Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок





Скачать 168.59 Kb.
НазваниеКрасильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок
Дата публикации17.09.2013
Размер168.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ «Михайло – Павловская средняя

общеобразовательная школа»

Кыринского района

Забайкальского края

Развитие

орфографической зоркости учащихся

на уроках русского языка

учитель:

Красильникова Раиса Николаевна

I категория

с. Михайло – Павловск
2011 г.


План:



  1. Орфография в школьном курсе русского языка




  1. Опорная схема на уроках русского языка




  1. Перевод теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями (алгоритм)




  1. Обобщающие алгоритмы на уроках обобщения и систематизации знаний




  1. Упражнения, формирующие правописные орфографические умения и навыки




  1. Текущая диагностика


VII. Результаты работы (на примере одного класса)

Одним из направлений моей работы является развитие орфографической зоркости учащихся - формирование навыков грамотного письма через опорные схемы и алгоритмы, а также используя проблемное обучение.

Важным фактором при формировании орфографической зоркости, я считаю, является умение понимать правила и пользоваться ими. Поэтому пассивная роль учащихся на уроке (учитель объясняет – учащиеся слушают) не позволяет овладеть навыками грамотного письма. Ученик на уроке должен заниматься активной познавательной деятельностью.

Уяснив для себя это, я строю свои уроки так, чтобы дети активно включались в работу по изучению нового материала.

На каждом уроке должна быть мотивация, чтобы дети чётко знали, зачем им нужно знать то или иное правило (это или какой-то проблемный вопрос, или проблемная ситуация, или сказка). При изучении нового материала стараюсь использовать методы, где дети сами проявляют активность (поисковый и частично-поисковый методы, наблюдение над языковым материалом, лингвистический эксперимент и т.д.)

Ну и, конечно, на мой взгляд, одним из самых интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму и составление опорных схем.
Накопленный опыт позволяет утверждать, что орфографическая грамотность учащихся действительно ощутимо возрастает, если ими осознаются важнейшие теоретические положения русской орфографии; сформировано представление об орфограмме; осознаются основные принципы правописания, на основе которых многочисленные написания и правила формируются в легко обозримые немногие группы; становятся очевидными существующие соотношения между произношением и написанием, между формулировками правил и их внутренним языковым содержанием.

Предметом обучения являются написания, которые регулируются специальными правилами. Эти правила составляют основное содержание школьной орфографии.

Профессор А.Н.Гвоздёв («Об основах русского правописания») применительно к написанию букв определил, что основная их масса пишется «как диктует произношение», это опорные написания. Порядка 10% составляют традиционные написания, непроверяемые, которые запоминаются или определяются с помощью словаря. И немногим свыше 20% букв употребляются в соответствии с орфографическими правилами.

Правилосообразные написания отличаются от традиционных тем, что запоминать графический образ каждого слова в отдельности не надо. Правило обобщает целую группу написаний на основе определенных (языковых) признаков, усвоив которые можно определить, как пишется любое конкретное слово, подводимое по данное правило. «В основе такого навыка лежит психологический механизм переноса на основе обобщения…» (Богоявленский Д.Н. «Психология усвоения орфографии» М., 1966, с. 129)

Решающее значение здесь имеет не заучивание формулировок, а распознавание грамматической природы орфограммы и подведение её под соответствующее правило.

Успешность учебной деятельности учащихся, в результате которой происходит освоение орфографического правила, зависит не только от системы приобретаемых знаний, но и от того, как строится процесс формирования навыков правописания.

Работу над орфографическим правилом я строю по такой схеме:

  1. создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания данной орфограммы

  2. вывод учащихся, знакомство с выводом учебника

  3. составление опорной схемы

  4. перевод теоретических знаний в умение пользоваться этими знаниями – составление алгоритма рассуждения

  5. отработка образца рассуждения (т.Ее. алгоритма) на основе упражнений

  6. текущая диагностика

Более подробно хочу остановиться на работе со схемой и алгоритмом на уроке изучения новой орфограммы.

Обращение к такому средству наглядности как опорная схема имеет свои причины.

Одна из них заключается в том, что, несмотря на ярко выраженную практическую направленность, курс русского языка не может быть усвоен без овладения системой лингвистических знаний, в которой каждый элемент имеет своё особое место.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме краткого графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенной форме.

При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность. Схема отчетливо и немногословно выделяет главные признаки.

Например:

Тема: «Буквы з – с на конце приставок» (5 класс)


з зв. согл.

... с глух. согл. №11




лага



лож – № 12

 

раст – – рос



ращ – № 13

Тема: «Буквы о – а в корне –лаг– –лож–. Буквы о – а в корне –раст– –ращ– –рос– »

Тема: «Разделительные ъ и ь»


Ъ е ё ю я

ь е ё ю я и



Тема: «Различение ы – и после ц»






цы или ци

цы ци

 


ы
..ц ..ци..

я
 

..цын -аци


я


искл.: ци


я
цыплёнок  ..ция

цыган -ификаци


я
цыкнуть

на цыпочках -изаци

 

Тема: «Правописание суффиксов - чик щик -

д – т остальные 

з - с чик буквы щик

ж


Эти схемы наглядно показывают связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, каковы условия её выбора, следовательно, такая запись нацеливает и на морфемный анализ слова.

Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?

Прежде всего, использование средств графики должно обнажать логические связи явлений, которые существуют в языке. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия. Стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми сталкиваются учащиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально «расшифровывает» (знак окончания, суффикса, корня, приставки).

Запись в виде схемы выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись. Работая со схемой при выполнении практических заданий ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита. Мы совершенствуем и тренируем её, предлагая для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде орфографического правила. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку схема даёт теоретические сведения, открывая логические связи между лингвистическими понятиями.

Таким образом, схема вносит в процесс обучения некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала.

Способность учащихся правильно «читать» схему, т.е. понимать её глубинный смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.

Приведу некоторые их них.

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

  2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

  3. На основе схемы составьте таблицу. Сколько граф будет в ней и почему? Запишите по три примера в каждую графу таблицы.

  4. Найдите неточности в схеме. Запишите схему в исправленном виде.

  5. Расскажите, какие условные обозначения употреблены в схеме и что они обозначают.

  6. Почему в этой схеме обозначены значимые части слова?

  7. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило?

  8. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Раскрывая внутрипредметные связи (например, связь написания и строения слова), демонстрируя логическое противопоставление языковых фактов, схема приводит школьников на верный путь рассуждения, к правильному способу решения лингвистической задачи.

Работа по схеме учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Схема привлекает простотой составления и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся при помощи доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.

И, наконец, последнее. Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала, а также на этапе систематизации и обобщения изученного.

Целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил облегчает алгоритм.

Алгоритм – это перевод теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями.

Заученная формулировка правила живёт в сознании ученика сама по себе, изолированно от тех навыков, которые произвольно складываются в результате орфографических упражнений.

Реакцией на этот недостаток обучения явилась психологическая теория поэтапной отработки орфографических действий на основе правил (алгоритмизация процесса обучения).

Предписывая строгую логическую последовательность действий и определяя целевую направленность каждого действия в отдельности, так называемый алгоритм, составленный на основе конкретного правила, однозначно указывает ход поиска решения орфографической задачи, что даёт положительный эффект.

Алгоритм учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации конкурирующих написаний уже на первых этапах усвоения орфографического материала.

Работа с алгоритмом ведется по принципу «вначале объясни, потом запиши». Это имеет решающее значение именно при первичном изучении материала, так как формирует у ученика определенный стиль мышления, заставляет его думать в процессе письма, предупреждает формальное выполнение заданий и упражнений. В результате работы по алгоритму ученик многократно проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила, усваивает её материю.

Эта тренировка способствует развитию его монологической речи. В результате такой тренировки достигается, в конце концов, понимание смысла лингвистического термина, развивается мышление ученика, а значит и свободное оперирование этим понятием.

Приведу примеры опорных схем и алгоритмов, которые я использую при изучении темы «Причастие» в 7 классе.
Тема: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

 

I спр. - ущ (- ющ)

глагол  действ. прич.Н.В.  

II спр. - ащ ( -ящ)

орф. № 49



Алгоритм


  1. Определю, от какого глагола образовано причастие

  2. Определю спряжение глагола



I спр.

II спр.
пишу в причастии пишу в причастии

   

- ущ (- ющ) - ащ (- ящ)
Тема: Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

 

I спр. - ем (- ом)

глагол  страд. прич.Н.В. 

II спр. - им

орф. № 50



Алгоритм


  1. Определю, от какого глагола образовано причастие

  2. Определю спряжение глагола



I спр.

II спр.
пишу в причастии пишу в причастии

  

- ем (- ом) - им

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастием.

Не с причастием

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

1. не употребляется без НЕ 1. краткие причастия

2. нет  с А завис. от слов 2. есть  с А завис. от слова

орф. № 51

орф. № 50



а

а

Алгоритм


  1. Определю, какое причастие


полное.

краткое


а



2. проверю, есть ли  с , завис. от слова пишу раздельно


да нет
пишу раздельно 3. проверю, употребляется ли слово без НЕ

не .....
да нет

пишу слитно пишу слитно

¬ 

не … не…

Тема: Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких

отглагольных прилагательных.

краткие прич.

Н и отглаг. прил. НН



кратк. прич. краткие прил.← глаг. с , с –ова (-ева)



мн. ч.

ед.ч. ж.р.

ед.ч. ср.р.

орф. 53


Алгоритм


  1. Определю часть речи





кр. прич. кр. прил. ← глаг. с , с –ова (-ева)

пишу –Н– 2. Определю число


мн. ч. ед.ч.

пишу НН 3. Определю род

ж.р. ср.р. м.р.
пишу НН пишу Н

Тема: Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких

отглагольных прилагательных.

 

-ать -анн (-ан)

глагол  страд. прич. П.в.  

-ять -янн (-ян)

 

-еть -енн (-ен)

глагол  страд. прич. П.в.  

-ить -ённ (-ён)

орф. № 54

орф. 53



Алгоритм


  1. Определю, от какого глагола образовано причастие

-ать -ять -еть -ить
пишу пишу

  пишу

- анн-(полн.) - янн-(полн.)

   

- ан-(кр.) - ян-(кр.) - енн-(полн.)- ённ-(полн.)

 

- ен-(полн.)- ён-(кр.)
Тема: Буквы е и ё после шипящих

в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени







шип ... - ённ – ( - ён -)

прич.



... - енн – ( - ен -)

орф. 55


Алгоритм


Проверю, в какой позиции стоит гласная после шипящей

под ударением в безударном положении


пишу ё пишу е




Н а уроках обобщения и систематизации знаний, при подготовке детей к ГИА, ЕГЭ использую обобщающие алгоритмы.

Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно–познавательных задач. Процесс анализа материала, регулируемый обобщенной схемой умственных действий, и построение рассуждений на основе такой схемы предупреждает возникновение обобщений неточных или ошибочных.

Приведу примеры некоторых обобщающих алгоритмов.
Тема: Гласные в суффиксах действительных

и страдательных причастий настоящего времени

1. Определю, от какого глагола образовано причастие настоящего времени

I спр. II спр.

   

пишу -ущ – ( - ющ -) Д пишу -ащ – ( - ящ -) Д
  

-ем – ( - ом -) С -им –С

Тема: Не со словами разных частей речи

(сущ., прил., нареч., прич., глаг., деепр.)

1. Определю, употребляется ли слово без не

да нет



2. Определю часть речи пишу слитно не...

сущ. прил. деепр.

прич. глаг.

нареч.

3. Определю, есть  с а пишу раздельно не .....

да нет


пишу раздельно 4. Определю, есть ли зависимые слова, слова далеко не, вовсе не и др.


да нет




пишу раздельно не ..... пишу слитно не .....
Тема: Буквы оё после шипящих

1. Определю, в какой морфеме находится орфограмма

в  в  в □

2. Есть ли родственные 2. Определю часть речи, 2. Определю часть речи,

слова с е поставлю ударение поставлю ударение

да нет сущ. причастие сущ. глаг.

прил. прил.

пишу ё пишу о

′ ′

пишу о пишу ё пишу о пишу ё

(искл: речёвка)

Трудность работы с алгоритмом возникает тогда, когда дети затрудняются в определении части речи или части слова. А алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова, часть речи. Поэтому особое внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи.

Как бы хорошо не усвоили дети новую орфограмму на уроке изучения нового материала, самое важное – постоянная тренировка в нахождении орфограмм в словах, пунктограмм в предложениях. Этой работе я уделяю много внимания на каждом уроке, доводя постепенно умения до автоматизации.

На своих уроках я использую разные виды упражнений, формирующих правописные умения и навыки.

  1. Нахождение орфограмм в словах по опознавательным признакам:

а) «Орфографические пятиминутки» (необходимо в предложении или небольшом тексте найти, объяснить и выделить все орфограммы (что произношу – что нужно написать))

б) Нахождение орфограммы в разных морфемах

в) Выписывание слов с орфограммами в приставке, корне, суффиксе, окончании.

г) Группировка слов по видам орфограмм

и другие.

2. Правильное написание слов с изученными орфограммами и их графическое выделение.

а) списывание

б) диктанты (выборочный, творческий, распределительный, свободный, объяснительный

и др.)

Например: Распределительный диктант

Распределите слова в 2 столбика (напр: действительное – страдательное причастие)

 

не.. не... и т.д.

Распределите слова по группам в зависимости от орфограммы
Творческий диктант

Образовать от слов (например, от глаголов) действительный причастия настоящего времени, прошедшего времени

или  

образовать от слов существительные с суффиксами – чик - , - щик –

и др.
Выборочный диктант

Выписать слова с орфограммой (например: оё после шипящих в суффиксах

существительных, выписать слова только с проверяемой гласной в корне ит.д.)
Свободный диктант

Восстановить текст по составленным схемам; по опорным словам; по грамматическим словам.
Объяснительный диктант

Запись слов, словосочетаний, предложений с объяснением и графическим выделением орфограмм, пунктограмм .

  1. Классификационные упражнения.

Например:

а) Определить, по какому признаку слова делятся на группы.

б) Определить, по какому признаку распределены слова по группам, найти ошибки и исправить их.

в) Заполнить таблицу примерами.

г) Сгруппировать слова по видам орфограмм

4. Реконструирование предложений.

Например:

Перестройте предложение с причастным оборотом в сложноподчиненное с придаточным определительным, предложения с прямой речью в сложноподчиненные с придаточным изъяснительным и др.

Усвоение или неусвоение правила определяется характером соответствующих упражнений.

Психологи определяют роль упражнений как «выработку умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма», имея в виду, что в процессе выполнения этих упражнений закрепляется не только правильные образцы слов, но и те мыслительные операции, те приемы мышления, которые необходимы учащимся для правильного образца письма.

