содержания...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
Рабочая программа дисциплины «Основы преподавательской деятельности» iconРабочая программа дисциплины фтд. 3 «Основы научной деятельности студента»
Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы уточняются и детализируются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск