I. Организационный момент. II .Подготовка к изучению нового материала.
Проверка домашнего задания.
1.Анализ стихотворения.
2.Анализ стихотворения.
3.Анализ стихотворения.
Рассказ ученика о поэте.
III. Работа над новым материалом:
1 Беседа.
2 Сообщение темы урока.
3 Чтение про себя.
4 Беседа по содержанию стихотворения.
Анализ.
5 Выборочное чтение.
Знакомство с новым понятием
IV. Закрепление материала
V. Работа над построением стихотворения.
VI. Домашнее задание.
| У-ель: Сейчас у нас урок чтения. На этом уроке мы будем читать стих-ние замечательного русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета.
У-ель: Повернитесь друг к другу лицом, и мы начнём урок с проверки домашнего задания.
– Прочитайте друг другу стих-ние «Учись у них, у дуба, у берёзы». Поменяётесь тетрадочками, прочитайте анализ, который вы сделали самостоятельно к этому стих-нию и обсудите его.
– Все справились?
–А теперь послушайте, что у вас получилось.
Ученик: Это стих-ние своими первыми строками призывает нас учиться у дуба и берёзы, быть стойкими и терпеливыми
– Уже известно, что иногда слёзы бывают напрасными, поэтому как бы ни было больно и обидно надо побороть это в себе.
Читая стих-ние, невольно обращаешь внимание на последнее четверостишье. Здесь звучит призыв к ожиданию, к чему-то радостному, что обязательно придёт после тяжёлого испытания.
У-ель: Спасибо. Что скажите о чтении Светы?
– Скажите, удалось ли Свете выявить главную поэтическую идею стих-ния? В чём состоит эта идея?
Ученик: Чтобы мы не злились, а когда приходит весна то им уже «На первый снег… душа»….
У-ель: А как связано с человеком? А человек?
Ученик: Человек должен терпеть все невзгоды и верить в лучшее. Он призывает к этому.
Ученик: В этом стих-нии Фет как бы оживляет берёзы. Пишет о том, как им холодно зимой. У них даже выступили слёзы в лютый холод, но они молчат, терпят. Фет призывает человека к терпению, ещё он призывает, что трудные времена пройдут и как награда за это придут хорошие дни.
У-ель: Что скажите о чтении?
Ученик: Выразительно вставила логические ударения, громко. Правильно поняла смысл стих-ния.
Ученик: Это стих-ние очень мне понравилось. Фет хочет пояснить нам, что нужно быть терпеливыми. Мы должны учиться у деревьев, которые так спокойны. У человек на своём пути много трудностей, ему тоже надо научиться их преодолевать, нужно быть стойкими и мужественными, и смело проходить все преграды судьбы. Если постараться, то можно всё преодолеть.
У-ель: Удалось ли выявить главную поэтическую идею?
Ученик: Удалось.
У-ель: Вы прочитали стих-ние А. А. Фета «Учись у них, у дуба, у берёзы». Каким стал перед вами этот человек? Что вы можете о нём сказать?
Ученик: Он хотел желать все добра и чтобы все были умными. Фет любит природу и красиво писал стихи о природе.
Ученик: Он уже прошёл через эти трудности, а потом написал это стих-ние.
У-ель: Совершенно верно. Почему он пишет «Учись у них, у дуба, у берёзы»? Почему он взял эти два дерева, дуб и берёзу? Что символизируют они оба?
Ученик: Дуб - крепкий, он прошёл через много трудностей, ему уже много лет. Когда он вырастал из жёлудя, то был мягонький – через землю проходил, теперь, когда вырос, то опять трудности на его пути.
У-ель: А берёза почему, как вы считаете?
Ученик: Мне кажется, что у нас зима холодная, лето жаркое. И берёза нигде не растёт, только в России.
У-ель: Берёза символ красоты. Неслучайно он выбрал эти два дерева.
Ученик: Это стих-ние говорит, что не надо отвечать злом, он предстаёт перед нами, учителем, что не надо отвечать злом, а что надо делать когда возникают такие трудности.
У-ель: Вы правильно сказали, что Фет испытал на своём пути очень много трудностей и прошёл через много трудностей. Принято считать, и доказано, только тот человек, который прошёл через трудности, невзгоды, испытания, способен по-достоинству по-настоящему оценить и любовь, и верность, и порядочность, и доброту.
– Молодцы, вы поняли главную мысль стих-ния, спасибо вам за это.
У-ль: Что вы ещё можете сказать о Фете?
Ученик: Фет был очень любознательным, потому что он не мог бы так написать.
Ученик: Не каждый человек может заметить как плачут деревья. Он как бы хотел бы сказать всем, что терпите, терпите, придёт хорошее время. Как напали на нас монголо-татары и держали более двухсот лет, как бы этому событию посвящено. Люди терпели, терпели и в конце концов пришло хорошее время.
Сообщение о поэте.
Ученица: А. А. Фет родился в деревне…………………….губернии в семье помещика, он учился в местной школе-пансионе. Затем на словесном факультете московского университета. Он входил в кружок студентов успешно занимавшихся философией и поэзией. Ещё студентом в 1840 году Фет издал первый сборник стихотворений. В 1845-58 он служил в армии, затем приобрел, большие земли и стал помещиком. Фет вошёл в историю русской поэзии как представитель так называемого чистого искусства. Он утверждал, что красота единственная цель художника. Природа и любовь были главными в произведении Фета. И в это сфере талант его проявлялся с блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами. Поэзия его очень эмоциональна. Поэт мастерски передавал чувство, и настроение подобное Тютчеву Фет одушевлял природу. Пейзаж в стихах Фета необычный, он сияет чистыми и светлыми красками. По выражению Маршака стихи Фета как бы вошли в русскую природу и стали её неотъемлемой частью.
Ученик: В своём выступлении Ксюша подтвердила все мысли, которые мы прочитали в этом стихотворении.
Учитель: Скажите, в каком веке жил Фет?
Ученик: В 19 в.
Уч-ель: А как называли 19 век знатоки русской поэзии, любители русской поэзии.
Ученик: Золотым веком.
Уч-ель: Почему золотым веком?
Ученик: В 19 веке было много писателей поэтов А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, Жуковский. Целая плеяда.
У-ель: Могли они своим творчеством оказать влияние на творчество Фета?
Ученик: Могли.
У-ель: Сегодня мы будем знакомиться с стих-ем А. А. Фета «Бабочка».
– Прочитайте про себя это стих-ие.
– Что вы можете сказать? Поделитесь своими впечатлениями.
Ученик: Фет описывает «Бабочку», как какое-то сокровище, часто она очень красивая, её невозможно увидеть
– Фет описывает от её лица, от лица бабочки. Он поймал бабочку и с ней разговаривает. Бабочка хвастается.
– Она кокетничает, ей жалко, что у нее только два крыла.
У-ель: Какое это стих-ие по форме?
Ученик: Здесь нет ни эпитетов не определений.
У-ель: Воздушно очертание – это говорит о том, что бабочка, какая?
Ученик: Очень хрупкая.
– «Вот, вот сейчас раскину крылья…»
Уч-ель: Сверкнув, значит бабочка, какая?
Ученик: Таинственная.
– Бабочка похожа на какую-нибудь пушинку.
У-ель: Как вы увидели это, где услышали?
Ученик: «На цветок она опустилась…». Если бы она весила 20 килограммов, она бы не могла опуститься.
У-ель: Лёгкий цветок, но она легче цветка.
– Каковы особенности портрета в этом стих-ии? Есть подробное описание бабочки?
Ученик: Нет.
У-ель: А из чего же составлен портрет?
Ученик: Из сравнений.
У-ель: А где ты видишь сравнения?
Ученик: Бархатное сравнение.
У-ель: Хорошо.
Ученик: Портрет составлен из подвижных деталей: очертание, миг, блеск. Такие портреты называются не портретами описания, а портретами впечатления.
– Сложилось у вас впечатлении о бабочке и какое?
Ученик: Она никакого вреда не придаёт. Она летает себе и летает.
У-ель: Какие слова и словосочетания помогают поэту как бы остановить мгновения.
Ученик: «не спрашивай, откуда появилась, куда спешишь...».
– «Вот, вот сейчас раскину крылья и улечу…»
У-ель: Улечу
– «Живое мгновение»
– «Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот дышу…»
– «На долгом дышать хочу»
У-ель: Молодцы, ребята.
– Подведём итог
– Посмотрите, в чём состоит гениальность автора. Он только дал намёк на описание, а мы уже представляем бабочку и у нас складывается впечатление о ней, мы ей восхищаемся.
Здесь бабочка запечатлена поэтом между прошлым и будущим.
– В какой момент он её запечатлел, когда крылышки свёрнуты или закрыты?
– Бабочка радуется сегодняшнему дню, каждому мгновению, а людям этого не хватает, иногда это нам бы хорошо перенять у бабочки.
Ученик: …………….
Уч-ель: Чем необычно построение этого стих-ия? Что вас здесь удивило?
Ученик: Написано как проза.
Уч-ель: Он изменил строфику в своей поэзии? Первая строфа, какая?
Ученик: Длинная.
Уч-ель: А вторая?
Ученик: Короткая.
Уч-ель: Третья?
Ученик: Длинная
Уч-ель: Здесь в построении предложения идёт не монолог, а диалог.
– А теперь скажите, ребята, случайно Фет это сделал, случайно такая строфика – длинная строчка и короткая, длинная и короткая
Уч-к: Он тренировался написать маленькое стих-ие .
– Бабочка раскрыла крылья – длинная строфа, а потом свернула и она маленькая – короткая строфа.
– Длинная строчка – это у неё большие крылья, а маленькая строчка, маленькие крылья, то есть она их сомкнула.
Уч-ель: Как мы будем читать длинные строчки?
Ученик: Напевно.
У-ель: А как будем читать короткие строки?
Ученик: Коротко.
Уч-ель: При чтении характер бабочки должны показать?
Уч-к: Должны.
Анализ чтения
Уч-ель: Удалось ли показать характер бабочки?
Уч-к: Удалось.
Уч-ель: Выучить стих-ие наизусть.
|
Дети работают в парах и обсуждают стих-ние. Учитель контролирует
Чтение стих-ния у доски по учебнику.
Дети анализируют
Выразительное чтение у доски.
Чтение детей про себя.
Учитель показывает движение бабочки
|