Скачать 41.71 Kb.
|
Статья Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема. I. Изучение литературной критики в школе сегодня является методической проблемой, поскольку в условиях дефицита учебного времени на уроке все меньше уделяется внимания знакомству школьников с литературно-критической статьёй. Между тем исследование художественного произведения невозможно без глубокого изучения критического материала. Оно позволяет ученику обстоятельно ознакомиться с разными трактовками образной системы произведения, формировать собственное критическое мышление. В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность. Отечественная методика преподавания литературы уделяла значительное внимание работе с литературно-критическими материалами в системе уроков по изучению литературного произведения. В работах ученых-методистов, в конкретных практических рекомендациях было определено содержание анализа критических статей, способы привлечения критики к исследованию художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, высказанных в статьях двух или нескольких авторов, организации по ним диспутов. Разработаны варианты изучения отдельных критических статей, показаны пути повышения самостоятельности школьников в освоении как полного текста статьи, так и ее фрагментов. В пособиях и методических рекомендациях детально раскрыты этапы и содержание работы над критическими произведениями И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно познакомить учащихся с неоднозначной трактовкой образа Базарова - критические статьи Д.И.Писарева "Базаров" (1862 г.) и "Реалисты"(1864 г), А.И.Герцена "Еще раз Базаров" (1869 г.), М.А..Антоновича "Асмодей нашего времени" (1862 г.) При изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» ученики прочтут критические статьи Н.А.Добролюбова "Что такое обломовщина?"(1859 г.) и И.Ф.Анненского "Гончаров и его Обломов" (1892 г.), заключающие самые противоречивые оценки образа Обломова. II. Сложности современного периода общественно-политического и духовного развития российского государства, в частности системы образования, вызывают необходимость проявить усиленную заботу о совершенствовании данного направления в методике преподавания литературы при бережном сохранении положительных и оправдавших себя традиций. Требования к усилению работы по развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности ученика, уважение к его внутреннему миру, развитие различных типов учебных заведений с углубленным изучением предмета, происшедшие изменения в содержании литературного образования, обусловленные публикациями художественных и литературно-критических произведений, которые ранее по идеологическим соображениям были недоступны читателям, — все это заставляет по-новому осмыслить задачи изучения материалов критики и литературоведения в старших классах современной школы, вносить в эту работу определенные коррективы. Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. Развитие критического мышления способствует открытости ума, умению анализировать информацию, способности видеть проблему в целом, мобильности, самостоятельности суждений, ответственности за собственный выбор и результаты собственной деятельности. А это – первый шаг человека к социальному успеху. Критика составляет существенный компонент курса литературы на историко-литературной основе. Она органично входит в обзорные и монографические темы, помогает старшеклассникам вникнуть в диалектику сложного, противоречивого взаимодействия литературного процесса и творчества писателя с историей и современностью, способствует глубокому освоению стандартов литературного образования. Обращение к значительным литературно-критическим интерпретациям при знакомстве с личностью, мировоззрением, творческими принципами автора статьи или очерка оказывает неоценимую помощь в усвоении учащимися материалов школьного курса литературы. III. Перед учителем выдвигаются следующие целевые установки: 1) создать у старшеклассников целостное представление о критике; 2) объяснить, почему автор статьи или эссе обратился к тому или иному произведению, творчеству того или иного писателя, литературному направлению и т.п. 3) помочь воспринять и осмыслить данный литературно-критический феномен, учитывая исторический период, общественное и культурное движение 4)способствовать плодотворной работе над статьей посредством тезирования, конспектирования, эвристического и проблемного обсуждения; 5) обеспечить плодотворное освоение изучаемого литературного источника. При этом критика функционирует как особое искусство, включаясь в процесс истолкования произведений как посредник между художественной словесностью и читателем. Она сохраняет и самостоятельную значимость как сфера творческой деятельности, предполагающая применение специфического таланта и даже гения, и как документ культуры определенной эпохи. На уроках литературы в 9-10 классах ученики знакомятся в основном с литературной критикой XIX века. В 11классе – XX века. Ельцова Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 1158 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Журнальная полемика 60-ых годов. Обзор «толстых» литературно-критических журналов | Методическая разработка внеклассного мероприятия 9 «Да были ж схватки боевые…» М. Ю. Лермонтова педагогам предложены авторские сценарии литературно-музыкальных композиций, внеклассных занятий, списки литературы... | ||
Изучение близнецовых пар, обучающихся в Яльчикской средней общеобразовательной школе | Рабочая учебная программа по информатике для 10-11 классов. Пояснительная записка Программа рассчитана на изучение курса “Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт)” в основной и полной средней... | ||
Методическая разработка развитие языковой и речевой компетенции учащихся... Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ю. В. Лебедева и В. В. Агеносова. Поэтому основному разделу предшествуют «Обязательный минимум содержания основного общего образования... | ||
Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... | Самостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения... | ||
Содержание и формат сертификационного экзамена судебных переводчиков как методическая проблема ... | План внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом. Сроки ... | ||
Методическая разработка по профориентационной деловой игре "Салон красоты «Афродита»" «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | Общие направления Методическая тема «Дифференцированное обучение как один из аспектов гуманизации образования в школе» | ||
Уроках иностранного языка в средней школе. Вопросы для самостоятельной подготовки Говорение как врд и как умение (общая характеристика данного врд, сравнительная характеристика монологической и диалогической речи,... | Тематический план лекций по дисциплине «Учебная практика: доврачебная... «Учебная практика: доврачебная помощь при критических состояниях» для студентов 2 курса (2014/15 учебный год) | ||
Интегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития... | Конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы... ... |