На этапе усвоения орфограммы подбираю упражнения, дающие возможность отрабатывать образцы рассуждения в различных речевых ситуациях (от упражнений аналитических к реконструированию, а затем и к конструированию, т.е. использованию образцов рассуждения применительно к речевым единицам, созданным в условиях свободного письма):

  1. Списывание (зрительное восприятие)

а) вставить пропущенную букву в словах, пользуясь алгоритмом

б) найти орфограмму и объяснить её написание

в) подчеркнуть орфограмму в словах

г) выписать слова с изученной орфограммой

д) сгруппировать слова по видам орфограмм

2. Диктанты (слуховое восприятие: выборочный, объяснительный, распределительный, творческий, свободный)

3. Классификационные упражнения

а) определить, по какому признаку слова делятся на группы

б) определить, по какому признаку распределены слова по группам, найти ошибки и исправить их

в) заполнить таблицу примерами

г) сгруппировать слова по видам орфограмм

4. Конструирование слов (например, по схемам)

5. Творческие упражнения (самостоятельное создание)

а) составить предложения

б) составить текст на определенную тему, используя слова с изученной орфограммой

в) сочинения, изложения

Быстрота, с какой формируется орфографический навык, и его качество зависят прежде всего от системы упражнений.

Н а этапе формирования умений написания изученной орфограммы немаловажное значение имеет и текущая, периодически проводимая диагностика, показывающая, как конкретно у каждого ученика происходит формирование умения, какие варианты образцов рассуждения усваиваются слабо. В этих целях я в конце урока или в начале следующего урока предлагаю самостоятельную работу, для выполнения которой выбираю приёмы, наиболее экономные с точки зрения времени, затрачиваемого как на осуществление этой работы, так и для её проверки: цифровой буквенный диктант, работа по перфокартам, работа с сигнальными карточками и т.д. Результаты этой работы дают мне возможность отобрать дидактический материал для последующего урока, дети также имеют возможность контролировать свою учебную деятельность, что является одним из непременных условий успеха в обучении.


Работа по проблеме дала свои результаты: класс, с которым я работала с 2007 года, вначале имел очень низкие результаты:



входной контроль

промежуточный контроль

итоговый контроль

общая успеваемость

качество

общая успеваемость

качество

общая успеваемость

качество

16%

0%

75%

25%

75%

25%



Результаты ГИА этих же учащихся в 2009 году



кол-во «5»

%

кол-во «4»

%

кол-во «3»

%

кол-во «2»

%

1

17%

3

50%

2

33%

0

0%

Результаты ЕГЭ этих же учащихся в 2011 году



Общая успеваемость

Набрали баллов

менее 50

%

более 50

%

100%

1

20%

4

80%


Список используемой литературы:
1. Текучева А.В., Разумовская М.М., Ладыженская Т.А «Основы методики русского языка в 4-8 классах» Москва, Просвещение, 1983 г.
2. Львова С.И. «Схема на уроке русского языка» Русский язык в школе, 1990 г. №2
3. Ваганова Д.Ж. «Как преодолеть «минусы» опорных конспектов» Русский язык в школе, 1991 г. №3
4. Шатова Е.Г. «О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии» Русский язык в школе, 1991 г. №4
5. Баранов М.Т. «Выбор упражнений для формирования умений и навыков» Русский язык в школе, 1993 г. №3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Путешествие по морю Орфография
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, и мы с вами отправимся на этом прекрасном корабле в плавание по загадочному...
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок английского языка во 2 классе по теме «Профессии»
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка в 9 классе
Поработаем со словом «бессоюзные»(орфография, словообразование, морфемика, этимология)
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»
Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Морфемика. Орфография»
Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок в разделе «Наша Родина Россия»
Учитель начальных классов: Суринова Раиса Федоровна, высшая квалификационная категория
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconПлан работы на октябрь месяц 2011-2012 учебного года
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconУрок русского языка повторение: орфография и пунктуация – 9 кл
Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в...
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconПримерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconПримерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconПримерные программы отдельных учебных предметов Часть 1: 5-6 классы Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconПлан работы творческой группы учителей русского языка по проблеме...
За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы»
Красильникова Раиса Николаевна I категория с. Михайло Павловск 2011 г. План: Орфография в школьном курсе русского языка Опорная схема на урок iconКонспект урока М. В. Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения...
Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе литературы и русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск