Скачать 219.93 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГПУ) УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _____________Т.С. Смирнова «____» _____________ 2013 г. Программа вступительного испытания «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ» Направление подготовки – 050100 Педагогическое образование Квалификация (степень) «Магистр» Основные образовательные программы магистратуры:
Автор: д.п.н., проф. Сергеева В.П. Москва 2012 Содержание
3.1. Содержание программы (темы обзорного реферата) и список рекомендуемой литературы. 3.2. Требования к владению материалом. 3.3. Критерии оценки. 1. Правила проведения вступительного испытания Правила проведения вступительного испытания соответствуют Положению о вступительных испытаниях при приеме в магистратуру института иностранных языков МГПУ (утверждено 20 ноября 2012 г., протокол заседания Ученого совета ИИЯ МГПУ № 3). 2. Форма проведения вступительного испытания Вступительный экзамен по теории и методики обучения иностранным языкам проходит в виде устного собеседования по результатам:
Самопрезентация и обзорный реферат готовятся заранее.
Помимо CV абитуриенту рекомендуется предъявить документы, подтверждающие уровень его компетентности, требуемый на вступительном испытании (дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, награды, ксерокопии публикаций и пр.). Приветствуются сертификаты, свидетельствующие о владении иностранным (английским) языком.
Абитуриент имеет право выбора темы с учетом собственных научных предпочтений и потребностей. Требования к обзорному реферату представлены в приложении 2. 3. Программа «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ» 3.1. Темы обзорного реферата Тема 1. Иностранный язык как учебный предмет в системе управления образовательным процессом Рекомендуемое содержание Иностранный язык как учебный предмет: история и актуальное состояние вопроса. Система управления качеством иноязычного образования. Характеристики и особенности управления образовательным процессом в иноязычном процессе школы. Сравнение иностранного и родного языков. Обучение ИЯ в естественных и искусственных условиях. ИЯ как объект управления; особенности изучения и преподавания ИЯ. Система «управления иноязычным образованием». Факторы успешности управления качеством в процессе обучения ИЯ. Рекомендуемая литература
Тема 2. Сущность управления инновационными процессами в образовании на теоретическом уровне Рекомендуемое содержание Закономерности, конкретизирующие общие законы протекания инновационных процессов и отражающие специфику управления инновационными процессами в ОУ: закономерность согласованного взаимодействия управляющей и управляемой ОС в ОУ обеспечивающая инновационное развитие, учет которой позволяет уменьшить дестабилизационный эффект новшеств и тем самым оптимизировать внутренние и внешние связи в управлении инновационным развитием; закономерность гармоничного сочетания централизации и децентрализации в управлении инновационными процессами в ОУ. Рекомендуемая литература
Тема 3. Основные принципы управления инновационным процессом в ОУ Рекомендуемое содержание Принцип развития инновационного профессионально-личностного потенциала педагогов ОУ, направленный на осмысление, проектирование и реализацию образовательных новшеств; принцип прогностичности, предполагающий прогнозирование сценариев изменений образовательного процесса вследствие внедрения инноваций, их рисков и социальных эффектов; принцип демократизации управления, предполагающий активизацию государственно-общественного управления на всех уровнях системы образования; принцип оптимальности и здоровьесбережения, ориентированный на отбор инноваций с учетом оптимального использования ресурсов и предупреждения перегрузки у школьников и педагогов. с учетом оптимального использования ресурсов и учебного времени; сохранения здоровья субъектов и организации здорового образа их жизни; учет последствий принимаемых решений и прогнозирование сценариев инновационного развития образования. Рекомендуемая литература
Тема 4. Функции управления инновационным развитием ОУ Рекомендуемое содержание Характеристика функций стимулирующая – содействие раскрытию потенциальных возможностей развития учащихся и педагогов, мотивация педагогов на профессионально-личностные достижения в освоении, создании и реализации инноваций; стабилизирующая направленная на повышение качества образования в русле реализации педагогических новшеств; экспертная, предполагающая экспертизу, отбор и фиксацию такого содержания, средств и методов управленческой деятельности, которые являются эффективными для достижения запланированных результатов; прогностическая, обеспечивающая сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления образовательным процессом; прагматическая – выбор и принятие управленческих решений, которые Рекомендуемая литература
Тема 5. Содержание процесса управления инновационным развитием ОУ Рекомендуемое содержание Характеристика последовательности этапов управленческой деятельности в ОУ предполагает: аналитико-прогностический, целевой, проектировочный, организационный, внедренческий, экспертно-оценочный, рефлексивный. Рекомендуемая литература
Тема 6. Формирование кластеров образовательных инноваций в ОУ Рекомендуемое содержание Характеристика кластера как «точки роста» и «запуска культурно-инновационных процессов» в образовательном учреждении: направленность на поддержку и развитие образовательных инноваций; атмосфера доверия и творчества в образовательной среде школы как условие инновационного развития ОУ; квалификация педагогов ориентированных на инновационное развитие; взаимодействием в инновационных процессах образовательных учреждений разного уровня. Факторы, препятствующие развитию кластеров образовательных инноваций в ОУ. Рекомендуемая литература
Тема 7. Организационно-управленческие условия реализации инновационных процессов в ОУ Рекомендуемое содержание Нормативно-правовое обеспечение условий управления инновационными процессами в ОУ; система подготовки педагогических и управленческих кадров к инновационной деятельности в условиях мегаполиса; создание системного информационного обеспечения управления инновационными процессами; система адресных курсов повышения квалификации педагогов, создание базы ресурсных центров школ - активных участников инновационного движения. Рекомендуемая литература
Тема 8. Основы теории и методологии инноватики в иноязычном образовании Рекомендуемое содержание Классификация нововведений в иноязычном образовании и в педагогике Национальное стратегическое проектирование в области инновационного развития образования в России. Инновационные модели развития системы иноязычного образования и содержание общего среднего образования в регионах России. Рекомендуемая литература
Тема 9. Организационные формы инновационной деятельности в образовании Рекомендуемое содержание Инновационный образовательный процесс: этапы, сущность, содержание. Жизненный цикл инновации в образовании. Инновационные стратегии в образовании. Организационно – содержательные инновации в образовательном процессе. Создание и развитие инновационной структуры в ОУ. Мониторинг инновационной деятельности ОУ. Рекомендуемая литература 1. Инновационные модели школы: учеб.-метод. пособие. – СПб., 2003. – 231 с. 2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 547 с. 3. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. – М., 1991. – 143 с. Тема 10. Инновационная деятельность образовательного учреждения в целях повышения качества иноязычного образования Рекомендуемое содержание Психологические основы коллективной инновационной иноязычной деятельности в ОУ. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения как условия повышения качества. Этические и правовые основы иноязычной инновационной деятельности в образовательном учреждении. Авторский и инновационный педагогический опыт в творческой деятельности педагогов новаторов иноязычном образования. Основные методы инновационной деятельности в иноязычном образовании. Инновационные педагогические идеи в творческой деятельности педагогов инноваторов в образовательном учреждении. Рекомендуемая литература
Тема 11. Инновационная деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением Рекомендуемое содержание Психологические основы иноязычной инновационной образовательной деятельностью руководителя в управлении ОУ. Организация инновационной деятельности педагогов в иноязычном обучении учащихся. Информационное обеспечение инновационной деятельности педагога. Публичная презентация результатов управления инновационной деятельности в иноязычном образовании педагогов и руководителя ОУ. Рекомендуемая литература
Основные понятия и термины Управление – всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля. Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандейс в 1910 г. Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление — это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы». В последние 50 лет термин «управление персоналом» использовался для описания функции управления, посвященной найму, развитию, обучению, ротации, обеспечению безопасности и увольнению персонала. Управление персоналом — вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение инновационных целей ОУ, путем использования труда, опыта, таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом. Инновации – нововведение (инновация) понимается как целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общественную группу – новые, относительно стабильные элементы в результате целенаправленной деятельности людей-новаторов (В.А. Сластенин). Инновационный процесс - сложное динамическое новообразование, представляющее собой мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий, средств), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Инновационный процесс как объект управления - представляет собой открытую систему, имеющую как внутренний, так и внешний контур управления. Учитывая как различные источники, так и различные механизмы компенсации рисков, меры по их компенсации группируются по двум основным категориям: меры, реализуемые во внутреннем организационном пространстве образовательного учреждения (группировка задач по значимости и трудоемкости; оптимизация сроков их выполнения; разработка системы мотивация кадрового состава на достижение поставленных целей; оперативный анализ отклонений в выполнении мероприятий, актуализация графиков выполнения работ и т. д.) и меры, требующие внешнего взаимодействия (корректировка и дополнение содержания установочных и оперативных семинаров с представителями ОУ; оптимизация работы и диверсификация опыта). Иноязычное образование – рассматривается в следующих аспектах: 1) как целостный педагогический процесс; 2) как ценность; 3) как средство; 4) как деятельность; 5) как результат. 1. Иноязычное образование – целостный, специально организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся средствами и содержанием предмета «иностранный язык», благодаря которому происходит культурное обогащение, обретение ими опыта диалогического взаимодействия, способности и готовности к дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знания. 2. Ценностными основами иноязычного образования выступает совокупность следующих положений, в которых иностранный язык рассматривается как феномен культуры, элемент культуры, как «перекресток культур», средство трансляции культуры. 3. Иноязычное образование представляет собой единство следующих составляющих, где иностранный язык выступает как средство развития мышления, воспитания человека с гуманным мировоззрением, развития личности. 4. Иноязычное образование рассматривается как деятельность познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, эстетическая, а, следовательно, преобразовательная, которая имеет важное значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида. 5 Результатом иноязычного образования должно стать формирование языковой личности – совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, благодаря которому происходит развитие личности, формирование ее культуры. Образовательный процесс – отражает взаимодействие обучения и воспитания, двусторонность взаимодействия педагога и обучаемого, направленность процесса на гармоническое развитие личности, единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон, взаимодействие всех структурных элементов: цели, средств достижения образовательных задач, результатов образования; реализация трех функций: развития, воспитание и обучение человека. 3.2. Требования к владению материалом Требования к самопрезентации:
В ходе собеседования по результатам самопрезентации абитуриент конкретизирует, детализирует информацию о себе, а также представляет аргументацию способности обучаться в магистратуре по выбранному направлению и выбранной магистерской программе. Критерии оценки обзорного реферата
Требования к защите обзорного реферата В ходе собеседования по содержанию обзорного реферата абитуриент должен аргументированно продемонстрировать актуальность выбранной темы, сформулировать цель, задачи, методы исследования, а также кратко изложить результаты, полученные в ходе обзора литературы. В ходе собеседования по содержанию обзорного реферата абитуриент должен продемонстрировать:
3.3. Способ оценивания и критерии оценки Оценка осуществляется в баллах (максимум – 100 баллов) с последующим переводом в оценочную систему. Самопрезентация оценивается максимально в 40 баллов. Защита обзорного реферата – в 60 баллов. Перевод результатов оценивания из балльной системы в оценочную проводится по следующей схеме: 0 – 40 баллов = «неудовлетворительно» 41– 64 баллов = «удовлетворительно» 65 – 84 балла = «хорошо» 85 – 100 баллов = «отлично» Оценка самопрезентации (максимум 40 баллов)
Оценка обзорного реферата (максимум 60 баллов)
Приложение 1. Модель резюме
Дата составления резюме Подпись Приложение 2. Требования к обзорному реферату Обзорный реферат имеет научно-информационное назначение, составляется по нескольким материалам или источникам и предусматривает самостоятельный анализ работ, относящихся к выбранной теме. Реферат предполагает краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной проблемы. Обзорный реферат является сводной характеристикой определенного содержания первоисточников, позволяющей определить степень разработанности проблемы, заявленной в названии реферата, вывить пути, направления и подходы ее изучения, предпринятые в научной литературе. Обзор не должен представлять собой компиляцию. Представляя собой, по сути, аналитический обзор, реферат включает также авторские обобщения и выводы, касающиеся постановки дискуссионных вопросов или выделения новых аспектов, подлежащих изучению. Примерная структура реферата
Требования к оформлению реферата Объем реферата – 8 000 – 10 000 печ. зн. с пробелами. Размер шрифта - 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк - 1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Все страницы нумеруются, начиная со страницы 2; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Название пишется без кавычек. Ниже, по центру заголовка, указывается вид и цель работы – обзорный реферат для поступления в магистратуру. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество референта. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы Список литературы выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Должна быть соблюдена правильность библиографического описания использованной литературы. |
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным... Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 286-304 | Программа проведения вступительного испытания по предмету «русский... Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание... | ||
Программа вступительного испытания "Юриспруденция" ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция | Программа вступительного испытания по истории Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по... | ||
Программа вступительного испытания по обществознанию Форма проведения вступительного испытания Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Протокол № от 2013г. Программа вступительного испытания по дисциплине Рап и имеет своей целью выявление и объективную оценку уровня специальной подготовки поступающих в магистратуру относительно общих... | ||
Программа вступительного испытания по информатике и информационно-коммуникационным... Вступительные испытания проводятся в форме тестов, содержащих 15 заданий, оценивается по стобалльной шкале, в соответствие с критериями,... | Программа вступительного испытания Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... | ||
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» Программа вступительного испытания по истории сформирована на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего... | Программа вступительных экзаменов в аспирантуру ноу впо виб по специальности... Vi. Примерный перечень вопросов вступительного испытания по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (по... | ||
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Собеседование в форме обсуждения с абитуриентом самостоятельно выполненного им реферата, связанного с предполагаемой темой магистерской... | Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Собеседование в форме обсуждения с абитуриентом самостоятельно выполненного им реферата, связанного с предполагаемой темой магистерской... | ||
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Собеседование в форме обсуждения с абитуриентом самостоятельно выполненного им реферата, связанного с предполагаемой темой магистерской... | Методика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению... ... | ||
Форма проведения и программа вступительного испытания, проводимого... Вступительного испытания, проводимого угуэс самостоятельно, по дисциплине теория и практика рекламы и | Программа вступительного испытания для поступающих для обучения по... Данная программа разработана на основе требований, определяемых действующим Федеральным государственным образовательным стандартом... |