По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304





Скачать 239.4 Kb.
НазваниеПо книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304
страница1/3
Дата публикации21.11.2017
Размер239.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3


Дальтон-технология

(по книге Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 286-304.)
Может быть еще рано называть «Дальтон» технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся. В этой связи считаем целесообразным описать эту технологию, так как именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы.

Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, Дальтон – это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас подобные школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. Х.Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Особенно хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через нее, в первую очередь, обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.

Цели Дальтон-технологии:

  • обеспечить индивидуализированное развитие ученика;

  • обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии


Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.


Рассмотри сущность каждого принципа.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).

Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».

Охарактеризуем каждый из компонентов дальтон-плана.

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четыре части (по количеству учебных четвертей), затем каждую часть – на количество месяцев в четверти и затем – на количество недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это все же формальный подход. И опыт действительно в последующем показал, что основой деления должны быть логически завершенные части учебной программы.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

  • задания носят уровневый характер;

  • задания охватывают достаточный объем учебного материала;

  • четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

  • задание должно быть понятным и интересным ученику;

  • задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;

  • задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

  • в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе и др.);

  • ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

  • содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория - это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

«Дом» – это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Системы действий учителя и учащихся

Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.

Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана. Системы действий учителя и учащихся будут рассмотрены нами в рамках каждой из четырех форм. Это позволит достаточно четко выделить специфику каждой формы.

Классное учебное занятие – это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это – составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

Коллективный урок

Основными признаками такого урока являются:

  • наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;

  • учитель – организатор и участник процесса обсуждения;

  • ученик – участник и субъект организационной деятельности;

  • результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.

Лабораторное занятие

К признакам лабораторного занятия относятся:

  • наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.;

  • длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;

  • присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов.

Роль учителя заключается в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания.

В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Конференция

Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.п.

Основные признаки конференции:

  • необходимость подготовительного этапа;

  • выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выступлениях важно обозначить собственную позицию.

Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России классификациями она ближе всего подходит к группировке учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Нам представляется, что наша школьная практика не требует в этом плане больших изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы занятий предполагают прежде всего участие каждого ученика в активной познавательной деятельности (прежде всего, речь идет о лаборатории).

В опыте таких школ, как № 1080 г.Москвы (директор Р.М.Цымбал), Минской гимназии № 3 (директор А.И.Добреневская), выстраивается сис- тема занятий примерно так: могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.

В минской гимназии разработаны правила поведения учащихся на Дальтон-часе.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДАЛЬТОН-ЧАСЕ
Получи Дальтон-задание по всем предметам заранее, проанализируй их и распредели по дням, по времени (какое задание, где и когда оно будет выполнено в течение 2-х недель).

  1. На Дальтон-час выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, предмет и порядок выполнения задания.

  2. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.

  3. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми средствами обучения и начинай работать.

  4. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо. Выполняй Дальтон-задание в удобном для себя темпе.

  5. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя.

  6. Работай сейчас. Береги время. Ничего не откладывай «на потом».

  7. Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или классного руководителя, для этого надо иметь карточку – допуск с указанием нужных книг.

  8. Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку).

  9. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем репетиторство. Спрашивай у одноклассников, объясняй им сам. Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты сам лучше его поймешь.

  10. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета.

  11. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуйся ими, как только в чем-то не уверен. Пользуйся справочниками и энциклопедиями.

  12. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.

  13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше усилий.

  14. Старайся выполненные задания сдавать по мере их выполнения до указанного учителем срока.

  15. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает только консультацию, подсказку, где найти ответ и т.п., но не готовый ответ.

  16. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома. Важно выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.

  17. При возникновении серьезных проблем, обращайся к классному руководителю. Не выбрасывай собственный план (расписание) выполнения Дальтон-заданий в эти две недели. Планируя следующие две недели, ты сможешь кое-что улучшить.

  18. Перед тем, как сдавать выполненное задание, посмотри еще раз, какие цели оно преследовало. Проанализируй, достиг ли ты их.

  19. Контрольное (тестовое) задание выполняется только индивидуально!!!

  20. Используй индивидуальный контрольный лист или карту самооценки.


ДОРОГОЙ ДРУГ! ДАЛЬТОН-ЧАС – это час серьезной самостоятельной работы в условиях СВОБОДЫ ВЫБОРА места, предмета, темы, партнера, источников знаний и т.п.

Воспользуйся разумно предоставленной СВОБОДОЙ и ДОВЕРИЕМ!!! Учись САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ! СОТРУДНИЧАЙ с коллегами! Будь ОТВЕТСТВЕННЫМ за результаты своей учебно-познавательной деятельности!

Предлагай, как лучше организовать работу по Дальтон-плану и как лучше составить Дальтон-задание.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ! УСПЕХОВ ТЕБЕ!

ДАЛЬТОН-ЧАС

может проводиться один раз в неделю
Например, в Минской гимназии № 3 каждый вторник второй урок – это работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Задания могут быть по разным предметам. Например, школа только начинает осваивать данную технологию и переводит все 5-е – 6-е классы на эту систему по 2-3 предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Обязательно работает библиотека. В рекреациях коридоров создаются уголки, где группы учащихся могут заниматься. Мебель в классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или, может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.

Приведем примеры творческих заданий из опыта работы Минской гимназии № 3.

Учебно-творческое задание для самостоятельной работы (русская литература, 9 класс, учитель – Бондарь И.Л.).
Тема: АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Выполнив эту работу, ты:

  1. повторишь особенности построения лирического произведения;

  2. вспомнишь средства выразительности, которые используются поэтом;

  3. усовершенствуешь навыки анализа лирического произведения;

  4. познакомишься с творчеством современных поэтов.

Используя примерный план анализа лирического произведения, проанализируй стихотворение, которое привлекло твое внимание (Р.Гамзатов, М.Дудин, Н.Заболоцкий, С.Орлов, С.Щипачев, Л.Мартынов).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Каковы место и время, обстоятельства и события жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения?

  2. Каковы тема и идея, композиция произведения (а точнее – движение поэтической мысли в произведении)?

  3. Каков основной мотив стихотворения (основное направление поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?

  4. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как?

  5. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какими художнственными средствами они выражены?

  6. Что особенно привлекло ваше внимание в произведении? Что считаете нужным «взять с собою в жизнь»?


Учебно-творческое задание для самостоятельной работы (русская литература, 9 класс, учитель – Бондарь И.Л.).
Тема: ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Выполнив эту работу, ты:

  1. научишься работать с дополнительной литературой по предмету;

  2. познакомишься с основами искусства устного публичного выступления.

Подготовь доклад по одной из тем: «Роль языка в жизни общества», «Язык как развивающее явление», «Неологизмы», «Устаревшие слова», «Стили русского литературного языка», «Почему мы так говорим».

Формы контроля: выступление на уроке, участие в проведении радиогазеты или устного журнала, оформление странички рукописного журнала.

При подготовке задания используй следующую литературу.

  1. Откупщиков Ю.В. К истокам слова.

  2. Григорьева Л.Т. Язык мой – друг мой.

  3. Успенский Л. Слово о словах.

  4. Вартаньян Э.А. Слово о словах.

  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.

  6. Барлас Т.Л. Русский язык. Стилистика.

  7. Баранов Н.С. Русский язык. Справочные материалы.


Дальтон-день
В этот день ставятся учебные занятия по предметам, на которых используется Дальтон-технология. Содержательной основой их проведения также являются задания, которые заранее даются учащимся. Непосредственно в Дальтон –день учащиеся могут работать над заданиями или отчитываться за их выполнение перед учителем.

Приведем далее пример Дальтон-дня из опыта работы Минской гимназии № 3.

ДАЛЬТОН-ДЕНЬ

Предметы: русский язык, математика, человек и мир.

Уровень: 2 класс.

Период: 27 ноября – 2 декабря.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПрограмма вступительного испытания «управление образовательным процессом»
Содержание программы (темы обзорного реферата) и список рекомендуемой литературы
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом....
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconЭлектронные ресурсы для преподавателей
Виды анализа урока [Электронный ресурс] : методическая разработка / сост. В. Д. Забурьянова. Электрон текстовые дан. М. Фгу иоц "Новый...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Управление процессом дифференциации образования в школе в соответствии с концепцией модернизации и Национальной образовательной...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 icon«Управление учебным процессом. Управление контингентом студентов»
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconЭкономические методы управления процессом модификации универсального подвижного состава
...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПрограмма дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504....
Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твардовский А. Т. стр. 281-304, на стр. 304 выбрать одну тему для сочинения, написать сочинение
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconБоб Фрисселл в этой книге есть немного правды Официальное дополнение к
...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 23. 06. 1992. De 202004021326, 30. 08. 2007. Jp 2001-303173, 31. 01. 2001. Jp 2001-214236, 07. 08. 2001. Jp 09-176786, 08. 07....
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconЗдоровье современных школьников продолжает ухудшаться
Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями)
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconУтверждаю заведующий мбдоу «Детский сад №286» /Е. А. Зайнуллина/...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconОсвоения основной образовательной программы основного общего образования
Ого образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconУроки биологии (КиМ) 6 кл
Одной из составляющей образовательной технологии является компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПояснительная записка к плану внеурочной деятельности в соотвествии...
Федеральных законов от 25. 12. 2008 №281-фз, от 25. 12. 2008 №286–ФЗ, с изменениями внесенными Постановлением Конституционального...
По книге Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. С. 286-304 iconПечатается по решению редакционно-издательского совета апн СССР
Технические средства обучения в средней школе / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1972. 304 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск