Скачать 239.4 Kb.
|
Дальтон-технология (по книге Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 286-304.) Может быть еще рано называть «Дальтон» технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся. В этой связи считаем целесообразным описать эту технологию, так как именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы. Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, Дальтон – это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас подобные школы распространены в США, Голландии и многих других странах. Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Х.Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух. В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Особенно хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через нее, в первую очередь, обеспечивается технология личностно-ориентированного образования. Цели Дальтон-технологии:
Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
Рассмотри сущность каждого принципа. Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью. Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор. Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос. Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность). Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом». Охарактеризуем каждый из компонентов дальтон-плана. Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем. Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по количеству учебных четвертей), затем каждую часть – на количество месяцев в четверти и затем – на количество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это все же формальный подход. И опыт действительно в последующем показал, что основой деления должны быть логически завершенные части учебной программы. К самим заданиям предъявляются следующие требования:
Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика. Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях. «Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д. Системы действий учителя и учащихся Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана. Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы. Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать. Коллективный урок Основными признаками такого урока являются:
На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям. Лабораторное занятие К признакам лабораторного занятия относятся:
Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся. Конференция Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п. Основные признаки конференции:
Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России классификациями она ближе всего подходит к группировке учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Нам представляется, что наша школьная практика не требует в этом плане больших изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы занятий предполагают прежде всего участие каждого ученика в активной познавательной деятельности (прежде всего, речь идет о лаборатории). В опыте таких школ, как № 1080 г.Москвы (директор Р.М.Цымбал), Минской гимназии № 3 (директор А.И.Добреневская), выстраивается сис- тема занятий примерно так: могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. В минской гимназии разработаны правила поведения учащихся на Дальтон-часе. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДАЛЬТОН-ЧАСЕ Получи Дальтон-задание по всем предметам заранее, проанализируй их и распредели по дням, по времени (какое задание, где и когда оно будет выполнено в течение 2-х недель).
ДОРОГОЙ ДРУГ! ДАЛЬТОН-ЧАС – это час серьезной самостоятельной работы в условиях СВОБОДЫ ВЫБОРА места, предмета, темы, партнера, источников знаний и т.п. Воспользуйся разумно предоставленной СВОБОДОЙ и ДОВЕРИЕМ!!! Учись САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! СОТРУДНИЧАЙ с коллегами! Будь ОТВЕТСТВЕННЫМ за результаты своей учебно-познавательной деятельности! Предлагай, как лучше организовать работу по Дальтон-плану и как лучше составить Дальтон-задание. УЧИСЬ УЧИТЬСЯ! УСПЕХОВ ТЕБЕ! ДАЛЬТОН-ЧАС может проводиться один раз в неделю Например, в Минской гимназии № 3 каждый вторник второй урок – это работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Задания могут быть по разным предметам. Например, школа только начинает осваивать данную технологию и переводит все 5-е – 6-е классы на эту систему по 2-3 предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Обязательно работает библиотека. В рекреациях коридоров создаются уголки, где группы учащихся могут заниматься. Мебель в классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или, может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки. Приведем примеры творческих заданий из опыта работы Минской гимназии № 3. Учебно-творческое задание для самостоятельной работы (русская литература, 9 класс, учитель – Бондарь И.Л.). Тема: АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Выполнив эту работу, ты:
Используя примерный план анализа лирического произведения, проанализируй стихотворение, которое привлекло твое внимание (Р.Гамзатов, М.Дудин, Н.Заболоцкий, С.Орлов, С.Щипачев, Л.Мартынов). ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Учебно-творческое задание для самостоятельной работы (русская литература, 9 класс, учитель – Бондарь И.Л.). Тема: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ Выполнив эту работу, ты:
Подготовь доклад по одной из тем: «Роль языка в жизни общества», «Язык как развивающее явление», «Неологизмы», «Устаревшие слова», «Стили русского литературного языка», «Почему мы так говорим». Формы контроля: выступление на уроке, участие в проведении радиогазеты или устного журнала, оформление странички рукописного журнала. При подготовке задания используй следующую литературу.
Дальтон-день В этот день ставятся учебные занятия по предметам, на которых используется Дальтон-технология. Содержательной основой их проведения также являются задания, которые заранее даются учащимся. Непосредственно в Дальтон –день учащиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед учителем. Приведем далее пример Дальтон-дня из опыта работы Минской гимназии № 3. ДАЛЬТОН-ДЕНЬ Предметы: русский язык, математика, человек и мир. Уровень: 2 класс. Период: 27 ноября – 2 декабря. |
Программа вступительного испытания «управление образовательным процессом» Содержание программы (темы обзорного реферата) и список рекомендуемой литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом.... | ||
Электронные ресурсы для преподавателей Виды анализа урока [Электронный ресурс] : методическая разработка / сост. В. Д. Забурьянова. Электрон текстовые дан. М. Фгу иоц "Новый... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Управление процессом дифференциации образования в школе в соответствии с концепцией модернизации и Национальной образовательной... | ||
«Управление учебным процессом. Управление контингентом студентов» Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Экономические методы управления процессом модификации универсального подвижного состава ... | ||
Программа дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504.... Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Твардовский А. Т. стр. 281-304, на стр. 304 выбрать одну тему для сочинения, написать сочинение | ||
Боб Фрисселл в этой книге есть немного правды Официальное дополнение к ... | Патентам и товарным знакам (19) А, 23. 06. 1992. De 202004021326, 30. 08. 2007. Jp 2001-303173, 31. 01. 2001. Jp 2001-214236, 07. 08. 2001. Jp 09-176786, 08. 07.... | ||
Здоровье современных школьников продолжает ухудшаться Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями) | Утверждаю заведующий мбдоу «Детский сад №286» /Е. А. Зайнуллина/... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Освоения основной образовательной программы основного общего образования Ого образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения... | Уроки биологии (КиМ) 6 кл Одной из составляющей образовательной технологии является компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом | ||
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности в соотвествии... Федеральных законов от 25. 12. 2008 №281-фз, от 25. 12. 2008 №286–ФЗ, с изменениями внесенными Постановлением Конституционального... | Печатается по решению редакционно-издательского совета апн СССР Технические средства обучения в средней школе / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1972. 304 с |